СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растения и животные Кемеровской области

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Растения и животные Кемеровской области»
















«Растительные сообщества Кемеровской области и животные, распространённые в них»


конспект занятия

















Составитель: Калигина Юлия Андреевна,

педагог дополнительного

образования МБУ ДО «ЦДОД»




2023г.

Тема занятия: «Растительные сообщества Кемеровской области и животные, распространённые в них».

Тип занятия — усвоение нового материала, продолжение изучения раздела «Кузбасс — жемчужина Сибири».

Цель занятия: формирование у учащихся бережного отношения к окружающей природе и экологической культуры.

Задачи занятия:

- заинтересовать к изучению природы родного края;

- узнать базовый уровень знаний учащихся по данной теме;

- развить положительные эмоции от диалога по теме;

- способствовать развитию у учеников коммуникабельности, фантазии и воображения;

- расширить кругозор детей.

Методы организации занятия:

- объяснение;

- диалог;

- метод демонстраций;

- игровой метод.











Ход занятия:

1. Организационный момент, знакомство с темой занятия: знакомство с растительным и животным миром Кемеровской области.

На доске название занятия «Растительные сообщества Кемеровской области и животные, распространенные в них», изображения деревьев и животных.

Добрый день! Сегодня мы с вами проведём очередное занятие по разделу «Кузбасс — жемчужина Сибири». Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по лесам Кузбасса. Любой лес хранит в себе много загадок и различных тайн, лес — это особенный мир, наполненный волшебством. В лесах живут животные, птицы и насекомые. Там много разных деревьев и кустарников, а сколько там ягод и грибов! Среди деревьев и травы можно встретить и необыкновенной красоты цветы. Многообразный лесной мир приглашает окунуться каждого в свою красоту и вдохнуть его свежий и чистый воздух. Но для того чтобы лес мог долго жить, мы должны бережно относиться ко всему, что создала природа. А сейчас ребята прочитают нам стихотворение.

«Чистый камень сердолик» (Геннадий Юров)
Чистый камень сердолик

В чаше родника алеет.
Я б отдал тебе родник,
Только речка обмелеет.
Я б сорвал рябины гроздь,
Только птицы протестуют.
Я бы срезал в роще трость,
Да люблю листву густую.
Пень березовый подгнил.
В нем такая прель и сырость.
Если б я опенком был,
Непременно здесь бы вырос.
Я прошел и дол и лог,
не принес тебе подарка.
Я хотел сорвать цветок,
Да пчелу согнать мне жалко.
Барабанит по сосне
Дятел весело и гулко.
Дай-ка лучше руку мне,
Подарю тебе прогулку.
Мы пойдем через ручей
Васильковою дорогой
У зари набрать лучей,
Горизонт рукой потрогать

Ребята, как Вы понимаете смысл стихотворения, которое только что прочитали ребята? (ответы учащихся).

2. Погружение в тему занятия.

А Вы слышали, что планету Земля называют Зелёной планетой? (ответы) А Вы знаете почему она получила такое название? (ответы) Да, правильно, потому что наша планета одета в «зелёные одежды», которыми являются деревья и кустарники, травы и цветы. Растительный мир представлен по всюду: будь это большой город или маленькая деревенька, высокие горы или территория около водоёма, пустыня или тундра. Растительный мир представлен тысячами видов. И сейчас мы проверим как хорошо Вы знаете представителей растительного мира Кузбасса?

Станция «Растительный мир Кузбасса»

Задание: Чтобы продолжить наше путешествие, Вы должны разбиться на две команды. Каждой команде предстоит ответить на 10 вопросов, которые я Вам дам. За каждый правильный ответ на вопрос вы будете получать кусочек изображения, которое вам необходимо собрать для того, чтобы Вы смогли продолжить наше путешествие.

Вопросы для первой команды:

1. Дерево, которое называют «плакучим» (ива).

2. Хвойное дерево, семена которого люди употребляют в пищу (кедр).

3. Назовите деревья, чьи листья осенью краснеют? (рябина, клён, осина).

4. На зелёной крепкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек пошуршал и развеял этот шар. (одуванчик)

5. В сказке на этом дереве хранился сундук, в котором была спрятала смерть Кощея (дуб).

6. Какая ягода бывает четырёх цветов: чёрной, красной, жёлтой, белой (смородина).

7. Цветы, какого дерева дают самый лучший мёд? (липа)

8. Назовите пять лиственных деревьев (берёза, осина, дуб, липа, тополь и др)

9. Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (подснежник).

10. Назовите пять лекарственных растений.

Вопросы для второй команды:

1. Дерево, которое является символом мощности и силы (дуб).

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки (лиственница).

3. Назовите деревья, чьи листья осенью желтеют? (берёза, тополь, клён).

4. Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок, белые реснички (ромашка).

5. В сказке «Двенадцать месяцев» за этим цветком отправила злая мачеха свою падчерицу (подснежники).

6. Какая ягода полезна для глаз (черника).

7. Какая трава обжигает без огня? (крапива).

8. Назовите пять хвойных деревьев (ель, сосна, пихта, кедр, лиственница).

9. Что за дерево стоит

Ветра нет, а лист дрожит (осина).

10. Назовите пять лекарственных растений.

Учащиеся собирают из кусочков изображение, на котором они видят полянку в лесу (второй этап путешествия).

Ребята, наша область очень красива, даже не смотря на то, что наш край является шахтёрским. Тем не менее наш Кузбасс утопает в зелени сосен и елей, берёз и тополей, на территории нашей области представлены многие виды различных трав. Наша Кузбасская земля даёт нам хорошие урожаи, в лесах и на полях много целебных трав. И всё это нужно беречь и сохранять для следующих поколений. Именно поэтому мы и продолжили своё путешествие и оказались на это зелёной полянке.

Станция «На одну букву».

Задание: Вам необходимо вытянуть одну из букв и назвать на эту букву животное, птицу, насекомое, дерево и цветок (О, Л, В, К). После того как команда справляется с этим заданием, мы дадим ей буквы, из которых она должна сложить слово, которое и будет названием следующего этапа нашего путешествия (З, Д, О, Р, О, В, Ь, Е).

Станция «Здоровье».

Как Вы уже поняли. Мы находимся на станции «Здоровье», а значит задание будет связано с лекарственными растениями нашей области. Лекарственных растений на территории Кемеровской области произрастает достаточно большое количество. И сейчас мы познакомимся с некоторыми из этих растений.

Задание: Учащимся выдается карточка на которой предлагается изображение лекарственного растения, а также характеристика полезных свойств и применение. Задача обучающихся вписать названия растений, а также соотнести растение и его применение.

Название

Лекарственное растение

 

Полезные свойства / применение

 

1.


 

1.прекрасно снимает воспаление, служит антисептиком, заживляет и затягивает раны, снимает боль, а также оказывает отхаркивающее и кровоочистительное действие. Его используют как мощное обезболивающее, противовоспалительное и антисептическое средство.

 

2.


 

2. применяют, как антисептическое, противовоспалительное, ранозаживляющее средство. Используют её как для внутреннего, так и для наружного применения. Препараты из этого растения обладают вяжущим, спазмолитическим, желчегонным и успокаивающим воздействием, улучшают работу сердца, снижают артериальное давление. Цветки используют ещё и в качестве спазмолитического средства.

 

3.

3. является также хорошим дополнением к косметическим средствам. Для улучшения роста волос в голову втирают сок молодого растения.

Можно применять практически при любом заболевании.

Служит не только лекарственным растением, но и продуктом питания! Из её листьев готовят вкусные салаты, а молодые побеги выступают прекрасным компонентом для щей.

 

4.

4. В первую очередь полезна во время лечения простудных вирусных болезней. Чаще к ним относится ангина, ОРВИ и ОРЗ, грипп.

Применяется не только в медицине, но и в косметологии.


Наше путешествие продолжается. А Вы знали, что в Кемеровской области водится более 300 видов птиц? Давайте же вспомним некоторые из них, какие птицы живут в нашей местности? (ответы детей)

Станция «Птицы»

Задание: Каждой команде нужно будет ответить на три вопроса и отгадать три загадки, связанные с птицами, проживающими в Кузбассе.

Вопросы для первой команды:

1. Птица, которая выводит своих птенцов зимой? (клёст)

2. Птица, которую прозвали акробатом за её способность передвигаться по стволу дерева вниз головой? (поползень)

3. Птица, которую называют водяным воробьём? (оляпка)

Загадки для первой команды:

1. Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды!

С первым снегом тут как тут! (снегирь)

2. В серой шубке перовой.

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица (воробей).

3. В лессу темно, Все спят давно,

Одна птица не спит: На суку сидит, мышей сторожит (сова).

Вопросы для второй команды:

1. Птица, которая не выводит своих птенцов? (кукушка)

2. Птица, которую за оперение называют «Райская птица»? (зимородок)

3. Птица, которая способствует расселению драгоценного хвойного дерева? (кедровка).


Загадки для второй команды:

1. Маленькая птичка — просто невеличка.

Синенькое горлышко, а сама как солнышко.

Жёлтенькое брюшко — воробья подружка (синица).

2. Слышу громкий стук в лесу,

Посмотреть скорей спешу,

Птичка с красной головой,

Жучков ищет под корой (дятел).

3. Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она, друзья, знакома,

Как ее зовут? (ворона)

Лес — это большой дом, где по соседству с растениями и птицами живут ещё и животные. Они не просто живут вместе, но они ещё и нуждаются друг в друге. А как вы думаете для чего? (ответы детей) Следующим этапом нашего путешествия по природе родного края будет знакомство с животными Кузбасса.

Станция: «Царство зверей»

Задание: Командам нужно будет отгадать ребусы, в которых зашифрованы названия животных (лиса, медведь, рысь, волк, заяц, норка, кабарга, олень, бобр, барсук).













Ребята, Вы отлично справились с этим заданием! Мы с Вами уже долго путешествуем и много говорим о природе нашего родного края. Давайте сейчас поговорим об охране окружающей природы. Перечислите что мы не должны делать с окружающей нас природой? (ответы детей) А теперь давайте подумаем и скажем, чем мы можем помочь природе? (ответы детей) Можно сделать вывод, исходя из ваших ответов, что природу можно как уничтожить, так и возродить. А вы знаете, что редкие и исчезающие виды животных и растений находятся под особой охраной? (ответы детей) Куда заносят таких животных и растений? (ответы детей) Да, ребята, вы правы, их заносят в Красную книгу. Давайте же вспомним представителей этой книги.

Станция «Красная книга».

Задание: Вам нужно ответить на вопросы кроссворда о редких видах, и подумать почему получилось такое главное слово.

Вопросы к кроссворду:

1. Какой аист занесён в Красную книгу Кузбасса? (чёрный)

2. Самый крупный орёл? (беркут)

3. Какое дерево занесено в красную Книгу Кузбасса? (липа)

4. Самый крупный грызун нашей области? (бобр)

5. Кокой цветок является символом гор? (эдельвейс)

6. У этого представителя Красной книги имеется защитное приспособление на голове (олень).

7. Как называется маленький олень с клыками? (кабарга)






1.











2.













3.











4.








5.















6.














7.








Всё верно, главное слово в нашем кроссворде — это человек! Люди в ответе за природу, мы с вами можем как уничтожить её, так и помочь ей восстановиться! Но несмотря на это человек является частью природы, и мы не можем прожить без неё! В наших силах сделать нашу планету чище и прекраснее, чем она есть сейчас. А чтобы заботиться о природе и о братьях наших меньших давайте закрепим знания об охране окружающей среды. Я Вам буду показывать картинки, а Вы будете мне отвечать можно ли так поступать, и если так поступать нельзя, то почему, к чему это может привести. Договорились? (ответы детей).

3. Обобщение.

Ребята, я сейчас прочитаю Вам стихотворение, я Вы его закончите:
Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года —

Это всё вокруг (природа)!

Наша природа красива и прекрасна! Она очень многообразна и интересна. Многие любят смотреть на необычные и красивые облака в небе, которые напоминают нам о самых разных предметах и событиях, другие любуются цветущим лугом с его многообразием полевых цветов. Люди с воодушевлением слушают пенье птиц, журчание ручейков и нескончаемый поток воды в наших реках. Природа – это самый красивый наряд для нашей планеты, а чистая природа лучше во много раз. Ведь в природе живём мы с Вами, а ещё – это дом для зверей и птиц, для грибов и растений, в общем для всего живого, что есть на нашей планете.

Ты, человек, любя природу, хоть иногда её жалей.

В увесилительных походах не растопчи её полей.

Не жги её напрополую и не исчепывай до дна,

И помни истину простую – нас много, а она одна!

4. Итог занятия.

Давайте с Вами подведём итог нашего занятия. Что нового сегодня узнали на занятии? (ответы детей) Что Вам больше всего понравилось сегодня? (ответы детей) Со всеми заданиями удалось справиться и какие были наиболее сложными? (ответы детей) Может быть у Вас есть предложения или замечания? (ответы детей) Спасибо Вам за сегодняшнее путешествие, жду Вас на следующем занятии!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!