Разговоры о важном
Сценарий занятия
Медицина России
3–4 классы
21 апреля 2025 года
Сценарий занятия «Медицина России»
Цели: формирование у обучающихся понимания значимости медицины для общества и государства, осмысление нравственной стороны работы врачей и других медицинских работников, формирование представлений о различных видах медицинской помощи и современных достижениях российской медицины.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, милосердие.
Основные смыслы:
-
Медицина – залог сохранения здоровья и обеспечения будущего нации.
-
Развитие медицины – один из приоритетов государственной политики Российской Федерации. Система здравоохранения нашей страны – доступная, человекоориентированная, интенсивно развивающаяся.
-
Российская медицина сегодня – это квалифицированные специалисты, доступные медицинские услуги, современное оборудование и высокий уровень заботы о населении.
-
Профессия врача – это служение людям, гуманизм, милосердие, огромный труд и ответственность.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием видеоматериалов, интерактивных заданий.
Комплект материалов:
-
Сценарий https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/3-4/1s/3_4.pdf
-
методические рекомендации https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/3-4/2m/3_4.pdf
-
Доп материал "Чек-лист аптечка путешественника" https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/list.pdf
-
видеоматериалы
-
Видеоанонс темы от Алексея Онежена https://rutube.ru/video/e09e094df01272eab8073856ba3f6a0f/?r=wd (3:18)
-
Говорим о важном c Леонидом Рошалем https://rutube.ru/video/0731418469246936de9874f9befe95b0/?r=wd (5:23)
-
Путешествие в историю российской медицины: от травников до великих врачей https://rutube.ru/video/873c3e5e920d6f8b27a3c99f08614fdb/?r=wd (3:03)
-
презентация https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/3-4/3p/3_4.pdf
-
Интерактивное задание
-
Медицинские профессии https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/medicinskie-professii/
-
Правда или вымысел https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/pravda-ili-vymysel-1-4/
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса, беседа, интерактивное задание.
Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеороликов, интерактивное задание.
Заключительный этап: беседа, творческое задание.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса с Алексеем Онеженым.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы говорим о медицине России.
Если б все профессии на свете
Вдруг сложить горою на планете,
То, наверно, у её вершины
Вспыхнуло бы слово «Медицина».
Почему в стихотворении Эдуарда Аркадьевича Асадова слово «медицина» находится на вершине всех профессий мира? Как вы понимаете, что такое медицина? (презентация к занятию, слайд 2).
Ответы обучающихся.
Учитель: Медицина направлена на распознавание, лечение и предупреждение болезней, сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности людей, увеличение продолжительности жизни.
Действительно, каждый человек, который работает в сфере медицины, важен и нужен, ведь от каждого зависит здоровье многих людей. Но почему так важно быть здоровыми? Почему страна становится сильнее, если её граждане здоровы?
Ответы обучающихся.
Учитель: Здоровый человек полон сил и активности. Когда люди болеют меньше, они чувствуют себя лучше и могут делать больше полезного для своей страны. Здоровье всех людей в стране делает её сильнее и успешнее.
Как вы думаете, давно ли люди начали заниматься лечением болезней?
Ответы обучающихся.
Учитель организует выполнение интерактивного задания
«Медицина: правда или вымысел?».
Основной этап
Учитель: Медицина зародилась очень давно. Первые сведения о врачевании на Руси содержатся в летописях и церковных книгах.
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика
«Путешествие в историю российской медицины: от травников до великих врачей»
Примерные вопросы для обсуждения:
-
Что нового вы узнали о медицине в России?
-
Какой эпизод из истории медицины вам запомнился больше всего?
-
Как вы думаете, почему медицина так важна для людей?
-
Назовите имена российских медиков, известных во всем мире.
Ответы обучающихся.
Учитель: В нашей истории есть имена великих ученых и врачей, которые внесли огромный вклад в развитие медицины. Их открытия и достижения не только улучшили медицинскую помощь в России, но и оказали значительное влияние на мировую науку.
К таким ученым можно отнести Николая Ивановича Пирогова, который внедрил в боевых условиях наркоз, облегчивший страдания раненых бойцов, ввел использование гипсовых повязок для фиксации сломанных костей; Ивана Михайловича Сеченова, который изучал рефлексы головного мозга, нервную систему; Николая Васильевича Склифосовского, который ввел в медицинскую практику строгие гигиенические нормы (презентация к занятию, слайд 3).
Учитель: А знаете ли вы, к какому врачу нужно записываться на приём первому, кто ставит диагноз?
Ответы обучающихся.
Учитель: Правильно, к терапевту! Как правило, на приеме у терапевта мы проходим осмотр, а после нас просят сдать анализы. Знаете, кто это придумал? Сергей Петрович Боткин (1832−1889) — выдающийся терапевт, который предложил использовать клинические методы исследования для постановки точного диагноза, ставшие привычными нам осмотр и анализы. Также он ввёл измерение температуры тела термометром.
Знаете, как измеряли температуру до нововведения Сергея Петровича? (презентация к занятию, слайд 4).
Ответы обучающихся.
Учитель: Верно! Рукой. Как правило, врачи ограничивались минимальным осмотром: температуру либо не измеряли, считая это бесполезным занятием, либо измеряли рукой, определяя по ощущениям — есть ли жар.
Ребята, а можно ли считать труд врача подвигом?
Ответы обучающихся.
Учитель: Безусловно, спасение человеческой жизни – это всегда подвиг. Но есть такие врачи, которые рискуют своей жизнью ради сохранения жизней других. Ученый Илья Ильич Мечников заражал себя, чтобы спасти других: он прививал себе тиф, пил воду, зараженную холерой. Илья Ильич Мечников говорил о том, что от болезней помогают прививки.
Не только во время эпидемий, но и во время войн от врачей зависит наше будущее. Какую роль играли врачи в годы Великой Отечественной войны, 80-летие которой будем отмечать совсем скоро?
Ответы обучающихся.
Учитель: Верно, военные врачи внесли неоценимый вклад в общую победу над фашизмом. Они отважно сражались за жизни солдат, проявляя невероятное мужество и самоотверженность. Удивительный подвиг совершил хирург Георгий Синяков: находясь в концлагере, он помог организовать побег тысячам военнопленных, объявив их мертвыми.
Учитель может дополнить данный этап занятия сведениями об известных врачах в регионе.
Учитель: Сегодня мы посмотрим видеоинтервью с известным врачом Леонидом Михайловичем Рошалем (Президентом научно- исследовательского института неотложной детской хирургии и
травматологии, профессором, доктором медицинских наук, детским хирургом), который всегда был рядом с детьми. Он спасал детские жизни после землетрясений, войн и терактов.
Учитель: Великий русский писатель и врач Антон Павлович Чехов сказал: «Профессия врача – это подвиг. Она требует чистоты души и помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Как вы понимаете эти слова? Какими качествами должен обладать врач?
Ответы обучающихся.
Учитель: Правильно, ребята! Работа врача связана с большой ответственностью, так как он отвечает за жизнь и здоровье людей. Врач должен быть честным, внимательным и добрым. Он не может обмануть пациента или пренебречь его состоянием. Это называется этика – правила поведения, основанные на доброте и справедливости.
Кроме этики, врач должен обладать и другими важными качествами. Он должен быть терпеливым, ведь иногда лечение требует времени. Уметь успокаивать пациентов, быть аккуратным и чистоплотным. Всё это помогает ему лучше выполнять свою работу.
А как вы думаете, нужно ли врачам уметь работать в команде?
Ответы обучающихся.
Учитель: Чтобы больница работала эффективно, все специалисты должны сотрудничать друг с другом. Командная
работа – ключ к успешному лечению. Какие трудности могут возникать у врачей в их повседневной работе?
Ответы обучающихся.
Учитель: Ребята, представьте, что вы сами стали медицинскими работниками. Как бы вы хотели помогать людям?
Ответы обучающихся.
Учитель: Вы уже знаете, что существуют врачи разных специальностей. Каждый врач помогает нам справляться с определёнными проблемами со здоровьем. Помимо врачей, в больнице работают и другие важные специалисты – медсестры, санитары, лаборанты. Все эти профессии необходимы для эффективного лечения и ухода за больными. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете, чем занимаются медицинские работники.
Учитель организует выполнение интерактивного задания
«Медицинские профессии». Если на занятии нет возможности выполнить задание в интерактивном режиме, можно его распечатать (раздаточный материал к занятию).
Учитель: Сегодня медицина в России бурно развивается. Появляются новые вакцины, лекарства, методы лечения. Как вы считаете, могут ли современные технологии быть применимы к медицине? Как с помощью искусственного интеллекта врачи могут лечить людей?
Ответы обучающихся.
Учитель: Развитие медицины связано с развитием науки и техники. Появляются такие отрасли, как роботизированная хирургия, телемедицина. Конечно, в медицине используется и искусственный интеллект, который помогает более точно диагностировать заболевания, создавать новые лекарства. Современные технологии позволяют врачам лучше лечить болезни и заботиться о нашем здоровье.
Заключительный этап
Учитель: Ребята, почему развитие медицины важно для каждого из нас? Почему профессия врача считается одной из самых благородных?
Ответы обучающихся.
Учитель: Врачи и другие медицинские работники помогают людям быть здоровыми и счастливыми. Но может ли сам человек поддерживать свое здоровье?
Ответы обучающихся.
Учитель: Правильно! Каждый из нас может и должен заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких. Заботиться о нём нужно каждый день. Что включает забота о здоровье?
Учитель: Заботиться о своем здоровье – это правильно питаться, заниматься спортом, избегать вредных привычек и регулярно посещать врача. Если мы не будем вести здоровый образ жизни, то работы у врачей будет намного больше.
Учитель организует выполнение творческого задания «Чек- лист здорового школьника» (презентация к занятию, слайд 4, раздаточный материал).
Продолжите заполнение чек-листа.
№ | Чек-лист здорового школьника | |
1 | Делаю зарядку по утрам | |
2 | Соблюдаю режим дня | |
| | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
Постразговор
Что посмотреть:
«Союзмультфильм», режиссер Л. Амальрик, 1966 г.
-
Сериал «Смешарики. Пин-код», сборник по медицине, студия «Рики», режиссеры Р. Соколов, А. Горбунов, Д. Сулейманов и др., 2012–2018.
-
Сериал «Фиксики», «Анализ крови», компания
«Аэроплан», режиссер В. Бедошвили, 2010.
-
Документальный фильм «Иван Петрович Павлов» (1949) (режиссер Владимир Николаи на студии «Мостехфильм» к 100-летнему юбилею ученого Ивана Павлова. Фильм рассказывает о его биографии, научных открытиях и экспериментах. В фильм вошли редкие документальные кадры, которые были сделаны при жизни ученого).
Что почитать:
2000. – 112 с. : цв. ил.
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия:
https://gcmp.ru/museum/excursions-2/
Разговоры о важном
Методические рекомендации
Медицина России
3–4 классы
21 апреля 2025 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к сценарию занятия «Медицина России»
Цель занятия: формирование у обучающихся понимания значимости медицины для общества и государства, осмысление нравственной стороны работы врачей и других медицинских работников, формирование представлений о различных видах медицинской помощи и современных достижениях российской медицины.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, милосердие.
Основные смыслы:
-
Медицина – залог сохранения здоровья и обеспечения будущего нации.
-
Развитие медицины – один из приоритетов государственной политики Российской Федерации. Система здравоохранения нашей страны – доступная, человекоориентированная, интенсивно развивающаяся.
-
Российская медицина сегодня – это квалифицированные специалисты, доступные медицинские услуги, современное оборудование и высокий уровень заботы о населении.
-
Профессия врача – это служение людям, гуманизм, милосердие, огромный труд и ответственность.
Планируемые результаты занятия Личностные результаты:
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; первоначальные представления о нравственно-этических нормах поведения.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде; бережное отношение к физическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к профессиям в сфере медицины.
В сфере понимания ценности научного познания: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
анализировать видеоинформацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать
причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Русский язык: осознавать язык как основное средство человеческого общения, правильную устную речь как показатель общей культуры человека, использовать средства языка в соответствии с целью и ситуацией общения.
Литературное чтение: овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Окружающий мир: формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия; формирование представлений о важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России.
Основы религиозных культур и светской этики: развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам других людей; формирование умений объяснять значение слов
«милосердие», «сострадание», приводить примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в истории медицины России.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием презентации, видеоматериалов, интерактивных заданий.
Комплект материалов:
-
Сценарий https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/3-4/1s/3_4.pdf
-
методические рекомендации https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/3-4/2m/3_4.pdf
-
Доп материал "Чек-лист аптечка путешественника" https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/list.pdf
-
видеоматериалы
-
Видеоанонс темы от Алексея Онежена https://rutube.ru/video/e09e094df01272eab8073856ba3f6a0f/?r=wd (3:18)
-
Говорим о важном c Леонидом Рошалем https://rutube.ru/video/0731418469246936de9874f9befe95b0/?r=wd (5:23)
-
Путешествие в историю российской медицины: от травников до великих врачей https://rutube.ru/video/873c3e5e920d6f8b27a3c99f08614fdb/?r=wd (3:03)
-
презентация https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/3-4/3p/3_4.pdf
-
Интерактивное задание
-
Медицинские профессии https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/medicinskie-professii/
-
Правда или вымысел https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/pravda-ili-vymysel-1-4/
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса, беседа, интерактивное задание.
Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеороликов, интерактивное задание.
Заключительный этап: беседа, творческое задание.
Мотивационно-целевой этап
Основные смыслы: медицина – залог сохранения здоровья и обеспечения будущего нации. Медицина важна для каждого человека и для всего общества. Здоровье всех людей в стране делает её сильнее и успешнее.
Задачи:
| проявлению у | обучающихся |
познавательной занятии. | активности, готовности | к работе на |
Формы работы:
Основной этап
-
История медицины в России.
Основные смыслы: история медицины в России – это история рекордов и открытий. Развитие медицины – один из приоритетов государственной политики Российской Федерации. Система здравоохранения нашей страны – доступная, человекоориентированная, интенсивно развивающаяся.
Задачи:
-
познакомить обучающихся с ключевыми этапами развития медицины России;
-
расширить представления о служении Отечеству;
-
вызвать восхищение и гордость за то, какими талантливыми людьми богата родная страна.
Формы работы:
- Профессии в сфере медицины.
Основные смыслы: профессия врача – это служение людям, гуманизм, милосердие, огромный труд и ответственность. Все медицинские профессии необходимы для эффективного лечения и ухода за больными.
Задачи:
-
содействовать формированию ценностного отношения к труду всех медицинских работников;
-
содействовать формированию представлений об этических и моральных аспектах работы врача;
-
обогатить лексический запас обучающихся словами, связанными с темой занятия.
Формы работы:
-
беседа;
-
работа с цитатой;
-
интерактивное задание.
- Специалисты в области здравоохранения.
Основные смыслы: российская медицина сегодня – это квалифицированные специалисты, доступные медицинские услуги, современное оборудование и высокий уровень заботы о населении.
Задачи:
Формы работы:
Заключительный этап
Основные смыслы: медицина – залог сохранения здоровья и обеспечения будущего нации. Необходимость ведения здорового образа жизни.
Задачи:
Формы работы:
-
беседа;
-
творческое задание.
Постразговор
Что посмотреть:
«Союзмультфильм», режиссер Л. Амальрик, 1966 г.
-
Сериал «Смешарики. Пин-код», сборник по медицине, студия «Рики», режиссеры Р. Соколов, А. Горбунов, Д. Сулейманов и др., 2012–2018.
-
Сериал «Фиксики», «Анализ крови», компания
«Аэроплан», режиссер В. Бедошвили, 2010.
-
Документальный фильм «Иван Петрович Павлов» (1949) (режиссер Владимир Николаи на студии «Мостехфильм» к 100-летнему юбилею ученого Ивана Павлова. Фильм рассказывает о его биографии, научных открытиях и экспериментах. В фильм вошли редкие документальные кадры, которые были сделаны при жизни ученого).
Что почитать:
2000. – 112 с. : цв. ил.
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия:
cine.html)
https://gcmp.ru/museum/excursions-2/