Урок физики в 9-м классе
по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов"
Цели урока:
(дидактические или образовательные) обеспечить в ходе урока усвоение понятий “радиоактивность”, альфа-, бета-, гамма- излучений. Продолжить формирование общеучебных умений: планирования рассказа, работы с дополнительной литературой
(воспитательные задачи) продолжать формировать у обучающихся научное мировоззрение.
(развивающие задачи) развивать навыки культуры речи, в целях развития познавательного интереса обучающихся к предмету на уроке планируются интересные исторические справки.
Тип урока – урок изучения нового материала, с использованием новых информационных технологий.
Форма изучения нового материала – лекция учителя с активным привлечением обучающихся.
Методы урока – словесные, наглядные, практические
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор , презентация “Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов”
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)
II. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы начинаем изучать четвертую главу нашего учебника, она называется “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер”.
Тема нашего урока “Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов” (запись в тетради даты и темы урока). (Слайд №1)
Предположение о том, что все тела состоят из мельчайших частиц, было высказано древнегреческим философом Демокритом еще 2500 лет назад. Частицы были названы атомами, что означает неделимые. Таким названием Демокрит хотел подчеркнуть, что атом – это мельчайшая, простейшая, не имеющая составных частей и поэтому неделимая частица. (Слайд №2)
Информационная справка (сообщения делают обучающиеся).
Ученик: Демокрит – годы жизни 460-370 до н.э. Древнегреческий ученый, философ – материалист, главный представитель древней атомистики. Считал, что во Вселенной существует бесконечное множество миров, которые возникают, развиваются и гибнут.
Учитель: Но примерно с середины XIX века стали появляться экспериментальные факты, которые ставили под сомнение представления о неделимости атомов. Результаты этих экспериментов наводили на мысль о том, что атомы имеют сложную структуру, и что в их состав входят электрически заряженные частицы.
Наиболее ярким свидетельством сложного строения атомов явилось открытие явления радиоактивности, сделанное французским физиком Анри Беккерелем в 1896г. (Слайд №3)
Информационная справка
Ученик: Беккерель Антуан Анри французский физик родился 15 декабря 1852 г. Окончил политехническую школу в Париже. Основные работы посвящены радиоактивности и оптике. В 1896г открыл явление радиоактивности. В 1901г обнаружил физиологическое действие радиоактивного излучения. В 1903г Беккерель удостоен Нобелевской премии за открытие естественной радиоактивности урана. Умер 25 августа 1908 г.
Учитель: Открытие радиоактивности произошло благодаря счастливой случайности.
Ученики:
1) 22 декабря 1895 года немецкий ученый В.К. Рентген поведал миру об икс-лучах, которые русские физики назвали рентгеновскими. Это открытие заинтересовало французского ученого Анри Пуанкаре, он организовал публичную лекцию в Парижской академии наук и обратил внимание на бледно-зеленое пятно в конце катодной трубки, где рождались новые лучи. Среди участников заседания был Анри Беккерель. Он решил проверить гипотезу Пуанкаре. Еще в феврале 1896 года Шарль Анри демонстрировал действие флюоресцирующего сернистого цинка на фотопластинку, завернутую в черную бумагу. Беккерель решил использовать соли урана. Он взял из коллекции минералов своего отца двойной сульфат уранила калия. Обернув фотопластинку черной бумагой, он положил на нее металлическую пластинку причудливой формы, покрытую слоем урановой соли, и выставил на несколько часов на яркий солнечный свет. После проявления пластинки на ней было отчетливо видно изображение металлической фигуры, которая покрывалась до опыта солью урана. (Слайд №4,5)
2) Повторные опыты Беккереля дали аналогичные результаты, и 24 февраля 1896 года он доложил академии в результатах опытов. Казалось, что гипотеза Пуанкаре полностью подтверждается. Но осторожный Беккерель решил поставить контрольные опыты. К концу февраля он приготовил новую пластинку. Но погода была пасмурной и оставалась такой до 1 марта. Утром 1 марта было солнечным и опыты можно было возобновить. Беккерель решил, однако, проявить пластинки, лежавшие несколько дней в темном шкафу. На проявленных пластинках четко обозначились силуэты образцов минерала, лежавших на непрозрачных экранах пластинок. Минерал без предварительного освещения испускал невидимые лучи, действовавшие на фотопластинку через непрозрачный экран. Беккерель немедленно ставит повторные опыты. Оказалось, что соли урана сами по себе без всякого воздействия испускают невидимые лучи, засвечивающие фотопластинку и проходящие через непрозрачный слой. 2 марта Беккерель сообщил о своем открытии.
3) Длинным рядом экспериментов Беккерель шаг за шагом опровергал гипотезу Пуанкаре. Оказалось, что лучи могут испускать только соединения урана - это урановые лучи, или лучи Беккереля, как их потом стали называть. Они способны ионизировать воздух и разряжать заряженный электроскоп. Способность урана испускать лучи не ослабевали месяцами. 18 мая 1896 года Беккерель со всей определенностью констатировал наличие этой способности у урановых соединений и описал свойства излучения. Но чистый уран оказался в распоряжении Беккереля только осенью, и 23 ноября 1896 года Беккерель сообщил о свойстве урана испускать невидимые урановые лучи вне зависимости от его химического и физического состояния. (Слайд №6)
Учитель: Естественно ученые попытались обнаружить, не обладают ли способностью к самопроизвольному излучению другие химические элементы. В эту работу внесли большой вклад супруги Пьер и Мария Кюри. Это свойство веществ испускать невидимые лучи Пьер и Мария Кюри в 1898 году назвали радиоактивностью. (Слайд №7,8)
Информационная справка
Ученики:
4) Молодая польская исследовательница Мария Склодовская переходит в Парижскую школу индустриальной физики и химии. Там она знакомится с Пьером Кюри, и в 1895 году они становятся супругами. После рождения дочери в 1897 году Мария Кюри приступает к работе над докторской диссертацией, изучая большое количество химических элементов: не являются ли они источником лучей Беккереля. Эксперименты проводились в заброшенном сарае, который принадлежал Парижской школе. Условия работы были невыносимы: вхoдящий в лабораторию должен был задержать дыхание, чтобы не задохнуться парами кислот, зимой окна держали открытыми, поэтому температура в сарае не превышала 60 тепла.
5) Напряженный труд дал результаты: 18 июля 1898 года Пьер и Мария Кюри сообщили об открытии нового металла, который они предложили назвать полонием в честь родины Марии Кюри его активность была в 400 раз выше активности урана. 26 декабря - 1898 года супруги сообщили об открытии нового элемента, очень похожего по химическим свойствам на барий, обладающий сильной радиоактивностью. Новый элемент назвали радием. Его активность в 900 раз превышала активность урана.
Пьер Кюри трагически погиб, когда, углубленный в свои мысли о предстоящем эксперименте, переходил улицу и попал под почтовый экипаж. Мария пережила мужа на много лет и умерла от мучительной лучевой болезни.
Свое открытие - элемент радий и технологию его изготовления - они подарили человечеству, не взяв патент на изобретение, т.к. были получены успешные результаты лечения онкологических больных с помощью радиоактивного излучения.
Учитель: Смерть Марии Кюри является трагическим уроком — работая с радиоактивными изотопами, она не предпринимала никаких мер предосторожности и даже носила на груди ампулу с радием как талисман.
Учитель: Записать в тетради “радиоактивность” – (лат) radio – излучаю, aсtivus – действенный. Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными (Слайд №10)
В 1899 году под руководством английского ученого Э. Резерфорда, был проведен опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения. (Слайд №11)
Эрне́ст Ре́зерфорд — британский физик новозеландского происхождения. Известен как «отец» ядерной физики, создал планетарную модель атома. Лауреат Нобелевской премии по химии1908 год
Информационная справка
Ученики:
1)Резерфорд родился в Новой Зеландии в небольшом посёлке, расположенном на севере Южного острова близ города Нельсона, в семье фермера. Эрнест был четвертым ребёнком в семье из двенадцати детей, из которых 3 детей умерло от болезней и из-за отсутствия врачей. Имел удивительную память, богатырское здоровье и силу. Успешно закончил колледж в Нельсоне, получив 580 баллов из 600 возможных и премию в 50 фунтов стерлингов для продолжения учёбы в Кентерберийском Колледже.
В 1895 году, после получения степени бакалавра естественных наук и двух лет исследований в передовой области электричества, Резерфорд отправился в Англию для дальнейшего обучении, так как получил премию в 150 фунтов стерлингов. Oнa давалась 1 раз в 2 года одному самому лучшему ученику Новой Зеландии. Из 750 000 человек населения Новой Зеландии к 2010 году лишь трое получило нобелевские премии, включая Резерфорда.
2) Открыл альфа- и бета-излучение, короткоживущий изотоп радона . Объяснил на основе свойств радона радиоактивность тория, открыл и объяснил радиоактивное превращение химических элементов, создал теорию радиоактивного распада, расщепил атом азота, обнаружил протон. Доказал, что альфа-частица — ядро гелия.
Поставив опыт по рассеянию альфа-частиц на металлической фольге, вывел формулу Резерфорда. Исходя из её анализа, сделал вывод о существовании в атоме массивного ядра. Создал планетарную теорию строения атомов. Написал и опубликовал 3 тома работ. Все работы его экспериментальные.
12 учеников Резерфорда стали лауреатами Нобелевской премии по физике и химии.
Учитель: В результате опыта, проведенного под руководством английского физика Эрнеста Резерфорда, было обнаружено, что радиоактивное излучение радия неоднородно, т.е. оно имеет сложный состав. Рассмотрим, как проводился этот опыт.
(Слайд № 12) Анимация радиоактивного излучения
(Слайд № 13) объяснение учителя
На рисунке 1 изображен толстостенный свинцовый сосуд с крупицей радия на дне. Пучок радиоактивного излучения радия выходит сквозь узкое отверстие и попадает на фотопластинку (излучение радия направлено во все стороны, но сквозь толстый слой свинца оно пройти не может). После проявления фотопластинки на ней обнаруживалось одно (рис. 1) темное пятно – как раз в том месте, куда попадал пучок
Потом опыт изменяли (рис.2), создали сильное магнитное поле, действовавшее на пучок. В этом случае на проявленной пластинке возникало три пятна: одно, центральное, было на том же месте, что и раньше, а два других – по разные стороны от центрального. Если два потока отклонились в магнитном поле от прежнего направления, значит, они представляют собой потоки заряженных частиц. Отклонение в разные стороны свидетельствовало о разных знаках электрических зарядов частиц. В одном потоке присутствовали только положительно заряженные частицы, в другом – отрицательно заряженные. А центральный поток представлял собой излучение, не имеющее электрического заряда.
(Слайд №14) Природа радиоактивного излучения
Положительно заряженные частицы назвали альфа-частицами, отрицательно заряженные – бета-частицами, а нейтральные – гамма- квантами. Некоторое время спустя в результате исследования некоторых физических характеристик и свойств этих частиц (электрического заряда, массы, проникающей способности) удалось установить, что гамма – кванты или лучи – это коротковолновое электромагнитное излучение, скорость распространения электромагнитного излучения такая же, как и у всех электромагнитных волн – 300000 км/с. Гамма – лучи проникают в воздух на сотни метров.
Бета – частицы представляют собой поток быстрых электронов, летящих со скоростями близкими к скорости света. Они проникают в воздух до 20 м.
Альфа частицы – это потоки ядер атомов гелия. Скорость этих частиц 20000 км/с, что превышает скорость современного самолета (1000 км/ч) в 72000 раз. Альфа – лучи проникают в воздух до 10 см.
Итак, явление радиоактивности, т.е. самопроизвольного излучения веществом α -, β – и – частиц, наряду с другими экспериментальными фактами, послужило основанием для предположения о том, что атомы вещества имеют сложный состав.
(Слайд №15,16,17,18) Проникающая способность радиоактивного излучения
Бумага задерживает только альфа – излучение, стекло задерживает α -, β – излучение, стальной лист задерживает α -, β – и – излучение, бетонная плита α -, β – и – излучение и нейтронное излучение.
III. Закрепление знаний.
Взаимоконтроль в парах.
1. Кем впервые было высказано предположение о том, что все тела состоят из мелких частиц?
Ответ: впервые предположение о том, что все тела состоят из мелких частиц, было высказано древнегреческим философом Демокритом еще 2500 лет назад.
2. В чем заключалось открытие, сделанное Беккерелем в 1896 году?
Ответ: Открытие, сделанное французским физиком Анри Беккерелем в 1896г, заключалось в том, что атом имеет сложное строение.
3. Как стали называть способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению?
Ответ: Способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению было названо радиоактивностью.
4. Какие химические элементы являются радиоактивными?
Ответ: все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными
5. Какую роль в науке сыграли научные работы Пьера и Марии Кюри?
Ответ: Свое открытие - элемент радий и технологию его изготовления - они подарили человечеству, не взяв патент на изобретение, т.к. были получены успешные результаты лечения онкологических больных с помощью радиоактивного излучения.
6. Сформулируй основную цель опытов Резерфорда.
Ответ: Э. Резерфорд, провел опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения.
7. Что выяснилось в результате этого опыта?
Ответ: В результате опыта, проведенного под руководством английского физика Эрнеста Резерфорда, было обнаружено, что радиоактивное излучение радия неоднородно, т.е. оно имеет сложный состав.
8. Как были названы частицы, входящие в состав радиоактивного излучения?
Ответ: Положительно заряженные частицы назвали альфа-частицами, отрицательно заряженные – бета-частицами, а нейтральные – гамма - квантами.
9. Какова природа альфа излучения?
Ответ: Альфа- частицы (положительно заряженные частицы) – потоки ядер атомов гелия. Скорость этих частиц 20000км/с,
10. Какова природа бета излучения?
Ответ: Бета- частицы – поток быстрых электронов, летящих со скоростью близких к скорости света.
11. Какова природа гамма излучения?
Ответ: Гамма - кванты или гамма - лучи – это коротковолновое электромагнитное излучение ( нейтральные частицы) скорость распространения электромагнитного излучения такая же, как и у всех электромагнитных волн. Имеют большую проникающую способность.
12. Какой важный вывод сделали ученые относительно состава атома вещества?
Ответ: явление радиоактивности, наряду с другими экспериментальными фактами, послужило основанием для предположения о том, что атомы вещества имеют сложный состав.
IV. Подведение итога урока. (Слайд 19)