СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ранний возрст. Основная нагрузка по воспитанию и развитию  детей раннего возраста ложится на воспитателей раннего возраста. Очень многие причины как негативного, так и позитивного характера в судьбе взрослого человека находятся в раннем периоде развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная нагрузка по воспитанию и развитию  детей раннего возраста ложится на воспитателей раннего возраста. Очень многие причины как негативного, так и позитивного характера в судьбе взрослого человека находятся в раннем периоде развития.

Просмотр содержимого документа
«Ранний возрст. Основная нагрузка по воспитанию и развитию  детей раннего возраста ложится на воспитателей раннего возраста. Очень многие причины как негативного, так и позитивного характера в судьбе взрослого человека находятся в раннем периоде развития.»

Очень многие причины как негативного, так и позитивного характера в судьбе взрослого человека находятся в раннем периоде развития. Даже геронтологи в стремлении лучше понять и оптимизировать состояние пожилых людей обращаются ко времени первых трех лет жизни. Это подтверждает спр аведливость японской педагогической мудрости: «ПОСЛЕ ТРЕХ УЖЕ ПОЗДНО!!!»

Основная нагрузка по воспитанию и развитию детей раннего возраста ложится на воспитателей раннего возраста. Но зачастую детские сады испытывают большие затруднения в подготовке воспитателей раннего возраста.

  1. Известно, что базовая подготовка специалистов для работы с самыми маленькими детьми оставляет желать лучшего. Педагогика раннего возраста не существует как специальный предмет в учебных планах ВУЗов и средних учебных заведений. Поэтому педагоги не имеют системных, междисциплинарных знаний о детях раннего возраста. Это затрудняет целостное видение и понимание ими ребенка с его психическими, анатомо-физическими и личнолстными особенностями.

  2. В связи с этим значимость данного периода в развитии человека слабо осознается молодыми педагогами, и если представлена в их деятельности, то на декларативном уровне. В связи с этим работа с детьми данного возраста считается не престижной.

  3. Придя в детский сад, педагоги видят, что материальное, кадровое обеспечение групп раннего возраста идет по остаточному принципу. Работа с детьми раннего возраста, как правило, даже не вностится в годовой план, вся работа, в котором ориентирована на детей более старшего возраста.

  4. С переходом в состав дошкольных учреждений младшие группы многое приобрели, но немало потеряли. В центре внимания дошкольного учреждения старшие дети.


Все это значительно снижает мотивацию воспитателей работать на группах раннего возраста. На первый план выходят наименее ценные мотивы:

  1. Сохранение и накопление педагогического стажа или опыта работы.

  2. Ожидание лучшего места работы

  3. Стремление быть ближе к своему ребенку

  4. Мнимая легкость работы и, как следствие, меньшая ответственность.

Из выше сказанного следует, что в настоящее время усилия руководства дошкольных учреждений должны быть направлены на повышение престижа и значимости этой работы. Необходимо обратить внимание на уровень подготовки воспитателей этих групп. Надо формировать и поддерживать такие мотивы деятельности воспитателей как:

  1. Профессиональный мотив – желание воспитывать малышей, содействовать их полноценному развитию.

  2. Мотив личностной самореализации.


Появление такого рода мотивов возможно при условии повышения психолого-педагогической компетентности воспитателей. Необходимо осознание ими уникальности, неповторимости, особой значимости раннего детства в жизни человека; и развитие на этой основе у педагога чувства ответственности за развитие малыша.

Кроме мотивов следует особое внимание обратить на наличие и характер проектировочной деятельности воспитателя. Эти умения необходимы педагоги в работе с детьми любого возраста, но особенно важны эти умения для педагогов групп раннего возраста. Владение педагогом проектировочной частью деятельности дает основу для разумного, импровизационного взаимодействия с детьми, способности на ходу корректировать задачи, способы их решения. Ведь известно, что настроение детей, характер материала, ближайшие события, опыт и уровень интереса детей к теме требуют адекватной реакции педагога. На практике же, большинство педагогов не готовы к импровизации, творческому поиску. Одной из причин недостаточного развития проектировочной деятельности педагогов является их склонность к поиску и использованию готовых практических разработок на все случаи жизни. Уверенность в их универсальности снимает всяческую попытку у воспитателей спроектировать собственную деятельность. Не критичность и «всеядность» в применении чужого практического опыта рождает косность, негибкость, а нередко и безграмотные действия воспитателя.

Наиболее ярко проектировочная деятельность представлена в его плане.

Необходимо обратить внимание на то, планирует ли воспитатель возможную динамику развития детей. Это проявляется в формулировке образовательных задач.

Например: работа детей с совком – от уровня развития ребенка

  1. Самостоятельные пробы

  2. Совместные действия

  3. Самостоятельные действия по образцу

  4. Самостоятельные действия по словесному предложению

  5. Самостоятельные действия по собственной инициативе.


Работа с совком – с учетом вариативных свойств материала

  1. Совки разной ширины, глубины, длины и толщины ручки

  2. Работа с песком, сухим и влажным; листьями, камнями, землей и т.д.


Планирование типа взаимодействия:

  1. Прямой соучастник

  2. Контролирующий

  3. Сопереживающий, поощряющий

  4. Стимулирующий повторные действия конкретной мотивацией.


Основой плана являются только собственные наблюдения за детьми.


Общие педагогические правила при воспитании детей раннего возраста

Уровень развития детей раннего возраста менее всего зависит от изменений, происходящих в обществе, в отличие от уровня развития детей старшего возраста. Поэтому работа с ними носит консервативный характер. Все методики, разработанные много лет назад, отвечают анатомо-физическим, психологическим особенностям детей раннего возраста. В работе с детьми этого возраста нельзя разграничивать воспитательную и медицинскую работу. Проводя любое мероприятие (прогулку, обливание, кормление, игру и т.д.) надо всегда помнить о физическом здоровье и нервно-психическом статусе детей. Мероприятие дает положительный эффект только если дети находятся в бодром состоянии, положительно относятся к этим процессам.

Обязательным правилом является единство и постоянство воспитательных приемов со стороны всех лиц, воспитывающих детей. Как известно, любой условный рефлекс, то или иное умение, привычка могут легко и быстро образоваться лишь при многократном повторении одних и тех же условий. Необходимо приучать детей к спокойному выполнению требований взрослых. Предъявляемые взрослым требования должны быть посильны для выполнения и обоснованны.

Всякое самостоятельно выполненное действие очень рано начинает доставлять ребенку большое удовольствие. Но для этого нужны правильные приемы. У малыша возникает желание самому добиться выполнения какого-либо действия лишь в том случае, если его усилия будут давать положительный результат, а также поощрение взрослого. Не надо по первому требованию ребенка спешить к нему на помощь, надо побудить его к самостоятельному выходу из сложившейся ситуации.

Дети очень рано начинают подражать тому, что видят, слышат. Поэтому педагоги раннего возраста должны иметь четкую, эмоциональную, граммотически правильную речь, их поведение должно быть естественным и спокойным, доброжелательным. Ничто не учит детей раннего возраста так, как поведение пример взрослого.

Учитывая слабость тормозных процессов и сложность их формирования у детей раннего возраста, нельзя заставлять детей длительно находиться в тормозном состоянии и часто тормозить его деятельность запретами. Ребенка этого возраста легче научить что-то делать, чем сдержаться и не делать чего-то, потому что способность к торможению (а это анатомо-физиологическая особенность) у ребенка развивается медленно и постепенно к трем годам. Но в группе должны находится и недозволенные для его игры предметы – это способствует формированию волевых качеств. Убирать из поля зрения ребенка все, что ему нельзя брать, вредно.

Одной из частых причин неуравновешенного поведения ребенка является нарушение его сосредоточенной деятельности. Нельзя резким образом прерывать деятельность детей, а тем более делать это молча, требуя от малыша перехода к другому действию. Как следствие невозможности быстро затормозить одно действие и переключиться на другое, неизбежен резкий протест ребенка и вызывает вспышку возбуждения. Такая тактика общения с детьми закрепляет у них отрицательное отношение ко всем предложениям педагога.

Наблюдения показывают, поведение детей при одних и тех же условиях воспитания очень различно. И эти различия зависят от особенностей высшей нервной системы и их необходимо учитывать при работе с малышами. Различен предел работоспособности, темп развития детей, быстрота формирования умений и навыков, различна также пищевая и тактильная возбудимость. Дети с повышенной пищевой возбудимостью не могут спокойно ждать при наступлении голода. У детей различно значение разных анализаторов в ходе развития: у одних преобладают двигательные реакции, у других тактильные, у третьих – зрительные.

Одной из причин нарушения уравновешенного поведения ребенка является утомление, вызванное неправильной системой воспитания, или применением неосторожного воспитательного приема. Утомление – физиологическая реакция организма на напряженную и длительную деятельность. Оно может быть устранено сном или сменой характера деятельности. Если же отдых был недостаточным неполноценным утомление переходит в патологическое состояние- переутомление. Такое состояние в период становления и развития нервной системы пагубно отражается на общем развитии и здоровье малыша. Признаками утомления могут служить: нарушение сложившихся умений (замедление действий при нанизывании колей и т.д.), нарушение координации движения, появление ранее изжитых автоматических движений (сосание пальца, раскачивание на стуле и т.д.), повышенное состояние возбуждения, плач, нарушение аппетита, повышение раздражительности, которая проявляется более частых конфликтах с детьми, нарушение ранее установленных правил. Только зная особенности ребенка (при постоянном наблюдении за ним) воспитатель легко может сделать вывод о наступлении у ребенка утомления.

Причины, вызывающие утомление:

  1. Чрезмерно длительное бодрствование, превышающее предел работоспособности ребенка

  2. Систематически недостаточный отдых (хроническое недосыпание)

  3. Неправильная организация деятельности – бездеятельность детей недопустима, так как ведет к вспышкам раздражительности. Важно создать благоприятные условия окружающей среды, которые оказывают большое влияние на работоспособность: температура в помещении, освещение, акустика, чистота воздуха. Большую роль играет общая ситуация во время игр: вредно сказывается на детях – частое появление в группе чужих людей, отвлечение педагога от общения с детьми, громкие разговоры взрослых между собой. Кроме всего необходима грамотная организация бодрствования – рациональная смена характера деятельности. Сам ребенок не в состоянии понять что ему надо, поэтому педагог должен следить за детьми: при долгом сидении необходимо предложить ребенку подвигаться, и наоборот, необходимо тактично предлагать детям разнообразить свою деятельность. Групповая комната должна содержать большое количество не только игрового оборудования, но и материалов, которые вызывали бы работу разных сенсорных очагов головного мозга и различные виды деятельности. Постоянное наличие одних и тех же игрушек и пособий также являются причиной нарушения возбудимости их нервной системы. Поэтому так важно обеспечить их сменяемость в течение года.

  4. Необходимость выполнять непосильные, трудные задачи.


Немного о занятиях: на занятиях взрослый направляет восприятие детей, дает им новые знания, обучает новым действиям. Ребенок должен делать то, что ему предлагает воспитатель – все это требует от него умственного напряжения, гораздо больше того, когда ребенок действует по своему желанию. Для того, чтобы занятия давали желаемый результат и не вызывали утомления детей необходимо уделять большое внимание их организации.

  1. Опора на уровень развития детей – недопустимо объединение на занятии детей разного возраста. Будучи не в состоянии понять воспитателя – ребенок бездействует, что ведет к отвлечению. Он начинает мешать педагогу, вынуждая его ограничивать действия ребенка – и как следствие у малыша наступает возбуждение. Поведение детей на занятиях неоднородно – периоды активности сменяются периодами апатии и отвлечением, кратковременным отключением от деятельности (это не желание ребенка, а его физиологическая особенность), после чего снова наступает период активности. Затем отвлечение становится более длительным, что свидетельствует о наступлении утомления. Надо помнить, что отвлечение от занятия является для ребенка кратковременным отдыхом и не стоит его за это дергать и журить. Недопустимо увеличение времени занятия даже по просьбе детей, т.к. они не в состоянии контролировать свои процессы возбуждения и торможения. Как оценить соответствует ли содержание занятия возраста детей: содержание соответствует возраста детей и их уровню развития, если 1-2 ребенка из группы все делают самостоятельно, 1-2 ребенка все делают только при постоянной помощи педагога, а остальные дети справляются с заданием при эпизодической помощи воспитателя. Если все дети справились с заданием без помощи воспитателя – материал занижен, если не справился никто или большая часть детей – материал завышен.


Отрицательное влияние на ребенка оказывает и частая смена разнообразных впечатлений, обилие новых раздражителей. Если ребенку ежедневно предлагать книги он перестает ими интересоваться. Совершенно недопустимы для малышей посещения кино, просмотр телевизора, посещение шумных сборищ и т.д. любая новая вещь, появляющаяся в группе должна некоторое время постоять в ней без привлечения к ней внимания, чтобы дети смогли к ней привыкнуть.


Вся работа с детьми раннего возраста основывается на сохранении их здоровья.



Организация контроля за развитием детей

В детском саду ведется различная документация, отражающая развитие детей, часть ее хранится у педагога, часть у методиста или психолога.

На группе хранится:

  • Дневник приема детей

  • Адаптационные листы (во время заполнения и после вынесения степени адаптации)

  • План работы

  • Заключение по итогам диагностики нервно-психического развития.

В кабинете хранится

  • График диагностики (по эпикризным срокам)

  • Листы нервно-психического развития

  • Материал для диагностики

  • Протоколы медико-педагогических совещаний (1 раз в три месяца)

Как организуется контроль за развитием ребенка: воспитатель и его помощник ведет наблюдение за поведением детей, методист или педагог-психолог проводит диагностику нервно-психического развития, медсестра оценивает физическое развитие, состояние здоровья (группа здоровья).

По материалам Н.М. Аксариной, Э.Г. Пилюгиной, К.Л. Печоры.








Консультация на тему:


«Общие педагогические правила при воспитании детей раннего возраста»










Зам. зав. по УВР: Базарова Т.И.

Бакина С. Н.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!