МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Курская область, Курский район, с.Глебово, д. 37
КАРТОЧКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ:
(Задание № 7)
Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Алтухова Марина Ивановна
КАРТОЧКА 1
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.
2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.
3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Емеля собрался с духом и пошёл к царю в гости.
2) Набрался Иван храбрости и начал с царём спорить.
3) Пошла Настенька за водой и в колодец ведро уронила.
4) Я поздоровался и Павел кивнул мне в ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 2
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Вода нам показалась очень холодной и мы сразу замёрзли.
2) Пошла Настенька в лес и в Чёртовом болоте заблудилась
3) Настю поздравили родственники и коллеги по работе.
4) Стал Федотка молотком гвоздь забивать и себе по пальцу стукнул.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Поднял Иван богатыря и бросил его в море.
2) Подарил атаман ему коня и за это попросил открыть тайну.
3) Заря разгорается и золотые полосы тянутся по небу.
4) Николай похудел и даже осунулся от работы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 3
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Туча поднялась и заслонила всё небо.
2) Взошло солнце и лес заиграл каплями росы.
3) Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы.
4) Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Наташа помогала матери по хозяйству и купала младшего братишку.
2) Тут был старинный сундучок и часы в футляре.
3) Шлюпка пристала к борту и японский чиновник ступил на палубу.
4) Я любил прогуляться вдоль моря и посидеть на прибрежных валунах.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 4
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Мы разожгли костёр и высушили промокшие ботинки.
2) В сизом воздухе стояли облака и отражали свет заходящего солнца.
3) Загремел сердито гром и замер где-то вдали.
4) Прошло жаркое лето и наступила осень.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Проснулся Егор рано и сразу побежал на речку.
2) Боролись они азартно и не уступали друг другу ни шагу.
3) Выл ветер и капли стучали в окна террасы.
4) Не стал медведь улья разорять и только походил вокруг пасеки.
КАРТОЧКА 5
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) У Серёжи поднялась температура и он не пошёл в школу.
2) Мы опоздали на последний автобус и заночевали в деревне.
3) Появились какие-то юркие рыбки и стали кружить у самого борта.
4) Юноша играл на расстроенной гитаре и тихонько подпевал.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Олег проснулся поздно и весь день чувствовал себя неважно.
2) Артист вышел на сцену и всё мгновенно смолкло.
3) Мальчик очень обрадовался краскам и тут же принялся рисовать.
4) Хохлатые курицы целый день ходят по двору и ищут в сене букашек.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 6
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мы поймали много рыбы и всю отдали бабушке.
2) Таня вскопала небольшую грядку и посадила на ней клубнику.
3) Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.
4) Пришёл Миша домой и начал собирать робота.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Ветер внезапно налетел и промчался со свистом по полю.
2) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.
3) Я согласился на его предложение и сел в тарантас.
4) Болезнь застала меня в гостинице и я послал за доктором.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 7
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) По сторонам тропы высокими стенами стоял шиповник и цвёл алым и влажным огнём.
2) На окнах бились о мутные стёкла и монотонно жужжали неугомонные мухи.
3) Я пошёл лесной тропинкой и повернул к полю.
4) Заря уже давно погасла и едва белел на небосклоне её последний слабый след.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Поздно вечером вернулся Вася домой и сразу же лёг спать.
2) Несколько дней подряд мы собирали и сушили белые грибы.
3) Тропинка обогнула овраг и вывела нас на широкий луг.
4) Игорь толкнул калитку и друзья вошли в пустой палисадник.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 8
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Лошадь стояла на реке по колени и лениво обмахивалась мокрым хвостом.
2) Трещали кузнечики и где-то рядом кричала перепела.
3) Я оглянулся и увидел человека лет пятидесяти.
4) Я отправился по тропинке и скоро дошёл до пасеки..
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Друзья собирались в поход и составляли маршрут своего путешествия.
2) Ребята прятались за выступом стены и боялись пошевелиться.
3) С парохода было видно два поля и деревеньку на холме.
4) Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 9
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Туман щедро умывает цветы и всё осыпает капельками росы.
2) Паучок зазевался и не успел сразу укрыться от дождя.
3) Грачи важно ходили по лугу и искали жучков и червячков.
4) Листочки под тяжестью дождя провисают и тогда капли с листочков стекают на землю.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Этот разговор продолжался ещё около часа и произвёл на Андрея глубокое впечатление.
2) Вдруг дверь кабинета скрипнула и в узком проёме показалось незнакомое лицо.
3) Плыть было тяжело и нерадостно.
4) Всё живое тянется к воде и стремится к жизни.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 10
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) В лесу и на полях всё было занесено снегом.
2) Я стал посещать музеи и читать книги.
3) В Сибири я любовался дремучими лесами и бездонными озёрами.
4) Пошёл дождь и озеро покрылось пузырями от капель.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Прошло несколько долгих минут и занавес начал подниматься.
2) Дедушка приехал на дачу весной и ни разу за лето не выезжал из дачного посёлка.
3) Щенок рос и с каждым месяцем становился всё крепче.
4) Мы вскарабкались на гору и сели на камни отдохнуть.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 11
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Снег закрывал все предметы и белой пеленой одевал землю.
2) Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.
3) Гроза отходила куда-то на восток и оттуда доносился рокот грома.
4) Филька разломил буханку хлеба и подал её лошади.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) От сахара портятся зубы и я предпочитаю мёд.
2) Подосиновики у нас растут по краям оврагов и среди ёлок.
3) Секретарь перестал записывать и удивлённо смотрел на происходящее.
4) Они постоянно ссорятся и спорят друг с другом.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 12
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Каминные часы громко бьют и играют старинный марш.
2) По комнате разносится запах хвои и яблочного пирога.
3) Снег падает мягкими хлопьями и мы ловим их в варежку.
4) Ночью снег запорошил все дорожки и скамейки в саду.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Поднялся сильный ветер и гнал волну до вечера.
2) У костра все пели песни и громко читали стихи.
3) Отец ухватил Настю за талию и высоко поднял девочку над головой.
4) Слышался шум ветра и бушевал на походной печурке старый чайник.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 13
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Я путешествовал по Кавказу и знакомился с его природой.
2) Солнце ещё не поднялось из-за гор и по долине плыли сизые клочья тумана.
3) Наелась собака досыта и с наслаждением улеглась на солнышке у моих ног.
4) Весело бежала Альма рядом с хозяином и далеко в лес не уходила
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Родник течёт по оврагу и впадает в озеро у нашей деревни.
2) Птицы разбудят окрестности и споют гимн новому утру.
3) Бобры строят плотины из сучьев и стволов деревьев.
4) Заморосил мелкий дождик и растаял снежный за́мок.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 14
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дождинки сольются в крупные капли и скатятся с кустов на землю.
2) Бабочка запорхает над лугом и понесёт свою ношу муравей.
3) После летнего дождика луга и леса покрываются сочной зеленью.
4) Ласточки носятся над рекой и охотятся за мошками.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Рабочие перетаскивают с баржи брёвна и укладывают их на берегу.
2) Целый месяц мы шагали по горным тропам и карабкались по скалам.
3) Андрей остался в Крыму и собирался приехать не раньше сентября.
4) Подул северный ветер и за ночь на снегу образовался слой наста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 15
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Снег падал на землю и тут же таял.
2) Денис вчера купил новую книгу о пиратах и весь вечер читал её.
3) В лесу Шарик тут же отыскал нору с лисятами и громко залаял.
4) Пианист взмахнул руками и зал наполнился чудесными звуками рояля.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Солнечный жар и блеск сменились прохладой ночи.
2) Неподвижно стояли камыши и как будто дремали.
3) Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.
4) Приближался полдень и охотники решили сделать привал.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 16
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.
2) Была гроза с сильным ветром и ночью старое дерево рухнуло.
3) Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.
4) Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Присяду на камень и слушаю иволги плач.
2) С моря поднималась туча она походила на чёрный хребет.
3) Узкая дорога была покрыта снегом.
4) Лошадка его бежала недурно.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 17
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Пёс спал в прихожей и охотно ел простую кашу.
2) Олеся выросла в деревне и в городской суете чувствовала себя неуверенно.
3) Огонь костра медленно разгорается и снова гаснет от сильного ветра.
4) Прозвенел третий звонок и зрители заняли свои места в зале.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Солнечный жар и блеск сменились прохладой ночи.
2) Неподвижно стояли камыши и как будто дремали.
3) Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.
4) Приближался полдень и охотники решили сделать привал.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 18
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Она резко поднялась со стула и вышла из комнаты.
2) Бесконечные холмы тянулись по сторонам и наводили скуку.
3) Встал он до рассвета и стал собирать на рыбалку удочки.
4) День угасал и стала надвигаться вечерняя темнота.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Поздно вечером вернулся Вася домой и сразу же лёг спать.
2) Несколько дней подряд мы собирали и сушили белые грибы.
3) Тропинка обогнула овраг и вывела нас на широкий луг.
4) Игорь толкнул калитку и друзья вошли в пустой палисадник.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 19
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Наступает долгожданная весна и освобождает от снега деревья.
2) Радостно светит солнышко и быстро тает на полях снег.
3) Мы идём по лесу уже два часа и почти не ощущаем усталости.
4) Красивый и могучий дуб рос на высокой горе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Мокрая собачка сидела у подъезда и дрожала от холода.
2) Со скрипом открылась дверь и из дома вышел высокий человек.
3) Кукла вертится во все стороны и смешит ребят.
4) Клоуны любят радостный смех и громкие звуки оркестра.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 20
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Озеленители высаживают в скверах и парках деревья и кустарники.
2) Ветер играет лёгкой листвой деревьев и обнажает серебристую изнанку ивовых листьев.
3) Бабушка и мама варят из рябины варенье и засахаривают гроздья рябины в густом сиропе.
4) Долго висят на деревьях ягоды рябины и ими лакомятся зимующие птицы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Лесная мышь пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе.
2) Взвиваются с полей в небо и исчезают в лучах рассвета лёгкие жаворонки.
3) В лесу недвижно стоят деревья и отбрасывают на снег лиловые тени.
4) Всё выше поднимается солнце и прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 21
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Тёплый дождик пошёл ночью и моросил до самого утра.
2) Зимой под снежной шубой земля отдыхает и набирает силу.
3) Мороз постукивает по стволам деревьев и осыпается с них серебряный иней.
4) За ветреную и долгую ночь осенний сад сбросил на землю сухую листву.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Я люблю забираться на эту старую липу и сидеть в тени зелёного шатра.
2) Искусные мастера из древесины липы вытачивали деревянную посуду и вырезали ложки.
3) Золотистыми соцветиями покрываются липы и парк наполняется медовым запахом.
4) Цветущие кроны лип украшают шумные улицы и радуют глаз горожанина.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 22
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Родничок вырывается из земли и прокладывает себе путь между кочками.
2) Звонко стрекочут кузнечики и на опушке ближнего леса воркуют горлинки.
3) Ранним утром капельки росы сверкали и переливались на зелёной траве.
4) Люди издавна относились к ласточкам с любовью и дали им ласкательное имя.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Густые кусты шиповника и жасмина растут в центре парка.
2) Опавшие листья прилипают к мокрым крышам и ступеням террасы.
3) В огород заскочила лохматая собака и помчалась через грядки к забору.
4) Громко барабанил град по крыше и стучался в окно дождь.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 23
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Художник придумывал забавные истории и иллюстрировал их.
2) Художник нарисовал голову кошки с острыми ушками и длинными усами.
3) Поднимается пушистый хвост кошки и выгибается её спина.
4) Любопытная кошка всё время смотрит на работу художника и никуда не уходит.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Тихо струится по земле ручеёк и колышутся над водой зелёные травинки.
2) В этих местах мы слушали соловья и собирали под дубками ландыши.
3) Возле самой тропинки пышно цветёт и пахнет мёдом медуница.
4) С восходом солнца одуванчики просыпаются и раскрывают свои золотые лепестки.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 24
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мы ловили на реке маленьких пескарей и готовили из них вкусную уху.
2) Цветущие кусты сирени и жасмина наполняли сад душистым запахом.
3) Небо заволокли тучи и тяжёлые капли дождя упали в дорожную пыль.
4) Весенняя гроза пролетела быстро и наполнила весь сад свежестью.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Осенью грибники на старый пень садятся и грибы перебирают в корзинках.
2) Седым мхом покрыты невысокие кочки и ярко зеленеют на них листья брусники.
3) Ранней весной ты найдёшь здесь сморчки и увидишь прелестные жёлтые рыжики.
4) Стволы дубов возвышаются над головой и почти касаются неба своими вершинами.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 25
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Неугомонные волны весело играют и бьются о берег.
2) Под лёгким ветерком море вздрагивает и покрывается мелкой рябью.
3) На палубе я греюсь на солнце и дышу свежим морским воздухом.
4) Солнце садится и розоватый отблеск его лучей ложится на жёлтый песок.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Рукодельница всё в доме прибрала и в печке обед приготовила.
2) Ленивица в постельке лежала и с боку на бок переваливалась.
3) Блики солнца заплясали по воде и вскоре появился на небе молодой месяц.
4) Гости не торопились к обеду и неспешно прогуливались в саду.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 26
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Тропинка петляет среди деревьев и поднимается на пригорки.
2) Восходит месяц и красным столбом отражается на другой стороне пруда.
3) Ночь уже ложится на горы и туман бродит по ущельям.
4) Густые тучи скрывают небо и почти нависают над нашими головами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Поблагодарила Рукодельница старика за брошку и опять пошла за водой.
2) Захотела Ленивица такую же красивую брошку и колечко с бирюзой.
3) Замесила Рукодельница тесто для пирогов и затопила в доме печку.
4) Пироги вскоре зарумянились и Рукодельница вытащила их из печки.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 27
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мы бродили по лесу до сумерек и обошли все знакомые места.
2) Настя осторожно дышала на снежинки и они превращались в капли воды.
3) Дед проводил нас до опушки и показал тропинку к лесному озеру.
4) Снегири вытаскивали из снега веточки рябины и клевали алые ягодки.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Синица перелетала с ветки на ветку и заглядывала в каждую щёлку на дереве.
2) Синицы и воробьи копошились у забора и отыскивали себе еду.
3) Звонкая птичья трель зазвучала в саду и все сразу заулыбались.
4) Утром Юра услышал первую песню синицы и написал об этом в своём дневнике.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 28
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Тайга дышала теплом и доносила запах смолы до посёлка.
2) Полосы света проникали в гущу трав и берега вспыхивали яркими красками.
3) Мы отдыхали в густых зарослях осин и дышали прелым запахом травы.
4) Ослепительный луч солнца осветил опушку и задержался на верхушке старой ели.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Ранней весной набухли и надулись на деревьях и кустах смолистые почки.
2) Мёрзлые ягоды калины деревенские хозяйки парили в русских печах и готовили для ребят вкусное угощение.
3) Хлопочут около своих гнёзд скворцы и щёлкают в зарослях черёмухи соловьи.
4) От лёгкого ветерка колокольчики на лугу колышутся и неслышно звенят.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 29
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) По дорожкам бегут муравьи и тащат насекомых во много раз больше себя.
2) Целый день и даже ночь муравьи строят своё жильё.
3) Вода скатывается с круглой крыши и поэтому дождика муравьи не боятся.
4) Муравьиные тропинки петляют в траве и потом разбегаются по лесу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Художник придумывал забавные истории и иллюстрировал их.
2) Художник нарисовал голову кошки с острыми ушками и длинными усами.
3) Поднимается пушистый хвост кошки и выгибается её спина.
4) Любопытная кошка всё время смотрит на работу художника и никуда не уходит.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 30
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дуб чувствовал свою силу в родной земле и лишь смеялся над ветром.
2) Ветер дул на дуб с разных сторон и гнул его к земле.
3) Могучий дуб врос в родную землю и крепко держался за неё корнями.
4) Полетел скорее ветер звать на помощь молнию и она откликнулась на его просьбу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Синица перелетала с ветки на ветку и заглядывала в каждую щёлку на дереве.
2) Синицы и воробьи копошились у забора и отыскивали себе еду.
3) Звонкая птичья трель зазвучала в саду и все сразу заулыбались.
4) Утром Юра услышал первую песню синицы и написал об этом в своём дневнике.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 31
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) На выставке мы рассматривали картины и слушали экскурсовода.
2) Одна картина мне особенно понравилась и я сфотографировала её на память.
3) Музейные смотрители следят за порядком в зале и за сохранностью экспонатов.
4) Я посетила книжную ярмарку и провела там более двух часов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Вот уже появились душистые кисти на черёмухе и пышные гроздья на сирени.
2) У оврага цветёт земляника и в лесу распускаются ландыши.
3) С раннего утра и до позднего вечера не умолкают птицы.
4) Огромная туча надвигается на деревню и несёт по небу тёмные облака.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 32
Ф. И. ________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) В сентябре и октябре в Подмосковье стояла золотая осень.
2) Ручейки у дороги напевали свою песенку и сообщали прохожим о весне.
3) Наступил долгожданный вечер и повсюду зажглись фонари.
4) Пришла ранняя весна и осветила ярким солнцем холодный город.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) На весеннем пригреве зацветают и ковром разрастаются подснежники.
2) Поют голосистые дрозды и с дерева на дерево перелетают шустрые синички.
3) Медленно кружатся в воздухе и падают на землю золотые листья берёз.
4) Ястребы селятся и строят свои гнёзда на высоких соснах.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________