СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раннее эстетическое обучение в системе академического художественного образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать  эстетическую культуры личности особенно важно в  младшем возрасте. Дети младшего возраста обладают благоприятными  возрастными  предпосылками для такой работы, и, упустив этот период, отложив заботу об эстетическом воспитании на более поздний возраст, мы лишь затрудним свою задачу

Просмотр содержимого документа
«Раннее эстетическое обучение в системе академического художественного образования»

РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.П.Субержанская

ДХШ № 1

Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов. Сегодня в мир наших детей вошли слишком грубые песни, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, упрощенное мобильное общение. Сегодня мы, педагоги, решаем, что будут любить и ненавидеть, чем гордиться и восторгаться, чему будут радоваться и что презирать люди через 30-40 лет. Именно поэтому возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать эстетическую культуры личности особенно важно в младшем возрасте. Дети младшего возраста обладают благоприятными возрастными предпосылками для такой работы, и, упустив этот период, отложив заботу об эстетическом воспитании на более поздний возраст, мы лишь затрудним свою задачу. Период дошкольного и младшего школьного возраста – период впитывания, накопления знаний, период усвоения. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей данного возраста : доверчивое подчинение авторитету, повышенная эмоциональная восприимчивость, наглядно-образное мышление, впечатлительность, гибкость воображения, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем сталкиваются, предрасположенность к творчеству. У детей младшего возраста каждая из этих особенностей выступает своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста. Эстетическое воспитание детей младшего возраста падает на благодатную почву еще и потому, что у них больше участвует в восприятии мира правое полушарие головного мозга, т.е. эмоциональное восприятие. Учитывая неравномерность созревания функций правого и левого полушария детей, в эстетическом воспитании необходимо делать акцент на конкретные образы и конкретную деятельность. Объясняется это тем, что дети легче выражают свои мысли в рисунках и лепке, жесте, чем в слове. Специфика эстетического восприятия детей состоит в конкретности, непосредственном чувственном контакте и бескорыстной заинтересованности. Это отвечает эмоциональной природе ребенка, с его эмоциональностью ,непосредственностью, наивностью и подражательностью. Вот почему целесообразно начинать процесс эстетического воспитания с раннего возраста. Важно именно в это время развивать в ребенке интеллектуальное и эмоциональное начало, активизировать творческий потенциал, и , чем раньше будет начата эта работа, тем скорее ребенок приобщится к художественным ценностям культуры, тем заметнее это скажется на расширении сферы проявления его эстетических потребностей в будущем. К сожалению, в подростковом возрасте эмоциональная природа значительно ослабевает.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Стержнем всей системы эстетического воспитания, ее основой всегда считалось искусство: живопись, скульптура, музыка, театр и другие виды художественного творчества. Только искусство раскрывает, обогащает, систематизирует опыт эстетического отношения человека к действительности и передает его в доступном виде людям. Решая любые задачи, оно отражает и осмысливает эстетические факторы действительности, подвергает их эстетической оценке. К тому же искусство вызывает у нас эстетические эмоции и доставляет эстетическое наслаждение. Все это делает искусство эффективным и незаменимым средством эстетического воспитания. Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества – порождение и осуществление собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который поможет ему в будущем стать «креативным» в любой сфере деятельности.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования способностей и потребностей человека эстетически воспринимать, переживать и оценивать окружающую действительность и преобразовывать ее по законам эстетического совершенства.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познания нравственной стороны ( известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает познавательную активность, даже влияет на физическое развитие Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Художественная школа, как начальное звено в системе академического образования, как образовательная структура совершает гигантскую работу по решению задач эстетического воспитания. Одно из ведущих направлений формирования эстетически развитой личности на отделении общего художественного образования (оохо) ДХШ № 1(где обучаются дети 6 -10 лет) является художественно-эстетическая деятельность, которая имеет динамику от простого созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной цели.

Эстетическое воспитание в художественной школе включает в себя такие понятия как художественная грамотность и эстетическая образованность. Эстетическая образованность отражает более высокий уровень художественного развития человека, он включает: широту кругозора в области искусства, устойчивую потребность в общении с искусством, понимание закономерностей его развития, развитое эстетическое чувство, основанное на умении ценить и понимать прекрасное. А также способность к художественному творчеству, овладения спецификой языка разных видов искусств.

Ключевыми на оохо являются предметы художественного цикла. Воспитательный аспект данных предметов является основополагающим. Для того, чтобы у человека возникли полноценные художественные замыслы, чтобы он мог сказать свое слово в искусстве, он должен, прежде всего, воспитать в себе особое отношение к жизни, окружающей действительности – эстетическое. Оно заключается в том, что человек не противопоставляет себя окружающему миру, не относится к нему как к чуждому. Наоборот, он остро чувствует свою сопричастность ко всему окружающему, глубочайшее единство и родство с людьми и природой. Способность относиться к окружающему миру не потребительски, а с чувством глубокой сопричастности необходима каждому человеку, но вдвойне необходима художнику, так как является основой художественно-творческих способностей: благодаря эстетическому отношению, впечатления жизни преобразуются в художественные замыслы.

Важнейшую роль в раннем эстетическом воспитании играют именно предметы художественного цикла: изо, ди, лепка. Это объясняется самой спецификой данного вида художественного творчества. Любое художественное изображение отражает эстетическое содержание изображаемого объекта, его форму, изящность, гибкость, гармонию цвета и т.д. Сам процесс изображения, как правило, вызывает у ребенка восхищение красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радость возможности посредством карандаша, кисти, красок передать свое отношение, свои чувства другим людям, выразить свое отношение к миру средствами художественных образов. И эти первые эстетические переживания , обогащая эмоциональный мир ребенка, ценны и как залог последующего духовного гармоничного развития личности. Именно изобразительная деятельность приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит много самой различной информации. Все это определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом уроке эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических чувств и познавательно-творческой активности.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом, он не осознает эстетическую суть предмета, а развитие обусловлено стремлением к развлечению, к тому же, без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественно-творческую деятельность способны обеспечить постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!