СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал по литературе для учащихся 11 классов «Путешествие по жизни Пастернака»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал по литературе для учащихся 11 классов «Путешествие по жизни Пастернака»»

Раздаточный материал по литературе для учащихся 11 классов

«Путешествие по жизни Пастернака»

Задание: вписать недостающие факты биографии и творчества Бориса Пастернака в соответствующие пропуски

Борис Пастернак – один из немногих мастеров слова, удостоенных ………….. премии. Его стихи и переводы вошли в золотой фонд русской и ………………….. ой литературы.

Пастернак родился 29 января 18…. г. в городе ……………. в интеллигентной семье. Мать - пианистка, карьера которой началась в Одессе, откуда семья переехала еще до рождения Бориса. Отец - ………………………… и член Академии художеств. Некоторые его картины были приобретены известным меценатом для …………………………… галереи. Отец Бориса дружил со Львом Толстым и занимался иллюстрированием его книг. Борис был первенцем, после него в семье появилось еще ………. детей. С детства поэта окружала творческая атмосфера. Родительский дом был открыт для разных знаменитостей. Желанными гостями в нем были Лев…………….., композиторы Скрябин и …………………………нов, художники Иванов, Поленов, Нестеров, Ге, …………… и другие известные личности. Общение с ними не могло не повлиять на будущего поэта.

Огромным авторитетом для мальчика был………………………., под влиянием композитора длительное время он был увлечен музыкой и мечтал пойти по стопам своего учителя. Учится Борис на отлично, заканчивает гимназию с ……………………… медалью. Параллельно обучается в консерватории.

В биографии Пастернака неоднократно случались ситуации, когда ему приходилось выбирать, и выбор этот зачастую был сложным. Первым таким решением был отказ от……………………….. карьеры. Спустя годы он объясняет эту ситуацию отсутствием абсолютного слуха. Целеустремленный и работоспособный, все, что он ни делал, доводил до абсолютного совершенства. Борис осознавал, что, несмотря на безграничную любовь к ……………, на ………………….. поприще достичь высот он не сможет. В 1908-м становится студентом …………. факультета ………………………………………университета, спустя год переводится на философское отделение. По всем предметам у него блестящие оценки, и в 19….. г. он поступает в Маргбургский университет. В Германии Пастернаку предсказывают успешную карьеру, но совершенно неожиданно он принимает решение стать поэтом, а не философом.

Проба пера приходится на 19…… год. Его первые стихи написаны под впечатлением от поездки с семьей в ……………………и отказа любимой девушки, которой он делает предложение. Один из его коллег пишет, что по форме это были детские стихи, но по смыслу очень содержательные. После возвращения в Москву становится участником литературных кружков «………………..» и «………………», где читает свои стихи. На первых порах его влечет символизм и……………………., но позже он выбирает независимый от любых литературных объединений путь.

1913–1914-й – годы наполнены множеством творческих событий. Опубликовано несколько его стихотворений, вышел сборник стихов «………………………». Но поэт требователен к себе, считает свои творения недостаточно качественными. В 1914-м он знакомится с…………………………, который своим творчеством и силой личности оказывает на Пастернака огромное влияние.

В 19……. г. Пастернак живет в Пермской губернии, в уральском посёлке Всеволодо-Вильва, куда его приглашает управляющий химическими заводами Борис Збарский. Работает в конторе помощником по деловой переписке и занимается торгово-финансовой отчётностью. По широко распространенному мнению, Юрятин из знаменитого романа «…………………………………….» является прообразом Перми. Посещает Березниковский содовый завод на реке …………. Под впечатлением от увиденного в письме к С. П. Боброву называет завод и построенный при нем по европейскому образцу поселок «маленькой промышленной …………………………..».

Творчество – удивительный процесс. Для одних он легкий и приятный, для других – тяжелая работа, требующая великих ………….., чтобы добиться цели и достичь совершенства. Борис относился ко второй категории людей. От много работает, тщательно оттачивая фразы и …………….. . Сборник «Сестра моя –……..», который вышел в 19……. году, он считает первым своим достижением на литературном поприще.

Интересным, даже курьезным фактом биографии стали его отношения с Сергеем……………., которому не нравилось творчество Пастернака. На этой почве их отношения переросли в открытую конфронтацию. Однажды между поэтами случилась драка. Об этом есть интересные воспоминания Катаева, в которых ……………. он называет “королевичем”, а Пастернака “мулатом”.

«Королевич совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат - по ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба и на его лошадь с пылающим лицом, в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось».

В 1920-х происходит ряд важных событий: эмиграция родителей в Г……………, женитьба на Евгении Лурье, рождение ………., публикация новых сборников и поэм.

В начале 1930-х Пастернака и его творчество признает власть. Сборники стихов переиздаются ежегодно, в 19….. году он выступает с речью на съезде Союза………………... Считается лучшим поэтом в стране советов. В 1935 году отправляется в ……………. на Международный конгресс писателей. В поездке у него происходит нервный срыв, писатель жалуется на бессонницу и расстроенные нервы.

В этом же году Пастернак заступается за сына и мужа Анны……………………., которых арестовали, а затем освободили после его писем. В благодарность в декабре 193…-го поэт отправляет …………………. в подарок книгу с переводами лирики грузинских поэтов. В сопроводительном письме он благодарит за «молниеносное освобождение родственников………………………….».

В январе 19……. г. выходит публикация двух его стихотворений, в которых он восхищается И. В. Сталиным. Несмотря на старания, власть имущие не простили Пастернаку его заступничества за родных……………………., а также защиту поэтов ……………………... В 19……-м его практически отстраняют от литературной жизни, обвиняют в отдаленности от жизни и ошибочном мировоззрении.

Свою известность Пастернак получил не только как поэт, но и как мастер перевода ……………………. поэзии. В конце 1930-х отношение руководства страны к его личности меняется, произведения не переиздаются, и он остается без средств к……………………….. . Это вынуждает поэта обратиться к переводам. Работать над переводами он начинает в 193….году, на даче в………………………... . Труды Пастернака считаются равноценными ……………………….. великих произведений. Переводы становятся для него не только возможностью содержать семью в условиях травли, но и способом реализации себя как поэта. Переводы ……………………………, сделанные Борисом Пастернаком, стали классикой.

В результате детской травмы он не подлежит мобилизации. Остаться в стороне поэт тоже не смог. Заканчивает курсы, получает статус …………………………… корреспондента и едет на фронт. После возвращения создает цикл стихотворений ……………………………….. содержания.

В послевоенные годы много трудится, занимается переводами, так как они остаются единственным его заработком.

Книга «Доктор…………………..» - одно из самых значимых произведений поэта в прозе, во многом это ……………………………………….. роман, над которым Пастернак на протяжении ………лет. Прототипом главной героини романа была его жена Зинаида Пастернак (Нейгауз). После появления в его жизни…………………………………….., новой музы поэта, работа над книгой пошла намного быстрее.

Повествование романа начинается от …………………………и заканчивается Великой Отечественной войной. Название книги по мере написания менялось. Сначала она называлась «Мальчики и девочки», затем «Свеча…………………….» и «Смерти нет».

За правдивый рассказ и свой собственный взгляд на ……………………тех лет писатель был подвергнут жестокой травле, а «Доктор………………….» не признан руководством страны. В Советском Союзе роман печатать не стали, но его по достоинству оценили за………………….. Изданный в ………………. в 1957 г. роман «Доктор…………………» получил шквал восторженных отзывов читателей и стал настоящей сенсацией.

В 19…… г. Пастернаку присуждают ………………… премию. Роман переводится на языки разных стран и распространяется по миру, издается в…………………………………………………………………. Советские власти неоднократно предпринимали попытки ……………………………………………………. и запретить книгу, но она становилась все более…………………………………...

Признание писательского таланта мировым сообществом становится для него величайшей радостью и горем одновременно. Усиливается ……………………. не только властью, но и коллегами. Обличительные …………………………проводятся на заводах, в институтах, в творческих союзах и в других организациях. Составляются коллективные письма с требованием …………………………… провинившегося поэта.

Предлагали …………………………………из страны, но поэт не представлял себя без Родины. Свои горькие переживания этого периода он выражает в стихотворении «…………………………….премия» (195….. г.), также опубликованном за ………………………….. Под давлением массовой кампании от награды он был вынужден…………………………………….., а за стих его чуть было не обвинили в измене Родине. Бориса Леонидовича исключают из Союза……………………………………………, но он остается в ……………………………….. , продолжает публиковаться и получать гонорары

В стихах раннего периода заметно влияние……………………………………. Для них характерны сложные рифмы, непонятные образы и сравнения. Во время войны его стиль резко меняется – стихи становятся легкими, понятными и простыми для чтения. Особенно это характерно для его коротких стихов, таких, как «Март», «Ветер», «Хмель», «Гамлет». Гениальность Пастернака в том, что даже его маленькие стихи содержат значимый философский смысл.

Произведение, написанное в 1956-ом, относится к позднему периоду его творчества, когда он жил и работал в…………………………… . Если первые его стихи были элегантными, то позже в них появляется социальная направленность.

Любимая тема поэта – единство. …………………………………….. «Июль» является примером чудесной пейзажной лирики, в котором он восхищается очарованием одного из самых прекрасных месяцев года.

В последний его сборник войдет стихотворение «Снег идет», написанное в 195…году. Произведение состоит из двух частей: пейзажной зарисовки и философских размышлений о ………….. и ее быстротечности. Крылатой станет строчка «и дольше века длится день» из его стихотворения «…………………» (1959).
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!