Бикчураева Е.В.
учитель географии МАОУ СОШ №7, г.Балаково, Саратовской области
ЕГЭ 2022 Особенность первая (она же главная)
С 2022 года Единый государственный экзамен проводится на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Во всех учебных предметах изменяется структура контрольно-измерительных материалов , появляются новые модели заданий на применение предметных знаний.
Согласно ФГОС СОО требования к предметным результатам:
1) освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области ,
2) виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
3 ) виды деятельности по преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях полученного нового знания в рамках учебного предмета,
4) формирование научного типа мышления ,
5) владение научной терминологией , ключевыми внутрипредметными понятиями, методами и приемами.
Все изменения направлены на усиление деятельностной составляющей КИМ: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации и др.
ЕГЭ 2022 Особенность вторая (существенная)
Учащиеся 11 классов 2021/2022 учебного года:
- предыдущие два учебных года (2019/2020 уч. год и 2020/2021 уч. год) значительную часть учебного времени обучались дистанционно;
- по окончании 2019/2020 учебного года не сдавали основной
государственный экзамен;
- не имеют опыта подготовки и участия в экзаменационных процедурах;
- осваивали курс географии в 9 и 10 классе по большей части
дистанционно и самостоятельно;
- требуют дополнительного внимания со стороны учителя географии, если выбрали для сдачи ЕГЭ по предмету
Материалы, с которыми работает учитель при подготовке к ГИА
- Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по географии
- Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году единого государственного экзамена по географии
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году единого государственного экзамена по географии
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
- https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-8
Изменения в ЕГЭ_география_2022
Кодификатор состоит из двух разделов:
− раздел 1. « Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по географии»;
− раздел 2. « Перечень элементов содержания , проверяемых на едином государственном экзамене по географии».
В кодификатор не включены требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементы содержания, достижение которых не может быть проверено в рамках государственной итоговой аттестации.
По сути кодификатор и определяет объём проверяемого, т.е. здесь находится ответ на вопрос: «А что спросят на ЕГЭ по географии?»
Здесь и далее курсивом обозначены дидактические единицы, соответствующие в ПООП блоку результатов «Выпускник получит возможность научиться».
Содержание КИМ ЕГЭ по географии определяется требованиями к предметным результатам изучения предмета географии, зафиксированными во ФГОС среднего общего образования.
В содержание экзаменационной работы включены все основные
разделы школьного курса географии
Изменения в ЕГЭ_география_2022
Спецификация КИМ ЕГЭ 2022
Изменения в КИМ 2022 года в сравнении с КИМ 2021 года
Общее количество заданий сокращено с 34 до 31 . При этом увеличено количество заданий с развёрнутым ответом .
В КИМ 2022 г. включён мини-тест из двух заданий ( задания 19 и 20 ), проверяющих умение определять и находить информацию, недостающую для решения задачи, и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.
Изменён контекст задания 13, проверяющего умение использовать географические знания для установления хронологии событий в геологической истории Земли.
В КИМ включён ряд заданий , аналогичных по конструкции тем, которые использовались в течение последних четырёх лет в ВПР для 11 класса :
Изменения в ЕГЭ_география_2022
– задание 3 , проверяющее умение использовать знания об основных географических закономерностях для решения определения и сравнения свойств географических объектов и явлений;
– задание 8 , проверяющее умение использовать географические знания для установления взаимосвязей между изученными географическими процессами и явлениями ;
– задания 23–25 – мини-тест из трёх заданий к тексту , проверяющих умение использовать географические знания для определения положения и взаиморасположения географических объектов, для описания существенных признаков изученных географических объектов, процессов и явлений, для распознавания в повседневной жизни проявления географических процессов и явлений, для объяснения географических объектов и явлений, установления причинно-следственных связей между ними;
– задание 31 , проверяющее умение использовать географические знания для аргументации различных точек зрения на актуальные экологические и социально-экономические проблемы и умение использовать географические знания и информацию для решения проблем, имеющих географические аспекты.
Изменение баллов и числа заданий
Было – КИМ ЕГЭ 2021 г.
Стало - КИМ ЕГЭ 2022 г.
Работа содержит 9 заданий с развёрнутым ответом , в первом из
которых ответом должен быть рисунок, а в остальных требуется записать
полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос
Примеры заданий ( новые задания ) из демонстрационного варианта
Проверяемые элементы
содержания:
Земля как планета. Климат
России. Почвы и почвенные
ресурсы, размещение основных
типов почв России
Проверка навыка использовать географические закономерности для сравнения различных объектов
В сравнении с ВПР 11 класса
Изменены формулировки, слегка усложнены конкретными датами
Уровень сложности – Б (1балл)
Примеры заданий ( новые задания ) из демонстрационного варианта
Проверяемые элементы содержания:
Земная кора и литосфера. Гидросфера. Распределение тепла и влаги на Земле.
Географическая оболочка Земли. Динамика численности населения Земли.
Половозрастной состав населения. Факторы размещения производства.
Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Пути
решения экологических проблем
Определить взаимосвязь между различными фактами и явлениями
В сравнении с ВПР 11 класса
Изменены формулировки
Уровень сложности – Б (2 балла)
Примеры заданий ( новые задания ) из демонстрационного варианта
Изменён контекст задания, проверяющего умение использовать географические знания для установления хронологии событий в геологической истории Земли
Проверяемые элементы содержания:
Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология
Знание геологической истории нашей планеты, расставив события в правильной последовательности
Уровень сложности – Б (1 балл)
Уровень сложности - Б
Примеры заданий ( изменение формулировок ) из демонстрационного варианта
Проверяемые элементы
содержания:
Часовые зоны России
Стало - КИМ ЕГЭ 2022 г.
Было – КИМ ЕГЭ 2021 г.
Теперь не самолет, трансляция парада (не меняет логики и этапов решения)
Уровень сложности – Б (1 балл)
Примеры заданий ( изменение формулировок ) из демонстрационного варианта
№ 15 – Расчёт разведанных запасов по данным ресурсообеспеченности и добычи.
Вместо деления, теперь умножение и всего одна гипотетическая страна
Проверяемые элементы
содержания:
Ресурсообеспеченность
Было – КИМ ЕГЭ 2021 г.
Стало - КИМ ЕГЭ 2022 г.
Уровень сложности – П (1 балл)
Примеры заданий ( новые задания ) из демонстрационного варианта
Проверяемые элементы содержания:
Городское и сельское население мира
Уровень сложности – П ( 1 балл)
Уровень сложности – Б (1 балл)
Примеры заданий ( усложнённые задания ) из демонстрационного варианта
Проверяемые элементы содержания:
Географические модели. Географическая карта, план местности
№ 22 – Построение профиля рельефа местности по линии А-В
Теперь основу для построения профиля не прилагают , составляют сами
Уровень сложности – Б (1 балл)
Уровень сложности – В (3 балла)
Примеры заданий (новые задания) из демонстрационного варианта
Проверяемые элементы содержания:
Географическая оболочка Земли. Воспроизводство населения мира и его
географические особенности. Половозрастной состав населения Демографическая политика. Факторы размещения производства. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства
Уровень сложности – Б (1 балл)
Уровень сложности – Б (1 балл)
Уровень сложности – П (1 балл)
Примеры заданий ( изменение формулировок ) из демонстрационного варианта
№ 27 – Используя данные справочных материалов «Показатели социально-экономического развития некоторых стран Южной Америки и Африки в 2017» г.
Проверяемые элементы
содержания:
Отраслевая структура
хозяйства. География основных
отраслей производственной
и непроизводственной сфер
Стало - КИМ ЕГЭ 2022 г.
Было – КИМ ЕГЭ 2021 г.
Теперь нужную информацию сами находим в справочных материалах
Уровень сложности – П (2 балла)
Примеры заданий (новые задания) из демонстрационного варианта
Проверяемые элементы содержания:
Воспроизводство населения мира и его географические особенности. Половозрастной
состав населения. Демографическая политика.
Уровень и качество жизни населения. Факторы
размещения производства. Особенности воздействия на окружающую среду различных
сфер и отраслей хозяйства. Пути решения экологических проблем
Уровень сложности – В (3 балла)
Аргументировать определенные географические утверждения, приведенные в работе
Мои помощники
- https://www.geo-magellan.online / Д.Магелан
- https://www.youtube.com/channel/ UC6rf4BRE6wNpvqU0BdzdcSg