Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал по теме "Врожденные формы поведения"»
Врожденные формы поведения
Формы | Характерные черты | Значение | Примеры |
1. Безусловные рефлексы | Врожденные реакции на действия раздражителей внешней и внутренней среды | Приспособление к постоянно действующим факторам среды, лежат в основе реализации физиологических потребностей | Глотание, кашель, чихание, ориентировочный рефлекс, сосательный, мигательный и т.д. |
2. Инстинкт | Врожденная форма поведения, основанная на безусловных рефлексах, и направленная на удовлетворение физиологических потребностей. Выражается в характерных для вида комплексах двигательных реакций. | Удовлетворение потребностей в самосохранении, продолжении рода и т.д. | Половые, материнские инстинкты. Инстинкты самосохранения, строительство гнезда, ловчей сети (у животных), питание и т.д. |
3. Импринтинг (запечатле-ние) | Стимул, предъявляемый животному в критический период, запечатлевается на длительный срок и становится ключевым, запускающим определенное поведение | Связь детенышей с родителями, приобщение к речи в раннем возрасте. | Рефлекс следования |
Приобретенные формы поведения
Формы | Характерные черты | Значение | Примеры |
1. Условные рефлексы | Образование временных нервных связей в коре больших полушарий, как следствие сочетания условного раздражителя с жизненно важным безусловным. | Опережающая реакция на жизненно важный раздражитель при появлении ранее выявленного сигнала | Голодный хищник реагирует на возможное появление добычи, получая многочисленные сигналы. У голодного человека появляется слюна на вид пищи, слово. |
2. Навыки | Автоматизированные способы выполнения действий, сформированные в процессе упражнений. Обучение требует времени, упорства, дается с трудом | Возможность выполнять действия без контроля сознания, автоматически, поэтому с меньшей затратой времени, энергии и сил | Ходьба, бег, катание на лыжах, коньках и т.д.. Игра на гитаре, письмо, пользование при еде ложкой, ножом… |
3. Динамический стереотип | Представляет собой последовательную цепь условно-рефлекторных актов, происходящих в строго определенном порядке. | Основа образования привычек у человека, формирование определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков | Подготовка к занятиям в школу, на работу, уборка квартиры и т.д. |
4. Рассудочная деятельность | Спонтанное появление временных связей между выработанными навыками и новыми потребностями | Использование имеющегося опыта для решения новых задач, обход препятствий, решение двухфазных задач и т.д. | Собака, выдрессированная служить за еду, использует этот навык для выпрашивания прогулки |
МЫСЛЬ – результат деятельности мозга.
СОЗНАНИЕ – высшая, свойственная только человеку, форма отражения объективной действительности.
МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающий связи и отношения между познавательными процессами.
Сигналами для выработки условных рефлексов и для вызова соответствующей реакции у животных и человека могут быть любые изменения окружающей среды. Все чувственные впечатления от непосредственного восприятия предметов, явлений и событий внешнего мира составляют ПЕРВУЮ СИГНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ. Она дает возможность использовать в поведении любой факт (шорохи, звуки, запахи, прикосновения и т.д.). Речь составляет ВТОРУЮ СИГНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ.
МЫШЛЕНИЕ – не прирожденная функция мозга, врожденная лишь возможность развития мышления.
РЕЧЬ – материальная основа мышления.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ:
- Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части
- Синтез – мысленное объединение частей или свойств в целом
- Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними
- Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам
- Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ:
А) по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (отвлеченное)
Б) по характеру задач: теоретическое, практическое
В) по степени новизны и оригинальности: репродуктивные (воспроизводящие), продуктивные (творческие)
Г) ИНТУИТИВНОЕ
ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Художественный – преобладание первой сигнальной системы над второй, преобладание образного мышления (мыслить образами через непосредственное восприятие на слух)
Мыслительный тип – преобладание второй сигнальной системы над первой, преобладание абстрактного, словесно-логического мышления.
Средний тип – образный и абстрактный тип мышления находятся в относительном равновесии, это гармонический склад ума.
ФУНКЦИИ РЕЧИ
В ОБЩЕНИИ: коммуникация (общение), экспрессия (передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена.
В МЫШЛЕНИИ : сигнализация (через слово обозначается предмет, действие, состояние), обобщение (каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению
ВИДЫ РЕЧИ
Внешняя, письменная, устная, диалогическая, внутренняя, аффективная, монологическая
УПРАЖНЕНИЯ:
«Выражение мысли другими словами» Берется несложная фраза, надо предложить несколько вариантов этой мысли другими словами. Условия: смысл не должен искажаться, слова не должны повторяться.
«Произнесение одной фразы с разным настроением» Берется несложная фраза и произносится равнодушно, весело, с грустью, с гневом и т.д.
«Выработка положительных условных предметов при помощи речи» Даются четкие инструкции к действию. Проверяется выполнение этих действий. Например, если показывают красный предмет, вы должны поднять руку.
«Сила слова» Составляется убедительная фраза, или продумывается диалог, способный склонить большинство к определенной точке зрения.
«Оценка логического мышления»
Все арабы смуглы. Ахмед смугл, следовательно, Ахмед – араб.
То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рога, следовательно, ты рогатый
Все граждане России имеют право на труд. Иванов – гражданин России, следовательно, Иванов имеет право на труд.
Тот, кто учит, тот знает. Ты учил, следовательно, ты знаешь.
Черемуха цветет весной, ты видишь цветущую черемуху, следовательно, наступила весна.