муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Зиняковский детский сад»
Нижегородская область Городецкий район
Растим патриота
(патриотическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Воспитатель:
Корчик Е.А.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной.
А.СМакаренко
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года.
Особое внимание в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.
В постановлении правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», основной целью программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного наследства своего народа, освоения народной культуры. Достижение общей цели – формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста – предполагает последовательное решение ряда задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу (городу);
-развития интереса к русским традициям и промыслам;
-знакомства с государственной символикой России;
- расширения представлений о городах и регионах России;
-формирования чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;
-формирования уважения к другим народам и их культуре.
ФГОС ДО нацеливают ДОУ на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.
Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс, патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей и детей, цель которого – воспитание патриотических чувств и отношений подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а так же физического воспитания.
Чувство нравственности и патриотизма формируется с раннего возраста (чувства к родным и близким людям, интереса к играм-забавам и т.д.) Какие нравственно-патриотические чувства мы можем воспитать у ребенка? Это любовь и привязанность к своей семье, природному окружению, народному искусству, малой Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство.
Какие задачи включает в себя нравственно-патриотическое воспитание в младшем и среднем возрасте?
Во 2 младшей группе:
-Формируем первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые, девочки нежные, добрые)
-Проводим беседы о членах семьи, закрепляем умение называть их имена.
-Формируем представления о простейших взаимосвязях в природе, воспитываем доброе отношение к ней, привлекаем к посильному уходу за растениями.
-Формируем интерес к художественной литературе, народному творчеству.
- Знакомим с народной игрушкой (матрешка, дымковская игрушка).
- Через вовлечение детей в жизнь группы воспитываем чувство общности, знакомим с работниками детского сада.
- Формируем первые представления о родной стране (называем село, города). Побуждаем рассказывать и называть места, где они гуляли с родителями (детская площадка, улица…)
Средняя группа:
- Углубляем представления детей о семье, ее истории. Формируем понимание, что семья – это все, кто живет в одной квартире: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
- Развиваем чувство общности ребенка в коллективе. Совершенствуем умение ориентироваться в помещении детского сада.
- Воспитываем любовь к родному краю, рассказываем о достопримечательностях села. Формируем представления о государственных праздниках, о Российской армии, воинах, которые охраняют нашу Родину.
- Знакомим с символами Российского государства – флаг, герб.
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству довольно прямолинеен, и выстраивается в логике “от близкого к далекому” – от любви к родному дому, к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране.
У дошкольников постепенно складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство “родительского дома” (при определенных условиях) и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Пока что ребенку все равно, где находится его дом, в какой стране, надо только, чтобы самое ближайшее окружение было эмоционально комфортным. И строго говоря, это еще не чувство любви к Родине, но необходимая база для его зарождения.
Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь детей в нем была интересной, насыщенной, запоминающейся. Привязанность к детскому саду связана с тем, как много знают о нем малыши, как они в нем ориентируются, чувствуют ли себя хозяевами. Экскурсия по дошкольному учреждению – традиционная форма работы.
Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать закреплению чувства привязанности и ощущения “собственности” (мой двор, моя улица). Но и это не происходит само по себе. Очень полезна детям информация об их улице: ее название, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с той, на которой находится детский сад, можно ли пройти до него пешком или надо ехать.
В ознакомлении детей с родным селом, ближайшим городом, поселком большая роль принадлежит родителям. Воспитатель в индивидуальной беседе расскажет, с какими объектами, достопримечательностями целесообразно познакомить дошкольников этого возраста, почему это должна сделать семья, как провести то или иное наблюдение или прогулку.
Совершая целевые прогулки с малышами по ближайшим к детскому саду улицам, педагог показывает им, например, магазин, клуб и в доступной форме объясняет их назначение.
Во время прогулки педагог показывает детям, где трудятся их родители: “Вот магазин, здесь работает мама Димы”. Особое внимание воспитатель уделяет прогулкам с малышами по празднично украшенным улицам.
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство – улицу или двор… Эти воспоминания – след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. Родители и воспитатель должен научить детей замечать все происходящее вокруг. В основе ознакомления детей с родными местами лежит умение проводить наблюдения, опираясь на впечатления, получаемые детьми. Целесообразно планировать экскурсии, прогулки по ближайшим улицам и в солнечный день, и в зимние сумерки, и ранней весной, и золотой осенью. Постепенно дети убеждаются в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому.
Знания, полученные детьми во время наблюдений и прогулок, способствуют развитию их творческой деятельности. Ребята с удовольствием рисуют на темы: «Наша улица», «Детский сад», «Родная природ».
При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относится к природе. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном многообразии родной страны;
Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию.
Воспитатель учит детей не только внимательно наблюдать явления природы и устанавливать постепенно связи между ними, но и выражать в речи результаты своих наблюдений, передавать в рассказах и высказываниях свое отношение к природе.
Серьезное направление в патриотическом воспитании – приобщение к традициям народа, к народному творчеству.
В работе с малышами педагог использует малые фольклорные формы, которые, по словам К.Д.Ушинского, раскрывают живописность русского языка.
Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего.
Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящие ребят с произведениями фольклора. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение.
В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и, прежде всего со сказками (русские народные, украинские сказки). В начале занятия педагог объясняет детям, почему сказка называется народной. Народная сказка по своей природе, построению, выразительным средствам к языку требует, чтобы ее рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создает определенное настроение в детской аудитории. Впечатления ребят будут более яркими и сильными, если воспитатель рассказывает сказку в национальном костюме.
Знакомить детей с народным творчеством можно и на вечерах досуга, на специальных праздничных утренниках. Праздникам отводится особое место в патриотическом воспитании . Социологи и культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни.
Большую радость у детей вызывает рассматривание народных игрушек и игры с ними. Особенно привлекают дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания.
Сильными средствами патриотического воспитания являются музыка, литература, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И.Левитана, И.Шишкина и других больших художников, которые с любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А.Блока, С.Есенина, музыку П.Чайковского, С.Прокофьева.
К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Воспитанный на любви к малой родине, на русском фольклоре и
литературе человек всегда будет принадлежать к русской культуре, где бы он не родился.
В воспитании чувств патриотизма в младшей, средней группах используем такие формы работы как:
Беседы: о доме, родителях, любимых занятиях, семейных традициях, праздниках, семейном отдыхе, о дружбе, о родном селе, о труде взрослых.
Наблюдения: за природой ближайшего окружения и воспитание доброго отношения к ней (забота о птицах, труд на участке и в группе), о сезонных изменениях в природе.
Дидактические игры: «Что где растет», «Кто где живет», «Когда это бывает», «Собери флаг», «Кем я работаю», «Кому что нужно» и др.
Подвижные игры: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Птички в гнездышке», «Поезд», «Солнышко и дождик».
Хороводные игры: «Пузырь», «Карусели», «Круг, кружочек…», «Ходит Ваня…».
Игры-забавы: «Идет коза-рогатая…», «Мишка косолапый»...
Рассматривание иллюстраций, семейных альбомов, различных тематических альбомов, картин известных художников.
Слушание музыкальных произведений.
Детские праздники, утренники, развлечения (тематические, сезонные, к памятным датам): «Осень-несмеяна», «Мамин праздник», «Масленица» и др.
Чтение художественной литературы, фолклора: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Котя- коток», «Солнышко-ведрышко» и др.
Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.
В итоге напомним, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания закладывается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное чувство - любвь к своему Отечеству.