СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ-ПРАКТИКУМУ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.А.ФЕТА

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздаточный материал к уроку-практикуму по творчеству А.А.Фета.

Вопросы и задания к стихотворениям А.А.Фета, относящиеся к философской, любовной лирике, а также тексты стихотворений.

* * *

Шепот, робкое дыханье,         Трели соловья, Серебро и колыханье         Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,         Тени без конца, Ряд волшебных изменений         Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,         Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,         И заря, заря!..

Вопросы и задания к стихотворению «Шепот, робкое дыханье…»

  1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
  2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?
  3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
  4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.
  5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе — зрительно?
  6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
  7. Почему венец любовного свидания — слезы, а в мире природы — заря? Почему слово «заря» повторяется дважды?
  8. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?

 

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой 

Вопросы и задания к стихотворению

  1. В чем сложность эмоционального состояния лирического субъекта этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? Как это выражается в лексике и синтаксисе I—II строф?
  2. Какой характер придают внутреннему миру лирического субъекта короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  3. Изменилось ли настроение в III—IV строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли разница в словах «веровать» и «верить»?
  4. II и IV строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  5. Что изменилось в отношении лирического субъекта к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы?
  6. Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы — смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи?

Еще майская ночь

 

Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.

Вопросы и задания к стихотворению

  1. Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?
  2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации 1-й строфы?
  3. Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?
  4. Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
  5. Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? («Тревога и любовь», «томить», «с песней», «и последней» и др.)
  6. В чем драматизм в изображении чувства в 4-й строфе? Почему поэт идет «к ней» с «последней» песней?

Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин.

Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец!

И всё таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон; Как тонко по заре вечерней Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную И в небо просятся оне.

Вопросы и задания к стихотворению

  1. О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем четверостишии?
  2. Какие образы-символы есть в стихотворении?
  3. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
  4. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?

   

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы,   Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы,      Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы,      Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели,     Это всё - весна.

Вопросы и задания к стихотворению «Это утро, радость эта»

  1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?
  2. Какой характер придает стихотворению его «безглагольность»?
  3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
  4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает «ночь без сна»?
  5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?
  6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!