СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» 1-2 классы. 27 февраля 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» 1-2 классы. 27 февраля 2023 г. 

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» 1-2 классы. 27 февраля 2023 г.»

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

1-2 классы

27 февраля 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Цель занятия: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям и традициям, способствовать пониманию необходимости выстраивать взаимоотношения в семье на основе любви, взаимоуважения и взаимопомощи друг другу.

Формирующиеся ценности: крепкая семья, взаимопомощь и взаимоуважение, преемственность поколений.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • осознавать первоначальные представления о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений в семье;

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям;

  • понимать необходимость проявления взаимоуважения и взаимопомощи в семье.

Метапредметные:

  • анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей;

  • формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать своё мнение;

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, интерактивных заданий.


Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-12-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/2013/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1963/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1962/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-12-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-12-presentation1.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/familyvalues-12-1/index.html?back_url=/topic/39/grade/12/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/familyvalues-12-2/index.html?back_url=/topic/39/grade/12/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/familyvalues-12-3/index.html?back_url=/topic/39/grade/12/


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вводная беседа на основе анализа сюжета картин русских художников позволяет актуализировать центральное понятие занятия - дружная, крепкая семья.

Часть 2. Основная

Просмотр видеоматериала - центральный элемент основной части занятия. После просмотра видеоматериала организуется познавательная беседа, выполняются интерактивные задания.

Часть 3. Заключение

Подведение итогов состоявшегося обсуждения.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель.

Здравствуйте, ребята! Рассмотрите картины художников. Кто на них изображён? Как, одним словом, можно назвать всех людей за столом? Почему? Объясните.

(Ответы детей: семья).

Учитель.

А что вы можете рассказать об этих семьях? Чем они похожи? Сколько поколений семьи встретилось за столом? Может ли современный художник написать похожую картину?

(Ответы детей).

Учитель.

Семья — это начало и продолжение любого человека, и от каждого члена семьи зависит то, насколько радостно и уютно в семье. А как вы думаете, почему говорят: «Дерево держится корнями, а человек - семьёй»?

(Ответы детей).

Учитель.

Потому что семья — это опора и поддержка для человека. Чувствуя поддержку своих родных, мы растём и развиваемся. Близкие верят в нас и дают нам силы. Забота родных и близких даёт чувство защищенности. Об этом мы сегодня и поговорим, а ещё узнаем, как составить семейное древо.

Часть 2. Основная

Учитель.

Расскажите о своих близких и родных.

(Ответы детей).

Учитель.

Спасибо, что поделились своими историями. Все семьи очень разные, большие и маленькие, но очень важно, чтобы в каждой семье были любовь и взаимопонимание. Посмотрим видео.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Наши родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки - это наша семья. И мы с гордостью говорим о них, об их профессиях и достижениях. Они - самое главное и важное, что у нас есть.

Семья - это самые родные, близкие и любимые люди, с которыми мы живём вместе, под одной крышей, в одном доме. Или если живём далеко друг от друга, то всегда поддерживаем связь. И связь эта неразрывна.

Доверие, взаимопонимание, любовь и забота друг о друге - вот что важно в семье. Если всё это есть, то всегда, что бы ни случилось, мы можем надеяться на поддержку и понимание родных.

Семья - это опора для каждого из нас. Поэтому так важно беречь и сохранять её историю, помнить и соблюдать семейные традиции. Это и домашние праздники, и совместные путешествия, и отдых, и, конечно, составление семейной летописи.

Семейная летопись - это книга, в которой можно составить свою родословную, генеалогическое древо своей семьи, то есть по крупицам восстановить историю своего рода.

Создавайте свои родословные. И ни одна история, ни одна частица памяти не останется забытой и утерянной. Именно так - через семейное древо - складывается уникальная история каждой семьи, которая передаётся в роду из поколения в поколение.

Учитель.

О каких семейных традициях говорилось в видео? А какие традиции есть в ваших семьях? Расскажите.

(Ответы детей).

Учитель.

Семья - это самое важное, что есть у каждого из нас. Она держится на взаимопонимании и доверии, любви и заботе друг о друге. Почему важно знать своих родственников, ведь иногда - это люди, которых вы никогда не видели?

(Ответы детей).

Учитель.

Что бы ни случилось, мы всегда можем рассчитывать на понимание и поддержку родных, поэтому важно знать и беречь историю своей семьи. Семейное древо - это история семьи, связь поколений. Давайте выполним задание и составим семейное древо семьи.

Интерактивное задание №1 «Семейное древо».

Содержание задания: обучающимся необходимо переместить фотографии членов семьи в соответствии с указанными родственными связями.

При выполнении задания необходимо соблюдать правила: сверху - я, сестра, брат, двоюродный брат, двоюродная сестра - на одной линии;

ниже - мама, папа, тётя, дядя;

ниже - родители мамы и папы, бабушка и дедушка;

ниже - прадедушка и прабабушка.


Учитель.

Дома вы можете составить своё семейное древо. А какую семью мы можем назвать счастливой?

(Ответы детей).

Учитель.

Об этом в народе сложили и пословицы. Выполним интерактивное задание и узнаем, какие качества семьи ценились всегда.

Интерактивное задание №2 «Пословицы о семье».

Содержание задания: обучающимся необходимо правильно соединить части пословиц (путем наложения одного облака на другое). Педагог обращает внимание на значение каждой из представленных пословиц.


Учитель.

Ребята, мы с вами познакомились с пословицами о семье, а какие праздники в нашей стране, посвящённые семье, мамам, папам, бабушкам и дедушкам, вы знаете?

(Ответы детей).

Учитель при необходимости дополняет ответы детей (День матери, День отца, 8 Марта, День пожилых людей, День любви, семьи и верности - 8 июня, День семьи - 15 мая).

Учитель.

А я приведу вам ещё одну пословицу: «Сердце матери лучше солнца согреет». Почему так говорят? Объясните.

(Ответы детей).

Учитель.

Издавна считалось, что женщина в семье - это хранительница семейного очага, основа семьи. Как вы думаете, почему? Какие дела есть у наших мам?

(Ответы детей).

Учитель.

Да, у женщины много забот по дому, создание в семье тёплой, уютной обстановки. Не зря говорят: «мамины руки не знают скуки». И нам важно поддерживать и помогать нашим любимым и дорогим мамам, бабушкам. А как мы им можем помочь? Расскажите.

(Ответы детей).

Прослушивание песни о маме. Фрагмент песни «Мама - первое слово» из кинофильма «Мама».

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - ночью бессонною

Мама потихоньку всплакнет,

Как там дочка, как там сынок её,

Лишь под утро мама уснёт.

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Часть 3. Заключительная

Учитель.

Вот и подходит к завершению наше занятие, но скоро замечательный праздник.

В марте есть такой денёк,

С цифрой, словно кренделёк.

Кто из вас, ребята, знает,

Цифра что обозначает? (О.Высотская)

(Ответы детей).

Учитель.

Это праздник наших мам и бабушек! И давайте всех наших любимых и дорогих близких поздравим и составим поздравительную открытку.

Интерактивное задание №3 «Поздравительная открытка».

Содержание задания: обучающиеся совместно с педагогом составляют текст поздравительной открытки.

Текст открытки редактируется, итоговый вариант можно распечатать.


Учитель.

Сегодня мы говорили о семье, вы делились своими историями, и чем больше у вас будет таких совместных воспоминаний и каких-то общих дел: приготовления семейных блюд, игр, встреч с родными, тем сильнее будет чувство любви и привязанности друг к другу. Пусть вас всегда согревает родительское тепло.








РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

1-2 классы

27 февраля 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»



Цель занятия: воспитывать уважение к семейным ценностям и традициям, осознавать необходимость выстраивать взаимоотношения в семье на основе любви, взаимоуважения и взаимопомощи друг другу.

Формирующиеся ценности: крепкая семья, взаимопомощь и взаимоуважение, преемственность поколений.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • осознавать первоначальные представления о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений в семье;

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям;

  • понимать необходимость проявления взаимоотношения и взаимопомощи в семье.

Метапредметные:

  • анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей;

  • формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать своё мнение;

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, интерактивных заданий.


Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-12-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/2013/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1963/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1962/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-12-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-12-presentation1.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/familyvalues-12-1/index.html?back_url=/topic/39/grade/12/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/familyvalues-12-2/index.html?back_url=/topic/39/grade/12/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/familyvalues-12-3/index.html?back_url=/topic/39/grade/12/

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Целью этой части является введение в тему занятия через организацию познавательной беседы на основе работы с картинами русских художников: Н. П. Богдан-Бельский «Чаепитие» (1913 г.) и В. С. Баюскин «За обедом» (1950 г.). Тема семьи была и остаётся важнейшей в искусстве. Художники и писатели передавали не только индивидуальность и характер изображаемых персонажей, а, в первую очередь, те отношения, которые ценятся в семье и объединяют её - теплоту, дружественность, радость, искренность чувств.

Предлагая рассмотреть две картины, педагог подводит обучающихся к выводу, что на них изображены семьи, собравшиеся вместе за столом, представлены три поколения семьи. Дополнительно педагог может сообщить, что одна картина была написана в начале, а другая в середине двадцатого века, и спросить, что мог бы изобразить на картине современный художник, если бы он рисовал семью. Очень важно помочь детям прийти к выводу, что изменится внешняя обстановка, одежда людей, предметы на столе, а вот внутреннее настроение не изменится, картина будет передавать то же настроение - радость от того, что все собрались вместе. При необходимости педагог может дополнительно использовать репродукции картин Б. М. Кустодиева «На террасе», И. С. Куликова «Чаепитие в крестьянской семье».

Подводя итог обсуждения, педагогу очень важно подчеркнуть, что семья — это начало и продолжение любого человека, но при этом каждая семья - уникальна, ведь у каждой семьи своя история и традиции. От каждого члена семьи зависит то, насколько радостно и уютно в семье, потому что семья — это любовь и верность, уважение и забота, совместные дела и события.

Часть 2. Основная

В начале основной части предлагается обратиться к личному опыту обучающихся: рассказать о своей семье. Рассказы обучающихся о семье должны мотивировать детей на осознание традиций, сложившихся в их семьях, их ценности для осознания важности семьи в жизни человека. При организации беседы, учитывая, что словарный запас детей в этом возрасте ещё небольшой, учитель, как вариант, может предложить свой рассказа.

Расскажу об одной из своих учениц. Её звали Юля, и сейчас она уже учится в пятом классе. Её семья состоит из бабушки, дедушки, мамы и папы. Её маму зовут Инна Петровна, она работает учителем музыки, а папу зовут Георгий Борисович, и он инженер. Он очень много работает и сильно устает. Её бабушка Анастасия Сергеевна уже на пенсии и не работает, да и дедушка Василий Сергеевич тоже пенсионер.

Очень важно, чтобы высказались только те, кто хочет. Если желающих в этот момент занятия в классе не будет, то не следует настаивать на ответах. Педагогу в этом случае нужно сказать, что он понимает ребят, семья - это самое дорогое, а именно о самом дорогом рассказывать трудно, поэтому предлагает договориться, что если желание появится, то в конце занятия обязательно оставит время для того, чтобы послушать тех, у кого желание появилось.

Следующий содержательный блок основной части занятия связан с просмотром видеоматериала о семье.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Наши родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки - это наша семья. И мы с гордостью говорим о них, об их профессиях и достижениях. Они - самое главное и важное, что у нас есть.

Семья - это самые родные, близкие и любимые люди, с которыми мы живём вместе, под одной крышей, в одном доме. Или если живём далеко друг от друга, то всегда поддерживаем связь. И связь эта неразрывна.

Доверие, взаимопонимание, любовь и забота друг о друге - вот что важно в семье. Если всё это есть, то всегда, что бы ни случилось, мы можем надеяться на поддержку и понимание родных.

Семья - это опора для каждого из нас. Поэтому так важно беречь и сохранять её историю, помнить и соблюдать семейные традиции. Это и домашние праздники, и совместные путешествия, и отдых, и, конечно, составление семейной летописи.

Семейная летопись - это книга, в которой можно составить свою родословную, генеалогическое древо своей семьи, то есть по крупицам восстановить историю своего рода.

Создавайте свои родословные. И ни одна история, ни одна частица памяти не останется забытой и утерянной. Именно так - через семейное древо - складывается уникальная история каждой семьи, которая передаётся в роду из поколения в поколение.

Раскрывается основная тема урока - о роли семьи в жизни человека, правилах создания семейного древа - также при выполнении интерактивных заданий: «Семейное древо», «Пословицы о семье».

Интерактивное задание №1 «Семейное древо».

Содержание задания: обучающимся необходимо переместить фотографии членов семьи в соответствии с указанными родственными связями.

При выполнении задания необходимо соблюдать правила: сверху - я, сестра, брат, двоюродный брат, двоюродная сестра - на одной линии;

ниже - мама, папа, тётя, дядя;

ниже - родители мамы и папы, бабушка и дедушка;

ниже - прадедушка и прабабушка.

Если у педагога нет возможности использовать интерактивную доску, то задание можно выполнить с использованием наглядного материала - иллюстрации семейного дерева.

Если по каким-то причинам педагог не будет включать в занятие выполнение этого интерактивного задания, то важно, чтобы он произнес следующий текст: «На фотографии мы смотрим и с гордостью произносим: „Это моя семья. Семья - это самое важное, что есть у каждого из нас. Она держится на взаимопонимании и доверии, любви и заботе друг о друге. И что бы ни случилось, мы всегда можем рассчитывать на понимание и поддержку родных. Семья - это опора и поддержка каждого человека, поэтому важно знать и беречь историю своей семьи“».


Интерактивное задание №2 построено на материале пословиц о семье. Обучающимся необходимо правильно соединить части пословиц. После того как пословицы будут соединены, обязательно уточняется понимание этих пословиц.

Интерактивное задание №2 «Пословицы о семье».

Содержание задания: обучающимся необходимо правильно соединить части пословиц. Педагог обращает внимание на значение каждой из представленных пословиц.


Ещё один содержательный блок основной части посвящён роли мамы в семье. Начинается этот блок с обсуждения значения пословицы «Мама в доме - что солнышко на небе». Педагогу очень важно включить обучающихся в разговор о том, почему издавна считалось, что женщина в семье - это хранительница семейного очага, хранительница настроения семьи. Упоминание о большом количестве дел в семье очень важно для укрепления желания помогать мамам и бабушкам. В тот момент занятия, когда педагог предлагает ребятам вспомнить, как можно помочь нашим мамам, бабушкам, важно избежать формальных стандартных ответов. Один из способов проведения этого фрагмента занятия: попросить детей посидеть в тишине, и каждому для себя определить, как он может помочь, какой помощи особенно обрадуется мама и бабушка. На этом этапе занятия можно предложить послушать фрагмент песни «Мама - первое слово» из фильма «Мама».

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.


Так бывает - ночью бессонною

Мама потихоньку всплакнет,

Как там дочка, как там сынок её,

Лишь под утро мама уснёт.


Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.


Часть 3. Заключительная

В заключение педагог предлагает рассказать о том, какие традиции есть в семье. Если у ребят не будет пока желания рассказать, педагог говорит, что о семейных традициях разговор будет продолжен, потому что чем больше совместных воспоминаний, общих дел: приготовления семейных блюд, игр, встреч с родными, тем сильнее чувство любви и привязанности друг к другу. Так возникают семейные традиции.

Фрагмент стихотворения Ольги Высотской поможет напомнить детям о предстоящем замечательном празднике.

В марте есть такой денёк,

С цифрой, словно кренделёк.

Кто из вас, ребята, знает,

Цифра что обозначает?

А выполнение интерактивного задания №3 «Поздравительная открытка» позволит составить искренний и добрый текст открытки для любимых и дорогих мам и бабушек.



Подводя итог, педагог еще раз подчеркивает, что именно в семье мы получаем поддержку, растём и развиваемся. Близкие верят в нас и дают нам силы. Забота родных и близких даёт чувство защищенности. Родительское тепло согревает и даёт силы самим стать сильнее.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!