СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ О.Генри "Дары волхвов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

О.Генри: «Я буду писать рассказы о маленьких людях до тех пор, пока все не поймут, что короткий рассказ может иметь огромное воспитательное значение. В нём должны сочетаться юмор и глубокое чувство. …Я хочу ввести в гостиные наших магнатов павших, отверженных и при этом обеспечить им там радушный приём. Я хочу, чтобы наши четыреста побывали в шкуре четырёх миллионов».   

Просмотр содержимого документа
«Рассказ О.Генри "Дары волхвов"»

Учитель: Игнатьева С.Л., 10 средняя школа им. А.С.Пушкина


Предмет: литература


Тема: Рассказ О.Генри «Дары волхвов»


7 класс (гуманитарный)


Цели: познакомить учеников с текстом рассказа О.Генри,

развивать умение анализировать текст,

учить выявлению авторской позиции,

поразмышлять о любви, мудрости, внимательности друг к другу,

активизировать интерес к творчеству О.Генри.


Оборудование: текст, презентация, музыкальное оформление – «Канон» Иоганна Пахельбеля.


Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, словарная работа, анализ текста, сообщения учеников.


Ход урока


Рассказ учителя: Слайд 2.


- О.Генри – это псевдоним Уильяма Сидни Портера, американского писателя, книги которого известны и любимы во всём мире. Он родился в 1862 году на юге Америки, в семье врача. В три года он лишился матери, умершей от туберкулёза, и воспитывался тётей. Рано полюбил чтение, особенно ему нравились романы Ч. Диккенса, В. Скотта, А. Дюма.

Будущему писателю рано пришлось начать зарабатывать деньги. В 15 лет он стал учеником аптекаря, в 20 отправился в Техас, куда его пригласил друг дяди. Два года работал на ранчо вместе с ковбоями. Позже он пытался издавать свою газету, писал статьи, очерки, фельетоны, юмористические рассказы.

Однако судьба не была благосклонна к будущему писателю. Став бухгалтером в маленьком банке, Уильям оказался преступником. Не потому, что совершил преступление, просто однажды в кассе не оказалось крупной суммы денег. Растерявшись, бухгалтер сбежал и долго скрывался от полиции. Многие факты биографии писателя покрыты мраком неизвестности. Ясно одно: находясь в бегах, он пережил немало трудных и даже опасных минут. А дома ждали тяжело заболевшая жена и маленькая дочь. Тогда Портер вернулся, для того чтобы сразу попасть в тюрьму. Сидеть в тюрьме – нерадостное занятие, а скоро Рождество…Украшенные ёлки, рождественские подарки, Санта-Клаус…Дома дочурка, как и все дети, будет ждать от него подарка. Где же его взять? Решение было неожиданным. Портер снова попробовал написать рассказ, подписал его псевдонимом «О.Генри» и отправил в журнал. Как вы думаете, что было дальше?

- Конечно, дочь получила рождественский подарок, а ещё родился писатель О.Генри, в рассказах которого отразились не только испытания, выпавшие на его долю, но и оптимизм, юмор, любовь к жизни, к людям.

О.Генри: «Я буду писать рассказы о маленьких людях до тех пор, пока все не поймут, что короткий рассказ может иметь огромное воспитательное значение. В нём должны сочетаться юмор и глубокое чувство. …Я хочу ввести в гостиные наших магнатов павших, отверженных и при этом обеспечить им там радушный приём. Я хочу, чтобы наши четыреста побывали в шкуре четырёх миллионов». Слайд 3.

Как вы поняли, кого называет О.Генри маленькими людьми, отверженными?


- Да, это обычные, в основном, бедные люди. Они-то и становятся героями рассказов О.Генри.


Беседа по содержанию рассказа:


Дома вы прочитали один из лучших, на мой взгляд, рассказов О.Генри – «Дары волхвов». Когда происходит действие в рассказе?

Рождество. Каковы ваши ощущения, ваши ожидания от этого праздника?

Имеет ли значение то, что действие рассказа разворачивается под Рождество?

Давайте вспомним признаки рождественского рассказа. (Справка на слайде 4). Можете ли вы привести примеры рождественских рассказов русских писателей?

Можно ли назвать «Дары волхвов» рождественским рассказом?


Название рассказа. Кто такие волхвы? (Сообщение ученика). Слайд 5.

Как вы понимаете, почему О.Генри дал такое название своему рассказу?


Дом семьи Юнг. Дух этого дома. Денежные расчёты героини. Роль противительного союза («А завтра Рождество»). (Чтение первого абзаца). Слайд 6.

Тема нужды (детали, которые использует автор при описании квартирки). А праздник должен быть у всех.

Автор подтрунивает над своей героиней. Почему? (Ирония – одно из средств преодоления безнадёжности).


Сокровища, которыми обладали герои. (Чтение текста).

Царь Соломон, царица Савская. (Индивидуальные сообщения). Роль библейских образов. (Соломон и царица Савская вписаны в современную жизнь (по тексту), чтобы показать, что природная красота несравнима ни с какими «нарядами и украшениями», а подлинное богатство состоит отнюдь не в материальных ценностях).


Значение цвета. (Цвет бедности: «старенький коричневый жакет на плечи, старенькую коричневую шляпку на голову…»; цвет настроения: «…уныло глядела на серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора»; блеск истинных сокровищ: «волосы Деллы рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада», «сверкнув невысохшими блёстками в глазах»).


Но безвыходных ситуаций не бывает. Как изображён момент принятия решения? (Чтение текста).


Какая метафора использована автором? «На розовых крыльях» (комментарий: розовый, крылья, когда встречаем выражения).

Слайды 7-8.


Чтение диалога супругов. Комментарий. Слайд 9.


Почему Джим и Делла – «мудрейшие из всех дарителей»? (Чтение текста). Как автор относится к своим героям?

(«Мудрейшие из дарителей», потому что только жертвенная любовь, бескорыстное желание счастья ближнему – главные ценности земного бытия, помогающие нам выживать в непростых условиях не всегда доброго к нам мира).


Так почему же О.Генри пишет о событиях, происходящих под Рождество? В начале урока мы выяснили, что одним из признаков рождественского рассказа является чудо. Какое же чудо происходит в этом рассказе? (В этом «чуде» нет ничего чудесного. Чудо – дело рук любящего человека).


Вывод:


О.Генри: «Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените». Слайд 10.

Что это за сокровища? Напишите об этом несколько слов.


Домашнее задание: прочитать другие рассказы О.Генри, рекомендованные в разделе «Советы библиотеки» в учебнике. Слайд 11.



Приложение:

Волхвы - восточные мудрецы, прорицатели. По евангельской легенде, принесли новорожденному Иисусу подарки: золото, ладан, благовонную мирру. Отсюда пошёл обычай – делать подарки на Рождество.

«Соломон, Шеломо – третий царь Израильско-Иудейского государства (около 965 – 928 до н.э.), изображённый в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом всех времён; герой многих легенд. Его отец – царь Давид, мать – Вирсавия. Уже при рождении Соломона «Господь возлюбил его», и Давид назначил Соломона наследником престола в обход старших сыновей. Бога, явившегося Соломону во сне и обещавшего исполнить любое его желание, Соломон просит даровать ему «сердце разумное, чтобы судить народ». И за то, что он не попросил никаких земных благ, Соломон наделяется не только мудростью, но и невиданным богатством и славой. …Соломон собрал несметные богатства, так что серебро стало в его царстве равноценным простому камню. Все цари и мудрецы земли (в том числе и Савская царица) приходили к Соломону с дарами, чтобы внимать его мудрости. Соломон изрёк три тысячи притчей и тысячу пять песней, в которых описал свойства всех растений, зверей и птиц» (Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1997. – Т. 2. – С. 460).

«Савская царица, легендарная царица Сабейского царства (Сабы) в Южной Аравии. …В легендах агады государство Савской царицы – волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны» (Мифы народов мира. – С. 396).


Смотреть сквозь розовые очки – не замечать недостатков в ком-либо (чём-либо), идеализировать кого-либо или что-либо. (Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4000 словарных статей / Под ред. А.И.Молоткова. – СПб.: Вариант, 1994.


Розовые мечты – романтические, часто несбыточные мечты о прекрасном.

Розовый цвет вызывает ощущение чего-либо светлого, радостного, что создаёт условия для формирования у прилагательного розовый метафорических значений. (Брик А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии, Историко-этимологический справочник. СПб.: Фолио-пресс, 1999).

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!