СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Раздельное написание не с деепричастиями".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«“Раздельное написание не с деепричастиями".»

Урок русского языка в 7 классе 
Тема урока: “Раздельное написание не с деепричастиями”. 
1.Организационный момент.

- Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю я вам!

Сказка о Деепричастии. Таня: В стране русского языка, в одном сказочном городке, жил король Глагол и королева   Наречие. Однажды   у   Глагола   и   Наречия   родился   сын   –   наследник престола, назвали его Деепричастие. Деепричастие с детства был самостоятельным,     любознательным и подвижным, ни минуты усидеть на месте не мог. Принц часто задавал вопрос: «Что я   обозначаю?   «Глагол   отвечал: «Ты, Деепричастие, обозначаешь   добавочное действие». А Наречие говорила: «Сынок, ты называешь признак действия так же, как и я».

Арина:  Многие подданные задавали принцу вопросы: как? когда? каким образом? что делая? что сделав?  и  Деепричастие всегда грамотно отвечал на них. Мальчик во многом старался подражать отцу Глаголу: мог быть возвратным и невозвратным, совершенного и несовершенного вида, дружил со многими частями речи и образовывал с ними словосочетания, но, как и Глагол, не дружил с частицей НЕ. Но и мамин характер был у Деепричастия: он не изменялся, как и Наречие не имел окончания, но дружил с Суффиксами –а , ­я, ­в, ­вши, ­ши, также на балах одевался   в   наряд,   украшенный   пунктирной   линией   с   .  

Алена:Но   Деепричастие   очень зависел от своего отца Глагола, слушался его и подчинялся ему. Однажды   на   бал   в   королевство   пришла   давняя   подруга   Деепричастия   – Причастие и спросила у него: «Почему на всех балах ты ходишь с охраной – двумя запятыми?» На что принц ответил так: «На балах, как и в предложении, много частей речи и надо защищать себя и оберегать слова, зависящие от меня!» И   на   следующий   бал   Причастие   пришла   и   снова удивилась: «Почему   же сегодня ты, Деепричастие, пришел без запятых?»


Вероника: Деепричастие ответил: «Потому чтосегодня со мной мои друзья Фразеологизмы, с ними мне никто не страшен!» Причастие запомнила правила жизни друга: Деепричастие всегда выделяется запятыми, а когда деепричастие выражено фразеологическим оборотом, запятые не ставятся в предложении. Вот   такой   принц   Деепричастие   сейчас   правит   в   городе   Частей   речи   под присмотром Глагола и Наречия .

2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. 

2) Проверочная работа по карточкам (тестирование):

1. Деепричастия – это слова, которые обозначают:

1) действия,

2) добавочные действия,

3) признак по действию.

2. Деепричастия – это слова, которые:

1) склоняются,

2) спрягаются,

3) не изменяются.

3. Деепричастием является слово:

1) разговаривающий,

2) разговаривая,

3) разговаривать.

4. Деепричастный оборот есть в предложении:

1) Мы сидели под березой четыре часа отдыхая и наслаждаясь пением птиц.

2) Расхрабрившись мы пошли на огонь.

3) Оглядываясь по сторонам мы возвращались в жизнь земли.

6. Закончите предложение, выбрав правильный вариант ответа:

Причастие – особая форма глагола, которая имеет признаки

А) глагола Б) наречия и глагола

В) глагола и прилагательного



7.Укажите предложение, в котором допущена ошибка в

постановке знаков препинания:

А) Ребята, сбежавшись со всех сторон смотрели на новенького.

Б) Виноград вился, карабкаясь по соседним деревьям.

В) Она долго сидела неподвижно, устремив глаза на пол

А теперь прокомментируйте написание частицы Не в предложениях:

  1. На улице лежал густой (не)проглядный туман. (Частица НЕ с причастиями пишется слитно)

  2. Мне нужны (не)люди, а книги. (Частица НЕ с существительным пишется раздельно, т.к. здесь есть противопоставление с союзом а)

  3. Не(за)чем ее ловить, пусть живет на свободе. (Частица НЕ с местоимением в косвенном падеже с предлогом пишется в три слова)

  4. Улицы в городке (не)очищались. (Частица НЕ с глаголами пишется раздельно)

  5. Юрий шел, (не)замечая дороги.

- А какое затруднение нам встретилось?

- В последнем предложении мы не знаем, как пишется Не с деепричастиями.

- Почему?

- Мы еще не изучали правописание частицы НЕ с деепричастиями.

- Так какова же будет тема сегодняшнего урока?

- «Правописание частицы НЕ с деепричастиями».

- Какие же цели мы поставим перед собой?

- Узнать, как пишется частица НЕ с деепричастиями.

- В написании частицы НЕ с различными частями речи есть некоторые схожие правила, так, например, когда мы говорили о написании НЕ с прилагательными, мы опирались на правила написания НЕ с существительными, когда говорили о причастии - на правила написания НЕ с прилагательными и т.д. На какую же часть речи мы будем опираться, говоря о деепричастии?

На что похоже деепричастие?

- На причастие, потому что и причастие, и деепричастие – особые формы глагола

- На глагол, потому что глагол обозначает действие предмета, а деепричастие – добавочное действие.

- На наречие, потому что и деепричастие, и наречие отвечают на вопрос обстоятельства.

- А есть ли схожести с написанием частицы НЕ с глаголами?

- Да, деепричастие, так же как и глагол, пишется с НЕ раздельно, а если без НЕ не употребляется, то слитно.

не торопясь

не называя

ненавидя


не торопиться

не называть

ненавидеть


- Давайте поработаем над алгоритмом и схемой к правилу. Сейчас вы в парах попробуете составить алгоритм, чтобы правильно написать не с деепричастиями.

4.2. Составление алгоритма (на опорной карточке).

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием?

- Составьте алгоритм:

1. Определить часть речи.

2. Проверить - употребляется слово без не.

Да Нет

Раздельно Слитно

4.3. Возвращение к проблеме. Тренировочное упражнение:

Объяснительный диктант.

- Попробуйте применить алгоритм и объяснить правописание не с деепричастиями.

Дети записывают в тетрадь. Удоски.

Не_зная (дееприч.), не_сократив (дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.), ненавидя (без НЕ не употр.), (не) присев, (не) ответив.

5. Физкультминутка

Внимание, девочки!

 Внимание, мальчики!

 Вытянув руки,

 Разминаем пальчики.

 Плечи поднимаем,

 Головой вращаем.

 Закрыв глаза, отдохнем,

 Заниматься вновь начнем!

(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?»

 Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».

6.1.Диктант с взаимопроверкой. Упр. 194.

Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые.

6.3. Работа в парах (раздаточный материал).

Составление пословиц (раздается на парты в разрезанном виде):


7. Подведение итогов, рефлексия. Выставление оценок за урок.

- Итак, урок подошёл к концу, давайте подведем итоги.

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

Ответы учащихся.

- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании не с деепричастиями? Ученик читает правило.

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием?

Ученик отвечает по алгоритму.

- Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке, у вас все сегодня получилось? Все было понятно?

8. Домашнее задание (дифференцированное).

 Учебник, стр. 82, выучить правило (всем).

По выбору:


- упражнение 193(Лере и Косте)

- составить несколько предложений на тему «Здоровый образ жизни», употребив деепричастия с НЕ.

Рефлексия: «Пирамида успеха»

Весёлый смайлик- я доволен своей работой на уроке. Спокойный смайлик-на уроке работал неплохо, но надо еще поработать над правилами. Грустный смайлик-на уроке мне было трудно, надо доучить правило.

«Мой сосед» Выбери 1 фразу для своего соседа.

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.



Учитель: - Урок я хочу закончить словами:

Науку все глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси









































1. Деепричастия – это слова, которые обозначают:

1) действия,

2) добавочные действия,

3) признак по действию.

2. Деепричастия – это слова, которые:

1) склоняются,

2) спрягаются,

3) не изменяются.

3. Деепричастием является слово:

1) разговаривающий,

2) разговаривая,

3) разговаривать.

4. Деепричастный оборот есть в предложении:

1) Мы сидели под березой четыре часа отдыхая и наслаждаясь пением птиц.

2) Расхрабрившись мы пошли на огонь.

3) Оглядываясь по сторонам мы возвращались в жизнь земли.

5. Знак препинания пропущен в предложении(-ях):

1) Лучи солнца, играя, купаются в лужах вместе с воробьями.

2) Садовник стоит, подбоченясь перед кухонным столом.

3) Охотник Иван Захаров закрыв глаза, видит длинный прямой ряд высоких стройных деревьев.

Вариант 2

6. Закончите предложение, выбрав правильный вариант ответа:

Причастие – особая форма глагола, которая имеет признаки

А) глагола Б) наречия и глагола

В) глагола и прилагательного









7.Укажите предложение, в котором допущена ошибка в

постановке знаков препинания:

А) Ребята, сбежавшись со всех сторон смотрели на новенького.

Б) Виноград вился, карабкаясь по соседним деревьям.

В) Она долго сидела неподвижно, устремив глаза на пол



1)(Не)зная броду,

не умоешься.


2)Трус хвастает уходя,


не узнаешь, что в нём.


3)(Не)замочив руки,


тот вечно вздор твердит.


4)Зная сердце змеи,


что стрелять, (не)целясь.


5)Говорить (не)думая-


не суйся в воду.


6)Кто (не)подумав говорит,


а смелый-возвращаясь.


7)(Не)развязав мешок,


бог лишил её ног.


Арина: В стране русского языка, в одном сказочном городке, жил король Глагол и королева   Наречие. Однажды   у   Глагола   и   Наречия   родился   сын   –   наследник престола, назвали его Деепричастие. Деепричастие с детства был самостоятельным,     любознательным и подвижным, ни минуты усидеть на месте не мог.  Принц часто задавал вопрос: «Что я   обозначаю?   «Глагол   отвечал: «Ты, Деепричастие, обозначаешь   добавочное действие».  А Наречие говорила: «Сынок, ты называешь признак действия так же, как и я».


Таня:  Многие подданные задавали принцу вопросы: как? когда? каким образом? что делая? что сделав?  и Деепричастие всегда грамотно отвечал на них. Мальчик во многом старался подражать отцу Глаголу: мог быть возвратным и невозвратным, совершенного и несовершенного вида, дружил со многими частями речи и образовывал с ними словосочетания, но, как и Глагол, не дружил с частицей НЕ. Но и мамин характер был у Деепричастия: он не изменялся, как и Наречие не имел окончания, но дружил с Суффиксами –а , ­я, ­в, ­вши, ­ши, также на балах одевался   в   наряд,   украшенный   пунктирной   линией   с   .  


Алена:Но   Деепричастие   очень зависел от своего отца Глагола, слушался его и подчинялся ему. Однажды   на   бал   в   королевство   пришла   давняя   подруга   Деепричастия – Причастие  и спросила у него: «Почему на всех балах ты ходишь с охраной – двумя запятыми?» На что принц ответил так: «На балах, как и в предложении, много частей речи и надо защищать себя и оберегать слова, зависящие от меня!» И   на   следующий   бал   Причастие   пришла   и   снова удивилась: «Почему   же сегодня ты, Деепричастие, пришел без запятых?»


Вероника: Деепричастие ответил: «Потому что сегодня со мной мои друзья Фразеологизмы, с ними мне никто не страшен!» Причастие запомнила правила жизни друга: Деепричастие всегда выделяется запятыми, а когда деепричастие выражено фразеологическим оборотом, запятые не ставятся в предложении. Вот   такой   принц   Деепричастие   сейчас   правит   в   городе   Частей   речи   под присмотром Глагола и Наречия .










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!