СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раскрытие индивидуальных возможностей учащихся посредством решения проектных задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказываю о решении проектных задач со своими учениками

Просмотр содержимого документа
«Раскрытие индивидуальных возможностей учащихся посредством решения проектных задач»

Раскрытие индивидуальных возможностей учащихся посредством решения проектных задач



Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Только, пожалуйста, не торопи меня!



 При обучении нельзя ставить детей в абсолютно одинаковые условия. У каждого свой темп, свой уровень; некоторые имеют образное восприятие, а некоторые легче воспринимают четкую математическую картину, одному ребенку от природы дается много, другому – мало. Поэтому учитель, излагая учебный материал и предлагая задания для выполнения, должен ориентироваться на все группы учащихся класса.

На уроках математики при выполнении практических заданий стараюсь создавать ситуацию успеха для учащихся, слабо владеющих основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Первоначально даю им упрощенный вариант работы. Использование разноуровневых заданий предоставляет каждому учащемуся возможность продвигаться в обучении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а индивидуальный темп создаёт условия для успешного изучения материала всеми учащимися.

Например: изучение темы «Ломаная» 3 класс. Пока часть ребят учится строить ломаную по заданным параметрам (по известной длине каждого звена), другие учащиеся выполняют задания более сложного уровня. Они тоже строят ломаную, только уже по известной длине всей ломаной и количеству звеньев.

Это позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: каждый может работать в присущем ему темпе и выполнять задания различного уровня сложности.

Например, изучаем тему «Скорость. Задачи на движение» 4 класс. При выполнении заданий по актуализации опорных знаний ученики вспоминают формулы нахождения скорости, времени и расстояния, затем раздаю карточки с заданиями, даю несколько минут на вхождение в процесс решения и подхожу к каждому ученику; если необходимо, объясняю, наиболее сложные задания разбираем вместе на доске. Часть учеников успевает решить самостоятельно шесть-семь задач, а для кого-то очень хорошо, если своими силами разберутся в двух-трёх заданиях. Дифференцированный подход к обучению помогает учащимся адекватно оценить себя, не занизив уровня самооценки.

В своей работе стараюсь обращать внимание на потенциальные способности самого учащегося, опираясь на его собственные интересы и внутренние склонности. Общение происходит в непринужденной манере, искренним и дружеским тоном, стараюсь находить индивидуальный подход к каждому.

Материал для изучения стараюсь структурировать от простого (базового) к более сложному (вариативному).


В каких единицах измеряют скорость? С помощью какого прибора?

Запиши с помощью букв V, S, t равенства для вычисления скорости, пути, времени движения.

Улитка ползет со скоростью 9 см/мин. Сколько метров она проползет за час?

Прочитайте предложения и объясните их смысл.

Акула может плыть со скоростью 30 км/ч.

Звук распространяется в воздухе со скоростью 330 м/с.

Заяц убегает от лисы со скоростью 17 м/с.Какой путь он пробежит за 10 с; за 15 с?

Заполни пропуски:


180 м/мин = ______м/с

240м/мин =______м/с

480 м/мин = ______м/с

6м/с =_________м/мин

15м/с = ________м/мин

Закончите предложения.

Если известны путь и время движения, то для того, чтобы найти скорость, надо________

Чтобы найти путь, если известны скорость и время, надо__________

Чтобы найти время, если известны путь и скорость, надо______

Олень бежит со скоростью 13м/с. Сколько метров он пробежит за 12 минут?

Мотоцикл движется по шоссе со скоростью 120 км/ч. Какой путь он проделает за полчаса?


За полчаса турист прошел 2 км 500 м. С какой скоростью он шёл?

Черепаха проползает за каждую минуту 120 см. Запишите скорость черепахи.

Скорость скворца 20 м/с, а шмеля – 5м/с. Во сколько раз шмель летит медленнее скворца?

По озеру и реке катер должен пройти 124 км. По озеру он шёл 2 ч со скоростью 24 км/ч, а остальное время по реке – со скоростью 19 км/ч. За какое время катер пройдет все расстояние?

Турист проходит каждые 100м пути за 1 минуту. С какой скоростью он идёт?

За 2 часа кит проплыл 110 км. С какой скоростью плыл кит?

Дорога длиной 415 км из пункта А в пункт С идет через пункт В. Машина проехала от пункта А до пункта В со скоростью 55 км/ч за 4 часа. С какой скоростью она должна ехать дальше, чтобы на весь путь от А до С затратить 7 часов?


УМК «Начальная школа XXI века», по которому я работаю, построен  на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, один из которых: личностно-ориентированное обучение. Оно предполагает сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника. 

На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не могут перейти с дошкольных форм обучения на учебные формы сотрудничества. Помогает мне такая форма организации учебного процесса, как групповая работа. И начинать ее желательно уже с первых школьных дней. Правила, этикет совместной работы, элементарные навыки сотрудничества осваиваются с учащимися сначала во внеурочное время, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества.

Чтобы дать ребенку максимально раскрыть свои возможности и проявить себя в нестандартной ситуации мне помогает книга «Проектные задачи в начальной школе» пособие для учителя под редакцией А.Б. Воронцова. Во внеурочное время учащиеся моего класса решают проектные задачи.

Что же это такое?

Термин «задача» (С.И. Ожегов Толковый словарь) имеет несколько значений, одно из которых звучит так: «сложный процесс, проблема, требующая исследования и разрешения».

Задачный принцип построения учебного материала в деятельностной педагогике является основным. В учебной практике используются разные типы задач: учебная, исследовательская, практическая, творческая и др. «Однако, ведущей является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения». (В.В. Давыдов)

Решение учебной задачи – это поиск общего способа для решения задач подобного типа.

Практическая задача отрабатывает применение уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации. Итогом решения таких задач является правильное использование знаний, умений и навыков, т.е получение правильного ответа.

Творческую (олимпиадную) задачу могут решить немногие ученики. Такие дети, как правило, обладают нестандартным мышлением, они пытаются самостоятельно найти способ решения. Способы решения таких задач могут быть нестандартными, не поддающимися алгоритмизации.

Решение только таких задач в обучении не может позволить:

научить ребенка самостоятельно выбирать способ решения задачи в ситуации, когда он явно не виден из условия задачи. Задачи, которые мы решаем на уроках, связаны с групповыми формами обучения, которые не могут содержательно мотивировать ребенка к поиску решения задачи в малой группе. Опираясь только на задачный принцип изложения материала нельзя оценить возможности детей, действующих в нестандартной, новой ситуации; получить принципиально новый интеллектуальный «продукт», которого никто не знал до решения этой задачи (включая учителя).

А именно такие действия лежат в основе формирования новых универсальных учебных действий учащихся современной школы.

Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой, происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача обязательно носит групповой характер.

Через опыт решения проектных задач на протяжении обучения в начальной школе младшие школьники осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Почему задачи такого типа получили название «проектные»? Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов, действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных, ученики сами планируют свою деятельность.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов в нестандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. 1Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах. Во - первых, это реальный «продукт» (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Во – вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

В проектной задаче, которую я предлагаю детям, должна быть описана проблемная (приближенная к реальной, модельная) ситуация, которая может заинтересовать детей, но в этой ситуации не может быть напрямую поставленной задачи. Задача формулируется самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее решения и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько. Проектная задача содержит набор или (систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой ребят. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Решенная проектная задача – это какой-то реальный «продукт», который можно представить перед публикой и оценить. В содержании проектной задачи нет ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Мои ученики находятся в состоянии неопределенности способа решения задачи и ее конечного результата.

Проектная задача отличается большим объемом материала. Описание квазиреальной ситуации задачи может быть различным - это и единый текст, и отдельные отрывки со множеством данных, иногда избыточных, не имеющих отношения к конкретной ситуации. Информация может даваться неполной, что вынуждает учеников обращаться к дополнительным источникам информации (справочникам, энциклопедиям, интернет ресурсам).

Результат решения такой задачи представляется в виде различных графических, знаковых текстовых средств. Я не даю установку на определенную форму ответа.

Решение проектной задачи требует коллективной деятельности учащихся – работы в группах, иногда и в парах. На этом этапе я смотрю насколько сформированы у моих учеников способности перенести известные способы действий в новую модельную ситуацию; умения планировать свою деятельность, уважительно относится к членам группы, слушать и отстаивать свою точку зрения или принимать чужую, распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль.

Привожу технологию работы над проектной задачей в 4 классе во внеурочной деятельности.

Название проектной задачи: «Покупаем новогодний подарок»

Вид задачи: предметная (математика), проектная, одновозрастная

Цели и задачи: Проверить умения учащихся пользоваться информацией представленной в виде таблиц (информация может быть представлена в различных видах: текстовая, графики, диаграммы и т.д.); искать и осуществлять на ее основании наиболее оптимальный вариант решения задачи; как могут распределять обязанности в группе, распределять задания между собой, оказывать помощь друг другу; навыки коллективного сотрудничества, взаимоконтроль.

Проверить умение выбирать нужную информацию, представленную в таблицах (в различных видах); владение способами умножения и деления многозначных чисел; применение свойств умножения для более рационального вычисления.

Планируемый результат: учащиеся должны продемонстрировать усвоение предметного материала и возможности применения его в нестандартной ситуации; умение работать в группе, создать конечный «продукт» - представить смету расходов на покупку сформированного ими самими же новогоднего подарка, умение обосновать свой выбор.

Так как в решении данной задачи не может быть одного единственного ответа, а может быть множество, то очень важным становится этап обсуждения полученных результатов. Ребята представляют смету расходов на покупку подарка и обосновывают свой выбор.

Замысел данной задачи в том, что учащимся предстоит поставить себя в позицию родителей подготавливающих подарки для детей. Работая в малой группе, им придется самостоятельно сформулировать условия, которые необходимо учитывать при решении данной задачи. Для этого ученикам необходимо выбрать руководителя группы, распределить обязанности каждого члена группы, составить план (алгоритм) решения поставленной задачи. Самостоятельно сформировать новогодний подарок, учитывая пожелания всех членов малой группы (прийти к единому решению, удовлетворив потребности каждого). Определить стоимость подарка и результаты расчетов внести в таблицу.

При решении данной проектной задачи детям необходимо построить математическую модель рассматриваемой квазиреальной ситуации, где должны быть проанализированы все данные задачи, представив, какой «продукт» будет получен в итоге. Ребята учатся планировать свою деятельность, анализировать полученную информацию, отрабатывать вычислительные навыки.

Таблица 4

Смета затрат на покупку новогоднего подарка


Наименование товара

количество

масса

Цена

Стоимость
















Общая стоимость покупки (руб)



Продолжительность проведения проектной задачи 2-3 часа (в зависимости от уровня подготовки учащихся класса).

Описание проектной задачи.

Ребята! К Новому году родители нашего класса решили приобрести вам новогодние подарки. Вас много – 26 человек, и чтобы учесть все ваши пожелания, родители попросили вас помочь. Вам предлагается собрать подарочный набор из представленных в магазинах товаров. Рассчитать вес подарка и его стоимость. Обосновать выбор вашей группы. При решении данной задачи вам необходимо пользоваться представленными таблицами.




Таблица 1

Магазин «Продукты» г. Краснодар, Бульварное кольцо, д. 215

Наименование товара

масса

Цена

(руб)




Фрукты




Яблоки зимние

1 кг

70

Масса 1 яблока в среднем составляет 200 - 250г

Яблоки «Айдаред»

1 кг

65




Яблоки кисло -сладкие

1кг

63




Мандарины

1 кг

87

Масса 1 мандарина – 200 г

Апельсины

1 кг

95

Масса 1 апельсина - 350-400г.

Конфеты




Карамель «Москвичка»

100г

27

Масса 1 конфеты- 10г

«Трюфель»

1 кг

410

Масса конфеты – 15г

«Буревестник»

1 кг

240




«Морские»

100г

45




«Красная шапочка»

100г

37




«Красный мак»

1 кг

110




«Грильяж в шоколаде»

100г

188

Масса конфеты – 20г.

«Тортимилки»

1 кг

324

Масса 1 шт – 30г.

«Славянка»

1 кг

374




«Жар – птиц»

1 кг

367

Масса конфеты – 50г

«Кудесница»

1 кг

334




«Птица дивная»

1кг

458




«Адмиралтейские»

1 кг

560




Вафли, печенье




«Романтика» – шоколадный десерт

1 кг

252

Масса 1 шт – 60г

«Романтика» –карамельный десерт

1 кг

247




Вафли «К чаю»

250 г

51




«Маша и медведь» со вкусом топленого молока

250г

56




«Приветливый гном»

100г

22р70к




Шоколад (плитка)




«Альпийская сказка» молочный

90г

43




«Мишка на севере» с вафельками

80г

48р 50к




«Настоящий молочный шоколад»

300 г

137




«Особый» с фундуком

90 г

73




Молочный пористый шоколад

80 г

77




«Ritter – sport»

100 г

116




«Милка»

100 г

80




«Сникерс»

200 г

97




Упаковка «Праздничная» (картон) 20 руб

Упаковка картонная «Петушок» 25 руб 50 коп

Упаковка «Домик Деда Мороза» 22 руб

Упаковка «Снегурочка» 27 руб

Таблица 2

Магазин «Привет» г. Краснодар, пр-т Чекистов, д. 301

Наименование товара

масса

Цена

(руб)




Фрукты




Яблоки зимние

1 кг

70

Масса 1 яблока в среднем составляет 200 - 250г

Яблоки «Айдаред»

1 кг

63




Яблоки кисло -сладкие

1кг

60




Мандарины

1 кг

98

Масса 1 мандарина – 200 г

Апельсины

1 кг

97

Масса 1 апельсина - 350-400г.

Конфеты




Карамель «Москвичка»

100г

20

Масса 1 конфеты- 10г

«Трюфель»

1 кг

412

Масса конфеты – 15г

«Буревестник»

1 кг

240




«Морские»

100г

50




«Красная шапочка»

100г

40




«Красный мак»

1 кг

110




«Грильяж в шоколаде»

100г

180

Масса конфеты – 20г.

«Тортимилки»

1 кг

325

Масса 1 шт – 30г.

«Славянка»

1 кг

370




«Жар – птиц»

1 кг

368

Масса конфеты – 50г

«Кудесница»

1 кг

330




«Птица дивная»

1кг

460




«Адмиралтейские»

1 кг

550




Вафли, печенье




«Романтика» – шоколадный десерт

1 кг

252

Масса 1 шт – 60г

«Романтика» –карамельный десерт

1 кг

248




Вафли «К чаю»

250 г

50




«Маша и медведь» со вкусом топленого молока

250г

56




«Приветливый гном»

100г

30




Шоколад (плитка)




«Альпийская сказка» молочный

90г

45




«Мишка на севере» с вафельками

80г

48р 50к




«Настоящий молочный шоколад»

300 г

138




«Особый» с фундуком

90 г

70




Молочный пористый шоколад

80 г

75




«Ritter – sport»

100 г

120




«Милка»

100 г

80




«Сникерс»

200г

95




Упаковка «Праздничная» (картон) 21 руб

Упаковка картонная «Петушок» 22 руб 50 коп

Упаковка «Домик Деда Мороза» 20 руб

Упаковка «Снегурочка» 24 руб





Таблица 3

Магазин «Подарки», г. Краснодар, пр-т Звездный, д. 22

Наименование товара (елочные игрушки)

количество

Цена (руб)


Шар елочный стеклянный (зеленый)

1 шт

250


(красный)

1 шт

250


(голубой)

1 шт

230


«Снегурочка»

1 шт

95


«Дед Мороз»

1 шт

95


«Медведь»

1 шт

115


«Колокольчик»

1 шт

215


«Звездочка»

1 шт

87


Новогодние свечи

1 уп

113




Магазин «Сюрприз», г. Краснодар, ул.Каравайная, д. 23

Наименование товара (елочные игрушки)

количество

Цена (руб)


Шар елочный стеклянный (зеленый)

1 шт

250


(красный)

1 шт

220


(голубой)

1 шт

250


«Снегурочка»

1 шт

95


«Дед Мороз»

1 шт

95


«Медведь»

1 шт

115


«Колокольчик»

1 шт

215


«Звездочка»

1 шт

87


«Птичка снегирь»

1 шт

60


«Бенгальские огни»

1 уп.

48





Магазин «Подарки», г. Краснодар, пр-т Звездный, д. 22

Наименование товара (елочные игрушки)

количество

Цена (руб)


Шар елочный стеклянный (зеленый)

1 шт

250


(красный)

1 шт

250


(голубой)

1 шт

250


«Снегурочка»

1 шт

95


«Дед Мороз»

1 шт

95


«Медведь»

1 шт

115


«Колокольчик»

1 шт

215


«Звездочка»

1 шт

87


Новогодние свечи

1 уп

113



Получив задание, мои ученики приступают к выбору руководителя группы, который и будет представлять итог совместно решенной проектной задачи. Далее предлагаю детям изучить представленные материалы и составить алгоритм (план) решения задачи. Помогаю им в этом (индивидуально подработаю с каждой группой, направляю, объясняю). Иногда приходится ставить перед детьми наводящие вопросы, чтобы помочь им правильно определить задачи.

Представлю обобщенный план действий, который был сформулирован моим учениками.

  1. Изучить информацию таблиц.

На данном этапе нацеливаю ребят внимательно изучить прейскуранты различных магазинов: изучить ассортимент товара, цены, сравнить их. Предлагаю обратить внимание на графу «масса» (кг, г), чтобы не ошибиться и учесть эти данные при расчетах.

Чем нужно руководствоваться при расчете требуемых затрат?

  1. Выбрать товары для формирования подарка, записать их.

  2. Определить количество фруктов, сладостей, игрушек для подарка.

  3. Выбрать упаковку для подарка.

(Выбирают, обсуждают, согласовывают между собой выбор)

  1. Рассчитать стоимость одного подарка, пользуясь данными таблиц.

На данном этапе руководитель группы распределяет обязанности между членами группы, одним ставит задачу посчитать стоимость того или иного товара, другим – произвести проверку выполненных расчетов. Некоторые учащиеся сами выбирают себе задание и сообщают об этом руководителю группы, который в свою очередь, фиксирует все действия. В работе, которую осуществляют ребята, очень хорошо прослеживается умение использовать полученные знания в ситуации максимально приближенной к жизненной. Наблюдаю, как они умеют контролировать свою деятельность, осуществлять взаимопроверку, помогать друг другу, исправлять ошибки, доказывать свою точку зрения.

Каждый ученик производит математические расчеты в соответствии с полученным заданием. Таким образом, коллективно, в малой группе, рассчитывается стоимость одного подарка.

  1. Вычислить стоимость подарков на класс.

  2. Результаты внести в таблицу

  3. Представить результаты работы.

Ребятами были представлены подарки, сформированные из товаров, выбранных в одном магазине, в разных магазинах. Дети обосновывали свои ответы тем, что целесообразней формировать подарок, закупив фрукты, сладости или игрушки в тех магазинах, где они дешевле. Другие ребята, напротив - включили в подарок те товары, которые бы хотели получить, невзирая на их стоимость.

Для подведения итогов о проделанной учащимися работе и оценке работы группы заполняется Экспертный лист для оценки работы группы.

Ф.И. эксперта____________________№ группы_______дата_______

Вопросы

Ответы

Смогла ли группа самостоятельно сформулировать задачу? Как это происходило?


Спланировали ли учащиеся свои действия, перед тем как приступить к работе?


Как была организована работа на завершающем этапе – при заполнении таблицы 4(общее обсуждение, каждый представил свои результаты, обсуждались ли они группой)?


Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, не было содержательной продуктивной работы, общения и.т.д.). Если возникали конфликтные ситуации, то как они разрешались?


Подведите итог. Общее впечатление от работы группы.



Подобный тип задач учит детей способу проектирования, дает возможность учителю увидеть как группа учащихся «переносит» известные им предметные способы действий в модельную ситуацию (нестандартную), приближенную к реальной; реализует возможность детей работать малым коллективом, сотрудничать и.т.д.

Таким образом, в результате систематического решения проектных задач в начальной школе у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- ставить и удерживать цели;

- планировать свою деятельность;

- выделяя главное, представлять способ действий в виде схемы – модели;

- проявлять инициативу в процессе поиска решения задачи;

- видеть проблему; анализировать сделанное – по каким причинам получилось/ не получилось, увидеть ошибки;

- взаимодействовать с партнерами при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других ребят.

Таким образом, проектные задачи в начальной школе – есть подготовка учащихся к проектной деятельности в основной школе. Решая такие задачи, ученики не ограничиваются рамками обычного учебного задания, а могут фантазировать, придумывать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Работа над такими задачами учит детей видеть и слышать друг друга. В процессе решения проектных задач осваивается практика произвольности поведения: самоорганизация каждого члена и группы в целом, управление собственным поведением в групповой работе.

1 Проектные задачи в начальной школе пособие для учителя, 3-е издание, Москва «Просвещение» 2011год (авторы: А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.В. Енжевская, С.В. Клевцова, Н.И. Трояновская)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!