Конспект урока окружающего мира
Тема урока «Равнины и горы России»
составила Костакова Л.А.
МБОУ сош № 31 г. Кострома
4 класс «Школа России»
Цели урока:
- создать условия для ознакомления с равнинами и горами на территории России, определения границы знания и «незнания»;
-способствовать формированию у учащихся представления о равнинах и горах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;
- развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Тип урока: Открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать по карте.
- Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
-Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная
Оборудование: интерактивная доска,
компьютер;
контурная карта России формата А-1;
Основные понятия : равнины, горы
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
(Слайд 2) Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны родней!
— Почему в целом свете нет родней страны? (Высказывания детей.)
— Отгадайте загадку.
Голубым цветом, а воды нету,
Зеленым цветом, а листвы нету,
Коричневый цвет, а на гору не влезть,
Белый цвет, а не заледенеешь. (Географическая карта (Слайд 3)а.)
— Мы начали изучать раздел «Природа России» и уже познакомились с картой. О чем вы можете прочитать, глядя на физическую карту России?
- Какие цвета вы на ней видите? Что они обозначают?
— А о чем сегодня пойдет разговор на уроке, вы узнаете, отгадав загадки.
1. Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака. (Горы.)
2. Вспомните части горы (вершина, подножье и склон)
— Как называют большое пространство ровной поверхности? (Равнина.)
На равнине есть и холмы и овраги, возвышенности и болота. И зачастую ее нельзя назвать идеально ровной, но все же…
— Предположите тему урока. (Равнины и горы России.) (Слайд 4)
— Что узнаем по данной теме?
— Что вам хотелось бы узнать по теме урока? Сформулируйте свои вопросы.
(Слайд 5)Россия имеет огромную территорию, на ней уживаются и высокие горы, и просторные равнины. Чтобы поближе с ними познакомиться, я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие и поработать в группах.
Узнаем об этих объектах природы подробнее, поработав командами.
- Готовы? Разделитесь на группы.
Каждая группа получает карточку с названием географического объекта, о котором будет читать и рассказывать:
-
Восточно-Европейская равнина,
-
Западно-Сибирская равнина,
-
Среднесибирское плоскогорье,
-
Уральские горы,
-
Кавказские горы,
-
Алтай и Саяны.
Вместе с вашими ответами мы соберем пазл, состоящий из этих географических объектов России. И в конце урока увидим, что у нас получилось.
- Работать будете с учебником, стр.40-42
V. Первичное закрепление Сообщения учащихся
— Поделитесь новыми знаниями. (От каждой группы выступают по одному желающему.)
План выступления
1. Место расположения данного объекта (показ на карте).
2. Что можно о нем рассказать? (Группы договариваются о порядке выступления. Учитель дополняет рассказы детей, используя дополнительный материал (видеосюжеты, слайды).)
Восточно-Европейская равнина. (Слайд 6)Протяженность с севера на юг — около 2750 км, с запада на восток - около 2500 км. Площадь составляет около 5,5 млн км2. На равнине протекают крупные реки, такие, как Волга и Ока. Так как большая ее часть находится в пределах границ Российской Федерации, Восточно-Европейскую равнину иногда называют Русской.
Уральские горы. (Слайд 7)Уральский хребет иначе называли «Каменный пояс земли Русской». Реки стекают с Уральского хребта и на запад — в Европу, и на восток — в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию. Гора Народная на Урале самая высокая - 1895 м. Уральские горы называют старыми, их форма плосковершинная.
Западно-Сибирская равнина. (Слайд 8)Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот и рек. Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Найдем в нашем классе плоские поверхности. Это, например, подоконник, стол, крышка шкафа и т. д. Проведем опыт. Посмотрите, поверхность стола плоская. Я выливаю на поверхность воду, и она растекается по столу. Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся в результате таяния снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.
Среднесибирское плоскогорье. (Слайд 9)Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. Площадь Среднесибирского плоскогорья - около 1,5 млн км2. Большинство рек многоводны. Крупнейшие реки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара, Лена и др. Реки богаты рыбой. Большая часть плоскогорья расположена в зоне светлохвойной тайги.
Кавказские горы. (Слайд 10)Кавказ часто делят на Северный Кавказ и Закавказье, границу между которыми проводят по Главному, или Водораздельному, хребту Большого Кавказа, занимающему центральное положение в горной системе. Наиболее известные вершины — горы Эльбрус (5642 м) и Казбек (5033 м) — покрыты вечными снегами и ледниками. Кавказ — это складчатые горы с некоторой вулканической активностью. Горы, среди прочего, сложены из гранита и гнейса и содержат месторождения нефти и природного газа.
Горы Алтай и Саяны. (Слайл 11)Длина гор Алтая — более 2000 км. Самая высокая гора Алтая — Белуха — 4506 м. Алтай богат различными полезными ископаемыми (железные руды, ртуть, золото, редкие металлы). Имеется более 3500 озер, Алтай входит в Список Всемирного наследия.
Саяны — общее название для двух горных систем на юге Сибири. Различают Западный Саян (длина 650 км, высота до 3971 м - гора Монгун-Тайга, являющаяся высочайшей вершиной Восточной Сибири), и Восточный Саян (длина - около 1000 км, высота до 3491 м - гора Мунку-Сардык). Западный Саян юго-западной частью граничит с Алтаем. Главный хребет — Водораздельный Саянский хребет с высшей точкой — горой Кызыл-Тайга (3121 м). Между хребтами Саян находится более десятка котловин, самая знаменитая из которых — Абакано-Минусинская котловина славится своими археологическими памятниками. Стоит отметить большое количество водопадов. Почти везде в Саянах преобладают темнохвойные таежные елово-кедрово-пихтовые леса.
VIII. Подведение итогов урока (Слайл 12)
- Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России? (На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)
- Что такое равнина? (Ровный или холмистый участок земной поверхности.)
- Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые (высокие) и старые (невысокие).)- Какие названия гор и равнин вам запомнились? Назовите их.
IX. Рефлексия(Слайл 13)
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?
- Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 60-65 учебника, выполнить задания.
2. Выполнить задания 3-5 в рабочей тетради на с. 32-33.
Восточно-Европейская равнина.
План выступления
-
Раскрасьте деталь пазла нужным цветом.
2. Место расположения данного объекта (показ на карте).
3. Что можно о нем рассказать?
Уральские горы
План выступления
1. Раскрасьте деталь пазла нужным цветом.
2. Место расположения данного объекта (показ на карте).
3. Что можно о нем рассказать?
Западно-Сибирская равнина
План выступления:
-
Откройте учебник, стр 38-39. Найдите на карте объект
-
Раскрасьте деталь пазла нужным цветом.
-
На стр.40 найдите информацию, прочитайте
-
Место расположения данного объекта (показ на карте).
-
Что можно о нем рассказать?
___________________________________________________________
Среднесибирское плоскогорье
План выступления:
-
Откройте учебник, стр 38-39. Найдите на карте объект
-
Раскрасьте деталь пазла нужным цветом.
-
На стр.40 найдите информацию, прочитайте
-
Место расположения данного объекта (показ на карте).
-
Что можно о нем рассказать?
Кавказские горы
План выступления:
-
Откройте учебник, стр 38-39. Найдите на карте объект
-
Раскрасьте деталь пазла нужным цветом.
-
На стр.41 найдите информацию, прочитайте
-
Место расположения данного объекта (показ на карте).
-
Что можно о нем рассказать?
Алтай и Саяны.
План выступления:
-
Откройте учебник, стр 38-39. Найдите на карте объект
-
Раскрасьте деталь пазла нужным цветом.
-
На стр.42 найдите информацию, прочитайте
-
Место расположения данного объекта (показ на карте).
-
Что можно о нем рассказать?