СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАС пояснительная записка логопедам

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАС пояснительная записка логопедам»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»









РАССМОТРЕНО

Руководитель СППС

_____________Т.А. Денисова

«_____»__________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

_____________В.В. Неупокоева

«_____»__________ 20____г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по ОГАОУ

«Центр образования «Ступени»

от______________№_____














Рабочая программа

логопедических занятий во 2 классе

для обучающегося с расстройством аутистического спектра









Составитель: учитель-логопед

Вильямова О.Н..









г. Биробиджан

2021 - 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с РАС с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Структура АООП НОО обучающихся с РАС включает целевой, содержательный и организационный разделы. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает в себя так же программу коррекционной работы.

Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с РАС в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся их социальную адаптацию.

Расстройства аутистического спектра  являются одним из самых часто встречаемых нарушений в детском возрасте. Являясь первазивным нарушением, аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в том числе  в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации, ограничении собственной активности. Ребёнок  с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Таким образом, реализация логопедической программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря  занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, следовательно  ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.



Характеристика структурных компонентов речи обучающихся с РАС

У детей с РДА нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно  большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное  звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА  достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.

Цели программы:преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по развитию устной и предупреждению нарушения письменной речи у обучающегося с расстройством аутистического спектра.



Задачи программы:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование полноценных представлений о звукобуквенном составе слова;

- обучение фонематическому анализу и синтезу, звуко-слоговому анализу;

-обучение различным формам словоизменения и способам словообразования;

- обогащение словарного запаса учащихся;

- повышение возможностей обучающихся с РАС в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;

- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;

- формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.  

    Общая характеристика программы

Рабочая программа для обучающегося 2 класса класса с расстройством аутистического спектра включает в себя работу по развитию психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: оптимальный для речи тип физиологического дыхания, речевое дыхание, голос, артикуляторную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие; обучению нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка; формированию просодических компонентов речи (темп, ритм, паузацию, интонационную выразительность, логическое ударение); развитию функции фонематической системы; компенсации нарушений звуко-слоговой структуры слова; развитию и обогащению лексико-грамматического строя речи; развитию коммуникативной функции речи: формировать умение планировать собственное связное высказывание, самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации; компенсации нарушения чтения и письма.

Место коррекционного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 60 часов в год. Занятия проводятся в индивидуальной форме, 2 часа в неделю. Продолжительность занятий 35-40 минут.

Планируемые результаты

Личностные результаты УУД:

  • положительного отношения к школе, к урокам обучения грамоте,

  • интереса к письменной речи,

  • положительного и осознанного принятия роли ученика,

  • осознанного отношения к освоению чтения и письма, к учебному процессу в целом,

  • осмысленного восприятия собственных вкусов, привычек, желаний,

  • эмоционального осмысления событий собственной жизни,

  • интереса к языковой и речевой деятельности,

  • эмоционального осмысления уклада жизни своей семьи, отношений между близкими людьми,

  • развития способности к сочувствию, сопереживанию, проявлению отзывчивости, готовности помочь.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД :

  • осмысление правил поведения на уроке в школе и следование им,

  • развитие возможностей организации произвольного внимания,

  • развитие навыков осознанного восприятия и выполнения заданий учителя-логопеда,

  • развитие возможностей самостоятельного планирования собственных действий и речи,

  • отработка умения следовать собственному плану,

  • возможность совместно с учителем -логопедом оценивать результат своих действий, вносить коррективы,

  • развитие осмысленного отношения к процессу обучения, к учебному материалу,

  • формирование осмысленных учебных навыков, которые обучающийся с РАС использует в различных ситуациях (учебных и житейских).

Познавательные УУД:

- осознанно относится к букве, как части слова, к слову – как к части фразы, а к фразе, как части текста,

- понимать, что слово, фраза, текст являются носителями определенных значений и смыслов,

  • строить ответ в соответствии со смыслом вопроса учителя - логопеда,

  • выполнять задания от начала до конца в соответствии с отработанным алгоритмом,

  • с помощью учителя - логопеда находить аналогии в собственном опыте с изучаемыми фактами,

  • составлять (устно и письменно) высказывание по предложенному рисунку, фотографии,

  • анализировать факты языка, выделяя их существенные признаки (например, гласные и согласные звуки),

  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова обозначающие различные категории предметов, явлений природы и др.)

Коммуникативные УУД:

  • формировать первоначальные навыки сотрудничества со взрослым, выполнять задания учителя — логопеда,

  • слушать вопросы учителя - логопеда и стараться ответить на них в соответствии со смыслом вопроса,

  • самостоятельно задавать вопросы и по теме занятия, и в ситуации, когда появляется необходимость в объяснении учителя — логопеда,

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне фразы), адекватно оценивать собственное поведение на занятии, стараться использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты:

  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

  • различать устную и письменную речь;

  • устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;

  • различать гласные и согласные, правильно их произносить;

  • определять качественную характеристику гласного звука: ударный или безударный;

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

  • различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

  • обозначать ударение в слове;

  • правильно называть буквы русского алфавита;

  • называть буквы гласных как показателей мягкости согласных звуков;

  • определять функцию мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука;

  • различать слова и предложение, слово и слог;

  • определять количество слов в предложении;

  • различать слова-предметы, слова-признак, слова-действие;

  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Содержание программы

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Речь. Предложение. Слово ( 21).

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки.

Звуки и буквы ( 37).

Гласные звуки. Дифференциация глассных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ и синтез слова. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда. Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце, в середине слова. Разделительный ь. Дифференциация [с]-[з]. Дифференциация [ш]-[ж]. Дифференциация [в]-[ф]. Дифференциация [б]-[п]. Дифференциация [т]-[д]. Дифференциация [к]-[г].

Звонкие и глухие согласные. Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([з]-[с], [ж]-[ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к]).

Итоговая проверочная работа (2час)






















Методическое обеспечение:

  1. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для подготовительного класса

  2. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для учащихся 1-4 классов.

  3. Швец И.С. Программа коррекционных групповых занятий «Развитие простых навыков коммуникации у детей с РАС для учащихся 1-2 классов»

  4. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

  5.  Л.Б. Баряева,   «Кодовый словарь», «Я - говорю!»( упражнения с пиктограммами), М. Дрофа, 2007

  6. Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005

  7. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001

  8. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».

  9. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.

  10. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.

  11. Никольская О.С., Баенская Е.Р.  Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.

  12. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997. 29.

  13. Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.

Информационно- методическое  сопровождение:

  • Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г

  • Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.

  • Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г

  • Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!