Рациональность использования в обучении немецкому языку метода проектов
Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна из них - проектная работа. В последнее время метод проектов на уроке немецкого языка с применением информационных технологий приобретает все большую популярность. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. В основе этого принципа - в центре внимания находится ОБУЧАЕМЫЙ. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Если систематически осуществлять проектную методику в работе при обучении иностранному языку, то эффективность будет очень высокой. Практика показала, что увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарем и др. источниками. Совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе.
Новые тенденции в развитии нашего общества способствуют распространению защиты проекта как формы групповой деятельности учащихся. Одной из задач проектной деятельности является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Даже слабоуспевающие учащиеся проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий.
Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора учащихся, развития их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности, сотрудничества с учениками, В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнером ученика. Разумная требовательность учителя, рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся положительную мотивацию к урокам немецкого языка.
Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели - наглядное представление результата, будь это открытка, стенгазета или журнал, коллаж с фотографиями, книжка-раскладушка, составление кроссвордов или ребусов, небольшие фильмы и т. д .Ребята с увлечением начинают работать над проектом, обсуждают его содержание, цели. Работа над проектом преследует следующие цели:
- формирование уважения к языку и культуре носителей языка;
- приобщение к самостоятельному выполнению заданий, работе с литературой, зарубежными источниками информации;
- развитие языковых способностей и устойчивого интереса к изучению немецкого языка;
- развитие обще-учебных умений ( работа с учебником, книгой для чтения, справочной литературой, словарем);
- приобщение к активному участию в диалоге.
По продолжительности проведения проекты бывают
- минипроекты (краткосрочные в рамках урока);
- средней продолжительности (неделя, месяц);
- долгосрочные (до года).
В проектах учащиеся наиболее полно раскрывают творческий и языковой потенциал, демонстрируя при этом хорошее владение компьютерными программами. С большим интересом в 5 классе по теме "Рождество в Германии" была подготовлена мультимедийная презентация, где ученик демонстрировал свое умение находить необходимую информацию на сайтах в Интернете. Также учащимися 5-6 классов были подготовлены творческие проекты - коллажи " Моя комната", " Школа моей мечты","Визитная карточка""Мой лучший друг",написание приглашения на день рождения, времена года. Выступления строятся как на немецком, так и на русском языке, в зависимости от уровня подготовки класса.
- формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры.
В старших классах проекты усложняются по форме и по содержанию, при этом увеличивается время на их подготовку. В период выполнения проектов у учащихся развиваются следующие умения:
- работа с учебником, со словарем, справочной литературой, с Интернетом, составление плана, доклада, выступления по теме;
- умение сокращать текст, осуществлять подбор лексики, составлять сообщения и др
Этапы создания проекта
I Подготовительный этап
На этом этапе определяются цели, задачи проектных работ, подготовка информации о проектной работе. Учитель совместно с учеником определяет тематику и сроки учебных проектов, а также источники информации.
II Организация работы
Далее формируются группы, распределяются обязанности между членами группы. Внутри группы составляются индивидуальные способы сбора и анализа информации с последующим поисковым этапом. Происходит сбор и систематизация материала.
III Завершающий этап
Учащиеся обсуждают с учителем альтернативы, возникающие в ходе работы. На данном этапе учитель регулярно консультирует по содержанию и правилам оформления проектов,
IV Обобщающий этап
Предзащита проектов и их доработка с учетом замечаний и предложений.
V Заключительный этап
Учащиеся публично защищают проекты. Учителем подводятся итоги и анализ выполненной работы.
На уроках защиты проектов можно пригласить других учителей, которые могут выступать как эксперты.
Проектный метод с помощью информационных технологий помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению немецкого языка, потребность в самообразовании. Применение информационных технологий на уроках немецкого языка дает следующие результаты:
- общекультурное развитие учащихся;
- совершенствование навыков владения компьютером;
- совершенствование языкового уровня;
- индивидуализация обучения;
- повышение мотивации изучения иностранного языка;
- возможность привлечения учащихся младшей ступени к современным методам обучения и познавания предмета;
- повышение авторитета учителя;
В ходе создания проекта учащиеся совершенствуют навыки во всех видах речевой деятельности - от чтения и аудирования на начальных стадиях проекта и заканчивая говорением и письмом на последующих этапах, Итак, метод проектов - это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем.
В ходе работы над проектами возникают некоторые трудности, как например, лексические и грамматические, нехватка материала или времени для подбора материала. Поэтому учителю нужно подумать о проекте за определенное время до начала темы. Чтобы снять лексико-грамматические трудности необходимо до начала работы над проектом ввести и закрепить лексику и грамматику по данной теме. Что касается нехватки материала, то сейчас это легко разрешимо, если использовать глобальную сеть Интернет.
Подводя итог, можно организовать проект почти по любой теме устной речи. С помощью проекта можно превратить рутинную работу над иностранным языком в творческое, увлекательное занятие, где каждый внесет свой вклад и никто не останется без внимания. В перспективе своей работы ставлю дальнейшее использование этого инновационного метода.
Информацию подготовила Г.К.Жук