СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 10-11 классов по теме« КАК ПИШУТ ЗАКОНЫ?» 16 декабря 2024 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 10-11 классов по теме« КАК ПИШУТ ЗАКОНЫ?» 16 декабря 2024 г.»



Сценарий занятия


Как пишут законы?

жизнь



10–11 классы достоинство

























16 декабря 2024 г. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8–11 классов по теме

«КАК ПИШУТ ЗАКОНЫ?»


Цели занятия: развитие у обучающихся представлений о процессе правотворческой деятельности, роли законов в регулировании общественных отношений, их значении для обеспечения порядка и справедливости. Формирование у обучающихся понимания механизмов принятия законов и возможностей граждан влиять на законотворческую деятельность. Воспитание уважения к закону, правопорядку и гражданской ответственности.

Формирующиеся ценности: жизнь и достоинство.

Основные смыслы: законы — это основа порядка и справедливости в обществе, инструмент, обеспечивающий безопасность, защиту прав и свобод каждого человека. Они создаются для решения актуальных задач, отражая потребности и запросы общества, а их соблюдение укрепляет уважение к правопорядку и взаимную ответственность граждан. Знание законов помогает не только ориентироваться в правах и обязанностях, но и активно участвовать в жизни общества, вносить свой вклад в его развитие, делая будущее более справедливым и устойчивым.


Партнёр занятия: Министерство юстиции Российской Федерации.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие включает просмотр видеоматериалов, выполнение творческих заданий.

Комплект материалов:
  • сценарий;

  • методические рекомендации;

  • видеоматериалы;

  • презентация.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Саши Новикова.

Учитель. Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Как пишут законы?». А как вы понимаете, что такое закон?

Ответы обучающихся.

Учитель. С какими законами или правилами вы сталкиваетесь каждый день?

Ответы обучающихся.

Учитель. А теперь давайте представим, что произошло бы, если бы законов совсем не существовало? Какие трудности могли бы возникнуть в нашей жизни?

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги обсуждения. Конечно, нам сложно представить мир, в котором отсутствуют законы. Но очевидно, что мир бы был хаотичным и опасным местом, где моральные принципы и этические нормы стали неопределёнными, и людям пришлось самостоятельно решать, что правильно, а что нет. Общество столкнулось бы с ростом преступности, права человека не были бы защищены.

Почему законы важны для общества и каждого человека? Какие функции они выполняют?

Ответы обучающихся.

Учитель. Посмотрите на слайд, здесь перечислены некоторые общие функции законов.

Слайд презентации.


Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему важно, чтобы законы были понятными и справедливыми для всех?

Ответы обучающихся.


Часть 2. Основная

Учитель. О том, как сделать так, чтобы законы были по-настоящему справедливыми для всех, нам сегодня расскажет Сангаджи Андреевич Тарбаев, Председатель Комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры, телеведущий, лауреат премии «ТЭФИ-2011».

Демонстрация видеоинтервью федерального спикера.

Учитель. Ребята, как вы поняли из рассказа Сангаджи Андреевича, кто пишет законы?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, законы создают депутаты Государственной Думы, одобряет Совет Федерации, а подписывает Президент. Давайте посмотрим об этом небольшой видеосюжет.

Демонстрация видеоролика «Как пишут законы?».

Учитель. Механизм, как видите, многоэтапный. В принятии законов задействовано много специалистов. Но основная работа по разработке того или иного закона ведётся в Государственной Думе.

Хотите попробовать себя в роли депутатов, принимающих законы?

Игра «Напиши закон».

Подготовительный этап.

Учитель. В принятии закона принимают участие депутаты Государственной думы, сенаторы Совета Федерации и общественность. Поэтому нам надо разделиться на 3 команды, которые будут представлять Государственную Думу (55%), Совет Федерации (25%) и общественность (20%).

Государственная Дума состоит из нескольких фракций – объединений депутатов одной или нескольких политических партий. Чем больше голосов получила партия на голосовании, тем крупнее будет фракция в Думе. Поэтому команда «Дума» делится ещё на 3 фракции (целесообразно разделить на 3–4 фракции, в зависимости от особенностей класса).

Я буду выступать в роли Президента.

Итак, начинаем нашу законотворческую деятельность.

Для удобства проведения игры рекомендуется использовать интегративный шаблон «Напиши закон», включающий все этапы игры и оснащённый встроенным таймером.

Основной этап

  1. Выбор темы для закона

Учитель предлагает темы для обсуждения законопроекта:

  • Законопроект о школьной форме.

  • Законопроект о соблюдении чистоты русского языка в школе.

  • Законопроект о вежливости в школе.

Ученики голосуют (поднятием рук) за одну тему, которая станет основой для законопроекта.

Методический комментарий. Важно напомнить ребятам, что при разработке законопроекта следует учитывать принцип иерархии нормативно- правовых актов. В правовой системе России существует строгое правило: каждый нормативно-правовой акт более низкого уровня должен соответствовать актам более высокого уровня. Закон не должен допускать двойственного толкования, должен быть выполнимым в реальной жизни, должен решать существующую проблему или улучшать условия жизни, не должен противоречить существующим законам более высокого уровня. Важно, чтобы ребята понимали: в данной игре, как и в любой другой, присутствует условность.

  1. Работа фракций в Государственной Думе

Ученики, представляющие Государственную Думу, делятся на фракции (партии).

Каждая фракция разрабатывает своё предложение к законопроекту.

Пример: если обсуждается тема школьной формы, то одна фракция может предложить обязательную форму, другая – свободный выбор одежды, третья – унифицированные цвета одежды.

Фракции выбирают лидера и спикеров для представления своих идей.

  1. Обсуждение в Государственной Думе

Выступление фракций: каждая фракция последовательно представляет своё предложение.

Спикеры высказывают аргументы за и против.

Дебаты: ученики из фракций задают вопросы и обсуждают плюсы и минусы предложений других групп.

Учитель направляет обсуждение, чтобы соблюдался регламент.

По итогам обсуждения проводится голосование (поднятием рук) среди фракций, и принимается единый проект закона.


Методический комментарий. Следует обратить внимание, что в игре

законопроект принимается в первом чтении, а в действительности, их три.

  1. Общественные обсуждения

Представители общественности (экспертное сообщество) высказываются о законопроекте, предлагают свои изменения или критикуют его.

Государственная Дума может принять предложения общественности или отклонить их.

  1. Обсуждение в Совете Федерации

Законопроект поступает на обсуждения ученикам из команды Совета Федерации.

Действия:

  • Совет Федерации оценивает реалистичность предложений, предлагает поправки.

  • Если поправки есть, они кратко обсуждаются с депутатами.

  1. Решение Президента (роль учителя):

Президент решает: подписывать закон или отправить его на доработку.

Если закон подписан, он вступает в силу.

Учитель, подводя итоги игры. Какая часть принятия закона вам показалась самой важной? Какая самой сложной? Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, как вы думаете, какое влияние может оказать принятый вами закон на школьную жизнь? Аргументируйте свой ответ.

Ответы обучающихся.


Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята, как вы думаете, связаны ли между собой слова «право»,

«правда» и «справедливость»? Как вы понимаете взаимосвязь между ними?

Как вы считаете, возможно ли достичь справедливости без опоры на право и правду? Может ли закон выступать общим критерием справедливости?

Ответы обучающихся.

Учитель. Да, ребята, вы правы. Так как справедливость может пониматься по-разному различными людьми, единственным общим критерием может быть лишь закон и его правильное применение.

Кто занимается разработкой законов, мы с вами обсудили. А кто обеспечивает их соблюдение, защищает права граждан? О профессиях, связанных с правовой сферой, вам расскажет Министр юстиции России Константин Анатольевич Чуйченко.

Демонстрация видеовыступления Министра юстиции РФ.

Учитель. Сегодня мы говорили о законах, их роли в нашем обществе и механизмах принятия. Надеюсь, вы поняли, насколько значимы законы для создания справедливого и упорядоченного мира вокруг нас. Каждый из вас в будущем сможет внести свой вклад в развитие правового государства, будь то через профессию юриста, адвоката или просто как сознательный гражданин. Законность и справедливость – это те основы, на которых строится цивилизованное общество. И я верю, что вы будете стремиться к созданию лучшего будущего, основанного на уважении к закону и правам других людей.


ПОСТРАЗГОВОР

Встречи с профессиональными юристами, депутатами, профессионалами в области законотворчества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!