СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растим патриота (патриотическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста)

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Зиняковский детский сад» Нижегородская область Городецкий район Растим патриота (патриотическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста) Воспитатель: Корчик Е.А. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.СМакаренко Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года. Особое внимание в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. В постановлении правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», основной целью программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного наследства своего народа, освоения народной культуры. Достижение общей цели – формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста – предполагает последовательное решение ряда задач: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу (городу); -развития интереса к русским традициям и промыслам; -знакомства с государственной символикой России; - расширения представлений о городах и регионах России; -формирования чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны; -формирования уважения к другим народам и их культуре. ФГОС ДО нацеливают ДОУ на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс, патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей и детей, цель которого – воспитание патриотических чувств и отношений подрастающего поколения. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а так же физического воспитания. Чувство нравственности и патриотизма формируется с раннего возраста (чувства к родным и близким людям, интереса к играм-забавам и т.д.) Какие нравственно-патриотические чувства мы можем воспитать у ребенка? Это любовь и привязанность к своей семье, природному окружению, народному искусству, малой Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство. Какие задачи включает в себя нравственно-патриотическое воспитание в младшем и среднем возрасте? Во 2 младшей группе: -Формируем первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые, девочки нежные, добрые) -Проводим беседы о членах семьи, закрепляем умение называть их имена. -Формируем представления о простейших взаимосвязях в природе, воспитываем доброе отношение к ней, привлекаем к посильному уходу за растениями. -Формируем интерес к художественной литературе, народному творчеству. - Знакомим с народной игрушкой (матрешка, дымковская игрушка). - Через вовлечение детей в жизнь группы воспитываем чувство общности, знакомим с работниками детского сада. - Формируем первые представления о родной стране (называем село, города). Побуждаем рассказывать и называть места, где они гуляли с родителями (детская площадка, улица…) Средняя группа: - Углубляем представления детей о семье, ее истории. Формируем понимание, что семья – это все, кто живет в одной квартире: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. - Развиваем чувство общности ребенка в коллективе. Совершенствуем умение ориентироваться в помещении детского сада. - Воспитываем любовь к родному краю, рассказываем о достопримечательностях села. Формируем представления о государственных праздниках, о Российской армии, воинах, которые охраняют нашу Родину. - Знакомим с символами Российского государства – флаг, герб. Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству довольно прямолинеен, и выстраивается в логике “от близкого к далекому” – от любви к родному дому, к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране. У дошкольников постепенно складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство “родительского дома” (при определенных условиях) и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Пока что ребенку все равно, где находится его дом, в какой стране, надо только, чтобы самое ближайшее окружение было эмоционально комфортным. И строго говоря, это еще не чувство любви к Родине, но необходимая база для его зарождения. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь детей в нем была интересной, насыщенной, запоминающейся. Привязанность к детскому саду связана с тем, как много знают о нем малыши, как они в нем ориентируются, чувствуют ли себя хозяевами. Экскурсия по дошкольному учреждению – традиционная форма работы. Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать закреплению чувства привязанности и ощущения “собственности” (мой двор, моя улица). Но и это не происходит само по себе. Очень полезна детям информация об их улице: ее название, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с той, на которой находится детский сад, можно ли пройти до него пешком или надо ехать. В ознакомлении детей с родным селом, ближайшим городом, поселком большая роль принадлежит родителям. Воспитатель в индивидуальной беседе расскажет, с какими объектами, достопримечательностями целесообразно познакомить дошкольников этого возраста, почему это должна сделать семья, как провести то или иное наблюдение или прогулку. Совершая целевые прогулки с малышами по ближайшим к детскому саду улицам, педагог показывает им, например, магазин, клуб и в доступной форме объясняет их назначение. Во время прогулки педагог показывает детям, где трудятся их родители: “Вот магазин, здесь работает мама Димы”. Особое внимание воспитатель уделяет прогулкам с малышами по празднично украшенным улицам. Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство – улицу или двор… Эти воспоминания – след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. Родители и воспитатель должен научить детей замечать все происходящее вокруг. В основе ознакомления детей с родными местами лежит умение проводить наблюдения, опираясь на впечатления, получаемые детьми. Целесообразно планировать экскурсии, прогулки по ближайшим улицам и в солнечный день, и в зимние сумерки, и ранней весной, и золотой осенью. Постепенно дети убеждаются в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому. Знания, полученные детьми во время наблюдений и прогулок, способствуют развитию их творческой деятельности. Ребята с удовольствием рисуют на темы: «Наша улица», «Детский сад», «Родная природ». При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относится к природе. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи: Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства; Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном многообразии родной страны; Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию. Воспитатель учит детей не только внимательно наблюдать явления природы и устанавливать постепенно связи между ними, но и выражать в речи результаты своих наблюдений, передавать в рассказах и высказываниях свое отношение к природе. Серьезное направление в патриотическом воспитании – приобщение к традициям народа, к народному творчеству. В работе с малышами педагог использует малые фольклорные формы, которые, по словам К.Д.Ушинского, раскрывают живописность русского языка. Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего. Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящие ребят с произведениями фольклора. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и, прежде всего со сказками (русские народные, украинские сказки). В начале занятия педагог объясняет детям, почему сказка называется народной. Народная сказка по своей природе, построению, выразительным средствам к языку требует, чтобы ее рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создает определенное настроение в детской аудитории. Впечатления ребят будут более яркими и сильными, если воспитатель рассказывает сказку в национальном костюме. Знакомить детей с народным творчеством можно и на вечерах досуга, на специальных праздничных утренниках. Праздникам отводится особое место в патриотическом воспитании . Социологи и культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни. Большую радость у детей вызывает рассматривание народных игрушек и игры с ними. Особенно привлекают дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания. Сильными средствами патриотического воспитания являются музыка, литература, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И.Левитана, И.Шишкина и других больших художников, которые с любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А.Блока, С.Есенина, музыку П.Чайковского, С.Прокофьева. К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Воспитанный на любви к малой родине, на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать к русской культуре, где бы он не родился. В воспитании чувств патриотизма в младшей, средней группах используем такие формы работы как: Беседы: о доме, родителях, любимых занятиях, семейных традициях, праздниках, семейном отдыхе, о дружбе, о родном селе, о труде взрослых. Наблюдения: за природой ближайшего окружения и воспитание доброго отношения к ней (забота о птицах, труд на участке и в группе), о сезонных изменениях в природе. Дидактические игры: «Что где растет», «Кто где живет», «Когда это бывает», «Собери флаг», «Кем я работаю», «Кому что нужно» и др. Подвижные игры: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Птички в гнездышке», «Поезд», «Солнышко и дождик». Хороводные игры: «Пузырь», «Карусели», «Круг, кружочек…», «Ходит Ваня…». Игры-забавы: «Идет коза-рогатая…», «Мишка косолапый»... Рассматривание иллюстраций, семейных альбомов, различных тематических альбомов, картин известных художников. Слушание музыкальных произведений. Детские праздники, утренники, развлечения (тематические, сезонные, к памятным датам): «Осень-несмеяна», «Мамин праздник», «Масленица» и др. Чтение художественной литературы, фолклора: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Котя- коток», «Солнышко-ведрышко» и др. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках. Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. В итоге напомним, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания закладывается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное чувство - любвь к своему Отечеству.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!