СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье» (по трилогии А.П.Чехова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе в 8 классе

        «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история

      об упущенном счастье» (по трилогии А.П.Чехова)

Просмотр содержимого документа
««Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье» (по трилогии А.П.Чехова)»

Урок литературы  8 класс   РАССКАЗ А.П. ЧЕХОВА  «О ЛЮБВИ» КАК ИСТОРИЯ  ОБ УПУЩЕННОМ СЧАСТЬЕ ( Маленькая трилогия ) Учитель: Магомедкадиева Зубайдат Рамазановна

Урок литературы 8 класс РАССКАЗ А.П. ЧЕХОВА «О ЛЮБВИ» КАК ИСТОРИЯ ОБ УПУЩЕННОМ СЧАСТЬЕ ( Маленькая трилогия )

Учитель: Магомедкадиева Зубайдат Рамазановна

 Жизнь дается человеку один раз,  И нужно прожить ее бодро,  Осмысленно, красиво.              А.П.Чехов.

Жизнь дается человеку один раз, И нужно прожить ее бодро, Осмысленно, красиво.             А.П.Чехов.

А.П. ЧЕХОВ –  МАСТЕР КОРОТКОГО РАССКАЗА  А.П. Чехов – талантливый писатель, врач, тонкий психолог, мастер короткого рассказа .  В своих  произведениях  старался  показать несовершенство существующей  жизни, пошлость  маленьких людей и помочь им излечиться от физических и  нравственных болезней.

А.П. ЧЕХОВ – МАСТЕР КОРОТКОГО РАССКАЗА

А.П. Чехов – талантливый писатель, врач, тонкий психолог, мастер короткого рассказа .

В своих произведениях старался показать несовершенство существующей жизни, пошлость маленьких людей и помочь им излечиться от физических и нравственных болезней.

Мелихово (усадьба)   Государственный  литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова

Мелихово (усадьба) Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова

Здесь жил А.П.Чехов

Здесь жил А.П.Чехов

Картины природы

Картины природы

Два художника И.И.Левитан А.П.Чехов

Два художника

  • И.И.Левитан
  • А.П.Чехов
 «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна бы была земля наша.»   А.П.Чехов

«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна бы была земля наша.»

А.П.Чехов

… не успокаивайтесь и не давайте усыплять себя!  Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!   Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть   Смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье,  А в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

… не успокаивайтесь и не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!  Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть  Смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, А в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

ТРИЛОГИЯ О  «ФУТЛЯРНОЙ ЖИЗНИ»   Трилогия о «футлярной жизни» -      «Человек в футляре», «Крыжовник»,    «О любви» -   погружает читателя именно в эту, важнейшую для  Чехова,  проблематику.   Эти 3 рассказа были опубликованы в 1898 году в журнале «Русская мысль»

ТРИЛОГИЯ О «ФУТЛЯРНОЙ ЖИЗНИ»

Трилогия о «футлярной жизни» -

«Человек в футляре», «Крыжовник»,

«О любви» -

погружает читателя именно в эту, важнейшую для Чехова, проблематику.

Эти 3 рассказа были опубликованы в 1898 году в журнале «Русская мысль»

«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»  В рассказе возникает сквозной образ «футлярного существования», характеризующего жизнь современной России, где главный герой ограничивает свою жизнь только рамками дозволенного и руководствуется прописными истинами общепринятых мнений, боящихся свободного слова, свободного дела и держащих в страхе других.

«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»

В рассказе возникает сквозной образ «футлярного существования», характеризующего жизнь современной России, где главный герой ограничивает свою жизнь только рамками дозволенного и руководствуется прописными истинами общепринятых мнений, боящихся свободного слова, свободного дела и держащих в страхе других.

«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»   Учитель греческого языка Беликов прячет в футляр не только часы, перочинный нож, но и мысли, чувства. Он боится жизни…  «Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»

«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»

Учитель греческого языка Беликов прячет в футляр не только часы, перочинный нож, но и мысли, чувства. Он боится жизни…

«Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»

«КРЫЖОВНИК»  - А в какой футляр заключает себя герой другого рассказа – «Крыжовник»?

«КРЫЖОВНИК»

- А в какой футляр заключает себя герой другого рассказа – «Крыжовник»?

«КРЫЖОВНИК»   Этим футляром для главного героя рассказа Николая Ивановича стала усадьба, о которой он мечтал, усадьба с крыжовником.   Верхом его мечтаний оказался кислый, невкусный крыжовник, выращенный на собственном участке.  Дальше его интересы не распространяются, в конце концов он потерял человеческий облик и стал напоминать свинью.

«КРЫЖОВНИК»

Этим футляром для главного героя рассказа Николая Ивановича стала усадьба, о которой он мечтал, усадьба с крыжовником.

Верхом его мечтаний оказался кислый, невкусный крыжовник, выращенный на собственном участке.

Дальше его интересы не распространяются, в конце концов он потерял человеческий облик и стал напоминать свинью.

ФУТЛЯР – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?   Итак, «футляр» - это то,что отгораживает человека от живой стихии жизни .  Футляром может быть что угодно:  зонтик и профессия,  калоши и мировоззрение, гроб и образ жизни…   Итак, «футляр» - это то,что отгораживает человека от живой стихии жизни .  Футляром может быть что угодно:  зонтик и профессия,  калоши и мировоззрение, гроб и образ жизни…

ФУТЛЯР – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Итак, «футляр» - это то,что отгораживает человека от живой стихии жизни .

Футляром может быть что угодно:

зонтик и профессия,

калоши и мировоззрение, гроб и образ жизни…

  • Итак, «футляр» - это то,что отгораживает человека от живой стихии жизни . Футляром может быть что угодно: зонтик и профессия, калоши и мировоззрение, гроб и образ жизни…
«О ЛЮБВИ»  - А можно ли поместить в футляр ЛЮБОВЬ?  Маленькую «футлярную» трилогию Чехова завершает замечательный рассказ  «О любви» , где писатель удивительно тонко рисует женское сердце, рассуждает о любви и о счастье…

«О ЛЮБВИ»

- А можно ли поместить в футляр ЛЮБОВЬ?

  • Маленькую «футлярную» трилогию Чехова завершает замечательный рассказ «О любви» , где писатель удивительно тонко рисует женское сердце, рассуждает о любви и о счастье…
Роковые вопросы в рассказе  А.П. Чехова

Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова "О любви"

  • Что такое любовь?
  • Как она зарождается?
  • Что важнее для человека – личное счастье или устоявшаяся , привычная, порой бессмысленная жизнь?
 П.К.Алёхин  А.А.Луганович

П.К.Алёхин

А.А.Луганович

 П.К.Алёхин  А.А.Луганович  Долг, необходимость работать в деревне. Отказ от самообразования, комфорта «Я мало - помалу перебрался вниз...»  Духовное падение, усталость, скука, брезгливость, одиночество. Запоздалое признание, несостоявшееся счастье.  Раннее замужество, дети, забота о семье. Жизнь с мужем из чувства долга. Угасающая, никем не признанная красота. Одиночество. Разлука.

П.К.Алёхин

А.А.Луганович

Долг, необходимость работать в деревне. Отказ от самообразования, комфорта «Я мало - помалу перебрался вниз...»

Духовное падение, усталость, скука, брезгливость, одиночество. Запоздалое признание, несостоявшееся счастье.

Раннее замужество, дети, забота о семье. Жизнь с мужем из чувства долга. Угасающая, никем не признанная красота. Одиночество. Разлука.

«О ЛЮБВИ»  Персонажи были готовы к тому, чтобы полюбить друг друга, они похожи в своем одиночестве и неудовлетворенности жизнью.  Автор романтизирует отношения героев, рисует их с теплым чувством, приглашает читателя к сопереживанию Алехину, Анне Алексеевне.  Культура XIX – начала XX века определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности в подрастающем поколении.

«О ЛЮБВИ»

  • Персонажи были готовы к тому, чтобы полюбить друг друга, они похожи в своем одиночестве и неудовлетворенности жизнью.
  • Автор романтизирует отношения героев, рисует их с теплым чувством, приглашает читателя к сопереживанию Алехину, Анне Алексеевне.
  • Культура XIX – начала XX века определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности в подрастающем поколении.
Маленькая трилогия «Человек в футляре». «Крыжовник». «О любви».

Маленькая трилогия

  • «Человек в футляре».
  • «Крыжовник».
  • «О любви».
 Любовь как поэтически- возвышенное, самое чистое и прекрасное чувство, которое окрыляет человека. Но для героев этого произведения, любовь оказалась мимолетным, упущенным счастьем. Нужно не бояться быть счастливыми, бороться за свою любовь, не бояться изменить свою жизнь, и тогда всё в жизни будет хорошо.

Любовь как поэтически- возвышенное, самое чистое и прекрасное чувство, которое окрыляет человека. Но для героев этого произведения, любовь оказалась мимолетным, упущенным счастьем. Нужно не бояться быть счастливыми, бороться за свою любовь, не бояться изменить свою жизнь, и тогда всё в жизни будет хорошо.

ЧЕХОВ О ЛЮБВИ «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить из высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

ЧЕХОВ О ЛЮБВИ

  • «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить из высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».
В ЧЕМ СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА?  Чехов утверждает, что человеку для счастья нужны не три аршина земли, а весь земной шар, вся природа.   Счастье не в том, чтобы спать и  есть, - этого слишком мало для человека. Надо делать добро, надо помогать людям…

В ЧЕМ СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА?

Чехов утверждает, что человеку для счастья нужны не три аршина земли, а весь земной шар, вся природа.

Счастье не в том, чтобы спать и есть, -

этого слишком мало для человека.

Надо делать добро, надо помогать людям…

 Домашнее задание : 1. Прочитать рассказ И.А. Бунина “ Кавказ ” 2. Сопоставить сюжеты и героев рассказов Чехова и Бунина.

Домашнее задание :

  • 1. Прочитать рассказ И.А. Бунина “ Кавказ ”
  • 2. Сопоставить сюжеты и героев рассказов Чехова и Бунина.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!