Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
РАССМОТРЕНО Руководитель СППС _____________Т.А. Денисова «_____»__________ 20____ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР _____________В.В. Неупокоева «_____»__________ 20____г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от______________№_____ |
|
Рабочая программа
логопедических занятий во 2 классе
для обучающегося с расстройством аутистического спектра
Составитель: учитель-логопед
Вильямова О.Н..
г. Биробиджан
2021 - 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с РАС с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Структура АООП НОО обучающихся с РАС включает целевой, содержательный и организационный разделы. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает в себя так же программу коррекционной работы.
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с РАС в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся их социальную адаптацию.
Расстройства аутистического спектра являются одним из самых часто встречаемых нарушений в детском возрасте. Являясь первазивным нарушением, аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в том числе в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации, ограничении собственной активности. Ребёнок с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Таким образом, реализация логопедической программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, следовательно ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.
Характеристика структурных компонентов речи обучающихся с РАС
У детей с РДА нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.
Цели программы:преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по развитию устной и предупреждению нарушения письменной речи у обучающегося с расстройством аутистического спектра.
Задачи программы:
- коррекция звукопроизношения;
- формирование полноценных представлений о звукобуквенном составе слова;
- обучение фонематическому анализу и синтезу, звуко-слоговому анализу;
-обучение различным формам словоизменения и способам словообразования;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- повышение возможностей обучающихся с РАС в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;
- формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.
Рабочая программа для обучающегося 2 класса класса с расстройством аутистического спектра включает в себя работу по развитию психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: оптимальный для речи тип физиологического дыхания, речевое дыхание, голос, артикуляторную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие; обучению нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка; формированию просодических компонентов речи (темп, ритм, паузацию, интонационную выразительность, логическое ударение); развитию функции фонематической системы; компенсации нарушений звуко-слоговой структуры слова; развитию и обогащению лексико-грамматического строя речи; развитию коммуникативной функции речи: формировать умение планировать собственное связное высказывание, самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации; компенсации нарушения чтения и письма.
Место коррекционного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 60 часов в год. Занятия проводятся в индивидуальной форме, 2 часа в неделю. Продолжительность занятий 35-40 минут.
Планируемые результаты
Личностные результаты УУД:
положительного отношения к школе, к урокам обучения грамоте,
интереса к письменной речи,
положительного и осознанного принятия роли ученика,
осознанного отношения к освоению чтения и письма, к учебному процессу в целом,
осмысленного восприятия собственных вкусов, привычек, желаний,
эмоционального осмысления событий собственной жизни,
интереса к языковой и речевой деятельности,
эмоционального осмысления уклада жизни своей семьи, отношений между близкими людьми,
развития способности к сочувствию, сопереживанию, проявлению отзывчивости, готовности помочь.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД :
осмысление правил поведения на уроке в школе и следование им,
развитие возможностей организации произвольного внимания,
развитие навыков осознанного восприятия и выполнения заданий учителя-логопеда,
развитие возможностей самостоятельного планирования собственных действий и речи,
отработка умения следовать собственному плану,
возможность совместно с учителем -логопедом оценивать результат своих действий, вносить коррективы,
развитие осмысленного отношения к процессу обучения, к учебному материалу,
формирование осмысленных учебных навыков, которые обучающийся с РАС использует в различных ситуациях (учебных и житейских).
Познавательные УУД:
- осознанно относится к букве, как части слова, к слову – как к части фразы, а к фразе, как части текста,
- понимать, что слово, фраза, текст являются носителями определенных значений и смыслов,
строить ответ в соответствии со смыслом вопроса учителя - логопеда,
выполнять задания от начала до конца в соответствии с отработанным алгоритмом,
с помощью учителя - логопеда находить аналогии в собственном опыте с изучаемыми фактами,
составлять (устно и письменно) высказывание по предложенному рисунку, фотографии,
анализировать факты языка, выделяя их существенные признаки (например, гласные и согласные звуки),
подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова обозначающие различные категории предметов, явлений природы и др.)
Коммуникативные УУД:
формировать первоначальные навыки сотрудничества со взрослым, выполнять задания учителя — логопеда,
слушать вопросы учителя - логопеда и стараться ответить на них в соответствии со смыслом вопроса,
самостоятельно задавать вопросы и по теме занятия, и в ситуации, когда появляется необходимость в объяснении учителя — логопеда,
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне фразы), адекватно оценивать собственное поведение на занятии, стараться использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
различать устную и письменную речь;
устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
различать гласные и согласные, правильно их произносить;
определять качественную характеристику гласного звука: ударный или безударный;
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы русского алфавита;
называть буквы гласных как показателей мягкости согласных звуков;
определять функцию мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука;
различать слова и предложение, слово и слог;
определять количество слов в предложении;
различать слова-предметы, слова-признак, слова-действие;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.
Содержание программы
Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Речь. Предложение. Слово ( 21).
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки.
Звуки и буквы ( 37).
Гласные звуки. Дифференциация глассных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ и синтез слова. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда. Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце, в середине слова. Разделительный ь. Дифференциация [с]-[з]. Дифференциация [ш]-[ж]. Дифференциация [в]-[ф]. Дифференциация [б]-[п]. Дифференциация [т]-[д]. Дифференциация [к]-[г].
Звонкие и глухие согласные. Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([з]-[с], [ж]-[ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к]).
Итоговая проверочная работа (2час)
Методическое обеспечение:
Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для подготовительного класса
Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для учащихся 1-4 классов.
Швец И.С. Программа коррекционных групповых занятий «Развитие простых навыков коммуникации у детей с РАС для учащихся 1-2 классов»
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Л.Б. Баряева, «Кодовый словарь», «Я - говорю!»( упражнения с пиктограммами), М. Дрофа, 2007
Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005
Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001
Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.
Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.
Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.
Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997. 29.
Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.
Информационно- методическое сопровождение:
Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г
Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.