СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном "Прорыв блокады Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 сентября 1941 года.  

В этот день фашистские войска окружили Ленинград.  

Фашистские войска выполняли приказ самого Гитлера: «Ленинград надо задушить голодом и стереть с лица земли».  

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном "Прорыв блокады Ленинграда"»

РАЗГОВОРЫ  16 января 2023 г. О ВАЖНОМ Тема «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

РАЗГОВОРЫ

16 января 2023 г.

О ВАЖНОМ

Тема

«ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

8 сентября 1941 года. В этот день фашистские войска окружили Ленинград.

8 сентября 1941 года.

В этот день

фашистские войска

окружили Ленинград.

Фашистские войска выполняли приказ самого Гитлера: «Ленинград надо задушить голодом и стереть с лица земли».

Фашистские войска выполняли приказ самого Гитлера: «Ленинград надо

задушить голодом и стереть с лица земли».

Это кольцо вокруг города и стало началом блокады, которая продолжалась ровно 872 дня .

Это кольцо вокруг города и стало началом блокады, которая продолжалась

ровно 872 дня .

Блокадный Ленинград. Заградительные аэростаты в небе над городом. Засыпанные снегом и замороженные городские трамваи.

Блокадный Ленинград.

Заградительные аэростаты в небе над городом.

Засыпанные снегом и

замороженные

городские трамваи.

Блокадный Ленинград. Хлебный паёк – Очереди за хлебом. 250 граммов в сутки.

Блокадный Ленинград.

Хлебный паёк –

Очереди за хлебом.

250 граммов в сутки.

Блокадный Ленинград. Дорога жизни – единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. Забор воды из проруби на Неве.

Блокадный Ленинград.

Дорога жизни – единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро.

Забор воды из проруби на Неве.

Это звук знаменитого метронома, вошедшего в историю блокады Ленинграда. Его стук называли живым биением сердца Ленинграда. Ленинградский метроном – это система оповещения населения о воздушной атаке: быстрый ритм метронома - это воздушная тревога, медленный - отбой.

Это звук знаменитого метронома,

вошедшего в историю блокады

Ленинграда.

Его стук называли живым биением

сердца Ленинграда.

Ленинградский метроном –

это система оповещения населения

о воздушной атаке: быстрый ритм метронома - это воздушная тревога, медленный - отбой.

Мне повезло, я позже родилась, Не надо мной в осколки небо рвалось, Когда земля под взрывами тряслась, Не я в бомбоубежище кидалась. (О. Аникеева) 8 сентября, обычный день недели, Начало осени, красивое и яркое, Сентябрьский ветерок, и голуби летели, И лес к себе манил людей подарками…  (Г. Станиславская)

Мне повезло,

я позже родилась,

Не надо мной

в осколки небо рвалось,

Когда земля

под взрывами тряслась,

Не я в бомбоубежище

кидалась.

(О. Аникеева)

8 сентября,

обычный день недели,

Начало осени,

красивое и яркое,

Сентябрьский ветерок,

и голуби летели,

И лес к себе манил людей подарками…

(Г. Станиславская)

А каким был блокадный ребёнок? Воробьиные рёбрышки… Бледные губки… Старичок семилетний В потрёпанной шубке…  (В. Лифшиц)

А каким был блокадный ребёнок?

Воробьиные рёбрышки…

Бледные губки…

Старичок семилетний

В потрёпанной шубке…

(В. Лифшиц)

Чёрное дуло блокадной ночи… Холодно, холодно, холодно очень… Вставлена вместо стекла картонка… Вместо соседнего дома – воронка… Есть очень хочется… Страшно… Темно… (Н. Радченко)

Чёрное дуло блокадной ночи… Холодно, холодно,

холодно очень…

Вставлена вместо стекла картонка…

Вместо соседнего дома – воронка…

Есть очень хочется…

Страшно… Темно…

(Н. Радченко)

Воспоминания мирного времени Кажутся просто несбыточным сном. Окна крест-накрест бумагой заклеены… Только, как сердце, стучит метроном…  (Е. Шарова)

Воспоминания мирного времени

Кажутся просто несбыточным сном.

Окна крест-накрест бумагой заклеены…

Только, как сердце, стучит метроном…

(Е. Шарова)

Не мне ночами снился тёплый хлеб, Сводя с ума до судорог голодных, И не за мной тянулся санок след До ямы той, где хоронили мертвых.  (О. Аникеева)

Не мне ночами снился тёплый хлеб,

Сводя с ума до судорог голодных,

И не за мной тянулся санок след

До ямы той, где хоронили мертвых.

(О. Аникеева)

 Я в гору саночки толкаю. Ещё немного – и конец. Вода, в дороге замерзая, Тяжёлой стала, как свинец. Метёт колючая пороша, А ветер каменит слезу. Изнемогая, точно лошадь, Не хлеб, а воду я везу.  (В. Вольтман-Спасская)

Я в гору саночки толкаю.

Ещё немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжёлой стала, как свинец.

Метёт колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, точно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

(В. Вольтман-Спасская)

Людское горе – кто его измерит Под бомбами, среди полночной тьмы? И многие, наверно, не поверят, Что было так, как рассказали мы.  (А. Гитович)

Людское горе –

кто его измерит

Под бомбами, среди полночной тьмы?

И многие, наверно,

не поверят,

Что было так,

как рассказали мы.

(А. Гитович)

Жила в Ленинграде девочка, и звали её Таня Савичева.

Жила в Ленинграде девочка, и звали её

Таня Савичева.

У неё была большая и дружная семья: два брата и две сестры. Леня, Нина и Миша Савичевы - братья и сестра Тани Савичевой, 1934 год Женя Савичева Когда девочке было одиннадцать лет, к ним постучалась беда.   Таня Савичева в возрасте 6 лет со старшей сестрой Ниной

У неё была большая и дружная семья: два брата и две сестры.

Леня, Нина и Миша Савичевы - братья и сестра Тани Савичевой, 1934 год

Женя Савичева

Когда девочке было одиннадцать лет,

к ним постучалась беда.

  Таня Савичева в возрасте 6 лет со старшей сестрой Ниной

И тогда Таня стала вести дневник. Её дневник – это страшная правда о том, что такое блокада. В блокноте всего 9 страниц, и на шести из них даты смерти родных…

И тогда Таня стала вести дневник.

Её дневник – это страшная правда о том, что такое блокада.

В блокноте всего

9 страниц,

и на шести из них

даты смерти родных…

На последних страницах блокнота Таня записала: «Умерли все. Осталась одна Таня».

На последних страницах блокнота

Таня записала:

«Умерли все.

Осталась одна Таня».

Сама Таня умерла уже в эвакуации 1 июля 1944 года в возрасте 14 лет. В её медицинской карточке было записано: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…». Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которому Танина записная книжка уцелела и стала одним из скорбных символов Великой Отечественной войны.

Сама Таня умерла уже в эвакуации 1 июля 1944 года в возрасте 14 лет.

В её медицинской карточке было записано:

«Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…».

Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которому Танина записная книжка уцелела и стала одним из скорбных символов Великой Отечественной войны.

На помойках валяется хлеб. Как мне к этому относиться? Нет с продуктами больше проблем, Сыт народ! Этим надо гордиться! Но и бедный, поев, и богатый Недоеденный хлеб не бросали; Как велось на Руси когда-то, Крошки в рот с ладони ссыпали. Хлеб, в помойках лежащий открыто Для меня одно означает — Память прошлого позабыта, Память в сытости засыпает.  (Е. Головчинер)

На помойках валяется хлеб.

Как мне к этому относиться?

Нет с продуктами больше проблем,

Сыт народ! Этим надо гордиться!

Но и бедный, поев, и богатый

Недоеденный хлеб не бросали;

Как велось на Руси когда-то,

Крошки в рот с ладони ссыпали.

Хлеб, в помойках лежащий открыто

Для меня одно означает —

Память прошлого позабыта,

Память в сытости засыпает.

(Е. Головчинер)

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЛОМТИК ХЛЕБА

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЛОМТИК ХЛЕБА

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЛОМТИК ХЛЕБА В самые тяжёлые месяцы блокады каждый ребёнок получал в день 125 граммов хлеба. Кроме этого, небольшого крошечного кусочка хлеба не было никакой другой еды. Детям снились сны о том, что они вволю поели хлеба... что они съели кусочек сахара... или выпили чашку сладкого чая... Детям блокадного Ленинграда очень часто снились такие сны….

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЛОМТИК ХЛЕБА

В самые тяжёлые месяцы блокады каждый ребёнок получал в день 125 граммов хлеба.

Кроме этого, небольшого крошечного кусочка хлеба не было никакой другой еды.

Детям снились сны о том, что они вволю поели хлеба... что они съели кусочек сахара... или выпили чашку сладкого чая...

Детям блокадного Ленинграда очень часто снились такие сны….

ТРУД ЖИТЕЛЕЙ ЛЕНИНГРАДА

ТРУД ЖИТЕЛЕЙ ЛЕНИНГРАДА

ТРУД ЖИТЕЛЕЙ ЛЕНИНГРАДА

ТРУД ЖИТЕЛЕЙ ЛЕНИНГРАДА

ЛЕНИНГРАДЦЫ ВЕРИЛИ В ПОБЕДУ! Когда 8 сентября вокруг города замкнулось кольцо блокады, в городе оказались заперты больше двухсот тысяч школьников. И несмотря на то, что жителям не хватало еды, воды, не было света, дров, теплой одежды, в конце октября 1941 года в Ленинграде работало 39 школ. 

ЛЕНИНГРАДЦЫ ВЕРИЛИ В ПОБЕДУ!

Когда 8 сентября вокруг города замкнулось кольцо блокады,

в городе оказались заперты больше двухсот тысяч школьников.

И несмотря на то, что жителям

не хватало еды, воды, не было света, дров, теплой одежды, в конце октября 1941 года в Ленинграде работало 39 школ. 

ЛЕНИНГРАДЦЫ ВЕРИЛИ В ПОБЕДУ! Дети учились частично в бомбоубежищах. Обучение шло только по самым важным предметам. Дети часто ничего не писали, лишь слушали и отвечали устно, а уроки длились всего 20–25 минут – было очень холодно, чернила замерзали, да и сил у голодных ребят и педагогов практически не было.

ЛЕНИНГРАДЦЫ ВЕРИЛИ В ПОБЕДУ!

Дети учились частично в бомбоубежищах.

Обучение шло только по самым важным предметам.

Дети часто ничего не писали, лишь слушали и отвечали устно, а уроки длились всего 20–25 минут – было очень холодно, чернила замерзали, да и сил у голодных ребят и педагогов практически не было.

ЛЕНИНГРАДЦЫ ВЕРИЛИ В ПОБЕДУ! Самыми тяжелыми для детей стали декабрь 1941 и январь 1942 года. Чтобы как-то поддержать силы школьников, в декабре, в самый трудный и холодный месяц, после уроков давали по тарелке белкового дрожжевого супа. Ученики обогревались в классе с помощью «буржуйки».

ЛЕНИНГРАДЦЫ ВЕРИЛИ В ПОБЕДУ!

Самыми тяжелыми для детей стали декабрь 1941 и январь 1942 года. Чтобы как-то поддержать силы школьников, в декабре, в самый трудный и холодный месяц, после уроков давали по тарелке белкового дрожжевого супа.

Ученики обогревались в классе с помощью «буржуйки».

ЛЕНИНГРАДЦЫ ВЕРИЛИ В ПОБЕДУ! В январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. В эти дни население города страшно голодало, а в школах, театрах, концертных залах для детей  были организованы ёлки  с подарками и сытным обедом.

ЛЕНИНГРАДЦЫ ВЕРИЛИ В ПОБЕДУ!

В январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы.

В эти дни население города страшно голодало, а в школах, театрах, концертных залах для детей  были организованы ёлки  с подарками и сытным обедом.

ЛЕНИНГРАДЦЫ ВЕРИЛИ В ПОБЕДУ! Одна из учениц писала: «6 января. Сегодня была ёлка, и какая великолепная! Правда, я почти не слышала пьесы, все думала об обеде. Обед был замечательный. Все жадно ели суп-лапшу, кашу, хлеб и желе и были довольны. Эта ёлка надолго останется в памяти» .  Палата детской больницы с новогодней елкой в блокадном Ленинграде, зима 1941-1942 гг.

ЛЕНИНГРАДЦЫ ВЕРИЛИ В ПОБЕДУ!

Одна из учениц писала:

«6 января. Сегодня была ёлка, и какая великолепная! Правда, я почти не слышала пьесы, все думала об обеде. Обед был замечательный. Все жадно ели суп-лапшу, кашу, хлеб и желе и были довольны. Эта ёлка надолго останется в памяти»

Палата детской больницы с новогодней елкой в блокадном Ленинграде, зима 1941-1942 гг.

ЛЕНИНГРАДЦЫ ВЕРИЛИ В ПОБЕДУ! НОВЫЙ ГОД В ВОСПОМИНАНИЯХ ДЕТЕЙ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА: «НАМ ДАРИЛИ ПОДАРКИ С ПРОСТРЕЛЕННЫМИ МАНДАРИНАМИ» . Машина, которая везла фрукты, получила около пятидесяти пробоин. Но мандарины, пусть и повреждённые вражескими пулями, все же доехали до маленьких ленинградцев…

ЛЕНИНГРАДЦЫ ВЕРИЛИ В ПОБЕДУ!

НОВЫЙ ГОД В ВОСПОМИНАНИЯХ ДЕТЕЙ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА: «НАМ ДАРИЛИ ПОДАРКИ С ПРОСТРЕЛЕННЫМИ МАНДАРИНАМИ» .

Машина, которая везла фрукты, получила около пятидесяти пробоин. Но мандарины, пусть и повреждённые вражескими пулями, все же доехали до маленьких ленинградцев…

ОПЕРАЦИЯ «ИСКРА» 4 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА 4 января 1944 года началась операция «Искра» советских войск по прорыву блокады.

ОПЕРАЦИЯ «ИСКРА» 4 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА

4 января 1944 года началась операция «Искра»

советских войск по прорыву блокады.

ОПЕРАЦИЯ «ИСКРА» 4 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА

ОПЕРАЦИЯ «ИСКРА» 4 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА

27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся 872 дня.  Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить волю его защитников. Подвиг блокадного Ленинграда – это пример стойкости, силы и величия духа .

27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся 872 дня.

Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить волю его защитников.

Подвиг блокадного Ленинграда – это пример стойкости, силы и величия духа .

Вечером 27 января все жители вышли на улицы Ленинграда. На глазах людей были слёзы радости. Гремели залпы салюта. Теперь советская артиллерия била не по врагу, она салютовала победе над ним!

Вечером 27 января все жители вышли на улицы Ленинграда.

На глазах людей были слёзы радости. Гремели залпы салюта.

Теперь советская артиллерия била не по врагу,

она салютовала победе над ним!

Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад, И если завтра будут баррикады Мы не покинем наших баррикад… И женщины с бойцами встанут рядом, И дети нам патроны поднесут, И надо всеми нами зацветут Старинные знамёна Петрограда. Поэтесса блокадного города Ольга Берггольц

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады

Мы не покинем наших баррикад…

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда.

Поэтесса блокадного города

Ольга Берггольц

Когда в немецком городе Нюрнберге проходил после войны суд над руководителями фашизма, записная книжка ленинградской девочки была представлена как документ, который доказывал, что фашизм принёс на советскую землю горе и смерть. Дневник Тани, как будто кричит: это никогда не должно повториться! Танин дневник — это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница: «Вновь не должно это всё повториться!»  (Е. Лотнер)

Когда в немецком городе Нюрнберге проходил после войны суд над

руководителями фашизма, записная книжка ленинградской девочки была представлена как документ, который доказывал, что фашизм принёс на советскую землю горе и смерть.

Дневник Тани, как будто кричит: это никогда не должно повториться!

Танин дневник — это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это всё повториться!»

(Е. Лотнер)

Во время Великой Отечественной войны в тылу противника боролись против захватчиков более миллиона партизан и подпольщиков – людей самых разных возрастов и профессий. Патриоты, которые остались в тылу врага, делали всё возможное, чтобы срывать его замыслы: взрывали эшелоны с вражеским оружием, добывали важные данные.

Во время Великой Отечественной войны в тылу противника боролись против захватчиков более миллиона партизан и подпольщиков – людей самых разных возрастов и профессий.

Патриоты, которые остались в тылу врага, делали всё возможное,

чтобы срывать его замыслы: взрывали эшелоны с вражеским оружием, добывали важные данные.

Одна из таких подпольных организаций – «Молодая гвардия» была создана в Донбассе в Краснодоне. Почти все её участники погибли, а ведь самому младшему из них было всего четырнадцать.

Одна из таких подпольных организаций – «Молодая гвардия»

была создана в Донбассе в Краснодоне.

Почти все её участники погибли, а ведь самому младшему из них было всего четырнадцать.

И «Молодая гвардия» Донбасса, и партизаны смоленских и брянских лесов, и жители осаждённого Ленинграда, – это примеры проявления бесстрашия и мужества, беззаветной любви к Родине. И сквозь дали вековые Эту славу пронесёт Благодарная Россия И великий наш народ. (отрывок из песни «Песня о краснодонцах»)

И «Молодая гвардия» Донбасса,

и партизаны смоленских и брянских лесов,

и жители осаждённого Ленинграда,

это примеры проявления

бесстрашия и мужества,

беззаветной любви к Родине.

И сквозь дали вековые

Эту славу пронесёт

Благодарная Россия

И великий наш народ.

(отрывок из песни

«Песня о краснодонцах»)

Комплект материалов: – сценарий https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-script.pdf – методические рекомендации https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-method_recom.pdf – видеофрагмент https:// razgovor.edsoo.ru/video/1526/ https ://razgovor.edsoo.ru/video/1525 / – презентация https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-presentation.pdf https :// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-presentation1.pdf

Комплект материалов:

сценарий

https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-script.pdf

методические рекомендации

https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-method_recom.pdf

видеофрагмент

https:// razgovor.edsoo.ru/video/1526/

https ://razgovor.edsoo.ru/video/1525 /

презентация

https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-presentation.pdf

https :// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-presentation1.pdf


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!