СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Равнины и горы России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока по теме "Равнины и горы" с дидактическими матеиалами.

Просмотр содержимого документа
«Равнины и горы России»

Конспект урока окружающего мира

Тема урока «Равнины и горы России»


составила Костакова Л.А.

МБОУ сош № 31 г. Кострома

4 класс «Школа России»


Цели урока:

- создать условия для ознакомления с равнинами и горами на территории России, определения границы знания и «незнания»;

-способствовать формированию у учащихся представления о равнинах и горах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

- развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока: Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать по карте.

- Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

-Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная

Оборудование: интерактивная доска,

компьютер;

контурная карта России формата А-1;

Основные понятия : равнины, горы



Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока


(Слайд 2) Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны родней!
— Почему в целом свете нет родней страны? (Высказывания детей.)

— Отгадайте загадку.
Голубым цветом, а воды нету,
Зеленым цветом, а листвы нету,
Коричневый цвет, а на гору не влезть,
Белый цвет, а не заледенеешь. (Географическая карта (Слайд 3)а.)



— Мы начали изучать раздел «Природа России» и уже познакомились с картой. О чем вы можете прочитать, глядя на физическую карту России?

- Какие цвета вы на ней видите? Что они обозначают?


— А о чем сегодня пойдет разговор на уроке, вы узнаете, отгадав загадки.
1. Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака. (Горы.)

2. Вспомните части горы (вершина, подножье и склон)
— Как называют большое пространство ровной поверхности? (Равнина.)

На равнине есть и холмы и овраги, возвышенности и болота. И зачастую ее нельзя назвать идеально ровной, но все же…
— Предположите тему урока. (Равнины и горы России.) (Слайд 4)
— Что узнаем по данной теме?

— Что вам хотелось бы узнать по теме урока? Сформулируйте свои вопросы.
(Слайд 5)Россия имеет огромную территорию, на ней уживаются и высокие горы, и просторные равнины. Чтобы поближе с ними познакомиться, я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие и поработать в группах.
Узнаем об этих объектах природы подробнее, поработав командами.

- Готовы? Разделитесь на группы.

Каждая группа получает карточку с названием географического объекта, о котором будет читать и рассказывать:

  1. Восточно-Европейская равнина,

  2. Западно-Сибирская равнина,

  3. Среднесибирское плоскогорье,

  4. Уральские горы,

  5. Кавказские горы,

  6. Алтай и Саяны.

Вместе с вашими ответами мы соберем пазл, состоящий из этих географических объектов России. И в конце урока увидим, что у нас получилось.

- Работать будете с учебником, стр.40-42



V. Первичное закрепление Сообщения учащихся
— Поделитесь новыми знаниями. (От каждой группы выступают по одному желающему.)
План выступления
1. Место расположения данного объекта (показ на карте).
2. Что можно о нем рассказать? (Группы договариваются о порядке выступления. Учитель дополняет рассказы детей, используя дополнительный материал (видеосюжеты, слайды).)

Восточно-Европейская равнина. (Слайд 6)Протяженность с севера на юг — около 2750 км, с запада на восток - около 2500 км. Площадь составляет около 5,5 млн км2. На равнине протекают крупные реки, такие, как Волга и Ока. Так как большая ее часть находится в пределах границ Российской Федерации, Восточно-Европейскую равнину иногда называют Русской.


Уральские горы. (Слайд 7)Уральский хребет иначе называли «Каменный пояс земли Русской». Реки стекают с Уральского хребта и на запад — в Европу, и на восток — в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию. Гора Народная на Урале самая высокая - 1895 м. Уральские горы называют старыми, их форма плосковершинная.


Западно-Сибирская равнина. (Слайд 8)Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот и рек. Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Найдем в нашем классе плоские поверхности. Это, например, подоконник, стол, крышка шкафа и т. д. Проведем опыт. Посмотрите, поверхность стола плоская. Я выливаю на поверхность воду, и она растекается по столу. Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся в результате таяния снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.


Среднесибирское плоскогорье. (Слайд 9)Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. Площадь Среднесибирского плоскогорья - около 1,5 млн км2. Большинство рек многоводны. Крупнейшие реки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара, Лена и др. Реки богаты рыбой. Большая часть плоскогорья расположена в зоне светлохвойной тайги.


Кавказские горы. (Слайд 10)Кавказ часто делят на Северный Кавказ и Закавказье, границу между которыми проводят по Главному, или Водораздельному, хребту Большого Кавказа, занимающему центральное положение в горной системе. Наиболее известные вершины — горы Эльбрус (5642 м) и Казбек (5033 м) — покрыты вечными снегами и ледниками. Кавказ — это складчатые горы с некоторой вулканической активностью. Горы, среди прочего, сложены из гранита и гнейса и содержат месторождения нефти и природного газа.




Горы Алтай и Саяны. (Слайл 11)Длина гор Алтая — более 2000 км. Самая высокая гора Алтая — Белуха — 4506 м. Алтай богат различными полезными ископаемыми (железные руды, ртуть, золото, редкие металлы). Имеется более 3500 озер, Алтай входит в Список Всемирного наследия.
Саяны — общее название для двух горных систем на юге Сибири. Различают Западный Саян (длина 650 км, высота до 3971 м - гора Монгун-Тайга, являющаяся высочайшей вершиной Восточной Сибири), и Восточный Саян (длина - около 1000 км, высота до 3491 м - гора Мунку-Сардык). Западный Саян юго-западной частью граничит с Алтаем. Главный хребет — Водораздельный Саянский хребет с высшей точкой — горой Кызыл-Тайга (3121 м). Между хребтами Саян находится более десятка котловин, самая знаменитая из которых — Абакано-Минусинская котловина славится своими археологическими памятниками. Стоит отметить большое количество водопадов. Почти везде в Саянах преобладают темнохвойные таежные елово-кедрово-пихтовые леса.

VIII. Подведение итогов урока (Слайл 12)
- Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России? (На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)
- Что такое равнина? (Ровный или холмистый участок земной поверхности.)
- Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые (высокие) и старые (невысокие).)- Какие названия гор и равнин вам запомнились? Назовите их.
IX. Рефлексия(Слайл 13)
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?
- Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 60-65 учебника, выполнить задания.
2. Выполнить задания 3-5 в рабочей тетради на с. 32-33.

















Восточно-Европейская равнина.

План выступления

  1. Раскрасьте деталь пазла нужным цветом.
    2. Место расположения данного объекта (показ на карте).
    3. Что можно о нем рассказать?











Уральские горы

План выступления

1. Раскрасьте деталь пазла нужным цветом.

2. Место расположения данного объекта (показ на карте).

3. Что можно о нем рассказать?








Западно-Сибирская равнина

План выступления:

  1. Откройте учебник, стр 38-39. Найдите на карте объект

  2. Раскрасьте деталь пазла нужным цветом.

  3. На стр.40 найдите информацию, прочитайте

  4. Место расположения данного объекта (показ на карте).

  5. Что можно о нем рассказать?








___________________________________________________________

Среднесибирское плоскогорье

План выступления:

  1. Откройте учебник, стр 38-39. Найдите на карте объект

  2. Раскрасьте деталь пазла нужным цветом.

  3. На стр.40 найдите информацию, прочитайте

  4. Место расположения данного объекта (показ на карте).

  5. Что можно о нем рассказать?




Кавказские горы

План выступления:

  1. Откройте учебник, стр 38-39. Найдите на карте объект

  2. Раскрасьте деталь пазла нужным цветом.

  3. На стр.41 найдите информацию, прочитайте

  4. Место расположения данного объекта (показ на карте).

  5. Что можно о нем рассказать?




Алтай и Саяны.

План выступления:

  1. Откройте учебник, стр 38-39. Найдите на карте объект

  2. Раскрасьте деталь пазла нужным цветом.

  3. На стр.42 найдите информацию, прочитайте

  4. Место расположения данного объекта (показ на карте).

  5. Что можно о нем рассказать?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!