СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рахманинов-большое русское сердце

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому – это Русская музыка.

Просмотр содержимого документа
«Рахманинов-большое русское сердце»

«Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому – это Русская музыка. Единственно, что я стараюсь делать, когда сочиняю – это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце». Эти слова принадлежат Сергею Васильевичу Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру.
Для этого великого композитора русская душа связана в первую очередь с образом его Родины – России, русской истории, природы, народа, культуры и духовности.
В музыке Рахманинова отразились поэзия народной песенной лирики, образы народного эпоса, характерный для русской музыки 19-го века, восточный элемент, картины русской природы.
Рахманинов родился 20 марта 1873 г. в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.
Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Отец композитора, Василий Аркадьевич, происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова.
Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года, в возрасте 10 лет Серёжа Рахманинов поступил на младшее отделение Петербургской консерватории. Он переезжает в Петербург, поселяется у своей тётки. Таким образом, оказывается в отрыве от семьи, полностью без какого-либо надзора, предоставленный сам себе. Он очень быстро «отбился от рук», стал непослушным, да ещё и плохо успевающим ребёнком. Так, по окончании уже первого класса консерватории он оказался на грани отчисления. Тогда по совету его двоюродного брата, Александра Зилоти, Сергея Рахманинова переводят в Московскую консерваторию.
В Москве он становится учеником талантливого педагога, прекрасного пианиста Н.С.Зверева. Именно у Зверева Рахманинов научился кропотливой работе, и в дальнейшем это стало потребностью его души. Под влиянием педагога Рахманинов обрёл качества, которые характеризовали его как человека внутренне собранного и чёткого.
«Зверята» - так называли юных талантливых учеников Зверева. Надо сказать, что Николай Сергеевич не только бесплатно занимался со своими учениками, они жили в его доме, он полностью содержал их, вывозил на концерты, в театры, знакомил с интереснейшими людьми – известными музыкантами, художниками и литераторами. Летом он вывозил детей в Крым, брал фортепиано и там так же строго, как и в Москве занимался с ними.
В 1888 году Рахманинов переходит на старшее отделение консерватории и становится учеником своего кузена Александра Зилоти .Одновременно с фортепианными, Рахманинов начинает посещать занятия по композиции. В это время произошло знакомство с П.И.Чайковским, дружбой и поддержкой которого Рахманинов очень дорожил.
В 1891 году Зилоти ушёл из консерватории, а его талантливый ученик, не желая переходить к другому педагогу, самостоятельно, всего за 3 недели подготовил трудную и обширную программу и блестяще её исполнил на выпускном экзамене.
Ровно через год 29 мая 1892 года Сергей Рахманинов заканчивает консерваторию по классу композиции с Большой золотой медалью. Его имя заносится золотыми буквами на мраморную доску в Малом зале консерватории. Дипломной работой молодого композитора явились опера «Алеко» и 1 концерт для фортепиано с оркестром. Примечательно, что председателем экзаменационной комиссии на том экзамене был Чайковский. Выдающийся композитор оставил очень лестный отзыв о композиторских способностях молодого Рахманинова, поставив ему оценку 5 и окружив её со всех сторон плюсами!  Опера «Алеко» была написана всего за 17 дней!
Петр Ильич Чайковский тепло относился к Рахманинову. это известный факт. А вот какой курьёзный случай остался в музыкальной истории об одной из их встреч:
На репетиции оперы «Алеко» к молодому, ещё никому не известному автору подошёл Чайковский и смущённо спросил:
- Я только-что закончил оперу «Иоланта», которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?
Потрясённый и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, словно воды в рот набрал.
- Но если Вы против…- начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.
- Он просто потерял дар речи, Пётр Ильич, - подсказал кто-то.
Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой.
- Но я так и не понял.. – засмеялся Чайковский, - против Вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните!
Рахманинов так и сделал.
- Благодарю Вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, - совсем развеселился Пётр Ильич.

К середине 90-х годов имя Рахманинова становится известным в широкой среде музыкантов и любителей музыки Петербурга и Москвы.
Посвятив большую часть времени композиторской деятельности, Сергей Васильевич даёт концерты в Европе и России как дирижёр и пианист. Достигнув мировой славы, Рахманинов оставался всё таким же скромным, прямым и принципиальным в вопросах искусства и в отношении к людям. В жизни он так же оставался верен своим привычкам, «одевался просто, держал себя натурально» - вспоминали о нём современники.
Судьба подарила Сергею Васильевичу встречи в своей жизни с выдающимися деятелями культуры – с писателями Чеховым, Буниным, Толстым, с художником Левитаном, с артистами Московского художественного театра, в особенности со Станиславским. Дружба Рахманинова с великим русским певцом Ф.И.Шаляпиным продолжалась всю их жизнь.
В 1902 году Рахманинов женится на  Наталье Сатиной и отправляется в свадебную поездку в Италию, Швейцарию, Германию. По возвращению он на несколько месяцев останавливается в Ивановке. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, 21 июня 1907 года Татьяна.
Октябрьские события 1917 года явились для Рахманиновых, как и для многих российских семей, настоящей трагедией, катастрофой. Рахманинов понял, что его артистическая деятельность в России может прекратиться, что творчество его здесь никому не нужно. Поэтому, в декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьёй, С.В.Рахманинов уже более никогда не возвращался в Россию.
В ноябре 1918 г. Рахманиновы переехали в Америку и поселились в Нью-Йорке. Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт, «Три русские песни» для хора и оркестра, «Вариации на тему Корелли» для фортепиано, Третью симфонию, «Симфонические танцы» «Рапсодию на тему Паганини». Эти произведения — последний, самый высокий рахманиновский взлет.
Звучит «Рапсодия на тему Паганини»
За рубежом Рахманинов жил замкнуто, ограничив круг друзей выходцами из России. Исключение было сделано лишь для семейства Ф. Стейнвея — главы фортепианной фирмы, с которым Рахманинова связывали дружеские отношения.
Всю свою оставшуюся жизнь он помогал русским сотоварищам по профессии. О милосердности души великого композитора ходили легенды. Получая за концерты огромные гонорары, Рахманиновы продолжали жить скромно и уединённо, посылая бесчисленные посылки всем, кого знали и не знали в России. На московском главпочтамте удивлялись – кто такой этот Рахманинов, что он всей Москве посылки шлёт?
Наступает 1941 год. В России начинается страшная, кровопролитная война. Рахманинов тяжело переживает каждое сообщение о потере города или села, но зато как он радуется хотя бы маленькому успеху на русском фронте! Он передаёт сборы от концертов советскому консулу в Нью-Йорке. В сопроводительном письме сказано: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!...»
Рахманинова не стало в марте 1943 года. До последнего своего часа он думал о России. Утраченная Родина жила в его сердце как самая большая, дающая творческие силы любовь.
Дарование Рахманинова - лирическое по своей природе. В этом отношении творческая индивидуальность Рахманинова родственна натуре Чайковского. Сближает их, в первую очередь, господствующая роль широкой, протяжной, песенной мелодии. Среди своих современников он выделяется умением создавать широко и длительно развертывающиеся мелодии большого дыхания, соединяющие красоту и пластичность рисунка с яркой и напряженной экспрессией. Мелодизм, певучесть — основное качество рахманиновского стиля, в значительной степени определяющее характер гармонического мышления композитора и фактуру его произведений, насыщенную, как правило, самостоятельными голосами, то выдвигающимися на передний план, то исчезающими в густой плотной звуковой ткани.
Звучит «Мелодия»
Звучит «Вокализ»
Романсы по своей популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80-ти романсов. Большинство их сочинено на тексты русских поэтов второй половины 19-го и рубежа 20-го веков.
Романс Рахманинов трактовал как область выражения в основном лирических чувств и настроений. К жемчужинам вокальной лирики Рахманинова по праву относится романс на слова Екатерины Бекетовой «Сирень». Музыка этого романса отмечена замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.
Звучит романс «Сирень»
В некоторых романсах Рахманинова чувствуется связь с народной песней, при этом он не стремится к воспроизведению всех особенностей народного стиля. Примером может служить песня-романс «Полюбила я на печаль свою» (стихи Т. Шевченко в переводе А.Н. Плещеева). По содержанию песня связана с темой рекрутчины, а по стилю и жанру с плачем. Это драма одинокой женщины-солдатки.
Звучит песня-романс «Полюбила я на печаль свою»
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки, но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Звучит Литургия Иоанна Златоуста «Хвалите Господе»
Своеобразным средством воплощения национального колорита было широкое и многообразное претворение в музыке колокольных звучаний: праздничного перезвона, тревожного набата, переливов бубенцов.
В фортепианной музыке ярче всего развернулся талант Рахманинова – композитора и исполнителя. Пианистом он был феноменальным! У него были прекрасные, огромные руки, левая охватывала 12 клавиш, правая почти15!
Звучит «Эюд-картина» ля минор
Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.
Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов вошел в историю не только как композитор и пианист, но и как выдающийся дирижер нашего времени, хотя эта сторона его деятельности и не была столь длительной и интенсивной. Критик О. Дауне писал: «Рахманинов доказал, что обладает таким же мастерством и контролем над исполнением, музыкальностью и созидательной силой, руководя оркестром, какое он проявляет, играя на рояле. Характер и стиль его игры, так же как и его дирижирования, поражает спокойствием и уверенностью. Это то же самое полное отсутствие показного, то же чувство достоинства и очевидная сдержанность, та же восхитительная властная сила».
Выступление ученицы 7 класса Ногиной Кристины с материалом «Интересные факты из жизни С. В. Рахманинова»
Выступление ученицы 7 класса Ли Анны с материалом «Воспоминания внука С. В. Рахманинова»
Завершая наш урок, скажу словами большого музыканта, композитора Г.В.Свиридова: «Сочинения Рахманинова содержат в себе простые, но возвышенные и сильные чувства: любовь, восторг перед красотой мира, радость, скорбь и веру. Его музыка открыто обращена к человеку и всегда исполнена вдохновения. Слава и гордость русской музыки С.В.Рахманинов – всегда будет жить в истории отечественного и мирового искусства».
Звучат «Весенние воды»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!