Личковаха Милана, ученица 7 «А» класса МБОУ «Средняя школа №7».
Слайд 1 Тема: Раздельное обучение глазами подростков (на примере кадетского и офис - классов).
Слайд 2 Актуальность: В последние годы растет число сторонников раздельного обучения. Раздельных школ в нашей стране пока немного. В большинстве своем, появляются экспериментальные классы в рамках обычной школы, которые получили название «классы раздельно-параллельного обучения». Основные предметы мальчики и девочки изучают отдельно друг от друга, но внеклассные, внеурочные, внешкольные мероприятия у них общие.
Основной аргумент сторонников раздельного обучения – мальчики и девочки развиваются по-разному. У каждого пола свои особенности мышления, восприятия, усвоения информации, поэтому оправдано обучать их отдельно. Как мы видим, идея раздельного обучения имеет немало противников. Основной аргумент противников – искусственная изоляция детей в условиях школы недопустима, в конечном итоге она приведет к серьезным проблемам в общении с противоположным полом.
Таким образом, изучение различных сторон раздельного обучения сегодня очень востребовано. В нашем городе, в школе № 7 есть классы раздельно-параллельного обучения. На наш взгляд, необходимо изучать не только различное влияние раздельного обучения на детей, но и представления детей о данной форме обучения, насколько им нравится или не нравится, комфортно ли им обучаться отдельно, каковы причины и мотивы отдельного обучения.
Слайд 3 Объект: социальные представления.
Предмет: представления о раздельном обучении у подростков офис класса и кадетского класса.
Цель: исследовать представления о раздельном обучении у подростков.
Слайд 4 Задачи:
1. провести теоретический анализ научной литературы по исследованию;
2. провести эмпирическое исследование, направленное на изучение представлений о раздельном обучении (подобрать методики, провести исследование, обработать, сделать выводы).
Слайд 5 Методы исследования:
Анкета, направленная на изучение представлений обучающихся о раздельном обучении;
Ассоциации на стимул;
Методика на выявление фемининности-маскулинности - шкала из Фрайбургского личностного опросника (дополнительная методика).
Слайд 6 Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие ученики 7-х классов средней школы № 7 г. Петропавловска-Камчатского в количестве 40 человек (20 девочки-подростки, обучающиеся в классе девочек и 20 мальчиков-подростков, обучающихся в кадетском класса).
Слайд 7 Гипотезой выступило предположение о том, что существуют различия представлений о раздельном обучении у мальчиков в и девочек в зависимости от типа класса (офис-класс, кадетский класс). Мы предполагаем, что подростки, проходящие обучение в раздельно-параллельной системе с первого класса, положительно относятся к данной форме обучения.
Слайд 8, 9, 10 Результаты:
Таблица 1
Сравнительный анализ анкеты по группам
Вопрос | Класс девочек % | Класс мальчиков % |
Почему вы выбрали этот класс (кадетский, офис): А) родители решили Б) случайно получилось В) мест не было в других Так надо Хочу быть военным Сам (а) захотел Нравится раздельное обучение (такой класс) | 30 25 5 15 25 | 25 50 0 5 15 5 |
Раздельное обучение, на мой взгляд, имеет свои плюсы и минусы: А) да Б) нет В) только плюсы Г) только минусы | 75 5 10 10 | 70 15 15 |
Как вы думаете, какие плюсы офис-класса: одни девочки не знаю это прикольно воспитанность никаких форма и почет Минусы: не знаю Вечные ссоры Нет минусов Без мальчиков скучно Подавление личности Все девочки ответственность | 35 20 25 20 65 15 10 5 5 | 10 20 45 25 25 45 15 15 |
Как вы думаете, какие плюсы кадетского класса: Только мальчики Не знаю Строго там Военное обучение Хотят из них сделать нечто хорошее Сможешь поступить в училище Гордость Никаких Форма и почёт Нет девочек Минусы: Не знаю Без девочек скучно Воспитание Нет минусов Никаких Ответственность Нельзя стричься Строгость учителей Нет девочек | 15 45 20 15 5 80 5 5 10 | 10 25 35 25 5 35 40 10 5 10 |
Если бы у вас была возможность выбрать класс для своего обучения, в каком классе вы бы хотели учиться: А) в кадетском Б) в офис-классе В) в смешанном Почему? Весело Разнообразие Просто Интересно Захотел | 25 35 40 10 20 5 15 | 75 0 25 15 15 |
Зачем, по вашему мнению, нужны классы с раздельным обучением? А) чтобы получать определенные дополнительные знания и умения (военные – мальчикам, культурно-эстетичные – девочкам) Б) чтобы лучше учиться В) не знаю Г) чтобы девочки и мальчики меньше общались друг с другом | 75 10 20 5 | 40 15 25 0 |
Что вам нравится в вашем классе: Классный руководитель Не знаю Сплоченность Всё Ничего Форма друзья | 25 30 15 20 10 | 5 20 20 20 5 30 |
Что вам не нравится в вашем классе: Учителя Не знаю Ссоры Всё История Нет мальчиков Ничего Некоторые ученики Форма Что бы вы хотели поменять в раздельном обучении: Ничего Не знаю Отчислять В вашем классе: Не знаю Некоторых девочек Облегчить программу обучения Убрать домашние задания | 10 30 35 5 5 5 10 35 55 10 25 55 20 | 5 35 15 40 5 45 40 10 5 |
Данные анкеты показывают, что 30% девочек обучаются в офис-классе, потому что так решили родители. В кадетском классе 25% – захотели сама и 15% - нравится раздельное обучение. 50% мальчиков ответили «случайно получилось» и 15% мальчиков хотят быть военными.
Большинство опрошенных обеих групп считают, что раздельное обучение имеет сои плюсы и минусы. Девочки считают плюсами такие характеристики как: учатся одни девочки, это прикольно, формирует воспитанность. Мальчики выделяют такие плюс офис-класса как ношение формы и почёт. Большой процент опрошенных в обеих группах ответили «не знаю». Плюсами кадетского класса группа девочек отмечает определения: «строго там», «военное обучение», «хотят из них сделать нечто хорошее». Мальчики видят такие плюсы обучения в кадетском классе как «гордость», «возможность поступить в военное», «форма и почёт», «нет девочек». Важно, что описание «нет девочек» в группе кадетов встречается и в описании минусов кадетского класса. Минусами кадетского класса девочки считают: «без девочек скучно», «воспитание». Часть девочек ответили «никаких» и «не знаю». Минусами кадетского класс группа мальчиков считает: «строгость учителей», «ответственность».
Характерно, что более 70% опрошенных в группах считают, что есть и плюсы, и минусы у раздельного обучения, но при этом часто пишут, что не знают какие минусы (или нет минусов). Скорее всего, это связанно с тем, что подростки не задумываются об этом.
Если бы была возможность выбирать сейчас в каком классе учится 75% мальчиков выбрали бы кадетский класс, и только 35% девочек – офис. При этом 40% девочек предпочли бы, учится в смешанном классе, потому что хочется разнообразия, веселья и просто интересно.
Большинство учащихся обеих групп считают, что классы раздельного обучения нужны, чтобы ученики получали определенные дополнительные знания и умения (военные – мальчикам, культурно-эстетичные – девочкам).
На вопрос: «Что вам не нравится в вашем классе?» большинство девочек ответили: «ссоры», большинство мальчиков – «некоторые ученики». То есть навыков общения подросткам, скорее всего, не хватает не только друг с другом (мальчикам и девочкам), но и внутри классов.
В целом из анкеты можно заметит, что девочки чаще в своих ответах пишут, что им не хватает общения с мальчиками. Может быть, это связанно с тем, что девочки быстрее развиваются, чем мальчики и у мальчиков данный вопрос станет более важным позже.
Таблица 2
Слайд 11 Результаты методики Ассоциации на стимул по группам
Вопрос | Класс девочек % | Класс мальчиков % |
Офис-класс – это: Воспитанность Культура Доброта Девочки Забота Хозяйственность Не знаю Кадетский класс – это: Мужественность Военные Патриотизм Защита Гордость | 25 20 5 30 5 30 25 5 25 | 45 15 25 35 25 10 30 |
Офис-класс- какой он: Веселый Интересный Необычный Важный Воспитывающий Ранимый Отзывчивый Кадетский класс – какой он: Сильный Выносливый Слаженный Дисциплинированный Мужественный | 5 5 25 5 15 5 5 15 15 25 15 | 35 15 15 10 15 45 5 |
Офис класс – что делает: Воспитывает Учит Развивает Не знаю Кадетский класс – что делает: Учит Воспитывает Не знаю | 25 10 5 30 15 30 45 | 15 15 45 40 45 |
В обеих группах опрошенных часто встречались бланки, заполненные одним вместо трех слов, иногда и не заполненные совсем. Это говорит о том, что подросткам трудно найти ассоциации к определению кадетского и офис-класса.
Девочки и мальчики давали разные ответы на одну и ту же категорию. Офис-класс для девочек представлен следующими описаниями: девочки, воспитанность, культура, забота, доброта. Он веселый, необычный, важный, ранимый, интересный, воспитывающий, который воспитывает и учит. Офис-класс мальчикам представляется описаниями девочки, хозяйственность. Он интересный, необычный, воспитывает и учит.
Девочки кадетский класс описывают ка мужественный, военный, защита, сильный, выносливый, он воспитывает. Для мальчиков – военный, патриотизм, гордость, защита, выносливый, слаженный, мужественный и дисциплинированный.
Характерно, что подростки о своем классе дают больше описаний, чем о другом.
Таблица 3
Слайд 12 Результаты методики выявления маскулинности-фемининности.
Уровень выраженности маскулинности | Класс девочек % | Класс мальчиков % |
Высокий Средний Низкий | 10 30 70 | 55 40 5 |
По результатам методики можно сказать, что большинство девочек имеют ярко выраженную фемининность, а мальчики – маскулинность. Можно предположить, что раздельное обучение в какой-то степени влияет (усиливает) у девочек женственные характеристики и черты, у мальчиков – мужественные.
Слайд 13 Выводы:
Таким образом, обобщая результаты исследования можно сделать выводы о том, что:
1.Большинство подростков, несмотря на то, что попали в эти классы по решению родителей или случая, удовлетворены своим раздельным обучением, видят в нем больше плюсов, чем минусов. Если бы была возможность выбирать сейчас в каком классе учится 75% мальчиков выбрали бы кадетский класс, и только 35% девочек – офис. 40% девочек, хотели бы учиться в смешанном классе по причинам интереса и разнообразия.
2. Большинство учащихся обеих групп считают, что классы раздельного обучения нужны, чтобы ученики получали определенные дополнительные знания и умения.
3.Большинство девочек имеют ярко выраженную фемининность, а мальчики – маскулинность.
Таким образом, можно говорить, что большинство подростков положительно относятся к раздельной форме обучения. Цели и задачи исследования достигнуты. Гипотеза подтвердилась.
4