СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» 3-4 классы 19 февраля 2024 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» 3-4 классы 19 февраля 2024 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» 3-4 классы 19 февраля 2024 г.»


патриотизм




любовь к Родине



Сценарий занятия

День Защитника Отечества

3–4 классы



























служение Отечеству



19 февраля 2024 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3–4 классов по теме

«День защитника Отечества»


Цель занятия: расширить представление обучающихся о празднике День защитника Отечества, воспитывать уважение к людям, служащим в вооружённых силах РФ, формировать чувство благодарности защитникам Отечества и гордости за российскую армию, обеспечивающую сохранение мира.


Формирующиеся ценности: любовь к Родине, служение Отечеству, сохранение исторической памяти.


Основные смыслы: День защитника Отечества – это всенародный праздник, который воплощает чувства уважения наших граждан к своим доблестным защитникам, гордости за всех, кто служил и служит в армии и на флоте, признания их героических заслуг перед Родиной в отстаивании её национальных интересов, суверенитета и независимости, всеми, кто по заветам предков «Отчизну мужеством прославил». Люди, искренне любящие свою Родину и трудящиеся на её благо – являются защитниками Отечества.


Планируемые результаты. Личностные:
  • понимать особую роль вооружённых сил России в сохранении мира и спокойствия, благополучия и независимости государства, всего общества и каждого гражданина;

  • проявлять интерес к изучению отечественной истории;

  • испытывать чувства уважения и благодарности к защитникам

Отечества.


Метапредметные:
  • проявлять умения успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде.

Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации и выполнение интерактивного задания.


Комплект материалов:

  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеоматериалы,

  • интерактивное задание,

  • презентация.

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Вводная беседа – знакомство со смыслом праздника. Постановка

проблемы, просмотр обращений федеральных спикеров.


Часть 2. Основная

Выполнение интерактивного и игрового заданий, эвристические беседы, рассматривание иллюстративного материала, работа с воображаемыми ситуациями по сюжету занятия о Дне защитника Отечества.


Часть 3. Заключительная

Обобщающая беседа, подведение итогов занятия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, перед вами картины, как вы думаете, какая тема их объединяет? Объясните.

Ответы обучающихся.

В. Васнецов. Три богатыря

С. Герасимов.

Кутузов на Бородинском поле



В. Дмитриевский, И. Евстегнеев, Г. Прокопинский.

Рождение Красной Армии или Первый бой с немцами под Псковом 23 февраля 1918 г.

(фрагмент картины)

А. Дейнека. Оборона Севастополя (фрагмент)


Учитель. Все картины рассказывают о том, что в разные времена русские воины-богатыри защищали свободу и независимость нашей родной земли, Отечества, страны, которая объединила многие народы. О каких событиях нашей истории рассказывают вот эти картины?

Ответы обучающихся.





С. Герасимов.

Кутузов на Бородинском поле

А. Дейнека Оборона Севастополя (фрагмент)

Учитель. Перед вами картины, которые рассказывают о героических страницах истории нашей Родины. Первое полотно – война с французской армией Наполеона в начале XIX века, а Великая Отечественная война, битва за Севастополь – сюжет второй картины. Какая цель объединяет солдат нашей доблестной армии?

Ответы обучающихся.

Учитель. Вооружённые силы России днём и ночью стоят на страже мирной жизни её граждан. Как вы думаете, почему на плакатах об армии художники часто изображают детей и женщин?

Ответы обучающихся.



Учитель. Родину всегда сравнивают с самым близким и дорогим человеком – матерью. Защита родного дома, женщин и детей – является священным долгом каждого воина, потому что с семьи начинается родной дом, родная земля и страна, где каждый из нас родился и живёт.

Рассмотрите фотографии. Знаете ли вы, какое торжественное событие в жизни военных представлено на фотографиях?

Ответы обучающихся.




Учитель. Военная присяга – торжественное обещание, клятва, которую даёт гражданин, вступающий в ряды Вооружённых Сил. Принимая присягу, военнослужащий берёт на себя высокие обязательства. Познакомимся с текстом присяги.




Учитель предлагает одному из обучающихся прочитать первые строчки Присяги: «Я торжественно присягаю на верность своему Отечеству Российской Федерации».

Учитель. Выскажите своё мнение, как вы понимаете слова «присягаю на

верность».

Ответы обучающихся.

Учитель. Воин клянётся (искренне обещает) исполнять свой воинский долг – всегда и везде защищать свою Родину, мирную жизнь граждан.

Наша армия, прежде всего, защищает возможность каждого гражданина России жить в мире и согласии. Праздник День защитника Отечества – символ мужества и преданности Отечеству, отмечается с гордостью, с уважением ко всем защитникам родной страны, прежде всего к тем, кто сегодня стоит на страже рубежей России. Послушаем спикеров нашего занятия.


Демонстрация выступлений федеральных спикеров.


Часть 2. Основная


Учитель. Праздник 23 Февраля является также Днём воинской славы, и имеет долгую и героическую историю. Вспомним страницы истории праздника.


Демонстрация видео «День защитника Отечества».

23 Февраля – праздник мужества и отваги, стойкости и патриотизма! История праздника начинается в далёком 1918 году, когда создавалась Рабоче-Крестьянская Красная армия. Но официальная дата празднования


23 февраля появилась в 1922 году и получила название День Красной Армии и Флота.

Особенно значимым этот день стал в годы Великой Отечественной войны. Выступления бригад артистов, письма из дома и подарки, сделанные своими руками, всё это укрепляло боевой дух армии и поддерживало солдат на передовой.

После окончания войны праздник получил новое название День Советской Армии и Военно-Морского Флота. И отмечать его стали торжественно: проходили тематические фестивали, конкурсы, соревнования, играли военные оркестры, а вечером запускался салют.

Традиция чествовать наших мужественных защитников сохраняется и в наши дни, когда 23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества. Так он стал называться с 1995 года.

В любые времена защита Отечества была, есть и будет священным долгом и обязанностью каждого гражданина России. В этот день мы поздравляем и благодарим тех, кто защищал, защищает и будет защищать нашу Родину. С праздником! С Днём защитника Отечества!


Учитель. Военные защищают Родину, исполняя свою службу, охраняют границы нашего Отечества. Это праздник разных поколений защитников нашей Родины. Вспомним, как назывался этот праздник в разные годы.


Интерактивное задание №1. «История праздника в открытках».

Содержание задания. Обучающимся демонстрируются открытки, название праздников в разные годы и даты. Учебное действие: необходимо правильно соединить открытку, название праздника и дату.




День Красной армии (1922 г.)

День Советской армии и Военно- морского флота

(1946 г.)

День защитника Отечества (1995 г.)


Учитель. Что объединяет все эти открытки?

Ответы обучающихся.

Учитель. Наша армия бережно хранит свои славные традиции: самоотверженность ради достижения общей победы, взаимная выручка и поддержка военного братства. Честь, верность Отечеству, отвага и мужество

– вот главные черты, которые отличают российских воинов самых разных времён. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.


Воображаемая ситуация.

Представьте, что в воинской части служит молодой офицер. Используя фотографии, составьте рассказ о том, как он стал офицером.




Учитель. Армия – очень важная школа для молодого человека. Во время службы закаляется воля юноши, он овладевает умениями пользоваться оружием, различными техническими средствами, прыгать с парашютом, решать военные задачи в сложных ситуациях. Многие из ребят остаются на сверхсрочную службу, овладевают военной профессией. Про них говорят:

«Есть такая профессия – Родину защищать!».


Часть 3. Заключительная

Учитель. Для того, чтобы наша армия была сильной, ей необходима поддержка обычных, мирных жителей страны. Они работают на заводах и предприятиях, на которых производят технику, оружие и обмундирование, необходимое для военных. Вклад каждого человека очень важен.

Есть в нашей стране и специальные организации, поддерживающие военнослужащих и их семьи.




Учитель. Неравнодушные, добрые люди в этих организациях помогают военным, их родным и близким в разных жизненных ситуациях, порой очень трудных.

23 февраля – день единства всех поколений вооруженных защитников России против тех, кто посягает на территорию нашей Родины и ценности её граждан. Это праздник тех, кто верен воинской присяге. Это День воинской славы!

Прослушивание песни «Наша армия» (музыка Э.Ханок, И.Резник)


Стройные ряды под небом чистым – Это наши славные полки.

С вами я, танкисты и артиллеристы, Лётчики, стрелки и моряки.

Припев:

Моя армия сильная-сильная,

Моя армия смелая-смелая, Моя армия гордая-гордая, Эта песня об армии моей. Наша армия самая сильная, Наша армия самая смелая, Наша армия самая гордая

И святая защитница детей!


Яростной была ты и бесстрашной, И горела под тобой земля,

Билась ты отважно, и знамёна вражьи Падали под стенами Кремля.


Припев:


Стала ты мечтою сокровенной, Дорогая армия моя.

Подрасту и стану я военным,

Сильным, смелым, гордым буду я!



ПОСТРАЗГОВОР

Знакомство с музеями Вооружённых сил, учебными заведениями, секциями и спортивными клубами, которые есть в населённом пункте и помогают подготовиться к военной службе.

Выставка рисунков «Горжусь своими защитниками!». Проведение фестивалей и конкурсов военной песни.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа со словарями, анализ пословиц «Русский солдат не знает преград», «Воюют не числом, а уменьем», «Важна смелость, да нужна и умелость», «Сражайся смело за родное дело».

Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений С. П. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Рассказы из истории Великой Отечественной войны», С. А. Баруздина «Шёл по улице солдат», Б. С. Житкова «Рассказы о храбрости», Л. Кассиля «Всем парадам парад», «Дорогие мои мальчишки».

Окружающий мир: изучение тем разделов «Героические страницы истории России», «Праздники в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками».


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • Всероссийский проект РДДМ «Служи Отечеству».

  • Сайт военно-патриотического парка «Патриот», https://parkpatriot.ru.

  • Сайт «Музея Победы», https://victorymuseum.ru.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Мы благодарны людям, которые своим служением, мужеством, храбростью, профессионализмом и героизмом сохраняют мир, покой и единство народа нашей страны, и её территориальную целостность.

Мы выражаем благодарность армии за мирную жизнь, за проявление патриотических чувств, защиту Родины, охрану её рубежей.


























Методические рекомендации

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3-4 классов по теме

«День защитника Отечества»


Цель занятия: расширить представление обучающихся о празднике День защитника Отечества, воспитывать уважение к людям, служащим в вооруженных силах РФ, формировать чувство благодарности защитникам Отечества и гордости за российскую армию, обеспечивающую сохранение мира.


Формирующиеся ценности: любовь к Родине, служение Отечеству, сохранение исторической памяти.


Основные смыслы: День защитника Отечества - это всенародный праздник, который воплощает чувства уважения наших граждан к своим доблестным защитникам, гордости за всех, кто служил и служит в армии и на флоте, признания их героических заслуг перед Родиной в отстаивании её национальных интересов, суверенитета и независимости, всеми, кто по заветам предков «Отчизну мужеством прославил». Люди, искренне любящие свою Родину и трудящиеся на её благо – являются защитниками Отечества.


Планируемые результаты. Личностные:
  • понимать особую роль вооружённых сил России в сохранении мира и спокойствия, благополучия и независимости государства, всего общества и каждого гражданина;

  • проявлять интерес к изучению отечественной истории;

  • испытывать чувства уважения и благодарности к защитникам Отечества.


Метапредметные:
  • проявлять умения успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации и выполнение интерактивного задания.


Комплект материалов:
  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеоматериалы;

  • интерактивное задание;

  • презентация.


Содержания занятия
Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с мотивационного задания: обучающиеся рассматривают репродукции картин, посвященные защитникам нашей Родины в разные времена, начиная с Древней Руси (В. Васнецов "Три богатыря"), заканчивая Великой Отечественной войной (А. Дейнека «Оборона Севастополя»). Педагог предлагает подумать: какая тема объединяет картины? На основе ответов обучающихся делается вывод: все картины рассказывают о том, что в разные времена русские воины-богатыри защищали свободу и независимость нашей родной земли, Отечества, страны, которая объединила многие народы. Затем более подробно рассматриваются репродукции картин С. Герасимова «Кутузов на Бородинском поле» и А. Дейнеки «Оборона Севастополя» для ответа на вопрос: какая цель объединяет солдат нашей доблестной армии? Анализ репродукций картин позволяет сделать общий вывод: Вооруженные силы России днем и ночью стоят на страже мирной жизни ее граждан. Далее во время совместного обсуждения сюжетов серии плакатов ребята подводятся к мысли, что защита Родины, родного дома, семьи - священный долг каждого воина, гражданина. Ребята рассматривают плакаты об армии и её бойцах, обсуждают, почему на плакатах о защите Родины изображаются женщины и дети, почему образ Родины связывают с образом матери.

Рассматривая фотографии военных, дающих присягу, обучающиеся при обсуждении выясняют, что такое присяга. Это торжественное обещание исполнять свой воинский долг по защите Родины и её граждан.


Эмоциональным элементом беседы становится предложение обучающимся прочитать первые строчки Присяги: «Я торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации».

В продолжение обсуждения дети смотрят выступления федеральных спикеров занятия.


Часть 2. Основная

Основная часть занятия посвящена формированию представлений детей о событиях, посвященных истории и традициям доблестной армии нашей Родины. В видеоматериале рассказывается о страницах истории праздника 23 февраля: как он назывался и отмечался в разные годы, с какого времени он носит современное название.

Выполняя интерактивное задание №1, дети закрепляют знание истории праздника. При демонстрации открыток с разными названиями праздника в разные годы обучающимся нужно правильно соотнести открытку, название праздника и дату. Можно предъявить это задание интерактивно, а можно и в бумажном варианте, заранее распечатав открытки и названия с датами. Выполняется задание фронтально, но возможен и такой вариант: устроить соревнование по группам: чья команда быстрее справится с выполнением.

Следующее задание – разыгрывание воображаемой ситуации с опорой на серию фотографий помогает ребятам зримо представить: что нужно для того, чтобы стать военным. Выполнение задания заканчивается выводом: армия – это важный шаг взросления каждого молодого человека. Во время службы закаляется воля юноши, он овладевает умениями пользоваться оружием, различными техническими средствами, прыгать с парашютом, решать военные задачи в сложных ситуациях. Многие из ребят остаются на сверхсрочную службу, овладевают военной профессией. Про них говорят:

«Есть такая профессия - Родину защищать!». Фотографии можно предъявить обучающимся как на экране, так и в бумажном виде, заранее распечатав их.


Часть 3. Заключительная

В заключительной части занятия учитель напоминает детям о важности вклада каждого человека в общее дело защиты Родины, например, это труд граждан страны на заводах и предприятиях, которые обеспечивают военнослужащих всем необходимым. И в этом, конечно, проявляется поддержка армии, единство армии и народа. Кратко дети знакомятся с организациями, поддерживающими военнослужащих и их семьи: государственным фондом "Защитники Отечества" и общественной организацией "Комитетом семей воинов Отечества" (для визуальной фиксации демонстрируются их эмблемы).

Подводя итог занятия, педагог подчёркивает, что наша армия, прежде всего, защищает возможность каждого гражданина России жить в мире и согласии. Праздник День защитника Отечества – символ мужества и преданности Отечеству, он отмечается с гордостью, с уважением ко всем защитникам родной страны, к тем, кто сегодня стоит на страже рубежей России.

Прослушивание песни "Наша армия" в конце занятия позволяет закончить его на эмоциональном подъеме, обобщая все впечатления, полученные на занятии.


При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном». В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по

  • тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и

  • друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.

Обобщающая беседа, подведение итогов занятия.

ПОСТ-РАЗГОВОР

Знакомство с музеями Вооруженных сил, учебными заведениями, секциями и спортивными клубами, которые есть в населённом пункте и помогают подготовиться к военной службе.

Выставка рисунков «Горжусь своими защитниками!» Проведение фестивалей и конкурсов военной песни.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа со словарями, анализ пословиц «Русский солдат не знает преград», «Воюют не числом, а уменьем», «Важна смелость, да нужна и умелость», «Сражайся смело за родное дело».

Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений С.П. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Рассказы из истории Великой Отечественной войны», С.А. Баруздина «Шел по улице солдат», Б.С. Житкова «Рассказы о храбрости», Л. Кассиля «Всем парадам парад», «Дорогие мои мальчишки».

Окружающий мир: изучение тем разделов «Героические страницы истории России», «Праздники в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками».


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
    • Всероссийский проект РДДМ «Служи Отечеству».

    • Сайт военно-патриотического парка «Патриот», https://parkpatriot.ru

    • Сайт «Музея Победы», https://victorymuseum.ru


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

Мы благодарны людям, которые своим служением, мужеством, храбростью, профессионализмом и героизмом сохраняют мир, покой и единство народа нашей страны, и ее территориальную целостность.

Мы выражаем благодарность армии за мирную жизнь, за проявление патриотических чувств, защиту Родины, охрану ее рубежей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!