СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.»

РАССУЖДЕНИЕ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ ТИП РЕЧИ.

РАССУЖДЕНИЕ

КАК ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ

ТИП РЕЧИ.

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять.      Декарт.   Речь должна отвечать законам логики.  Аристотель. Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.      Вольтер.

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять. Декарт.

Речь должна отвечать законам логики.

Аристотель.

Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. Вольтер.

Какие типы речи вам известны?  На какой вопрос отвечает описание ,   повествование ,   рассуждение ? описание, повествование, рассуждение описание  (Какой? Какая? Какое?Какие?), повествование  (Что произошло?),   рассуждение  (Почему?)

Какие типы речи вам известны? 

На какой вопрос отвечает описание ,  

повествование ,  

рассуждение ?

описание, повествование, рассуждение

описание  (Какой? Какая? Какое?Какие?),

повествование  (Что произошло?),  

рассуждение  (Почему?)

Какой тип речи называется рассуждением? РАССУЖДЕНИЕ - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать)

Какой тип речи называется рассуждением?

РАССУЖДЕНИЕ - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать)

Работа с учебником. ПАРАГРАФ 27 С. 124 Рассуждение — такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли. Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. В нём используется не сюжетный, а логический способ построения. КОМПОЗИЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводится ряд аргументов, фактов, примеров. В заключении делается вывод.

Работа с учебником. ПАРАГРАФ 27 С. 124

Рассуждение — такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли. Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. В нём используется не сюжетный, а логический способ построения.

КОМПОЗИЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ

Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводится ряд аргументов, фактов, примеров.

В заключении делается вывод.

  ВИДЫ СОЧИНЕНИЙ-РАССУЖДЕНИЙ: РАССУЖДЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ РАССУЖДЕНИЕ-ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОБЪЯСНЕНИЕ

  ВИДЫ СОЧИНЕНИЙ-РАССУЖДЕНИЙ:

РАССУЖДЕНИЕ-

РАССУЖДЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ-ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

ОБЪЯСНЕНИЕ

Работа с учебником. ПАРАГРАФ 27 С. 125   ВИДЫ РАССУЖДЕНИЙ РАССУЖДЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ РАССУЖДЕНИЕ-ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОБЪЯСНЕНИЕ цель цель цель Система вопросов и ответов Объяснить содержание тезиса Доказать истинность или ложность тезиса ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА - слова-организаторы лексической связи; - слова, резюмирующие высказывания; - вводные слова вводные слова; союзы; - речевые обороты вводные слова; - речевые обороты

Работа с учебником. ПАРАГРАФ 27 С. 125

  ВИДЫ РАССУЖДЕНИЙ

РАССУЖДЕНИЕ-

РАССУЖДЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ-ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

ОБЪЯСНЕНИЕ

цель

цель

цель

Система вопросов и ответов

Объяснить содержание тезиса

Доказать истинность или ложность тезиса

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА

- слова-организаторы лексической связи;

- слова, резюмирующие высказывания;

- вводные слова

  • вводные слова;
  • союзы;

- речевые обороты

  • вводные слова;

- речевые обороты

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА. Работа с текстом из упр. 248. Прочитайте текст, постройте свое рассуждение по данному алгоритму: Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…) Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение) К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение) Вывод.( Следовательно…. Значит… это текст….  )

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Работа с текстом из упр. 248.

Прочитайте текст, постройте свое рассуждение по данному алгоритму:

  • Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)
  • Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)
  • К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)
  • Вывод.( Следовательно…. Значит… это текст….  )
  ТЕЗИС . Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно драгоценнейшее наследие ибо оно даёт нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времён.  ОБОСНОВАНИЯ ТЕЗИСА. Более пристальное рассмотрение нам показывает, что наш литературный язык часто заставляет нас отливать наши мысли в формы, им заранее заготовленные, что он иногда шаблонизирует нашу мысль; но дальше оказывается, что он же даёт материал для преодоления этих форм, для движения мысли вперёд. Ищущим, настойчиво добивающимся он позволяет быть творцом выражения новой мысли, он позволяет дополнять и развивать себя.  ВЫВОД. Таким образом, он является и нашим отцом, и нашим детищем. Что же может быть ближе и дороже нам, чем наш литературный язык?

ТЕЗИС . Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно драгоценнейшее наследие ибо оно даёт нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времён.

ОБОСНОВАНИЯ ТЕЗИСА. Более пристальное рассмотрение нам показывает, что наш литературный язык часто заставляет нас отливать наши мысли в формы, им заранее заготовленные, что он иногда шаблонизирует нашу мысль; но дальше оказывается, что он же даёт материал для преодоления этих форм, для движения мысли вперёд. Ищущим, настойчиво добивающимся он позволяет быть творцом выражения новой мысли, он позволяет дополнять и развивать себя.

ВЫВОД. Таким образом, он является и нашим отцом, и нашим детищем. Что же может быть ближе и дороже нам, чем наш литературный язык?

ВОСПИТАННОСТЬ – интеллигентность, порядочность, скромность, умение себя держать, способность понимать другого

ВОСПИТАННОСТЬ –

интеллигентность, порядочность, скромность, умение себя держать, способность понимать другого

Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы.

Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нём каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными и очень нужными.

Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились.

Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не только в знании хорошего тона, но и в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знания норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

(По С. Гиацинтовой)

Докажите, что это текст-рассуждение. Назовите его структурные части.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!