СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ» 10-11 класс 23 октября 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ» 10-11 класс 23 октября 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ» 10-11 класс 23 октября 2023 г.»


РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

День подразделений

специального назначения

10-11 классы

23 октября 2023 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10-11 классов по теме:

«ДЕНЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»


Цели: знакомство с определением и видами подразделений специального назначения (спецназа), их историей, традициями, задачами; формирование осознания сложности и важности службы в подразделениях специального назначения; воспитание уважения к людям, посвятившим свою жизнь служению Отечеству в подразделениях специального назначения и понимания смысла ценности профессии, формирование чувства гордости за силовые структуры, обеспечивающие защиту суверенитета и ценностей нашего Отечества.

Формирующиеся ценности: любовь к Родине, служение Отечеству, гордость за страну.


Основные смыслы: Российские подразделения специального назначения — исторически олицетворяют любовь и бескорыстное служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Вооружённые Силы Российской Федерации и органы государственной безопасности имеют подразделения специального назначения. Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и моральными качествами, являются достойным примером настоящего мужчины.


Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов и цитат с последующим обсуждением.


Партнёры занятия:
  • Международная Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора

«Альфа»;

  • Ассоциация социальной защиты ветеранов подразделений специального назначения «Братство краповых беретов „Витязь“»;

  • Российское военно-историческое общество.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, сегодня наш разговор посвящён особенным воинам нашего Отечества – подразделениям специального назначения.

24 октября отмечается день одних из самых засекреченных и самых боеспособных подразделений, стоящих на страже безопасности нашей страны.

Подразделения специального назначения существуют во всех силовых структурах Российской Федерации, но отличие их в том, что они выполняют задачи особой сложности и важности.

Что это за задачи – постараемся найти ответ в видеоролике, в котором рассказывается о трёх наиболее известных подразделениях специального назначения.


Демонстрация видеоролика «Спецназ России» (дикторский текст).

Спецназ – элита силовых структур Российской Федерации, щит и меч нашей страны. Наиболее известные спецподразделения «Альфа»,

«Вымпел» и «Витязь».

Группа «АЛЬФА», или Управление «А» Центра специального назначения ФСБ РФ. Её главные задачи предотвращение действий террористов и их дальнейшая ликвидация, а также освобождение заложников. Наиболее знаковые операции группы «А»:

18–19 декабря 1981 года. Г. Сарапул. Удмуртская АССР. Вооружённые дезертиры из 248-й мотострелковой дивизии взяли в заложники 25 десятиклассиков средней школы № 12. Благодаря сплочённым и профессиональным действиям бойцов под руководством командира группы Геннадия Зайцева все ребята были спасены.

1988 год. Г. Орджоникидзе. Банда из четырёх человек захватила пассажирский автобус, на котором с экскурсии возвращались ученики 4 класса вместе с учительницей. Террористы перегнали автобус в аэропорт Минеральных вод, в аэропорту их уже ожидал спецназ «Альфа». После изнурительных переговоров, которые почти семь часов вёл по рации командир группы Геннадий Зайцев, удалось договориться о личном контакте. В итоге дети, учительница и водитель были отпущены, а место заложников занял сотрудник госбезопасности, которого бандиты перед вылетом также отпустили в обмен на деньги. По прилёте в иностранный аэропорт террористов задержали и после депортировали в Советский Союз.

Группа «ВЫМПЕЛ», или Управление «В» Центра специального назначения ФСБ РФ. Подразделением было проведено не менее двух сотен специальных операций, 12 офицеров «Вымпела» имеют звание Героя РФ.

Один из множества героических эпизодов в истории «Вымпела» отражение нападения бандитов на Дагестан в 1999 году. Тогда отражать атаки террористов приходилось в условиях, когда силы противника были больше в 20 раз. В результате значительная часть наступавших отрядов вооружённых бандитов была рассеяна и ликвидирована, а через некоторое время Дагестан был полностью зачищен от террористов.

Отряд «ВИТЯЗЬ», или 604-й Краснознамённый Центр специального назначения Росгвардии. Подразделение занимается ликвидацией вооружённых группировок и формирований, а также борется с террористическими актами. 11 августа 1990 года «Витязи» провели уникальную спецоперацию в Сухуми. Рецидивисты, заключённые и подследственные захватили местный изолятор временного содержания с арсеналом конфискованного у населения незаконного оружия.

По приказу руководства КГБ в столицу Абхазской АССР из Москвы вылетели сотрудники Группы «Альфа» и Отряда «Витязь». Когда вооружённые бандиты вместе с заложниками погрузились в микроавтобус, группа захвата начала операцию по их обезвреживанию. Одновременно две группы начали штурм изолятора. За считаные секунды преступники в автобусе были обезврежены, а заложники освобождены. Бандиты в изоляторе после недолгого сопротивления также сдались.

Учитель. Мы увидели, что спецназ – это элитные военные силы, которые выполняют самые сложные и опасные задачи в интересах национальной безопасности России и благополучия её граждан. Итак, для каких целей они созданы? Какие специальные задачи они выполняют?

Ответы обучающихся.

Учитель (подводя итоги обсуждения). Функции подразделений специального назначения тесно связаны с задачами тех родов войск, где они организованы, но в целом сводится к следующим:

  • разведка и диверсии на территории врага;

  • пресечение диверсионной деятельности в отношении России;

  • антитеррористическая деятельность, включающая освобождение заложников;

  • обеспечение общественной безопасности;

  • охрана особо важных объектов и лиц.

Учитель. Итак, сегодня мы с вами узнали, ребята, что задачи спецназа могут быть очень разные. Это разведка, диверсионные действия, операции по нарушению коммуникации и т.д. Одной из основных задач подразделений является борьба с незаконными вооруженными формированиями и диверсионно-разведывательными группами. Поэтому с первого дня бойцы подразделений специального назначения участвуют в специальной военной операции. В этом проявляется их гражданская ответственность и любовь к своей стране, к своему народу. Они с честью выполняют свой долг – защищать Родину, отстаивать ее территориальную целостность и национальный суверенитет, сохранять культуру и традиции, сильное и единое общество нашей страны.

Часть 2. Основная

Учитель. Сегодня главными героями нашего занятия выступят люди, которые принимали участие в настоящих спецоперациях. Это заслуженные ветераны подразделений специального назначения, Герои Российской Федерации. Эти спецподразделения наиболее известны в народе как «Альфа»,

«Вымпел» и «Витязь».


Демонстрация видеоролика федеральных спикеров.

Учитель. Ребята, люди, которых мы сейчас с вами слушали, безусловно, вызывают восхищение и чувство глубокого уважения и гордости за их мужество, профессионализм, любовь и служение Отечеству.

ВАРИАНТ 1 продолжения сценария

Учитель. В выступлении... было сказано ... (приводятся точные цитаты федеральных спикеров). Проанализируйте высказывания и ответьте на вопросы.

    • Как вы понимаете суть высказывания?

    • Актуально ли оно в наше время? Актуально ли оно не только для представителей военных профессий?

    • Чему оно учит?


ВАРИАНТ 2 продолжения сценария

Учитель. Проанализируйте высказывания выдающихся отечественных военных деятелей и ответьте на вопросы.

    • Как вы понимаете суть высказывания?

    • Актуально ли оно в наше время? Актуально ли оно не только для представителей военных профессий?

    • Чему оно учит?

Демонстрация презентации «Цитаты»

8–9 класс

М. И. Кутузов: «Главное не крепость взять, а войну выиграть»;

Ю. И. Дроздов: «Берегите людей, берегите Россию».

10–11 класс

Г. К. Жуков: «Разгром противника в операции, сражении или в бою – дело всего коллектива, общее дело. Тот, кто пытается возвыситься над коллективом, или тот, кто хочет кого-либо возвысить, – противоречит истине».

Г. Н. Зайцев: «Спецназ в России больше, чем просто специальные подразделения: это особая философия, это образ жизни, это готовность выполнить задачу ценой своей жизни».

Учитель. Давайте ближе познакомимся с основателями двух легендарных подразделений специального назначения «Альфы» и «Вымпел».


Зайцев Геннадий Николаевич

Учитель (демонстрация презентации).

Геннадий Николаевич Зайцев – легендарный командир не менее легендарной группы «Альфа», Герой Советского Союза, лично руководил многими знаковыми ситуациями по освобождению заложников, в этом году Геннадию Николаевичу исполняется 90 лет.

Человек невероятных волевых качеств, с особым внутренним стержнем, который, невзирая ни на какие авторитеты и ни на какое давление, принимал решения и брал на себя ответственность за них – так отзываются о Геннадии Николаевиче его сослуживцы.

В одном из интервью журналисты спросили Геннадия Николаевича, какая спецоперация была для него самой сложной, он ответил – освобождение детей из захваченного автобуса в г. Орджоникидзе.

Геннадий Николаевич рассказал, что существуют общепринятые правила

– ни на какие уступки террористам идти нельзя, но в этой операции мы отступили от правил, поскольку наша задача состояла в том, чтобы дети были освобождены живыми любой ценой. И мы задачу выполнили – дети остались живы, бандиты задержаны и предстали перед судом.

Учитель. Давайте послушаем отрывок из воспоминаний Г. Н. Зайцева об этой операции:

Демонстрация видео «Интервью с Г. Н. Зайцевым, фрагмент 1»

Транскрипция с видео:

И двери, и окна автобуса были плотно закрыты одеялами. Внутреннее пространство не просматривалось вообще. Первое, когда я вступил в переговоры с бандитом, с Яшкиянцем, главарём банды, я попросил его передать трубку учительнице. Я задал ей единственный вопрос: «Как чувствуют себя дети?». Она ответила: «Дети проснулись, дети плачут, дети волнуются…» и так далее. Я говорю: «Во-первых, вы успокойтесь сами, вы сейчас там и мама, и папа, и бабушка с дедушкой этих детей. Вы главный для них сейчас воспитатель и главный родитель. Поэтому вы показываете им личный пример свой и всячески успокаиваете своих детей. Вам я могу твёрдо дать гарантию в том, что мы будем делать всё возможное, чтобы вы не пострадали, а были освобождены».

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете, почему первое, что сделал Геннадий Николаевич, – это попросил поговорить с учительницей?

  2. Как вы думаете, какие чувства в этот момент испытывал сам Геннадий Николаевич?

  3. Какие качества Геннадия Николаевича позволили вселить в учительницу силы и выдержать это испытание?

  4. Почему Геннадий Николаевич так уверенно говорил об итоге спецоперации?

Учитель. Теперь послушаем ответ Геннадия Николаевича на последний вопрос.

Демонстрация видео «Интервью с Г. Н. Зайцевым, фрагмент 2»

Транскрипция с видео:

Главная заповедь любого спецназовца: «Сам погибай, а заложника освободи». Это непреложный закон. Он так воспитан, спецназовец.

Вопросы для обсуждения:

    • Как вам кажется, любой человек может стать спецназовцем?

    • Какими качествами, ценностями и убеждениями необходимо обладать, чтобы соответствовать требованиям службы в спецназе?

Дроздов Юрий Иванович

Учитель (демонстрация презентации).

Юрий Иванович Дроздов прожил долгую (почти 92 года) и удивительную жизнь, легендарный русский разведчик, воспитавший ни одно поколение разведчиков специального назначения.

Отец-основатель и руководитель разведывательно-диверсионного подразделения КГБ СССР «Вымпел», которое было создано для выполнения сверхважных и сложных задач за границей.

Подразделение создавалось Дроздовым по принципу – сплав интеллекта и силы. Пример, его «вымпеловца» — это мастер спорта по карате, владеющий тремя иностранными языками. Его ученикам по зубам были все стихии, любые вызовы и головоломки. А супергероями их сделал учитель Юрий Иванович,

«Дед», как свои его называли.

Учитель. Предлагаю посмотреть воспоминания о Юрии Ивановиче людей, которым посчастливилось с ним работать.

Демонстрация видео «Ю.И. Дроздов. Воспоминания коллег»

Транскрипция с видео:

«Он — величайший аналитик. Недаром его называли «мистер Фаберже Дроздов». Он мог из информации сделать драгоценный камень», — отметил Валерий Попов, президент Ассоциации ветеранов Группы «Вымпел».

«Во всех отношениях — не только служебных, но и межличностных — он был очень строгий, взыскательный. И это правильно. К этому его приучила служба, его работа», сказал Геннадий Зайцев, командир группы «Альфа».

Операции, проведённые Юрием Дроздовым, ещё долго будут разбирать в разведшколах. По его книгам готовят сегодняшних резидентов.

«Это «патриарх» нашей нелегальной разведки. Он всю жизнь свою посвятил служению Отечеству. Это было главным принципом его работы служить Родине», подчеркнул Николай Похиленко, ветеран Группы

«Вымпел».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, когда Юрий Иванович формировал группу «Вымпел» на какие личностные качества кандидатов он ориентировался? Какими принципами руководствовался?

  • Знание каких учебных дисциплин необходимы бойцам «Вымпела»?

  • Какие качества, ценности и убеждения сделали Ю. И. Дроздова легендой русской разведки?

Методический комментарий: при обсуждении вопросов основного блока занятия важно подчеркнуть, что бойцы спецназа должны не только иметь хорошую физическую подготовку, владеть навыками выживания и умениями обращаться с любым оружием и военно-тактическим оборудованием, но и силу духа, высокие интеллектуальные способности: быстро ориентироваться в экстренных ситуациях и принимать решения, реагировать быстро и слаженно в команде, быть практически моментально обучаемыми.

Учитель. Спецназовцем не рождаются, спецназовцем становятся путём постоянных тренировок, развития как физических, так и интеллектуальных способностей.

Если захотеть, таким человеком и вы сможете стать. Отвага, сила, ловкость, смелость, внимательность и стрессоустойчивость, умение быстро принимать решения, огромный запас знаний, который и позволяет спецназовцу действовать быстро и решительно – все эти качества можно в себе развивать.

Кстати, вот один из секретов тренировки выносливости при беге: дыхание только через нос. Два коротких вдоха и два коротких выдоха. Такая схема, по признаниям инструкторов и действующих сотрудников, обеспечивает идеальное количество воздуха в лёгких и облегчает процесс бега, попутно обеспечивая непрерывное дыхание и практически полное отсутствие одышки.

А мы можем попробовать и сейчас сделать одно из упражнений, которое применяют при подготовке бойцов спецподразделений.

Упражнение на развитие наблюдательности

Учитель предлагает школьникам внимательно посмотреть на картинку, демонстрация которой будет длиться всего 10 с, и запомнить, какие предметы на ней были изображены, количество, цвет и т. д.

Когда перечислены все предметы с картинки, учитель может задать дополнительные вопросы: какого цвета, размера были предметы и т.д.

По окончании упражнения можно определить самого внимательного школьника.


Учитель. А ещё в упражнения для бойца спецназа входят тренировка слуха, бокового и ночного зрения.

Ребята, а вы знаете, где готовят воинов спецподразделений?

Ответы обучающихся.

Учитель. Бойцов подразделений специального назначения готовят в Академии Федеральной службы безопасности РФ, военных учебных заведениях Министерства обороны РФ, учебных заведениях Министерства внутренних дел РФ. Туда можно попасть только при большом личном желании, хорошей успеваемости в школе, участии в работе военно- патриотических клубов (центров) или занятиях спортом. При поступлении кандидаты проходят различные тесты, включающие физическую, психологическую и интеллектуальную подготовку.


Часть 3. Заключение

Учитель. История спецназа насчитывает более 70 лет, хотя прообразы особых воинов, известных нам из истории, существовали в российской армии гораздо раньше – это и былинные богатыри, и партизанские отряды во время войны с Наполеоном, знаменитые пластуны Крымской войны и знаменитая мотострелковая бригада особого назначения НКВД в годы Великой Отечественной войны.

Дополнительно учитель может показать видеоролик об истории спецназа.

Демонстрация видеоролика «История спецназа» (дикторский текст). 24 октября отмечается День подразделений специального назначения в Вооружённых силах Российской Федерации. Праздник учреждён указом

Президента России 31 мая 2006 года.

Первым воином спецназа по праву можно считать монаха Илию, чудотворца Муромского, чьи ратные подвиги окутаны легендами. Именно его называют прототипом былинного героя Ильи Муромца. В XII веке он был рьяным защитником Руси, а после принял постриг и навсегда удалился от мира в Киево-Печерскую лавру. Ныне святой Илия один из небесных покровителей подразделений специального назначения.

И в разных стычках, сражениях и войнах показывали свою мощь русские воины. Слава о них гремела как во времена Северной, так и во времена Отечественной войны 1812 года. Так, например, в борьбе с Наполеоном проявили себя партизанские подразделения специального назначения под руководством Дениса Давыдова, знаменитого гусара, поэта и генерал- лейтенанта.

В Крымской войне, особенно во время обороны Севастополя, показали себя так называемые пластуны, которые сближались с противником незаметно, сливаясь с окружающей обстановкой. Эти отряды наиболее близки к современному спецназу.

В годы Великой Отечественной войны была сформирована Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР, которая во многом стала предшественницей современного российского спецназа. Основу личного состава бригады составили сотрудники госбезопасности и погранвойск, а также добровольцы-спортсмены «Динамо» и ЦДКА. Эти бойцы уничтожили свыше 130 тысяч военнослужащих противника, в том числе 90 видных деятелей гитлеровцев и свыше 2 тысяч шпионов и предателей.

Советские воины специальных подразделений вели боевую работу по защите интересов СССР во многих странах мира. И по сей день в современной России выполняют задачи повышенной сложности и секретности: борются с терроризмом, организовывают и ведут

разведдеятельность, выполняют спецзадания за границей.

Российские спецназовцы – это элита российских силовых структур, её гордость и сила.


Учитель. День спецназа – это праздник, который напоминает нам о важности защиты суверенитета, ценностей и жителей нашего государства, о роли специальных военных подразделений в обеспечении безопасности граждан и стабильности в стране. Верность Отечеству, сила духа, мужество и острота ума делают представителей спецназа России лучшими в мире и позволяют всем жителям страны находиться в безопасности. Эти люди, которыми мы по праву можем гордиться!

Учитель. Сегодня мы обсудили ценности и качества истинных мужчин, которые позволяют им быть не только отважными защитниками страны, но и замечательными сыновьями, отцами, мужьями и дедушками. Я уверена, что в каждой из ваших семей есть уникальные особенности, традиции и истории, которыми важно поделиться со всей страной, приняв участие во всероссийском конкурсе "Это у нас семейное".

Конкурс открывает возможность вспомнить и собрать историю своей семьи, изучить семейные корни, возродить традиции и создать совместные проекты. Участников конкурса ждут 30 сертификатов на 5 000 000 рублей на улучшение жилищных условий, 300 больших семейных путешествий для семей-финалистов и подарки за выполненные задания от партнеров конкурса..

Учитель. Подать заявку на участие в конкурсе можно до 4 ноября. Обсудите сегодня дома с родителями участие вашей семьи в конкурсе «Это у нас семейное».

Дополнительно учитель может обсудить с обучающимися проекты и программы по военно-спортивному воспитанию и патриотической подготовке детей и молодёжи, реализующиеся в регионе, – клубы, кадетские классы, подшефные классы образовательных организаций, спортивные секции и т. д. ПОСТРАЗГОВОР

Знакомство с местными секциями и спортивными клубами, которые помогают подготовиться к военной службе.

Посещение музеев, посвящённых истории Вооружённых Сил Российской Федерации.

Встречи с ветеранами различных родов войск, в том числе с ветеранами подразделения антитеррора «Альфа», подразделений специального

назначения «Братство краповых беретов „Витязь“».

Изучение материалов Российского военно-исторического общества.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с функциями государства, лидерством, выбором профессии.

История: работа с информацией о военных подразделениях специаль- ного назначения в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  1. «Спецназ ГРУ: очерки истории». Историческая энциклопедия в 4 книгах. / Козлов С. В. и др. - М., 2009.

  2. «Военная история России». Учебное пособие для общеобразовательных организаций. / В. Р. Мединский и др. М.: Просвещение, 2021.

  3. «Альфа – моя судьба». Герой Советского Союза Г. Н. Зайцев. С.- Петербург, «Славия». 2009.

  4. Книга «Крещённые небом» (2012, сборник).

  5. Книга «Альфа – сверхсекретный отряд КГБ», 1992 год. Автор: Михаил Болтунов.

  6. «ВЫМПЕЛ группа специального назначения КГБ СССР», автор Д. Соловьев.

  7. «Вымысел исключён», автор Ю. И. Дроздов.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

Мы благодарны людям, которые своим мужеством, храбростью, профессионализмом и героизмом сохраняют единство народа нашей страны и её территориальную целостность. Благодарны им за то, что стоят на защите жизни и духовно-нравственных ценностей россиян.




















РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

День подразделений

специального назначения

10-11 классы

23 октября 2023 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10-11 классов по теме:

«ДЕНЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»


Цели занятия: знакомство с определением и видами подразделений специального назначения (спецназа), их историей, традициями, задачами; формирование осознания сложности и важности службы в подразделениях специального назначения; воспитание уважения к людям, посвятившим свою жизнь служению Отечеству в подразделениях специального назначения и понимания смысла ценности профессии, формирование чувства гордости за силовые структуры, обеспечивающие защиту суверенитета и ценностей нашего Отечества.


Формирующиеся ценности: любовь к Родине, служение Отечеству, гордость за страну (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п.25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).


Основные смыслы: российские подразделения специального назначения — исторически олицетворяют любовь и бескорыстное служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Вооружённые Силы Российской Федерации и органы государственной безопасности имеют подразделения специального назначения. Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и моральными качествами, являются достойным примером настоящего мужчины.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов и цитат с последующим обсуждением.


Партнёры занятия:
  • Международная Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора

«Альфа»;

  • Ассоциация социальной защиты ветеранов подразделений специального назначения «Братство краповых беретов „Витязь“»;

  • Российское военно-историческое общество.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Занятие начинается со вступительного слова учителя и краткой беседы с обучающимися о подразделениях специального назначения, об их роли в защите страны. Демонстрация видеоролика способствует формированию заинтересованности и мотивирует обучающихся к дальнейшей познавательной активности. Успешная мотивация обеспечивает необходимые эмоции и настраивает школьников на активную деятельность во время занятия.

Обсуждение функций спецназа позволяет обучающимся лучше понять задачи этих подразделений.


Часть 2. Основная.

Демонстрация видеоролика федеральных спикеров продолжается обсуждением предлагаемых цитат (см. сценарий).

В сценарии для учителя подготовлены вопросы, которые он может обсудить с обучающимися.

Демонстрация презентации о героях спецназа и руководителях подразделений специального назначения знакомит обучающихся с личностями этих людей, позволяет понять их мотивы и поступки.

Учитель предлагает на основе увиденного составить облако слов «Герой подразделения специального назначения».

Каждый учащийся предлагает одно слово, характеризующее людей, воинов Отечества, которые выполняют особо сложные задачи по защите Родины.

При обсуждении облака слов важно подчеркнуть, что бойцы спецназа должны не только иметь хорошую физическую подготовку, владеть навыками выживания и умениями обращаться с любым оружием и военно- тактическим оборудованием, но и силу духа, высокие интеллектуальные способности: быстро ориентироваться в экстренных ситуациях и принимать решения, реагировать быстро и слаженно в команде, быть практически моментально обучаемым.

Предлагаемое упражнение на внимательность также имеет цель познакомить школьников с подготовкой бойцов-спецназовцев, а также больше узнать о том, как можно стать спецназовцем.


Часть 3. Заключение.

Итоговая рефлексия.

В заключение занятия учитель предлагает обучающимся совместно подвести итог состоявшегося разговора.

В качестве дополнительного задания учитель может продемонстрировать видеоролик, рассказывающий об истории спецназа России, что служит обобщением и подведением итога состоявшемуся на занятии разговору.

Дополнительно учитель может обсудить с обучающимися проекты и программы по военно-спортивному воспитанию и патриотической подготовке детей и молодёжи, реализующиеся в регионе, – клубы, кадетские классы, подшефные классы образовательных организаций, спортивные секции и т. д.


ПОСТРАЗГОВОР

Знакомство с местными секциями и спортивными клубами, которые помогают подготовиться к военной службе.

Посещение музеев, посвящённых истории Вооружённых Сил Российской Федерации.

Встречи с ветеранами различных родов войск, в том числе с ветеранами подразделения антитеррора «Альфа», подразделений специального назначения «Братство краповых беретов „Витязь“».

– Изучение материалов Российского военно-исторического общества.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с функциями государства, лидерством, выбором профессии.

История: работа с информацией о военных подразделениях специального назначения в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • «Спецназ ГРУ: очерки истории». Историческая энциклопедия в 4 книгах. / Козлов С. В. и др. - М., 2009.

  • «Военная история России». Учебное пособие для общеобразовательных организаций. / В. Р. Мединский и др. М.: Просвещение, 2021.

  • «Альфа моя судьба». Герой Советского Союза Г. Н. Зайцев. С- Петербург, «Славия». 2009.

  • Книга «Крещённые небом» (2012, сборник).

  • Книга «Альфа - сверхсекретный отряд КГБ», 1992 год. Автор: Михаил Болтунов.

  • «ВЫМПЕЛ группа специального назначения КГБ СССР», автор Д. Соловьев.

  • «Вымысел исключён», автор Ю. И. Дроздов.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Мы благодарны людям, которые своим мужеством, храбростью, профессионализмом и героизмом сохраняют единство народа нашей страны и её территориальную целостность. Благодарны им за то, что стоят на защите жизни и духовно-нравственных ценностей россиян.


При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

    • тема занятия;

    • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

    • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

    • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

    • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

    • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!