СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Блокада Ленинграда. 10-11 классы. Методические рекомендации. (100ballnik)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Блокада Ленинграда. 10-11 классы. Методические рекомендации. (100ballnik)»


преемственность поколений


единство народов России





Методические рекомендации


НЕПОКОРЁННЫЕ

80 лет со дня полного освобождения Ленинграда
от фашистской блокады


10-11 классы




справедливость


историческая память








0

22 января 2024 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10-11 классов по теме

«НЕПОКОРЕННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ»

Цель занятия: формирование у обучающихся ценностного отношения к мужеству, силе воли ленинградцев во время блокады, их стремлению восстановить город и культурные объекты, сохраняя при этом память о подвиге народа во время Великой Отечественной войны.


Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти, преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.


Основные смыслы: блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней, стала одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Благодаря героизму, мужеству и непоколебимости жителей Ленинграда планам фашистов не суждено было реализоваться. Знание о жизни жителей блокадного Ленинграда, о судьбах людей, переживших трагические дни, позволяет сформировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны, влияет на выбор поведенческих моделей в наиболее сложных исторических ситуациях (на примере защитников Ленинграда).


Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией.


Комплект материалов:
  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагменты,

  • интерактивное задание,

  • презентация.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с краткой беседы с обучающимися по теме, связанной с событиями Великой Отечественной войны, касающихся блокады Ленинграда.

Демонстрация короткого видеоролика, показывающего кадры современного Санкт-Петербурга и документальных кадров блокадного Ленинграда, стимулирует познавательный интерес школьников, мотивирует их на формирование собственной оценки и вызывает эмоциональный отклик, который подводит их к пониманию исторической значимости подвига жителей Ленинграда, чья стойкость и мужество позволили городу выжить, не сдаться врагам.

Беседа со школьниками о внеурочном занятии прошлого года, посвященного прорыву блокады Ленинграда, позволяет обучающимся вспомнить самые эмоциональные моменты, формирует общий эмоциональный настрой занятия.

Демонстрация видеообращения федерального спикера направлена на реализацию цели занятия.

Успешная мотивация обучающихся обеспечивает необходимые эмоции и настраивает школьников на активную деятельность во время занятия.

Часть 2. Основная.

Форма работы, использующаяся в основной части занятия, – выполнение интерактивного задания. учитель перелистывает страницы интерактивного архива, последовательно демонстрируя обучающимся письма с 1941 года (начало блокады) по 1944 год (снятие блокады Ленинграда). В предшествующих и следующих за каждым письмом беседах обучающиеся открывают для себя черты характера, позволившие людям не только не покориться врагу, выжить в самые тяжелые времена, но и отстроить, восстановить город и сделать его еще красивее.

На «страницах» интерактива собраны письма, иллюстрирующие жизнь горожан в тяжелые времена 1941 и 1942 года, переломный 1943 и год снятия блокады и освобождения города – 1944.

Публикация неизвестных писем участников блокады и их близких представлены в проекте «Письма из Ленинграда», реализованного Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда и

«Парламентской газетой», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Справочно для учителя. Музей обороны и блокады Ленинграда зародился в 1943 году, когда кандидат исторических наук, сотрудник Эрмитажа и в будущем - первый директор музея Раков Лев Львович инициировал открытие выставки «Героическая оборона Ленинграда» в Соляном переулке. Торжественное открытие выставки состоялось 30 апреля 1944 года. 5 октября 1945 года распоряжением Совета Народных Комиссаров РСФСР выставка была преобразована в Музей обороны Ленинграда республиканского значения. Это был единственный в мире военный музей, созданный в период боевых действий Второй мировой войны. Но в 1952 году был закрыт и возрожден только после 1989 года по решению Ленгорисполкома и при личном участии Ходырева Владимира Яковлевича. Начиная с 1990-х годов он стал пополняться не только образцами военных орудий и находками поисковиков. Дети, внуки и правнуки стали приносить письма и документы времен блокады Ленинграда. Тысячи писем как переживших осаду города, так и умерших от болезней и голода, как вернувшихся с фронта ленинградских бойцов, так и воинов, пропавших без вести, пополнили коллекцию музея. Десятки из них «ожили» при реализации проекта «Письма из Ленинграда»1.

Беседа продолжается обсуждением стойкости и мужества. Которые помогли ленинградцам выжить и сохранить город в годы войны.

Часть 3. Заключительная.

Итоговая рефлексия.

Заключительная часть занятия посвящена обсуждению того факта, что гитлеровским войскам был отдан приказ не брать Москву и Ленинград, лишь блокировать эти города и уничтожить все объекты, необходимые для жизни людей.

Уничтожение этих двух городов, по мысли немецкого командования, стало бы символом разрушения исторических центров, вся страна перестала бы существовать.

Именно поэтому так важно было ленинградцам в сложнейших условиях не давать замереть в нем культурной жизни, работая на заводах, заботясь друг о друге, посещая концерты и театральные спектакли.

Следующая сложнейшая задача была восстановить город, музейные и архитектурные ценности – еще один трудовой подвиг ленинградцев.

Демонстрация видеоролика «Тогда и сейчас» еще раз подтверждает ту



1 «Письма из Ленинграда» - совместный проект «Парламентской газеты» и Государственного мемориального музея

обороны и блокады Ленинграда, реализованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

мысль, что жителям города было необходимо совершить еще один героический подвиг: восстановить свой любимый город, погасить боль потерь и заново научиться жить, дышать, любить, чтобы город на Неве стала таким, каким мы его знаем и любим сейчас.

Примером стойкости и мужества были стихи ленинградских поэтов.

Поэтесса Ольга Берггольц — советская писательница и военный журналист. Ее стихи многим помогли выжить в блокадном Ленинграде. По ее словам, именно в эти тяжелые блокадные дни к людям пришло осознание, что они смогут выжить только «только держась друг за друга, только помогая друг другу».

Демонстрация видеоролика с фрагментом стихотворения Ольги Берггольц сопровождается беседой с обучающимися о чувствах, которые вызывают жесткие слова о войне, слова о героизме простых людей.

Справочно для учителя: в первые же дни блокады Ольга Берггольц не могла оставаться в стороне. Она пришла в Ленинградское отделение Союза писателей и спросила, где и чем она может быть полезна. Ольгу направила в распоряжение литературно-драматической редакции Ленинградского радио.

Именно на радио Берггольц и стала знаменита.

Ее голоса ждали измученные и голодные, но непокоренные ленинградцы. Ее голос стал голосом Ленинграда. Именно Берггольц принадлежит знаменитые слова: «Никто не забыт, и ничто не забыто».


В завершение занятия учитель объясняет обучающимся, что важно хранить историческую память, передавать ее следующим поколениям для того, чтобы ничего подобного больше не повторилось.


ПОСТРАЗГОВОР
  • Посещение Мемориального комплекса в память о ленинградцах, погибших в годы блокады, всех жителей Ленинградской области, погибших от рук фашистов в годы оккупации в Гатчинском районе Ленинградской области.

  • Разработка эскиза памятной медали к 80-летию снятия блокады Ленинграда, организация в классе, школьном музее или холле выставки разработанных обучающимися эскизов памятных медалей к 80-летию снятия блокады Ленинграда.

  • Посещение сайта проекта «Письма из Ленинграда» http://письмаизленинграда.рф

  • Разговор с родителями, дедушками и бабушками - остались ли в семье письма времен войны от воевавших родственников, сделать о них сообщение в классе.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Обществознание:

10 класс: Тема «Становление личности в процессе социализации»;

«Деятельность человека»; «Категории и принципы морали в жизни человека и развитии общества».

История:

10 класс: Раздел «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.»


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:


    1. Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение. Электронный ресурс. // URL: https://militaryarms.ru/voennye- konflikty/blokada-leningrada/

    2. Вторая мировая война. Блокада Ленинграда. Документальный фильм // URL: https://www.youtube.com/watch?v=x-Q-d37a0Ic

    3. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.

Электронный ресурс // URL: https://blokadamus.ru/

    1. Ленинград. Блокада. Подвиг. Электронный ресурс // URL: http://www.blokada.otrok.ru/library.php

    2. Книга памяти блокадного Ленинграда. Электронный ресурс: URL: https://blockade.spb.ru/

    3. Корочка хлеба. История одной ленинградской девочки. Видео // URL: https://www.youtube.com/watch?v=nj-LEIr7LSQ

    4. Начало блокады Ленинграда. Портал История.РФ. Электронный ресурс

// URL: https://histrf.ru/read/articles/nachalo-blokady-lieninghrada-event

    1. Русалочка и переводчица. Анимационный фильм. Мультфильм о блокадном Ленинграде // URL: https://www.youtube.com/watch?v=JHqKCEFNj3U


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность людям, чья стойкость, понимание ценности жизни, взаимопомощи, взаимоподдержки, чья любовь к Родине позволили сохранить нашу страну.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение

обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и

друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!