Раздаточный материал по литературе для учащихся 11 классов
«Путешествие по жизни Пастернака»
Задание: вписать недостающие факты биографии и творчества Бориса Пастернака в соответствующие пропуски
Борис Пастернак – один из немногих мастеров слова, удостоенных ………….. премии. Его стихи и переводы вошли в золотой фонд русской и ………………….. ой литературы.
Пастернак родился 29 января 18…. г. в городе ……………. в интеллигентной семье. Мать - пианистка, карьера которой началась в Одессе, откуда семья переехала еще до рождения Бориса. Отец - ………………………… и член Академии художеств. Некоторые его картины были приобретены известным меценатом для …………………………… галереи. Отец Бориса дружил со Львом Толстым и занимался иллюстрированием его книг. Борис был первенцем, после него в семье появилось еще ………. детей. С детства поэта окружала творческая атмосфера. Родительский дом был открыт для разных знаменитостей. Желанными гостями в нем были Лев…………….., композиторы Скрябин и …………………………нов, художники Иванов, Поленов, Нестеров, Ге, …………… и другие известные личности. Общение с ними не могло не повлиять на будущего поэта.
Огромным авторитетом для мальчика был………………………., под влиянием композитора длительное время он был увлечен музыкой и мечтал пойти по стопам своего учителя. Учится Борис на отлично, заканчивает гимназию с ……………………… медалью. Параллельно обучается в консерватории.
В биографии Пастернака неоднократно случались ситуации, когда ему приходилось выбирать, и выбор этот зачастую был сложным. Первым таким решением был отказ от……………………….. карьеры. Спустя годы он объясняет эту ситуацию отсутствием абсолютного слуха. Целеустремленный и работоспособный, все, что он ни делал, доводил до абсолютного совершенства. Борис осознавал, что, несмотря на безграничную любовь к ……………, на ………………….. поприще достичь высот он не сможет. В 1908-м становится студентом …………. факультета ………………………………………университета, спустя год переводится на философское отделение. По всем предметам у него блестящие оценки, и в 19….. г. он поступает в Маргбургский университет. В Германии Пастернаку предсказывают успешную карьеру, но совершенно неожиданно он принимает решение стать поэтом, а не философом.
Проба пера приходится на 19…… год. Его первые стихи написаны под впечатлением от поездки с семьей в ……………………и отказа любимой девушки, которой он делает предложение. Один из его коллег пишет, что по форме это были детские стихи, но по смыслу очень содержательные. После возвращения в Москву становится участником литературных кружков «………………..» и «………………», где читает свои стихи. На первых порах его влечет символизм и……………………., но позже он выбирает независимый от любых литературных объединений путь.
1913–1914-й – годы наполнены множеством творческих событий. Опубликовано несколько его стихотворений, вышел сборник стихов «………………………». Но поэт требователен к себе, считает свои творения недостаточно качественными. В 1914-м он знакомится с…………………………, который своим творчеством и силой личности оказывает на Пастернака огромное влияние.
В 19……. г. Пастернак живет в Пермской губернии, в уральском посёлке Всеволодо-Вильва, куда его приглашает управляющий химическими заводами Борис Збарский. Работает в конторе помощником по деловой переписке и занимается торгово-финансовой отчётностью. По широко распространенному мнению, Юрятин из знаменитого романа «…………………………………….» является прообразом Перми. Посещает Березниковский содовый завод на реке …………. Под впечатлением от увиденного в письме к С. П. Боброву называет завод и построенный при нем по европейскому образцу поселок «маленькой промышленной …………………………..».
Творчество – удивительный процесс. Для одних он легкий и приятный, для других – тяжелая работа, требующая великих ………….., чтобы добиться цели и достичь совершенства. Борис относился ко второй категории людей. От много работает, тщательно оттачивая фразы и …………….. . Сборник «Сестра моя –……..», который вышел в 19……. году, он считает первым своим достижением на литературном поприще.
Интересным, даже курьезным фактом биографии стали его отношения с Сергеем……………., которому не нравилось творчество Пастернака. На этой почве их отношения переросли в открытую конфронтацию. Однажды между поэтами случилась драка. Об этом есть интересные воспоминания Катаева, в которых ……………. он называет “королевичем”, а Пастернака “мулатом”.
«Королевич совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат - по ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба и на его лошадь с пылающим лицом, в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось».
В 1920-х происходит ряд важных событий: эмиграция родителей в Г……………, женитьба на Евгении Лурье, рождение ………., публикация новых сборников и поэм.
В начале 1930-х Пастернака и его творчество признает власть. Сборники стихов переиздаются ежегодно, в 19….. году он выступает с речью на съезде Союза………………... Считается лучшим поэтом в стране советов. В 1935 году отправляется в ……………. на Международный конгресс писателей. В поездке у него происходит нервный срыв, писатель жалуется на бессонницу и расстроенные нервы.
В этом же году Пастернак заступается за сына и мужа Анны……………………., которых арестовали, а затем освободили после его писем. В благодарность в декабре 193…-го поэт отправляет …………………. в подарок книгу с переводами лирики грузинских поэтов. В сопроводительном письме он благодарит за «молниеносное освобождение родственников………………………….».
В январе 19……. г. выходит публикация двух его стихотворений, в которых он восхищается И. В. Сталиным. Несмотря на старания, власть имущие не простили Пастернаку его заступничества за родных……………………., а также защиту поэтов ……………………... В 19……-м его практически отстраняют от литературной жизни, обвиняют в отдаленности от жизни и ошибочном мировоззрении.
Свою известность Пастернак получил не только как поэт, но и как мастер перевода ……………………. поэзии. В конце 1930-х отношение руководства страны к его личности меняется, произведения не переиздаются, и он остается без средств к……………………….. . Это вынуждает поэта обратиться к переводам. Работать над переводами он начинает в 193….году, на даче в………………………... . Труды Пастернака считаются равноценными ……………………….. великих произведений. Переводы становятся для него не только возможностью содержать семью в условиях травли, но и способом реализации себя как поэта. Переводы ……………………………, сделанные Борисом Пастернаком, стали классикой.
В результате детской травмы он не подлежит мобилизации. Остаться в стороне поэт тоже не смог. Заканчивает курсы, получает статус …………………………… корреспондента и едет на фронт. После возвращения создает цикл стихотворений ……………………………….. содержания.
В послевоенные годы много трудится, занимается переводами, так как они остаются единственным его заработком.
Книга «Доктор…………………..» - одно из самых значимых произведений поэта в прозе, во многом это ……………………………………….. роман, над которым Пастернак на протяжении ………лет. Прототипом главной героини романа была его жена Зинаида Пастернак (Нейгауз). После появления в его жизни…………………………………….., новой музы поэта, работа над книгой пошла намного быстрее.
Повествование романа начинается от …………………………и заканчивается Великой Отечественной войной. Название книги по мере написания менялось. Сначала она называлась «Мальчики и девочки», затем «Свеча…………………….» и «Смерти нет».
За правдивый рассказ и свой собственный взгляд на ……………………тех лет писатель был подвергнут жестокой травле, а «Доктор………………….» не признан руководством страны. В Советском Союзе роман печатать не стали, но его по достоинству оценили за………………….. Изданный в ………………. в 1957 г. роман «Доктор…………………» получил шквал восторженных отзывов читателей и стал настоящей сенсацией.
В 19…… г. Пастернаку присуждают ………………… премию. Роман переводится на языки разных стран и распространяется по миру, издается в…………………………………………………………………. Советские власти неоднократно предпринимали попытки ……………………………………………………. и запретить книгу, но она становилась все более…………………………………...
Признание писательского таланта мировым сообществом становится для него величайшей радостью и горем одновременно. Усиливается ……………………. не только властью, но и коллегами. Обличительные …………………………проводятся на заводах, в институтах, в творческих союзах и в других организациях. Составляются коллективные письма с требованием …………………………… провинившегося поэта.
Предлагали …………………………………из страны, но поэт не представлял себя без Родины. Свои горькие переживания этого периода он выражает в стихотворении «…………………………….премия» (195….. г.), также опубликованном за ………………………….. Под давлением массовой кампании от награды он был вынужден…………………………………….., а за стих его чуть было не обвинили в измене Родине. Бориса Леонидовича исключают из Союза……………………………………………, но он остается в ……………………………….. , продолжает публиковаться и получать гонорары
В стихах раннего периода заметно влияние……………………………………. Для них характерны сложные рифмы, непонятные образы и сравнения. Во время войны его стиль резко меняется – стихи становятся легкими, понятными и простыми для чтения. Особенно это характерно для его коротких стихов, таких, как «Март», «Ветер», «Хмель», «Гамлет». Гениальность Пастернака в том, что даже его маленькие стихи содержат значимый философский смысл.
Произведение, написанное в 1956-ом, относится к позднему периоду его творчества, когда он жил и работал в…………………………… . Если первые его стихи были элегантными, то позже в них появляется социальная направленность.
Любимая тема поэта – единство. …………………………………….. «Июль» является примером чудесной пейзажной лирики, в котором он восхищается очарованием одного из самых прекрасных месяцев года.
В последний его сборник войдет стихотворение «Снег идет», написанное в 195…году. Произведение состоит из двух частей: пейзажной зарисовки и философских размышлений о ………….. и ее быстротечности. Крылатой станет строчка «и дольше века длится день» из его стихотворения «…………………» (1959).