РАЗГОВОРЫ
17 октября 2022 г.
О ВАЖНОМ
Тема
ДЕНЬ МУЗЫКИ
Что мы музыкой зовем?
8-9 классы
Когда-то давным-давно все виды искусства были неразделимы.
Древние обряды включали в себя и пение, и танец, и устное народное творчество,
и музыку, и изобразительное искусство.
Возможно,
этим объясняется неочевидная связь между музыкой и цветом.
Художники и музыканты отмечают родство этих видов искусства.
В. Борисов-Мусатов писал:
«Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски...»
Леонардо да Винчи
называл музыку сестрой живописи.
Ученые, художники и музыканты не одну сотню лет пытаются найти универсальный способ перевода музыки в цвет и наоборот
Посмотрите на радугу и подумайте, как могут звучать ее цвета.
По мнению Исаака Ньютона, спектр радуги соответствует восходящей гамме до мажор.
До – красный,
Ре – фиолетовый,
Ми – синий,
Фа – голубой,
Соль – зеленый,
Ля – желтый,
Си – оранжевый.
Опыты по соединению звука и цвета продолжались.
Так монах Кастель из Франции создал цветные клавикорды.
В XIX веке появились цветовые органы англичанина Ремингтона и американца Бишопа.
Два великих русских композитора
Николай Андреевич Римский-Корсаков и Александр Николаевич Скрябин
обладали уникальным даром – видеть музыку в цвете
Римский-Корсаков писал, что тему Моря в опере «Садко» он создавал в сине-голубых тональностях
Александр Скрябин
сочинил симфоническую поэму «Прометей. Поэма огня», где были прописаны не только партии для музыкальных инструментов, но и партия цвета.
Интересны работы художника
Василия Васильевича Кандинского , который считал, что музыка передает не только цвет, но и формы.
«Светло-синий подобен звучанию флейты, …а красный — фанфарам или барабану»
Эксперименты с цветомузыкой или музыкой цвета не прекращаются и сегодня.
Поэт Лев Озеров подметил:
«Есть в красках отзвуки и звуки…».
Важно только услышать, разглядеть, захотеть понять.
Какие средства выразительности характерны для музыки
Аллегория
Мелодия
Лад
Тень
Линия
Пропорция
Оксюморон
Тектоника
Темп
Динамика
Ритм
Цвет
Пластическое движение
Тембр
Время, вперёд! (Георгий Свиридов)
Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
(Петр Ильич Чайковский)
Танец с саблями (Арам Хачатурян)
Турецкий марш
(Вольфганг Амадей Моцарт)
Лунная соната. Часть 1 (Людвиг ван Бетховен)
Комплект материалов:
- сценарий
https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-89-script.pdf
- методические рекомендации
https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-89-method_recom.pdf
- видеоролик
https://razgovor.edsoo.ru/video/649 /
- презентационные материалы
https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-89-presentation.pdf
https :// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-poster.png
- комплект интерактивных заданий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/musicday-89-1/index.html?back_url=/topic/21/grade/89 /#/
https ://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/musicday-89-2/index.html?back_url=/topic/21/grade/89 /#/