РАЗГОВОРЫ
Сценарий занятия
«ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ
СОВЕТСКОГО НАРОДА НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ»
3 класс
17 апреля 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3 класса по теме
«ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ»
Цель занятия: формировать представления обучающихся о жертвах среди мирных советских граждан и преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны.
В ходе занятия актуализируются ценности: жизнь, достоинство, патриотизм, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений.
Планируемые результаты:
Личностные:
эмоциональная реакция на проявление несправедливости, жестокости, стремления захватить чужие земли для личной выгоды;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны;
активное участие в освоении исторического материала;
проявление положительного отношения (уважения, гордости) к героическим событиям прошлого, демонстрирующих патриотические чувства предков.
Предметные:
участие в познавательной деятельности: активность при выполнении заданий и в учебных диалогах;
умение оценивать настроение, которое рождается при восприятии героических страниц истории нашей страны;
участие в совместной деятельности;
умение сравнивать информацию, представленную в текстовом, графическом, иллюстративном виде.
Продолжительность занятия: 30 минут.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
- Ребята, совсем скоро мы будем отмечать один из самых важных праздников нашей страны - День Победы!
Вы уже знаете, что много лет назад у нас в стране была большая война: Великая Отечественная война. Это была жестокая и разрушительная война. Когда она началась? Когда закончилась? Ответы детей.
- Победила наша страна в этой войне благодаря стойкости и сплоченности нашего народа, и мужеству нашей Армии. На разговоре о важном, посвященном Дню защитника Отечества, мы говорили о качествах наших солдат, благодаря которым мы смогли спасти нашу страну и весь мир от фашизма.
Давайте назовем их. (Ответы детей: мужество, отважность, любовь к Родине, готовность во что бы то ни стало защитить свою страну и свой народ и др.)
- Ребята, в городе Берлине, в Германии, в стране, которая напала на Советский Союз, тем не менее стоит памятник русскому солдату.
Демонстрация фотографии памятника «Воину-освободителю» в Берлине (см. презентацию).
История этого памятника связана с подвигом Николая Масалова. Давайте, посмотрим видеосюжет и узнаем, какой отважный поступок совершил Николай Масалов и что символизирует памятник русскому солдату с девочкой на руках.
Демонстрация видео (дикторский текст).
https://razgovor.edsoo.ru/video/2456
30 апреля 1945 года старший сержант Николай Масалов, рискуя своей жизнью, вынес из-под огня немецкую девочку... Это событие стало сюжетом памятника Воину-освободителю в Берлине.
История произошла в самом конце войны в Тиргартене — одном из центральных районов германской столицы, во время боёв за взятие Берлина.
Солдаты 79-й гвардейской стрелковой дивизии под началом Василия Чуйкова обнаружили вражеские войска, которые защищали бункер Гитлера.
Незадолго до решающей атаки воцарилась тишина. И вдруг в этой тишине прозвучали крики маленькой девочки, которая звала маму. Их услышал Николай Масалов и бросился на помощь. Укрываясь от осколков и пуль, он
дополз до ребёнка, взял на руки и понёс. Девочка начала кричать ещё громче, тогда, чтобы крик ребёнка не выдал его немецким солдатам, он попросил своих прикрыть его, и советские воины ответили шквальным огнём. Под прикрытием этого огня сержант Масалов невредимым добрался до своих и передал спасённого ребенка в штаб полка.
Вопросы для обсуждения:
Ребята, как вы думаете, о чем думал солдат Николай Масалов в минуты, когда спасал немецкую девочку?
Почему спасал девочку, хотя воевал, может быть, с ее отцом или дедом?
Важно ли было для него, что эта девочка из страны, которая хотела поработить его Родину? Ответы детей.
- Во время боя, рискуя своей жизнью, спасая немецкую девочку, русский солдат думал только об одном: ребенок может погибнуть, нужно унести его в безопасное место. Солдат понимал, что чужих детей не бывает: ребенок любого цвета кожи, любой национальности, любой страны мира нуждается в защите, бережном отношении и любви. Подвиг Николая Масалова еще называют Подвигом Победы!
И памятник, который стоит в Берлине, напоминаем всему миру не только о подвиге Николая Масалова, но и о человечности русских солдат, потому что практически каждый русский человек поступил бы точно также, окажись он на месте Николая Масалова.
- Ребята, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на этот памятник русскому солдату с немецкой девочкой на руках? Ответы детей.
Часть 2. Основная.
Великая Отечественная война стала одной из самых страшных войн в истории человечества. За 4 года войны погибли не только миллионы русских солдат, но и миллионы мирных жителей.
Фашисты, захватывая территории нашей страны, создавали концлагеря – лагрея смерти, где погибали от голода и изнеможения женщины, старики, и самое страшное, дети.
Представляете, существовали даже детские концлагеря!
Нам сейчас очень трудно представить, что такое концлагерь.
Я покажу вам две фотографии (демонстрация презентации – фото «Дети концлагеря»). Смотреть на них страшно, хочется заплакать от жалости к этим детям, которые стали жертвами фашизма. Но об этом нужно знать каждому, это нужно помнить каждому, чтобы ни один ребенок ни одной страны мира никогда не испытал этого.
.
- Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете, глядя на лица худых, изможденных детей, которых раз в день кормят хлебом из отрубей и древесных опилок?
А глядя на детей за колючей проволкой, которые остались одни без родителей, наедине с фашистами? Ответы детей.
Фашиста нельзя сравнивать даже со зверем, потому что любой зверь защищает детенышей, неважно, своих или чужих. А за время войны 5 млн детей из 30 стран мира были лишены родного дома, материнской заботы в фашистских концлагерях.
Страшно представить, что испытали дети, которых мы с вами видим на фотографии.
Вот как описала поэтесса Л. Голодяевская свои чувства о жизни детей в концлагерях:
Дети войны и веет холодом, Дети войны и пахнет голодом, Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы. Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими. Какая разница, где был под немцами…
- Какие главные слова в этих стихотворных строчках? Ответы детей
Холод, голод, седые волосы, слезы – эти слова передают состояние пленников фашистских лагерей. В них погибло около 2 миллионов детей. Освобождая лагеря, советские войска спасали не только наших детей, но и детей многих стран Европы.
- В годы Великой Отечественной войны фашисты хотели, чтобы весь наш народ исчез с лица земли. Получилось ли у них это? Ответы детей.
Нет! Не удалось фашистам реализовать свой страшный план!
Справедливость восторжествовала!
Более того, преступления, совершенные фашистами, были решительно осуждены во время Нюрнбергского трибунала – судебного процесса, проходившего в городе Нюрнберг (в Германии) в 1945 - 1946 гг. На скамье подсудимых оказались первые лица фашисткой Германии, обвиняемые в совершении военных преступлений. Все подсудимые были признаны виновными!
Часть 3. Заключительная.
- Мы сегодня с вами обсуждаем очень непростую, тяжелую тему, потому что понимаем, что нельзя забывать прошлого. Наш долг — бережно хранить память о тех страшных событиях, чтобы они не повторились.
На территории нашей страны существует ряд памятников и мемориалов, хранящих память трагических страницах нашей истории. Например, в Крыму – на месте детского концлагеря «Красный», в Ростове-на- Дону – на месте самого большого захоронения жертв фашизма.
Демонстрация фотографий памятников и мемориалов (см. презентацию).
Мемориал детям концлагеря «Красный»
Мемориал жертвам фашизма «Змиёвская балка»
Дети рассматривают и обсуждают фотографии мемориалов. Учитель акцентирует внимание детей на символике колокола, цветов и игрушек у скульптуры ребенка, фигур, вечного огня мемориала «Змиёвская балка».
- Ребята, а теперь поговорим о сегодняшнем дне. Снова поднимают фашисты головы, снова хотят войны, гибели и горя людей. Наша страна пришла на помощь Донецкой и Луганской народным республикам, российские воины помогают людям сохранить свободу и независимость. Трудное сейчас время на земле Донбасса.
Демонстрация фотографий разрушенных школ Донецка (см. презентацию).
- Рассмотрите фотографии сегодняшних школ в Донецке. О чем они рассказывают? Ответы детей.
К сожалению, вашим сверстникам, жителям Донецкой и Луганской республик пришлось столкнуться с проявлением фашизма. И наша страна делает все возможное, чтобы на нашей земле не было места фашизму.
Демонстрация фотографии мемориала «Саур-Могила» (см. презентацию)
- Ребята. Посмотрите на фотографию мемориала «Саур-Могила» в Донецкой Народной Республике, который был воздвигнут в память о героизме наших предков в борьбе с врагом в годы Великой Отечественной войны, с
нацизмом. Во время боев в 2014 году он был разрушен новоиспеченными фашистами. А в 2022 году силами России памятник был восстановлен.
Мемориальный комплекс «Саур-Могила» в Донбассе
- Почему нам так важно было восстановить этот памятник? Ответы детей.
- Да, очень-очень важно хранить эту память. Разве это можно забыть? Разве можно допустить, чтобы одна страна нападала на другую страну, желая захватить ее земли, богатства, лишить детей радостного детства? Ответы детей.
- Предлагаю встать, минутой молчания вспомнить всех погибших в Великой Отечественной войне.