МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 57»
городского округа Тольятти
__________________________________________________________________
445042, г. Тольятти, бульвар Луначарского,19
т. (8482) 33-12-75, факс 53-16-41
e-mail: [email protected]
Конспект открытого урока по физике в 7 классе
на тему
“Расчёт пути и времени при равномерном движении”.
Составила учитель физики
Кучер Светлана Владимировна
1
Тема урока: “Расчёт пути и времени при равномерном движении”.
Тип урока: Урок расширения и закрепления знаний.
Цель урока: Выработать практические навыки по нахождению пути, времени и скорости
движения тел.
Задачи:
Образовательная:
- систематизировать знания учащихся по теме скорость
равномерного движения в процессе решения
физических задач;
Развивающие:
- развивать уровень мыслительной деятельности
учащихся;
- развивать умение выделять главное, сравнивать и
переходить от частных примеров к выводу общих
закономерностей;
- развивать умение работать самостоятельно;
Воспитательные:
- воспитывать активность и целеустремлённость
при решении физических задач;
- воспитывать умение объективно оценивать свои
знания.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, карточки с условиями задач.
План урока.
Организационный момент.
Фронтальный опрос.
Постановка проблемы и решение ее в процессе исследования ситуаций.
Решение разноуровневых задач.
Разноуровневая самостоятельная работа.
Задание на дом.
Подведение итогов.
Ход урока
І Организационный момент. (1 минута)
Отмечаю отсутствующих, проверяю готовность учащихся к уроку. Объявляю тему урока и цель, демонстрируя слайд № 1. Сообщаю о формах работы на уроке.
2
- Прежде чем приступить к теме урока, проверим знание основных определений, формул и понятий, необходимых для дальнейшей работы.
Фронтальный опрос. (3 минуты)
1) Что показывает скорость при равномерном движении? (Путь, пройденный телом в единицу
времени).
2) Какими приборами измеряют скорость? (Спидометрами).
3) Как записывается формула для расчёта скорости при равномерном движении? (υ = S / t)
4) В каких единицах измеряется скорость? ( [υ] = 1 м/с (основная единица),
[υ] = 1 км/ч; 1м/мин (не основные единицы))
5) Как перевести 1км/ч в 1м/с?
(1км/ч = 1000 м / 3600с = 10/36 м/с)
III Постановка проблемы и решение ее в процессе исследования ситуаций. (4 минут)
Учитель:
- А теперь давайте подумаем, зачем нам нужно знать скорость? Что мы можем узнать, если известна скорость?
Учащиеся отвечают, что можно найти путь и время.
Учитель формулирует перед учащимися вопрос: «Как рассчитать путь и время?»
Для ответа на данный вопрос предлагаю рассмотреть две задачи.
Демонстрирую слайд № 2, который отображает тексты задач.
Разбор решения задач ведётся учителем.
Задача № 1.
Учитель:
- Итак, мы с вами сказали ранее, что скорость показывает, какой путь тело проходит за единицу времени. Значит, если 5 м Вася пробежал за 1 с, то за 10 с он преодолеет расстояние в 10 раз больше,
т.е. 5 м/с • 10 с = 50 м.
А теперь посмотрим, как это выразить формулой.
Мы знаем, что υ = S / t тогда, чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель.
S = υ • t
Далее предлагаю разобрать задачу № 2. В условие задачи указано скорость движения тела и расстояние. Необходимо найти время.
Задача № 2.
Учитель:
- Рассуждая аналогично, если за 1 с поплавок проплывает 0,2 м, то чтобы проплыть 60 м ему понадобится 300 с
3
Значит 60 м : 0,2 м/с = 300 с.
А
t = S / υ
по формуле можно выразить так
S = υ • t следовательно
Неизвестный множитель равен произведению, делённому на известный множитель.
Учитель формулирует вопрос, для учащихся возвращая их к поставленной проблеме.
- Знаем ли мы теперь формулы, позволяющие определить путь и время, зная скорость движения тела?
Учащиеся должны назвать формулы для расчёта пути и времени движения тела.
IV Решение разноуровневых задач. (12 минут)
Учитель:
- А теперь решим несколько задач разного уровня сложности по полученным нами формулам.
Демонстрируется слайд № 3, на котором записано условие первой задачи.
Прочитав задачу, учащиеся вместе с учителем проговаривают устный анализ её решения.
Известен пройденный путь и время. Значит, по известной формуле υ = S / t найдём скорость.
Далее один из учащихся выходит к доске и записывает решение данной задачи. Остальные учащиеся работают в тетрадях.
Далее демонстрируется слайд № 4, на котором записано условие второй задачи.
Прочитав задачу, учащиеся вместе с учителем проговаривают устный анализ её решения.
Весь путь состоит из двух участков, поэтому S = S1 + S2, S1 и S2 можно найти, используя формулу S = υ • t
4
Учащиеся решают задачу самостоятельно в тетрадях.
Учащиеся могут решить правильно, а могут ошибаться. Чтобы проверить решение задачи предлагается посмотреть на слайд № 5, где показано правильное решение.
Рассматривается слайд № 6, на котором записано условие третьей задачи.
Прочитав задачу, учащиеся вместе с учителем проговаривают устный анализ её решения.
Для движущегося автомобиля у нас известны время и скорость. Значит можно найти пройденный автомобилем путь. Такой же путь по условию задачи должен проехать велосипедист. Значит для велосипедиста известны путь и время. Поэтому υ2 = S1 / t2.
Учащиеся решают задачу самостоятельно в тетрадях, а потом проверяют решение
по слайду № 7.
5
Физкультминутка. (1 минута)
V Разноуровневая самостоятельная работа. (14 минут)
Учитель:
Мы равномерное движенье изучаем,
Как скорость, путь и время рассчитать, узнаем.
Теперь попробуем мы знанья применить
Задачи интересные решить.
Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу в двух вариантах.
В каждом варианте по три задачи разного уровня, которые проверяют не только запоминание изученного материала, но и степень его осмысления.
Учитель объясняет принцип работы, предварительно раздав карточки, в которых указаны номера вариантов и условия задач.
Вариант I.
Выразите в м/с скорость 10,8 км/ч.
За какое время катер, двигаясь со скоростью 72 км/ч, пройдёт 500 м пути?
Один велосипедист в течении 12 с двигаясь со скоростью 6 м/с, а велосипедист проехал такой же путь за 9 с. Какова скорость второго велосипедиста?
Вариант II.
1. Какая скорость больше: 10 м/с или 54 км/ч.
2. Какой путь пролетит самолёт, движущийся в течение 10 минут со скоростью 720 км/ч?
3. Автомобиль за первые 10 мин проехал 900м. Какой путь он пройдёт за 0,5 ч, двигаясь с
той же скоростью?
Ученики решают задачи самостоятельно но, испытывая трудности, могут попросить помощь учителя.
Через 10 минут, прошу обменяться тетрадями. Ученики, которые выполняли первый вариант, проверяют работы второго варианта и наоборот.
Для проверки учащимися самостоятельной работы, на слайде № 8 демонстрируются решения задач к вариантам.
Тетради сдаются учителю для проверки объективности учащихся при выставлении оценки за данную работу, а также для оценивания уровня подготовленности учащихся к следующему уроку.
6
VI Задание на дом. (2 минуты)
а) Основное: § 17.
А. В. Пёрышкин. Физика. 7класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Дрофа, 2013 г.
б) Составить три задачи на определение скорости, пути и времени движения. Решить и творчески оформить на альбомных листах.
VII Подведение итогов. (3 минуты)
Учащиеся сами подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя.
Как из формулы скорости получить формулы пути
и времени движения тела?
Учащиеся повторяют изученные формулы и сводят их в мнемонический треугольник.
S
υ
t
Можно закрыть одну букву и получить формулу для её вычисления.
2. Учитель объявляет отметки за устные ответы учащихся.
7