СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ранняя диагностика детей с дислексией и дисграфией (методические рекомендации).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ранняя диагностика детей с дислексией и дисграфией (методические рекомендации).

Просмотр содержимого документа
«Ранняя диагностика детей с дислексией и дисграфией (методические рекомендации).»

Ранняя диагностика детей с дислексией и дисграфией

(методические рекомендации).

Ланец Нина Захаровна, учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад для детей с нарушением речи №26 г. Донецка»

Дифференцированная логопедическая диагностика – важный раздел логопедической работы. Своевременные лечебно-коррекционные мероприятия развивают речевую деятельность у детей и предупреждают вторичные нарушения интеллекта, обусловленные определенными речевыми нарушениями.

Педагогическая практика свидетельствует, что коррекционные мероприятия менее эффективны, если их начинать с опозданием. Поэтому разработка методов ранней диагностики дислексии и дисграфии приобретает особенное значение.

Предложенные методические рекомендации помогут логопедам выявить склонность к нарушениям у дошкольников. Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников - игра, мы советуем обследовать детей именно во время игры. Это не требует специального оборудования и занимает 5-8 минут.

Методика раннего выявления

склонности к нарушениям чтения и письма

1. «Рядоговорение».

Инструкция: 1.Назови времена года.

2.Дни недели (допустима помощь в виде дополнительных вопросов или подсказки, которая не содержит порядковое перечисление).

Оценки: 1.Правильные ответы на два вопроса – 0 баллов.

2.Правильный ответ на один вопрос – 2 балла.

3.Не отвечает ни на один вопрос – 3 балла.

2. «Ритмы».

Инструкция: Послушай, как я постучу, и попробуй так же (карандашом или палочкой стучат по столу с длинными и короткими интервалами).

1.Простые ритмы: !! !, !!!, !! !!, ! !!, ! !!!. После правильно выполненного задания переходят к более сложному. Если ребенок допускает больше одной ошибки, то задание прекращают.

2.Сложные ритмы: !!! !!, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. Выполнение такое же, как и в простых ритмах.

Оценки: 1.Выполнены два задания – 0 баллов.

2.Выполнены простые ритмы – 2 балла.

3.Не выполнено ни одно задание – 3 балла.

3. Тест Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь».

Инструкция: Посмотри внимательно на то, как я сейчас сделаю, и повтори так же точно. (Экспериментатор последовательно демонстрирует движения руки: стучит кулаком по столу, ставит ладонь ребром, хлопает ладонью по столу. Ребенок должен трижды изобразить эту последовательность. Если он нарушил последовательность движений не больше одного раза, нужно указать на ошибку и дать еще одну попытку. Если ребенок отобразил последовательность только один раз из трех, а после стимуляции продолжил правильно, это ошибкой не считается. Экспериментатор может показывать руки не более 5 раз).

Оценки: 1.Правильное отображение с одной-двух попыток – 0 баллов.

2. Правильное отображение движений после двух демонстраций или после трех демонстраций с первой попытки – 2 балла.

3.Правильное отображение после 4-5 демонстраций со второй и больше попыток – 3 балла.

4. Субтест «Повторение цифр».

Инструкция: Сейчас я назову несколько цифр, а ты повтори их в таком же порядке. (После этого экспериментатор ровным голосом, не изменяя интонации, называет три цифры (смотри цифровые последовательности). Если попытка ребенка удачная, переходят к следующей. Экспериментатор фиксирует количество цифр в правильно отображенных последовательностях. Это предварительная оценка за первую часть задания).

Следующая инструкция: Сейчас я назову еще несколько цифр, а ты будешь их повторять в обратном порядке. Например, если я скажу «один-два», ты должен сказать «два-один». (Объясняя, необходимо пользоваться наглядностью и показывать цифры сначала слева направо, а потом - наоборот. Тактика обследования и фиксации результатов такая же, как и в первой половине задания. Итогом всего задания является сумма предыдущих оценок за первую и вторую части теста).

Цифровые последовательности:

Прямой порядок

3-6-8

6-1-2

3-4-1-7

6-1-5-8

7-2-9-6

8-4-9-3

Обратный порядок:

2-5

6-3

5-7-4

2-5-9

7-2-9-6

8-4-9-3

Оценки: 1. Итоговый результат больше 6 – 0 баллов.

2. Итоговый результат равен 6 – 2 балла.

3. Итоговый результат меньше 6 – 3 балла.

5.Рисунок «Дом – дерево - человек».

Инструкция: Ребенку предлагают нарисовать дом, дерево, человека без каких-либо дополнительных указаний.

Оценки: 1. В изображениях есть большее число существенных деталей: у человека – ноги, руки, голова, туловище, нос, глаза, рот, уши, пальцы, одежда, объемное изображение конечностей; у дома – крыша, окна, двери; у дерева – конусообразный ствол, большие и маленькие ветки – 0 баллов.

2.Часть существенных деталей во всех изображениях отсутствует: нет пальцев, ушей, линейное изображение конечностей у человека; нет дверей или окон в доме; нет мелких веток или линейное изображение ствола дерева – 2 балла.

3. Большая часть деталей во всех изображениях отсутствует – 3 балла.

6.Срисовывание геометрических фигур.

Инструкция: Ребенку предлагают срисовать прямоугольник, круг, ромб и трапецию по образцу.

Оценки: 1.Отсутствие ошибок или несущественные ошибки (искривление формы, нарушение параллельности и прямолинейности линий) не более чем в 2-ух фигурах или грубые ошибки в изображении одной фигуры – 0 баллов.

2.Несущественные ошибки в 3-4 фигурах или грубые ошибки (отсутствие определительных признаков фигуры, грубое искривление размеров) не более чем в 2 фигурах – 2 балла.

3.Грубые ошибки более чем в 2 фигурах – 3 балла.

7. Ориентировка на «право – лево».

1.Простая ориентировка.

Инструкция: Подними левую руку (начинать нужно обязательно с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу. (Если задание выполнено, переходят к следующему, если нет – останавливают).

2. Речевая проба. Ходьба.

Инструкция: Возьмись левой рукой за правое ухо; правой рукой за правое ухо; правой рукой за левое ухо; покажи левой рукой правый глаз.

Оценки: 1. Выполнены оба задания – 0 баллов.

2. Выполнена только простая ориентировка – 2 балла.

3.не выполнено ни одного задания – 3 балла.

Составление рассказа по рисункам.

Инструкция: На этих рисунках изображен маленький рассказ. Что тут нарисовано? Составь рассказ по этим рисункам.

Если ребенок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображенные предметы, целесообразно поставить дополнительный вопрос: «Объясни, почему…»

Оценки: 1.Оценивается построение рассказа (связность, полнота, правильность описания, последовательность действий):

А) рассказ самостоятельный, без существенных ошибок – 0 баллов;

Б) рассказ составлен с помощью дополнительных вопросов без грубых ошибок или самостоятельно, однако, с грубыми ошибками (пропущена существенная часть, нарушена последовательность действий) – 2 балла;

В)вместо рассказа перечисляет изображенные предметы – 3 балла;

Г) ребенок без посторонней помощи даже не называет предметы на рисунках – 4 балла.

2. Оценивается понимание причинно-следственных связей:

а) правильное объяснение - 0 баллов;

б) объяснение неполное, с дополнительными вопросами – 1 балл;

в) объяснения нет – 2 балла.

Итоговая оценка – сумма первой и второй.

Вывод: Во время обследования детей 6 лет без грубой речевой патологии подытоживаются оценки за «Рядоговорение», «Повторение цифр», тест Озерецкого или «Ритмы» (выбираются задания с высшей оценкой). Сумма свыше 5 баллов свидетельствует о склонности к дислексии, дисграфии. Следует тщательно обследовать речевую деятельность таких детей и определить оптимальные пути коррекции соответствующих разделов.

Общий анамнез.

  1. Жалобы родителей:

а) сведения о родителях: мама, отец;

б) была ли задержка речи у родителей;

в) психическое здоровье родителей: состояние здоровья, речь родителей, речевое окружение ребенка.

  1. От какой беременности ребенок?

  2. Протекание беременности (болезни, падения, токсикозы, травмы и т.п.).

  3. Как протекали роды (срочные, досрочные, стремительные, «сухие», стимуляция, асфиксия)?

  4. Рост, вес ребенка при рождении.

  5. Кормление ребенка (грудным молоком, искусственным), как ребенок сосал?

  6. Когда выписали из роддома? Если задержали, то почему?

  7. Данные о психомоторном развитии ребенка:

А) когда начал держать головку;

Б) когда начал ходить, сидеть;

В) когда появились первые зубы;

Г) когда начал реагировать на окружающую среду;

Д) когда начал выделять из окружения маму;

Когда появилась заинтересованность игрушками? Какими? Как проявлялась заинтересованность? Каким игрушкам отдает предпочтение? Играет ли с детьми? Какие роли в играх исполняет (главные, второстепенные, в чем причина)?

  1. Перенесенные заболевания до и после 3-х лет. Как проходили болезни (высокая температура, рвота, потеря сознания, другие признаки)?

  2. Как вели себя родители, заметив недостатки в развитии речи ребенка?

  3. Ребенок воспитывается дома или в д/с?

  4. Выполняет ли режим?

  5. Активен ли на занятиях?

  6. Успевает ли по программам детского учреждения?

  7. Принимает ли участие в детских праздниках?

  8. Поведение ребенка до и после 3 лет (спокойный, неспокойный, послушный, плаксивый, упрямый, обидчивый, задиристый). Как реагирует на обиду? Как реагирует на свой речевой дефект? Есть ли разборчивость в контактах и чем это объясняется?

Речевой анамнез.

1.Гудение.

2.Лепет.

3.Первые слова (в каком возрасте).

4. Первые фразы (когда, какие?)

5. Сопровождались ли звукоподражательные слова и междометия объяснительными жестами?

6. Понимают ли родители высказывания детей? Что им помогает в этом: эмоциональность, мимика, жесты, их направленность и точность?

7. Использует ли ребенок речь во время игры? Соответствует ли ее содержание игровому процессу?

8. Понимание ребенком повседневной речи взрослых.

9. Речевое окружение.

10. Занимались ли с логопедом (где, когда, какие последствия).

Состояние слуха.


  1. Слышит ли громкую речь двумя ушами с шести метров?

Произносить слова: ухо, нога, галка, зима, сова, зубы, цапля, марка. Определить, на каком расстоянии слышит.

  1. Слышит ли шепот на расстоянии от 1 до 6 метров двумя ушами? Слова для проверки те же. Во время проверки слуха логопед поворачивает ребенка спиной к себе или прикрывает свой рот листом бумаги, чтобы ребенок не смог читать с губ.



Состояние слухового восприятия.


  1. Определение направленности звука. Игра «Где позвонили?»

  2. Определение музыкальных игрушек. Как звучат: бубен, баян, металлофон, барабан, аккордеон, сопилка, цимбалы, пианино, бандура.

  3. Определение силы звука: громко – тихо, громче – тише.

Определение зрительного восприятия.


Восприятие цвета.

  1. Узнавание и называние цветов. Задание: показывать кубики, называть цвет.

Характер выполнения: самостоятельное называние цветов; по словесной инструкции «Покажи кубики желтого цвета»; выбор по цвету (логопед называет цвет, а ребенок находит предмет нужного цвета).

  1. Соотношение объектов по цвету. Задание: поставить рядом с образцом кубик такого же цвета.

Старшая группа детского сада должна знать 7 оттенков цветов, подготовительная – 15. Если ребенок посещал детский сад, просят показать все оттенки красного цвета, если нет – все красные предметы.

Характер выполнения: самостоятельно (зрительным способом); методом проб и ошибок; по словесной инструкции.

  1. Фиксация по насыщенности. Задание: ребенок должен разложить по образцу круги в порядке убывания насыщенности цвета (3 оттенка). Для тех, кто не посещал детский сад: задание по образцу (красный цвет). Для тех, кто посещал: разложить круги от самого темного к самому светлому (оранжевый, фиолетовый цвета).

Характер выполнения: по образцу; самостоятельное выполнение с называнием.

4. Выделение цвета в комнате. Задание: показать игрушки определенного цвета; описать закрашивание предметов (восприятие на расстоянии). Если возникают трудности – показать и назвать предметы определенного цвета. При выявлении определенных нарушений зрительного восприятия с ребенком необходимо провести детальное обследование размера и формы зрительного представления, пространственного восприятия и ориентировки в пространстве.


Состояние общей моторики


  1. Статическая координация движений (определяется возможность удержать заданную позу в течение определенного времени): стояние с закрытыми глазами (ступни расположены так, чтобы пальцы одной ноги упирались в пятку другой); стояние с закрытыми глазами на носочках.

  2. Динамическая координация движений (учитывается плавность движений, без напряжения): прыжки на одной ноге (3-5 метров); прыжки с места через веревку, натянутую на высоте 15-25 см от пола.

  3. Быстрота движений (учитывается время, потраченное на выполненную работу и ее качество): вкладывание пуговиц в коробку; раскладывание спичек по углам квадрата (20 шт.).

  4. Одновременное выполнение движений: вкладывание спичек в коробок (по 10 шт.), расположенных слева и справа от него; вкладывание одной рукой спичек в коробок, другой – пуговиц (по 10 шт.).

  5. Состояние тонкой моторики (предварительно ребенку объясняется и показывается каждое упражнение). Для обследования используются такие упражнения: касание большим пальцем правой (левой) руки всех пальцев по очереди; одновременное поднимание пальцев правой (левой) руки от стола; последовательное поднимание пальцев, начиная с большого; одновременная смена положения кистей рук (одна кисть со сведенными пальцами, другая – с разведенными; обведение трафарета (учитывается быстрота обведения, точность); плетение (ребенку предлагают из трех скрепленных синих ленточек сплести косичку и завязать бантик из красной ленточки).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!