СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение и разложение движений и сил

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда мы быстрее движемся вокруг Солнца – днем или ночью?

Мы совершаем два движения: несёмся вокруг Солнца и в то же время обращаемся вокруг земной оси. Оба эти движения складываются – и результат получается различный, в зависимости от того, находимся ли мы на дневной или ночной половине Земли. 

Просмотр содержимого документа
«Сложение и разложение движений и сил»



Рамочный текст произведения, его компоненты и их функции, которые нужно учитывать при изучении произведения

При изучении литературного произведения рассматриваются элементы композиции художественного текста: внешняя композиция, образная система, система персонажей, система деталей, сюжет и конфликт, художественная речь, внесюжетные элементы. Чаще всего на уроках литературы используется такой вид работы, как композиционный анализ прозаического (поэтического, драматического) текста, используя понятия композиция, композиционные приёмы, типы композиции, виды композиции, сюжет, сюжетные элементы, внесюжетные элементы, конфликт, литературный герой, мотив, фабула, типы повествования, система образов, мы переходим к композиционным формам и средствам: повтору, усилению, противопоставлению, монтажу, мотиву, сопоставлению, крупному плану, точке зрения, временным рамкам. Изучая языковую систему произведения, нужно уделить внимание многим опорным точкам композиции: кульминации, развязке, сильным позициям текста, повторам, противопоставлению, перипетиям в судьбе героя, художественным приёмам и средствам.

Традиционным является анализ сильных позиций текста: рассматриваем заглавие, эпиграф, начало и конец текста, главы, части (первое и последнее предложение), затем переходим к определению основных видов композиции: кольцевой, зеркальной, ретроспективной и линейной, свободной, открытой, умолчания.

На первом курсе колледжа студенты понимают, что цельность композиции зависит от способности писателя подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. Каждая деталь композиции - это композиционный прием, который обладает своими особенностями. В драматических, эпических и отчасти лироэпических произведениях основная часть композиции – сюжет. Композиционное оформление сюжета при этом бывает различным. Рассматривая на примере художественного произведения обязательные сюжетно-композиционные элементы, обращаем внимание на дополнительные элементы – экспозицию, пролог, эпилог, и внесюжетные элементы – авторские отступления, вставные эпизоды.

Рассмотрим некоторые приемы и принципы на примере классических произведений.

В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя структурообразующим элементом выступает образ и мотив дороги. Так как художественный образ часто выступает организатором композиции – важно увидеть этот образ дороги в его развитии ( как в лирических отступлениях, так и в сюжетных элементах).

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова мы видим начало повествования без экспозиции, в то время как привычный композиционный прием предпослать действию экспозицию (как первая глава в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина) – встречается чаще.

Композиция может быть построена на симметрии образов, слов, эпизодов. Такая композиция является зеркальной, что характерно для многих произведений В. Маяковского, М. Цветаевой.

Часто писатель использует такой прием, как композиционный разрыв событий: повествование обрывается на самом интересном месте, новая глава начинается с повествования о другом событии ( прием используется М.А. Булгаковым в «Мастере и Маргарите»). Выделяя два типа композиции – простую и сложную, мы на уроках литературы подчеркиваем, что простая композиция сводится к объединению частей литературного произведения в одно целое. Такое объединение можно выяснить рассматривая единый повествовательный тип на протяжении всего произведения ( прямая последовательность событий в сюжете). Сложная композиция обычно выявляется в порядке сочетания его элементов и частей. В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова нарушение хронологической последовательности и последовательная смена повествователей акцентируют особенности характера Г. Печорина и позволяют понять его нравственно-философскую сущность. Так особый художественный смысл воплощается в построении произведения. Несмотря на то, что выявить простой и сложный тип композиции в конкретном художественном произведении иногда достаточно сложно, можно говорить о меньшей или большей сложности композиции произведения.

Простой и сложный тип композиции являются важными элементами произведения и, соответственно, помогают определять художественное целое.

Кроме простого и сложного типа композиции выделяют: обратную, кольцевую, ретроспективную и рассказ в рассказе. В обратной композиции действие произведения начинается с конца описываемых событий, а временной ход действия достроят последующие эпизоды, которые и объяснят причины происходящего. При кольцевой композиции автор использует повтор художественных описаний, строф, события начала и конца происходят в одном месте, в событиях участвуют одни и те же персонажи. В ретроспективной композиции автор использует прием возвращения действия в прошлого. Часто при использовании этого приема появляется вставной рассказ персонажа, и этот вид композиции называется «рассказ в рассказе».

В процессе создания произведения писатель выбирает принципы компоновки элементов, их взаимодействия и последовательности, при этом использует различные композиционные приемы.

Хотела бы остановиться на рамочном обрамлении, при котором основная часть повествования (сюжет) произведения заключена в «рамку» — менее важную в событийном плане часть произведения. Обычно это рассказ в рассказе: повествование персонажа о значительном событии, интересной истории: такой прием использован в повестях «Старуха Изергиль» М. Горького, «О любви» А. П. Чехова, «После бала» Л. Н. Толстого.

В произведениях рамочной композиции есть финал основной части (жизнь героя) и финал, в котором подводит итог повествователь. Сама рама (рамка) подчёркивает особое противопоставление каких-то сюжетных линий. Рама в литературеиспорльзуется для введения в текст сведений о биографии автора, истории создания произведения, размышлений о персонаже. Автор – не только голос, но и лицо, выполняющее функцию посредника между героем и читателем. Компоненты рамы графически отделены от текста, что создаёт читательское ожидание. В рамочном обрамлении могут использоваться авторские примечания, авторское послесловие, внутренние заглавия (оглавление), обозначение времени и места создания произведения. Рамочный текст можно рассматривать как внешний (относится ко всему произведению) или внутренний (оформление начала и конца частей, глав, песен).

Каждый рамочный компонент – это микротекст, обладает собственным значением. Рамочные компоненты подчеркивают диалогичную природу произведения, обращенность к читателю. В литературном процессе изменяются и функции, и компоненты. С усложнением принципов художественного мышления – функции приобретают эстетическую значимость. Образность рамочного обрамления (пример – «от издателя» к «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина») помогает объединить различные сюжеты в цикл. Любое целое имеет свои границы. Можно сказать, что произведение заключено в двойную рамку. Послесловие – заключительное слово автора, может быть не связано с сюжетом. Эпилог рассказывает, как сложились судьбы героев в дальнейшем.

Создание завершенного произведения – конкретная цель творчества писателя. Чтение требует сотворчества, воображения, актуализации культурной памяти и фоновых знаний читателя. Созданная автором картина жизни – особая в каждом произведении Герои, события, обстановка действия часто полностью "придуманы", но иллюзия жизни может быть очень сильной. Писатели нередко подчеркивают условность созданного ими мира, прибегая к таким, например, приемам, как авторские примечания или отступления, создавая образ автора, живущего совсем в другом времени и пространстве чем изображаемые герои. Так, Пушкин обрывает третью главу "Евгения Онегина" на самом напряженном месте - накануне объяснения героев, после письма Татьяны.

В формировании установки восприятия читателя крайне важен такой компонент рамочного текста, как заглавие (в лирической поэзии его роль часто выполняет первая строка, "сообщающая" и о стихотворном размере). Вместе с подзаголовком (обычно указывающим на жанр), а также такими возможными компонентами текста, как эпиграф, посвящение, оно образует заголовочный комплекс. Так, семь слов, входящих в заглавие и подзаголовок одного из ранних произведений Достоевского: "Белые ночи. Сентиментальный роман. (Из воспоминаний мечтателя)" – "это как бы семь ключиков к его художественной тайне". Они подготавливают читателя к вхождению в мир произведения, к встрече с одиноким героем-мечтателем, компенсирующим бедность жизненных впечатлений богатым воображением, фантазией. Важно увидеть разницу между героем и автором, в частности прочесть последнюю фразу текста: "Целая минута блаженства! Да разве этого мало хотя бы и на всю жизнь человеческую?.." – как сентенцию именно героя, а не автора. Сожаление автора об увядающей в одиночестве молодости героя передано и в эпиграфе - строках из стихотворения И.С.Тургенева "Цветок", измененных Достоевским (точку в конце предложения он заменил знаком вопроса): "...Иль был он создан для того, / Чтобы побыть хотя мгновенье / В соседстве сердца твоего?..".



В рамочный текст произведения входят также имя (псевдоним) автора, внутреннее оглавление, авторские предисловие, послесловие, примечания; в драме – список действующих лиц, авторские ремарки. В целом рамка – традиционная зона автора в тексте. Ее можно рассматривать как прямое обращение автора к адресату, как метатекст, подчеркивающий эстетическую дистанцию между произведением и его читателем, условность искусства.


Список литературы

  1. Беленький Г., Снежневская М. Изучение теории литературы в средней школе. – М., 1983, с.110-113.

  2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 2002, с.268.

  3. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2000, с.127.

  4. Кайда Л.. Композиционный анализ художественного текста. – М., 2000, с.88.

  5. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция. – В книге: Теория литературы. – М., 1964, с.434.

  6. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2003, с.120.

  7. Пропп В. Морфология волшебной сказки. – М., 2005, с. 43.

  8. Рамочный текст произведения, его компоненты и их функции. —Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/ramochnyj-tekst-proizvedeniya-ego-komponenty-i-ix-funkczii

  9. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.

  10. Снежневская М.А. Теория литературы в 4 – 6 классах средней школы. – М., 1978, с.102-104.

  11. Успенский Б. Поэтика композиции. – СПб, 2000, с.16.

  12. https://obrazovaka.ru/question/ramochnaya-kompoziciya-eto-kakaya-82096






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!