СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном "ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: воспитание у обучающихся интереса к науке, уважения к людям науки и их достижениям, формирование понимания значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшения качества жизни людей.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, самореализация и развитие.

Планируемые результаты. Личностные:

  • испытывать гордость за успехи своей страны в области научных открытий;
  • стремиться к расширению своих знаний о достижениях в различных областях науки;
  • проявлять  эмоциональный  интерес   к   деятельности  людей   разных научных профессий.

Предметные:

  • проявлять интерес к истории развития научных открытий и изобретений в России;
  • иметь общее представление об анализе текстовой и видеоинформации; сравнивать её;
  • активно участвовать в формулировании выводов по прочитанному (прослушанному) тексту.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном "ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ"»










Сценарий занятия


День российской науки
























6 февраля 2023 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3класса по теме

«День российской науки»


Цель занятия: воспитание у обучающихся интереса к науке, уважения к людям науки и их достижениям, формирование понимания значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшения качества жизни людей.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, самореализация и развитие.

Планируемые результаты. Личностные:
  • испытывать гордость за успехи своей страны в области научных открытий;

  • стремиться к расширению своих знаний о достижениях в различных областях науки;

  • проявлять эмоциональный интерес к деятельности людей разных научных профессий.

Предметные:
  • проявлять интерес к истории развития научных открытий и изобретений в России;

  • иметь общее представление об анализе текстовой и видеоинформации; сравнивать её;

  • активно участвовать в формулировании выводов по прочитанному (прослушанному) тексту.

Продолжительность занятия: 30 минут.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

- Ребята, здравствуйте! 8 февраля в календаре – это День российской науки. Что же это за праздник? С какими событиями он связан? Об этом мы с вами поговорим сегодня.

Как вы думаете, какие открытия и «умные» предметы нам помогают в жизни? Ответить на вопрос вам поможет и наш разговор о цифровой безопасности и грамотности. (Ответы детей: лекарства, вакцины, Интернет, сотовые телефоны, компьютеры).

- Современное общество активно использует научные достижения. Работы Циолковского стали основой ракетостроения, а появление Интернета стало возможным благодаря открытиям и исследованиям российского учёного Жореса Ивановича Алфёрова. Все мы знаем о недавней пандемии коронавируса, и о том, что в кратчайшие сроки наши учёные разработали вакцину. Вакцина помогает не заразиться, а если всё-таки заразишься, то течение болезни будет более лёгким и без осложнений.

Наука, научные знания формируют интеллектуальный багаж человека, помогают стать образованным человеком, профессионалом своего дела, интересным собеседником.

Часть 2. Основная

- Откуда берутся научные открытия? Давайте посмотрим видеоматериал.

https://razgovor.edsoo.ru/video/1792/

Демонстрация видео (дикторский текст).

С давних времён человек пытался ответить на вопросы: как устроен мир? Почему день сменяет ночь? Почему плавятся металлы? Почему идёт дождь, и летают птицы?

И со временем, отвечая на множество вопросов, люди построили корабли, автомобили и паровозы, посмотрели в небо сквозь линзы телескопов.

А сейчас мы уже привыкли, что книги стали электронными, телескопы отправляются в далёкий космос, а операции делает лазер.

И всё это стало возможным благодаря учёным.

Кто же такие учёные? Учёные это люди, изучающие явления и объекты в области какой-то науки: физики, химии, астрономии, математики, медицины, истории и многих других.

Цель их работы – узнавать новое и изучать неизвестное в окружающем нас мире. И использовать эти знания на благо людей.

Так, например, изучая строение кожи акулы, учёные создали костюмы для пловцов с целью увеличения их скорости.

Благодаря химикам, были изобретены новые материалы, различного рода пластики.

В конце XX века российские учёные в Антарктиде обнаружили большое озеро подо льдом. Озеро назвали «Восток», по названию полярной станции, которая находится над ним.

Всё озеро находится под слоем льда толщиной около 4 километров, и было изолировано от внешнего мира более миллиона лет назад.

Пробы, собранные нашими учёными, помогут определить, какие живые организмы приспособились к жизни в таких суровых условиях.

Ещё одно научное открытие российских учёных самый большой космический радиотелескоп. Он позволяет эффективно изучать всё, что происходит в космосе.

И в наше время наука и технологии продолжают стремительно развиваться. Множество открытий ещё впереди. И, возможно, какие-то открытия сделаете именно вы!

- Часто говорят «учёные задумались». В чём же основная цель работы учёных? (Ответы детей).

- А почему День российской науки отмечают именно 8 февраля? Это дата связана с решением Петра I. Именно 8 февраля 1724 года Пётр I подписал Указ об основании Академии наук.


Академия отличалась тем, что в ней могли учиться все желающие, независимо от их финансового положения. Главное, чтобы они стремились к

знаниям. Один из самых известных русских учёных – Михаил Васильевич Ломоносов был студентом Академии.

https://razgovor.edsoo.ru/video/1846

Демонстрация видео (дикторский текст).

Это было в начале XVIII века. Совсем юный Михайло Ломоносов собирал мальчишек и ходил вместе с ними за морошкой.

А вот какие истории рассказывали о Михайло его земляки: «Наберёт Михайло горсть ягод в обе руки, да и спрашивает ребятишек: А сколько ягод в каждой горсти?» Ответа никто дать не мог. А он сразу давал верный ответ. Все дивились этому и друг дружке рассказывали, а сам Михайло ничего удивительного в этом не видел.

Первыми учителями мальчика были сосед Иван Шубной и дьячок приходской церкви С. Н. Сабельников. Из уст в уста передавалось на родине Ломоносова предание о том, что дьячок, учивший его грамоте, очень скоро упал перед Михайло на колени и признался, что больше ничему его научить не может, потому что ученик знает много больше, чем его учитель.

Михайло Ломоносов хотел учиться, хотел изучать разные науки и стать образованным человеком. И вот 19-летний юноша идёт вместе с рыбным обозом в Москву, чтобы достичь своей мечты. С тех пор вся его жизнь была связана с наукой.

Вот только некоторые его открытия. Ломоносов разработал летательный аппарат, который взлетал вертикально и мог поднять один или несколько приборов для изучения погоды, природных явлений.

Ломоносов внёс огромный вклад в развитие русской словесности. Написал «Российскую грамматику», в которой выделил 8 частей речи и 6 падежей.

Михаил Васильевич был целеустремлённым, настойчивым человеком, обладал сильной волей и трудолюбием.

- Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся русский учёный. В честь него названы университеты, города, многие природные объекты. А какие черты характера отличали М. В. Ломоносова и помогали ему в жизни?

(Ответы детей).

Благодаря М. В. Ломоносову в нашем словаре появились слова

«термометр», «микроскоп». Что это за приборы? Для чего они служат?

(Ответы детей: «Термометр, микроскоп это приборы. Один для измерения температуры, а другой для увеличения того, что хочешь рассмотреть»).

- А какие ещё приборы помогают учёным в их исследованиях? Для чего их используют? Расскажите. Выполним интерактивное задание. (Ответы детей).


Интерактивное задание №1 «Филворд: научные приборы и инструменты».

Содержание задания: обучающимся предлагается найти слова: телескоп, компьютер, часы, линейка, компас, термометр, микроскоп.




- На протяжении многих лет Академия наук меняла своё название, но сохраняла своё основное назначение – способствовать научным достижениям во всех областях жизни человека. Давайте, используя ленту времени, узнаем историю некоторых научных открытий российских учёных.

Интерактивное задание №2 «Лента времени: история открытий».

Содержание задания: для представления хронологии открытий используется лента времени. При выборе конкретной даты появляется

информация об учёном и его открытии.

Исходя из уровня подготовленности класса, учитель выбирает для работы несколько дат, чтобы продемонстрировать вклад учёных в развитие российской науки.




















- Многие открытия уже сделаны, а значит ли это, что в нашей жизни они уже не случаются? Как вы думаете? Объясните. (Ответы детей).

- Конечно, открытия происходят и в наши дни. О каких современных открытиях российских учёных вы знаете или узнали сегодня на занятии? Приведите примеры. (Ответы детей).

- А какие открытия вас удивили или заинтересовали? Почему? (Ответы детей).

- Наша страна имеет славные традиции развития научных достижений, многие важнейшие открытия были сделаны именно в России. И сегодня российские учёные продолжают активно работать во всех областях науки. Открытия продолжаются!

Часть 3. Заключительная

- Какими качествами должен обладать учёный? Только ли знания учёного определяют его достижения? Объясните своё мнение. (Ответы детей: любознательность, терпение, усидчивость и целеустремленность, умение работать с другими людьми).

- А какие областями науки вы интересуетесь? В каких кружках занимаетесь? (Ответы детей).

- Вот и подходит к концу наше занятие, но мы с вами ещё обязательно вернёмся к теме научных достижений. Наука делает нашу жизнь комфортнее и безопаснее. Без неё немыслимо наше существование, так как всё, что нас окружает - связано с её развитием и достижениями. В нашей стране созданы условия для того, чтобы заинтересовать вас наукой, поддержать стремление ею заниматься.

Созданы детские технопарки и центры, и вот уже несколько лет проводится Всероссийский фестиваль науки «Nauka 0+», на котором каждый находит для себя что-то интересное. А ещё есть сайт наука.рф, на котором вместе с родителями вы можете узнать много интересного. Например, в разделе «Точка науки», можно узнать, почему пингвины не летают или как голуби находят дорогу домой. Я желаю вам много интересных открытий!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!