СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Районирование России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районирование России. Урок по географии. 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Районирование России»

Природное районирование

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Изучение нового материала

— Мы изучаем природные компоненты и их размещение на территории России. Назовите их. (Рельефы, горные породы, климат, воды, почвы, растительный и животный мир.)

— Все природные компоненты взаимосвязаны, т. е. соприкасаются и влияют друг на друга. Вспомните о взаимосвязи рельефа и климата. (Горы задерживают осадки, на южных склонах раньше тает снег. Ливни и талые воды образуют овраги, ветер образует дюны, барханы и т. д.)

— Как климат и рельеф влияют на воды? (Избыточное увлажнение приводит к образованию болот, густой речной сети, а рельеф влияет на котловины озер, скорость и направление течения рек.)

— Приведите примеры влияния климата на почвы. (В разных климатических поясах различные виды почв. Черноземы поглощают больше солнечных лучей, чем другие типы почв, сильнее прогреваются и нагревают воздух.)

Рельеф также влияет на растения и животных: в горах обитают снежный барс, горный баран. В горах наблюдается высотная поясность. Климат и рельеф заставляют изменяться другие компоненты коренным образом. Влияние других компонентов выражено менее ярко. Это более слабые компоненты — почва, растительность, животный мир. Тем не менее изменение одного компонента приводит к изменению других компонентов. Значит, все компоненты на любом участке поверхности Земли находятся во взаимосвязи и образуют природно-территориальный комплекс (или, проще, природный комплекс). Взаимосвязь компонентов состоит в обмене веществами и энергией.

— Как происходит обмен энергией между почвой и воздухом? (Нагретая солнечными лучами почва, т. е. поглотившая энергию Солнца, отдает тепло воздуху — тепловое излучение земли.)

— Приведите пример взаимодействия и взаимосоприкосновения воздуха и горных пород. (В воздухе постоянно находятся частицы горных пород (пыль, песчаные бури), воздух имеется в трещинах горных пород и т. д.)

— Почему природные комплексы в пределах одного климатического пояса столь различны (например, в умеренном климате можно выделить природные комплексы тайги, смешанного леса, степи и полупустыни)? (В пределах одного климатического пояса есть различие в средних температурах января (—20...—4 °С) и июля (+14...+22 °С), различается и увлажнение территории (от избыточного до скудного).)

— Является ли сочетание компонентов в ПТК случайным или оно закономерно? Докажите. (Примерный ответ. Сочетание компонентов не случайное, а закономерное. Оно сложилось в процессе длительной истории развития территории. В течение геологической истории развития развивался и природный комплекс. При увеличении площади суши климат становился холоднее и суше, менялся, соответственно, растительный и животный мир: погибали влаголюбивые растения, появлялись засухо- и холодоустойчивые растения и т. д.)

Природные компоненты в истории Земли изменялись неоднократно (движение литосферных плит, образование и разрушение гор, смена теплого и влажного климата холодным и сухим, изменение органического мира), следовательно, изменялись и природные комплексы.

— Какие природные комплексы можно выделить на Земле?

Самый крупный ПТК — географическая оболочка (состоит из гидросферы, биосферы, верхней части литосферы и тропосферы).

Самые мелкие ПТК (локальные) называются фациями — это неделимые, однородные природные комплексы: луг, болото.

(Учитель рисует на доске схему.)

 

 

Природные комплексы все больше находятся под влиянием хозяйственной деятельности человека, который вырубает леса, распахивает почву, добывает полезные ископаемые, строит города, дороги и т. д. Измененные под влиянием деятельности человека природные комплексы (ландшафты) называются антропогенными.

— Приведите примеры антропогенных комплексов. (Пашни, сады, города, дороги, пастбища и др.)

 

III. Закрепление нового материала

— Что такое ПТК? (ПТК (природно-территориальный комплекс) — это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.)

— Назовите самый крупный ПТК Земли? (Самый крупный ПТК Земли — географическая оболочка.)

— Назовите компоненты географической оболочки. (Географическая оболочка состоит из биосферы, гидросферы, верхней части литосферы и тропосферы.)

— Почему природных комплексов на территории России великое множество? (Примерный ответ. Сочетание разнообразных компонентов (горный и равнинный рельеф, горные породы, разное увлажнение территории, различие в количестве солнечной радиации, поступающей на поверхность Земли и т. д.) образует разнообразные природные комплексы.)

— Назовите компоненты тайги. (Примерный ответ. Умеренный пояс с холодной снежной зимой и теплым летом, kувл  1 (избыточное), подзолистые промывные почвы, хвойные растения (ель, сосна, пихта). Представители животного мира — лось, волк, лиса, бурый медведь, колонок, соболь, росомаха и др.)

— В природных комплексах компоненты взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом, обмениваясь веществом и энергией. Как этот обмен осуществляется? (Обмен веществом и энергией осуществляется в виде круговоротов воды, минеральных и органических веществ.)

Домашнее задание: § 21, вопросы к параграфу.







































Природные зоны России. Арктические пустыни, тундры, лесотундры

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Природные комплексы (региональные природные зоны) расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Эту закономерность обнаружил еще немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Анализируя изменение климата и растительности, ученый установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т. д.

В XIX в. В.В. Докучаев доказал, что зональность — это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК — природных зон. Ведущим компонентом (фактором) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

(Учащиеся рассматривают карту природных зон в учебнике (по Р.: рис. 77 нас. 175; по Б.: рис. 67 на с. 124.)

— Как расположены природные зоны в России?

— Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана?

— Какие не простираются до восточных окраин России? Почему?

Изучением природных зон занимался академик Лев Семенович Берг. Он дал характеристику всех природных зон и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов.

Природные зоны называют ландшафтом или географическими зонами.

Многие природные зоны (степи, лесостепи, широколиственные леса) очень сильно изменены из-за сельскохозяйственной деятельности человека. Меньше пострадали тундра и тайга Сибири.

Давайте вспомним план характеристики природной зоны.

1. Географическое положение (в какой части страны расположена, конфигурация — протяженность).

2. Типичный внешний облик зоны.

3. Климатические условия (пояс, области, средние температуры января, июля, количество и режим осадков, коэффициент увлажнения).

4. Почвы и их свойства (плодородие, кислотность, промывной характер и т. д.).

5. Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям зоны.

6. Возможность использования ресурсов природной зоны человеком (агроклиматические, биологические, почвенные).

7. Проблемы охраны природной зоны (заповедники, национальные парки).

 

Зона арктических пустынь

Природная зона расположена в Арктике, северной полярной области Земли, лежащей за Северным полярным кругом, под созвездиями Медведиц — Большой и Малой. Она занимает острова Арктики: Землю Франца-Иосифа, Новую Землю, Северную Землю.

Характерные черты зоны арктических пустынь: суровость климата (зима очень холодная, суровая, лето — холодное, средняя температура июля около 0 °С), льды, снег (и зимой, и летом), айсберги, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, летом — полярный день.

Полярная ночь на Земле Франца-Иосифа длится более четырех месяцев. Это настоящая ледяная полярная страна. В полярную ночь на небе сияет холодная Луна. Все живое улетело отсюда на юг либо улеглось в спячку. Весной распускаются среди камней у края ледников цветы. Они без запаха, но красивее нежных венчиков этих неприхотливых растений нет ничего на свете. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Самые шумные пернатые — кайры. Эти птицы отлично плавают, ныряют, летают.

Самым крупным хищником Арктики является белый медведь. Толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки. Живут белые медведи 30—40 лет. Белые медведи — хитрые и коварные охотники. У них отличное обоняние. Как правило, к человеку медведи относятся равнодушно, не обращают на него внимания.

Типичным ландшафтом арктической пустыни является природа Земли Франца-Иосифа, где льдом покрыто около 85% суши. Только 5—10% свободной ото льда территории занято растительностью. Растительность состоит из лишайников (100 видов), мхов (80 видов), цветковых растений (37 видов). Кустарников нет. Большая часть поверхности, свободной ото льда, представляет каменистые россыпи, щебень, песок.

 

Зона тундр

— По карте природных зон (по Р.: рис. 77 на с. 175; по Б.: рис. 67 на с. 124) определите положение тундры на территории России.

Характерные черты зоны тундры — полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, отсутствие деревьев и господство мхов, лишайников, кустарничков (брусника, черника, морошка, карликовая березка), множество перелетных птиц летом.

Тундра расположена над мерзлыми грунтами, которые оттаивают летом лишь на 0,5—2 м. Вечная мерзлота охлаждает почву, а значит, и воздух. Почвообразование происходит очень медленно. Вечная мерзлота сохраняется из-за тонкого снежного покрова, который к тому же выдувают сильные ветры с более возвышенных участков. Низкие температуры зимой способствуют промерзанию почвы, а короткое лето не позволяет почве оттаять на значительную глубину.

Слово «тундра» имеет происхождение от тунтури, что в переводе с языка народа саами (у нас их называют лопари) означает «сопки» — невысокие вершины, которые не покрыты лесом.

Растения тундры низкорослые, ползучие. Это мхи, лишайники. Из цветковых преобладают многолетние кустарники и кустарнички (они меньше кустарников по высоте). Некоторые растения вечнозеленые (водяника, брусника, багульник), а другие сбрасывают листья на зиму (карликовые ива и березка, голубика и др.).

Тундра красива дважды в году. Первый раз — в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый. Второй раз — в сентябре, когда желтеют листья березки и ивы. Карликовые березка и ива ведут себя так же, как и их сестры — береза и ива в лесной зоне России.

Золотая осень красива и в тундре. Тундра — раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что деревья имеют высоту 15—30 см. Самое приятное для грибника обстоятельство — грибы из-за прохладной погоды не бывают червивыми.

В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек, т. к. там благодаря понижению рельефа деревья защищены от ветра. Но и здесь они невысоки и разрежены. Ближе к тундре деревья имеют флаговую форму (ветви растут с подветренной стороны, которая защищена стволом от ветра). Стволы дерева часто имеют густую поросль веток внизу — там, где зимой снег укрывает ветки. Выше 10—15 см ствол голый.

Животный мир тундры беднее лесного. В мерзлой почве можно увидеть дождевых червей, которые образуют капсулу из слизи. Слизь не замерзает даже при очень низкой температуре. Тундра — это обитель комаров и мошкары.

Главными обитателями тундры являются — лемминги (небольшие грызуны), песцы и северные олени. Норки лемминга способствуют проветриванию фунтов. На удобренных пометом почвах около нор леммингов более густой фавяной покров. Песцы могут питаться не только леммингами, на обед им достаются и яйца, и птенцы гусей.

 

III. Закрепление нового материала

1. Фронтальный опрос

— Почему лето в арктической пустыне холодное? (Угол падения лучей невелик даже в полярный день, преобладающие площади имеют белый цвет, который отражает 70—80% солнечной суммарной радиации.)

— Почему растительность не образует сплошного растительного покрова? (Большая площадь покрыта льдами, на которых не могут существовать растения.)

— Почему в арктической пустыне преобладают хищники? (Растительный покров скуден, пища только в море.)

— Почему медведь белый? (Примерный ответ. Покровительственная окраска позволяет незаметно ждать добычу у лунки, черный нос медведь прикрывает лапой. В белом волосе находятся пузырьки воздуха, а воздух — плохой проводник тепла, т. е. белый окрас — это защита от холода.)

— Почему природа Севера особенно ранима, трудно восстанавливается? (К экстремальным условиям приспособились немногие растения и животные, т. е. беден видовой состав. Малое количество тепла приводит к медленному восстановлению организмов.)

— Почему в тундре низкие летние температуры воздуха, хотя количество суммарной радиации в полярный день такое же, как на юге лесной зоны? (Солнечная энергия расходуется на нагрев поверхности, охлаждаемой мерзлотой, охлаждает Северный Ледовитый океан.)

— Почему в тундре преобладают многолетние растения, зимующие под снегом, а в степи наземная часть растений ежегодно отмирает? (За короткое лето однолетние растения не успевают пройти весь цикл жизни до созревания семян.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!