СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал по теме "Врожденные формы поведения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздаточный материал по теме "Врожденные формы поведения"

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал по теме "Врожденные формы поведения"»

  1. Врожденные формы поведения

Формы

Характерные черты

Значение

Примеры

1. Безусловные рефлексы

Врожденные реакции на действия раздражителей внешней и внутренней среды

Приспособление к постоянно действующим факторам среды, лежат в основе реализации физиологических потребностей

Глотание, кашель, чихание, ориентировочный рефлекс, сосательный, мигательный и т.д.

2. Инстинкт

Врожденная форма поведения, основанная на безусловных рефлексах, и направленная на удовлетворение физиологических потребностей. Выражается в характерных для вида комплексах двигательных реакций.

Удовлетворение потребностей в самосохранении, продолжении рода и т.д.

Половые, материнские инстинкты. Инстинкты самосохранения, строительство гнезда, ловчей сети (у животных), питание и т.д.

3. Импринтинг (запечатле-ние)

Стимул, предъявляемый животному в критический период, запечатлевается на длительный срок и становится ключевым, запускающим определенное поведение

Связь детенышей с родителями, приобщение к речи в раннем возрасте.

Рефлекс следования


  1. Приобретенные формы поведения

Формы

Характерные черты

Значение

Примеры

1. Условные рефлексы

Образование временных нервных связей в коре больших полушарий, как следствие сочетания условного раздражителя с жизненно важным безусловным.

Опережающая реакция на жизненно важный раздражитель при появлении ранее выявленного сигнала

Голодный хищник реагирует на возможное появление добычи, получая многочисленные сигналы. У голодного человека появляется слюна на вид пищи, слово.

2. Навыки

Автоматизированные способы выполнения действий, сформированные в процессе упражнений. Обучение требует времени, упорства, дается с трудом

Возможность выполнять действия без контроля сознания, автоматически, поэтому с меньшей затратой времени, энергии и сил

Ходьба, бег, катание на лыжах, коньках и т.д.. Игра на гитаре, письмо, пользование при еде ложкой, ножом…

3. Динамический стереотип

Представляет собой последовательную цепь условно-рефлекторных актов, происходящих в строго определенном порядке.

Основа образования привычек у человека, формирование определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков

Подготовка к занятиям в школу, на работу, уборка квартиры и т.д.

4. Рассудочная деятельность

Спонтанное появление временных связей между выработанными навыками и новыми потребностями

Использование имеющегося опыта для решения новых задач, обход препятствий, решение двухфазных задач и т.д.

Собака, выдрессированная служить за еду, использует этот навык для выпрашивания прогулки

МЫСЛЬ – результат деятельности мозга.

СОЗНАНИЕ – высшая, свойственная только человеку, форма отражения объективной действительности.

МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающий связи и отношения между познавательными процессами.

Сигналами для выработки условных рефлексов и для вызова соответствующей реакции у животных и человека могут быть любые изменения окружающей среды. Все чувственные впечатления от непосредственного восприятия предметов, явлений и событий внешнего мира составляют ПЕРВУЮ СИГНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ. Она дает возможность использовать в поведении любой факт (шорохи, звуки, запахи, прикосновения и т.д.). Речь составляет ВТОРУЮ СИГНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ.

МЫШЛЕНИЕ – не прирожденная функция мозга, врожденная лишь возможность развития мышления.

РЕЧЬ – материальная основа мышления.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ:

- Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части

- Синтез – мысленное объединение частей или свойств в целом

- Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними

- Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам

- Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ:

А) по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (отвлеченное)

Б) по характеру задач: теоретическое, практическое

В) по степени новизны и оригинальности: репродуктивные (воспроизводящие), продуктивные (творческие)

Г) ИНТУИТИВНОЕ

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Художественный – преобладание первой сигнальной системы над второй, преобладание образного мышления (мыслить образами через непосредственное восприятие на слух)

  2. Мыслительный тип – преобладание второй сигнальной системы над первой, преобладание абстрактного, словесно-логического мышления.

  3. Средний тип – образный и абстрактный тип мышления находятся в относительном равновесии, это гармонический склад ума.

ФУНКЦИИ РЕЧИ

В ОБЩЕНИИ: коммуникация (общение), экспрессия (передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена.

В МЫШЛЕНИИ : сигнализация (через слово обозначается предмет, действие, состояние), обобщение (каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению

ВИДЫ РЕЧИ

Внешняя, письменная, устная, диалогическая, внутренняя, аффективная, монологическая

УПРАЖНЕНИЯ:

  1. «Выражение мысли другими словами» Берется несложная фраза, надо предложить несколько вариантов этой мысли другими словами. Условия: смысл не должен искажаться, слова не должны повторяться.

  2. «Произнесение одной фразы с разным настроением» Берется несложная фраза и произносится равнодушно, весело, с грустью, с гневом и т.д.

  3. «Выработка положительных условных предметов при помощи речи» Даются четкие инструкции к действию. Проверяется выполнение этих действий. Например, если показывают красный предмет, вы должны поднять руку.

  4. «Сила слова» Составляется убедительная фраза, или продумывается диалог, способный склонить большинство к определенной точке зрения.

  5. «Оценка логического мышления»

    1. Все арабы смуглы. Ахмед смугл, следовательно, Ахмед – араб.

    2. То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рога, следовательно, ты рогатый

    3. Все граждане России имеют право на труд. Иванов – гражданин России, следовательно, Иванов имеет право на труд.

    4. Тот, кто учит, тот знает. Ты учил, следовательно, ты знаешь.

    5. Черемуха цветет весной, ты видишь цветущую черемуху, следовательно, наступила весна.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!