СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном: ДЕНЬ МАТЕРИ. СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 10–11 классов по теме «МАТЕРИНСКИЙ ПОДВИГ», 21.11.22 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 10–11 классов по теме «МАТЕРИНСКИЙ ПОДВИГ», 21.11.22 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном: ДЕНЬ МАТЕРИ. СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 10–11 классов по теме «МАТЕРИНСКИЙ ПОДВИГ», 21.11.22 г.»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10–11 классов по теме

«МАТЕРИНСКИЙ ПОДВИГ»

Цель занятия: формирование понимания роли матери в семье на основе равноправия членов семьи, равной ответственности; воспитание любви и уважения к матери, стремления помогать и заботиться о ней; формирование представления о традиционной семье.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, любовь и уважение к матери, самореализация.

Продолжительность занятия: 30 минут

Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, беседу.

Часть 1. Мотивационная.

Педагог говорит о предназначении матери, о её роли в воспитании ребёнка – будущего гражданина страны. Обозначается тема занятия, связанная с ежедневным подвигом матерей, подвигом многодетных матерей. Групповая работа связана с выполнением интерактивного задания №1.

Часть 2. Основная.

Основная часть занятия посвящена созданию образа матери, совершившей/совершающей подвиг, работа организуется по группам.

Разговор продолжает тема о многодетных матерях. Матери-героини в советское время и в настоящее время. Разговор о благодарности потомков, о преемственности поколений. Интерактивное задание №2 связано со стихами, посвящёнными матери.

Часть 3. Заключение

Рефлексия, творческое задание.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Педагог. Материнство – величайшее предназначение и счастье каждой женщины. Быть матерью – это и великий дар, и великий труд. Принеся в этот мир беспомощное существо, мама заботится о своём малыше, оберегает его, отдавая ему все свои силы и время, преподносит ребёнку первые уроки доброты и нравственности.

Сколько стихов и прозы написано о матери – точно подсчитать, наверное, и нельзя. Однако у каждого из нас находятся слова для мамы, самые лучшие, самые нежные слова!

Попробуем найти их в первом задании – филворде. Какие чувства мама испытывает к своему ребёнку всю жизнь? А как мы относимся к маме, что чувствуем в ответ?

Работа с интерактивным заданием № 1. Филворд.

Любовь, забота, защита, нежность, доброта, тепло, счастье, поддержка, уважение, гордость, понимание, чуткость

Часть 2. Основная.

Педагог.

Говоря о подвиге, мы часто слышим слова «героический поступок», «подвиг героя». А что такое, по-вашему, материнский подвиг? Каждая ли мать совершает подвиг? В каких ситуациях она совершает подвиг? Какие качества присущи женщине, матери, совершающей подвиг?

Давайте попробуем дать ответы на эти вопросы и тем самым составить образ, портрет матери, совершившей, совершающей или готовой совершить свой материнский подвиг. Для работы разделимся на группы.

Обучающиеся делятся на группы (от 2 до 4 групп в зависимости от количества обучающихся в классе, аудитории).

Каждой группе предлагается текст о матери – отрывок из литературного произведения. Работая в группе, обучающиеся отвечают на 3 вопроса и кратко записывают ответы (в 2–3 словах) на ватмане, листе бумаги, классной доске (на усмотрение педагога).

Работа в группах

Педагог.

Каждая группа получает текст – отрывок из известного литературного произведения, посвящённый матери (в прозе или стихах). Задача группы – используя текст, кратко сформулировать ответы на следующие вопросы:

1. Какими качествами (характеристиками) обладает мать, о которой идёт речь в тексте?

2. Какие поступки (действия) совершает мать, о которой идёт речь в тексте?

3. Какой подвиг совершает мать, о которой идёт речь в тексте?

Ответы на вопросы, обучающиеся зафиксируют на ватмане, листе бумаги, классной доске (выбор инструмента на усмотрение педагога).

Обратите внимание, что ответ нужно дать кратко (в 2–3 словах) на каждый вопрос.

На прочтение текста и формулировку ответов на вопросы вам отводится 10 минут.

Текст для группы 1

Н. Некрасов, «Есть женщины в русских селеньях…»

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдёт – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублём подарит!»

Идут они той же дорогой,

Какой весь народ наш идёт,

Но грязь обстановки убогой

К ним словно не липнет.

Цветёт Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна…

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна!...

В игре её конный не словит,

В беде – не сробеет, спасёт;

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!

Есть женщины в нашем районе,

Что славят наш край родной.

Они и хозяйки отменные,

И могут блеснуть красотой.

Глобальный им кризис не страшен,

Детишки их сыты всегда,

В ангарах без устали пашут,

Чтоб в дом не закралась нужда.

Любимые, верные жёны

И мамы, каких не сыскать.

Достойны вы громкого слова,

Названье которому мать.

Текст для группы 2

А. Фадеев, роман «Молодая гвардия», отрывок («Мама, мама! Я помню руки с того момента…»)

«Мама, мама! Я помню руки с того момента, как я стал осознавать себя на свете. И с того самого мгновения я всегда помню твои руки в работе.

Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были так малы, что походили на пелёнки.

Я вижу твои пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «бе-а-ба, ба-ба».

Я помню твои руки, не сгибающиеся, красные от студёной воды – и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына, и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела.

Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались!..

Но больше всего, на веки вечные, запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, а ты глядела на меня из тьмы, сама тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!

Ты проводила на войну сыновей – если не ты, так другая, такая же, как ты, – иных ты уже не дождёшься вовеки…

Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать свою – не от меня ли, не от тебя ли, не от него ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу вернётся всё это у материнской могилы. Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…»

Текст для группы 3

М. В. Исаковский, «Русской женщине»

...Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все – без конца и без счёта –

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе – волей -неволей,

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома, и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают всё ниже,

А громы грохочут всё ближе,

Всё чаще – недобрая весть...

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась – какая ты есть.

Ты шла, затаив своё горе,

Суровым путём трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далёкой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начинённых тобой.

За всё ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела – иглой и пилой.

Рубила, возила, копала, –

Да разве же всё перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далёкое имя твоё...

Текст для группы 4

Э. А. Асадов «Слово о матери», отрывок

Война явилась к нам без спроса.

И не забыть мне, мама, нет,

Как приносила ты с покоса

Нам свой, положенный, обед.

Троих растила малолеток.

Нужда сушила, гнула, жгла,

Но были сыты мы, одеты

И в стужу лютую согреты…

Ты всё умела, всё могла!

Представление результатов работы групп (по одному представителю от группы).

Качества (характеристики), которыми обладает мать, о которой идёт речь в тексте: красота; терпение; безграничная любовь к детям; забота; решимость; чуткость; смелость; доброта; ласка; милосердие; щедрость; трудолюбие и др.

Поступки (действия), совершаемые матерью, о которой идёт речь в тексте: много трудится на благо детей, семьи; готова всегда прийти на помощь; надёжный друг и опора; всегда выслушает, поддержит, успокоит, защитит, обогреет; делится бесконечной любовью, добротой и вниманием; гордится своими детьми и др.

Подвиг, совершаемый матерью, о которой идёт речь в тексте: самопожертвование в любой ситуации; воспитание достойных сыновей и дочерей Отечества; труд на благо детей и семьи, возможно, даже в ущерб себе; совмещение бытовых забот, общественной или государственной деятельности и др.

Педагог.

Подвиги, которые совершили эти матери, действительно достойны и вызывают гордость и восхищение. Но наши мамы, которые воспитывают детей, работают, заслуживают признание и добрые слова?

Задумаемся, обычно в семье один, реже два, ещё реже три ребёнка. А если детей больше? Как мама может всё успеть – и по дому, и со всеми поговорить и обсудить самые важные дела у своих детей?

Не секрет, что многодетные семьи бывают разные, в них могут по-разному относиться к детям, и жизнь таких семей может быть благополучная, а может быть и не очень.

Однако для тех семей, где родители действительно заботятся о гармоничном развитии детей, государство предусмотрело самую разнообразную поддержку.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст).

Мама для маленького ребёнка – весь мир, она знает о своём ребёнке всё. С ней всегда тепло, уютно и надёжно. Ребёнок подрастает, выходит в самостоятельную жизнь, но всегда для него мама ассоциируется с домом, спокойствием и теплом.

Легко ли маме удаётся заботиться о своих детях, семье, доме? Очень много мам не только заняты воспитанием детей, они работают. Подчас выбирают сложные профессии – врач-хирург, пилот самолёта, учёный…

Как работающие мамы находят время для своей семьи, для детей? Да мы и сами не знаем, говорят мамы, только помогает им безмерная, бесконечная, всеохватывающая любовь к детям.

Счастливые дети растут в дружной и любящей семье. В обычной российской семье 1–2 ребёнка, реже трое. А если их много? …

В День защиты детей в 2022 году в России предложили вернуть звание «Мать-героиня». В Советском Союзе до 1991 года его удостоились более 430 тысяч женщин. Сегодня в России насчитывается около 1 тыс. семей, воспитывающих десять и более детей.

Орден «Родительская слава» учредили в России в 2008 году. Его вручают состоящим в браке родителям или усыновителям семерых и более детей.

Медаль ордена «Родительская слава» была учреждена 2010 году. Её вручают родителям и усыновителям четырёх и более детей — граждан России. Медалью награждают при условии, что родители или усыновители «образуют социально ответственную семью» и ведут здоровый образ жизни.

В самой многодетной семье в России 83 ребёнка. Из них 81 — ребята, от которых отказались и родные, и приёмные семьи. Зато они нашли любовь и заботу в своей новой семье.

Педагог.

Высокое звание матери и её ежедневный подвиг в воспитании детей глубоко почитается в нашей стране. Мама – человек особого предназначения в жизни каждого человека.

Материнская любовь и забота – самое ценное, что есть в жизни человека. Мама всегда рядом, всегда выслушает и поддержит. Она наполняет нашу жизнь смыслом. Эту особую, важную роль матери в жизни каждого из нас всегда подчёркивали русские поэты.

Работа с интерактивным заданием №2. «Мама – особое слово»

Установление соответствия (3 части: фотография поэта, его имя и отрывок из стихотворения)



Часть 3. Заключение. Творческое задание.

Педагог.

Девочки начинают играть в семью, когда они ещё совсем маленькие. Девочка – мама, куклы – её маленькие детки. Она их кормит, ходит «в магазин» за едой или одеждой, лепит песочные куличики, спать укладывает… В этих играх проявляются самые главные на земле чувства и действия – любовь и забота о маленьких детях, закладываются качества будущей мамы. Помнит ли об этом подросшая девочка, когда учится или начинает работать? Вспоминает ли мальчик, что мама специально встаёт раньше и ложится позже, чтобы приготовить завтрак, или помочь ему с уроками, или сделать ещё что-то по хозяйству, чтобы немножко освободить себе выходные?

Недавно мы с вами говорили о таких семейных праздниках, как День бабушек и дедушек, День отца, о роли этих людей в семье, о том, что они значат для своих детей и внуков.

Давайте же скажем добрые слова в адрес ваших матерей. Всегда ли вы понимаете, сколько любви вложила мама в ваше воспитание? Всегда ли вы бываете внимательны к ней? Хотелось бы вам сказать маме:

Прости меня, мама, за грубое слово,

За глупость, за дерзость, за хамство прости.

Прости, повторяю я снова и снова,

Прости и грехи все мои отпусти.

Беседа, если ребята пойдут на разговор

В заключение могут прозвучать стихи о матери.

Стихотворение Роберта Рождественского «Здравствуй, мама»

Здравствуй, мама!

Опять мне снится песня твоя.

Здравствуй, мама!

Светла, как память, нежность твоя.

Этот мир не от солнца такой золотой —

Он наполнен до края твоей добротой.

На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало.

И всё-таки лучше всех на земле —

Мама. Моя мама. Здравствуй, мама!

Ты слабеешь — в меня уходят силы твоя.

Ты стареешь — в меня уходят годы твои.

Всё равно, несмотря на любые года,

Будешь ты для меня молодой навсегда.

Натрудились на десять жизней руки твои,

Народились под этим небом внуки твои.

Ты опять колыбельную песню поёшь

И во внучке своей вдруг себя узнаёшь.

На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало.

И всё-таки лучше всех на земле —

Мама. Моя мама. Здравствуй, мама!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!