Рассуждение
Подготовка к устному собеседованию
Повторим тип речи - рассуждение
РАССУЖДЕНИЕ - это словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.
Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.
Повторим тип речи - рассуждение
Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения.
Как правило, композиция рассуждения строится по модели : тезис , доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) и вывод .
Возможные темы для рассуждения (по сборнику И.П.Цыбулько)
- Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями?
- Что делает человека известным?
- Возможна ли дружба в Интернете?
- Зависит ли жизненный успех человека от внешности?
- Всегда ли нужно говорить правду?
- Может ли кино заменить театр?
- Каким должен быть герой нашего времени?
- Могут ли деньги сделать человека счастливым?
- Влияет ли правильное питание на здоровье человека?
- Нужны ли в школе домашние задания?
- Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?
- Можно ли в речи обойтись без заимствованных слов?
- Каждый ли может стать отличником?
- Компьютерные игры приносят пользу или вред?
- Можно ли научиться управлять своим временем?
- Что значит быть успешным человеком?
- Что я могу сделать для сохранения родной природы?
- Можно ли в современном мире обойтись без Интернета?
- Для кого и ради чего мы учимся?
- Что значит найти себя в жизни?
Возможные темы для рассуждения (по сборнику Г.Т.Егораевой)
- Нужно ли бережно относиться к родному языку?
- Нужно ли заниматься самообразованием?
- Интернет – это благо или зло?
- Нужно ли отстаивать свою точку зрения?
- Дружба – это дар или труд?
- Нужна ли человеку мечта?
- Какой мир лучше –реальный или виртуальный?
- Модны ли вредные привычки?
- Нужно ли бороться со своими комплексами?
- Нужно ли анализировать свои поступки?
Критерии оценки монолога
Баллы
Критерий 1. Выполнение коммуникативной задачи
Учащийся справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют.
Предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, и/или привел менее 10 фраз по теме высказывания.
1
0
Оценка выполнения задания 3
Критерии оценки монолога
Баллы
Критерий 2. Учёт условий речевой ситуации
Условия речевой ситуации учтены
Условия речевой ситуации не учтены
1
0
Оценка выполнения задания 3
Критерии оценки монолога
Баллы
Критерий 3. Речевое оформление монологического высказывания
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью: логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более)
1
0
Оценка выполнения задания 3
3 балла – максимум за задание 3
ГРАМОТНОСТЬ МОНОЛОГА И ДИАЛОГА ОЦЕНИВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО ПО ОСОБЫМ КРИТЕРИЯМ!
Потренируемся!
Потренируемся!
ТЕМА 3. ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: «КАЖДЫЙ ЛИ МОЖЕТ СТАТЬ ОТЛИЧНИКОМ?»
Не забудьте дать ответы на вопросы:
- Какими качествами характера обладают отличники?
- Что должно быть важнее: интерес к предмету или отметка?
- Остается ли у отличников время на интересы за пределами школы?
- Трудно ли найти друзей отличникам?
Потренируемся!
ТЕМА 3. ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: «КАЖДЫЙ ЛИ МОЖЕТ СТАТЬ ОТЛИЧНИКОМ?»
К заданию 4. Диалог.
- Несут ли ответственность за успеваемость учеников учителя и родители?
- Являются ли отметки эффективным инструментом оценки способностей ученика?
- Как в школе относятся к отличникам?
Потренируемся!
Потренируемся!
ТЕМА 3. ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: «НУЖНЫ ЛИ В ШКОЛЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ?»
Не забудьте дать ответы на вопросы:
- Много ли уроков задают в школе?
- Сколько времени Вы тратите на домашнее задание?
- Развивают ли домашние задания творческие навыки?
- Полезно ли делать уроки?
Потренируемся!
ТЕМА 3. ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: «НУЖНЫ ЛИ В ШКОЛЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ?»
К заданию 4. Диалог.
- Можно ли сделать выполнение домашнего задания добровольным?
- Нужно или не нужно учить наизусть учебный материал?
- Когда без выполнения домашнего задания не обойтись?