СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. "Медицина России". 3-4 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по теме "Медицина России"" в 3-4 классах

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. "Медицина России". 3-4 классы.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

Медицина России

3–4 классы

21 апреля 2025 года


Сценарий занятия «Медицина России»


Цели: формирование у обучающихся понимания значимости медицины для общества и государства, осмысление нравственной стороны работы врачей и других медицинских работников, формирование представлений о различных видах медицинской помощи и современных достижениях российской медицины.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, милосердие.

Основные смыслы:

  • Медицина – залог сохранения здоровья и обеспечения будущего нации.

  • Развитие медицины – один из приоритетов государственной политики Российской Федерации. Система здравоохранения нашей страны – доступная, человекоориентированная, интенсивно развивающаяся.

  • Российская медицина сегодня – это квалифицированные специалисты, доступные медицинские услуги, современное оборудование и высокий уровень заботы о населении.

  • Профессия врача – это служение людям, гуманизм, милосердие, огромный труд и ответственность.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием видеоматериалов, интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • Сценарий https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/3-4/1s/3_4.pdf 

  • методические рекомендации https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/3-4/2m/3_4.pdf 

  • Доп материал "Чек-лист аптечка путешественника" https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/list.pdf 

  • видеоматериалы

  • Видеоанонс темы от Алексея Онежена     https://rutube.ru/video/e09e094df01272eab8073856ba3f6a0f/?r=wd (3:18)

  • Говорим о важном c Леонидом  Рошалем  https://rutube.ru/video/0731418469246936de9874f9befe95b0/?r=wd (5:23)

  • Путешествие в историю российской медицины: от травников до великих врачей   https://rutube.ru/video/873c3e5e920d6f8b27a3c99f08614fdb/?r=wd (3:03)

  • презентация https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/3-4/3p/3_4.pdf 

  • Интерактивное задание

  • Медицинские профессии https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/medicinskie-professii/ 

  • Правда или вымысел https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/pravda-ili-vymysel-1-4/ 


Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса, беседа, интерактивное задание.

Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеороликов, интерактивное задание.

Заключительный этап: беседа, творческое задание.


Мотивационно-целевой этап


Учитель организует просмотр видеоролика-анонса с Алексеем Онеженым.


Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы говорим о медицине России.


Если б все профессии на свете

Вдруг сложить горою на планете,

То, наверно, у её вершины

Вспыхнуло бы слово «Медицина».


Почему в стихотворении Эдуарда Аркадьевича Асадова слово «медицина» находится на вершине всех профессий мира? Как вы понимаете, что такое медицина? (презентация к занятию, слайд 2).

Ответы обучающихся.


Учитель: Медицина направлена на распознавание, лечение и предупреждение болезней, сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности людей, увеличение продолжительности жизни.

Действительно, каждый человек, который работает в сфере медицины, важен и нужен, ведь от каждого зависит здоровье многих людей. Но почему так важно быть здоровыми? Почему страна становится сильнее, если её граждане здоровы?


Ответы обучающихся.


Учитель: Здоровый человек полон сил и активности. Когда люди болеют меньше, они чувствуют себя лучше и могут делать больше полезного для своей страны. Здоровье всех людей в стране делает её сильнее и успешнее.

Как вы думаете, давно ли люди начали заниматься лечением болезней?


Ответы обучающихся.


Учитель организует выполнение интерактивного задания

«Медицина: правда или вымысел?».


Основной этап


Учитель: Медицина зародилась очень давно. Первые сведения о врачевании на Руси содержатся в летописях и церковных книгах.

Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика

«Путешествие в историю российской медицины: от травников до великих врачей»

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Что нового вы узнали о медицине в России?

  • Какой эпизод из истории медицины вам запомнился больше всего?

  • Как вы думаете, почему медицина так важна для людей?

  • Назовите имена российских медиков, известных во всем мире.


Ответы обучающихся.


Учитель: В нашей истории есть имена великих ученых и врачей, которые внесли огромный вклад в развитие медицины. Их открытия и достижения не только улучшили медицинскую помощь в России, но и оказали значительное влияние на мировую науку.

К таким ученым можно отнести Николая Ивановича Пирогова, который внедрил в боевых условиях наркоз, облегчивший страдания раненых бойцов, ввел использование гипсовых повязок для фиксации сломанных костей; Ивана Михайловича Сеченова, который изучал рефлексы головного мозга, нервную систему; Николая Васильевича Склифосовского, который ввел в медицинскую практику строгие гигиенические нормы (презентация к занятию, слайд 3).


Учитель: А знаете ли вы, к какому врачу нужно записываться на приём первому, кто ставит диагноз?


Ответы обучающихся.

Учитель: Правильно, к терапевту! Как правило, на приеме у терапевта мы проходим осмотр, а после нас просят сдать анализы. Знаете, кто это придумал? Сергей Петрович Боткин (1832−1889) — выдающийся терапевт, который предложил использовать клинические методы исследования для постановки точного диагноза, ставшие привычными нам осмотр и анализы. Также он ввёл измерение температуры тела термометром.

Знаете, как измеряли температуру до нововведения Сергея Петровича? (презентация к занятию, слайд 4).


Ответы обучающихся.


Учитель: Верно! Рукой. Как правило, врачи ограничивались минимальным осмотром: температуру либо не измеряли, считая это бесполезным занятием, либо измеряли рукой, определяя по ощущениям — есть ли жар.

Ребята, а можно ли считать труд врача подвигом?


Ответы обучающихся.


Учитель: Безусловно, спасение человеческой жизни – это всегда подвиг. Но есть такие врачи, которые рискуют своей жизнью ради сохранения жизней других. Ученый Илья Ильич Мечников заражал себя, чтобы спасти других: он прививал себе тиф, пил воду, зараженную холерой. Илья Ильич Мечников говорил о том, что от болезней помогают прививки.

Не только во время эпидемий, но и во время войн от врачей зависит наше будущее. Какую роль играли врачи в годы Великой Отечественной войны, 80-летие которой будем отмечать совсем скоро?


Ответы обучающихся.

Учитель: Верно, военные врачи внесли неоценимый вклад в общую победу над фашизмом. Они отважно сражались за жизни солдат, проявляя невероятное мужество и самоотверженность. Удивительный подвиг совершил хирург Георгий Синяков: находясь в концлагере, он помог организовать побег тысячам военнопленных, объявив их мертвыми.


Учитель может дополнить данный этап занятия сведениями об известных врачах в регионе.



Учитель: Сегодня мы посмотрим видеоинтервью с известным врачом Леонидом Михайловичем Рошалем (Президентом научно- исследовательского института неотложной детской хирургии и

травматологии, профессором, доктором медицинских наук, детским хирургом), который всегда был рядом с детьми. Он спасал детские жизни после землетрясений, войн и терактов.


Учитель: Великий русский писатель и врач Антон Павлович Чехов сказал: «Профессия врача – это подвиг. Она требует чистоты души и помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Как вы понимаете эти слова? Какими качествами должен обладать врач?


Ответы обучающихся.


Учитель: Правильно, ребята! Работа врача связана с большой ответственностью, так как он отвечает за жизнь и здоровье людей. Врач должен быть честным, внимательным и добрым. Он не может обмануть пациента или пренебречь его состоянием. Это называется этика – правила поведения, основанные на доброте и справедливости.

Кроме этики, врач должен обладать и другими важными качествами. Он должен быть терпеливым, ведь иногда лечение требует времени. Уметь успокаивать пациентов, быть аккуратным и чистоплотным. Всё это помогает ему лучше выполнять свою работу.

А как вы думаете, нужно ли врачам уметь работать в команде?


Ответы обучающихся.

Учитель: Чтобы больница работала эффективно, все специалисты должны сотрудничать друг с другом. Командная

работа – ключ к успешному лечению. Какие трудности могут возникать у врачей в их повседневной работе?


Ответы обучающихся.


Учитель: Ребята, представьте, что вы сами стали медицинскими работниками. Как бы вы хотели помогать людям?


Ответы обучающихся.


Учитель: Вы уже знаете, что существуют врачи разных специальностей. Каждый врач помогает нам справляться с определёнными проблемами со здоровьем. Помимо врачей, в больнице работают и другие важные специалисты – медсестры, санитары, лаборанты. Все эти профессии необходимы для эффективного лечения и ухода за больными. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете, чем занимаются медицинские работники.


Учитель организует выполнение интерактивного задания

«Медицинские профессии». Если на занятии нет возможности выполнить задание в интерактивном режиме, можно его распечатать (раздаточный материал к занятию).


Учитель: Сегодня медицина в России бурно развивается. Появляются новые вакцины, лекарства, методы лечения. Как вы считаете, могут ли современные технологии быть применимы к медицине? Как с помощью искусственного интеллекта врачи могут лечить людей?


Ответы обучающихся.

Учитель: Развитие медицины связано с развитием науки и техники. Появляются такие отрасли, как роботизированная хирургия, телемедицина. Конечно, в медицине используется и искусственный интеллект, который помогает более точно диагностировать заболевания, создавать новые лекарства. Современные технологии позволяют врачам лучше лечить болезни и заботиться о нашем здоровье.


Заключительный этап


Учитель: Ребята, почему развитие медицины важно для каждого из нас? Почему профессия врача считается одной из самых благородных?

Ответы обучающихся.


Учитель: Врачи и другие медицинские работники помогают людям быть здоровыми и счастливыми. Но может ли сам человек поддерживать свое здоровье?


Ответы обучающихся.


Учитель: Правильно! Каждый из нас может и должен заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких. Заботиться о нём нужно каждый день. Что включает забота о здоровье?


Учитель: Заботиться о своем здоровье – это правильно питаться, заниматься спортом, избегать вредных привычек и регулярно посещать врача. Если мы не будем вести здоровый образ жизни, то работы у врачей будет намного больше.

Учитель организует выполнение творческого задания «Чек- лист здорового школьника» (презентация к занятию, слайд 4, раздаточный материал).


Продолжите заполнение чек-листа.


Чек-лист здорового школьника


1

Делаю зарядку по утрам


2

Соблюдаю режим дня





4



5



6



7



8




Постразговор


Что посмотреть:

  • Фильм «Про бегемота, который боялся прививок», студия

«Союзмультфильм», режиссер Л. Амальрик, 1966 г.

  • Сериал «Смешарики. Пин-код», сборник по медицине, студия «Рики», режиссеры Р. Соколов, А. Горбунов, Д. Сулейманов и др., 2012–2018.

  • Сериал «Фиксики», «Анализ крови», компания

«Аэроплан», режиссер В. Бедошвили, 2010.

  • Документальный фильм «Иван Петрович Павлов» (1949) (режиссер Владимир Николаи на студии «Мостехфильм» к 100-летнему юбилею ученого Ивана Павлова. Фильм рассказывает о его биографии, научных открытиях и экспериментах. В фильм вошли редкие документальные кадры, которые были сделаны при жизни ученого).


Что почитать:

  • Юрий Ермолаев «Дом отважных трусишек».

  • Баль Л.В. Букварь здоровья / Л.В. Баль. – Москва : Сфера,

2000. – 112 с. : цв. ил.

  • Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым / Г. К. Зайцев. – Санкт-Петербург : Детствопресс, 2006.


Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия:

  • Виртуальное знакомство с Российским музеем медицины https://medmuseum.ru/ (виртуальная экскурсия https://medmuseum.ru/360_RM/Russian_Museum_of_medi cine.html)

  • Виртуальное знакомство с Музеем гигиены

https://gcmp.ru/museum/excursions-2/

  • Посещение региональных музеев и выставок с экспозицией, посвященной медицине https://www.culture.ru/museums/institutes/location- russia/natural-science/medical










Разговоры о важном

Методические рекомендации

Медицина России

3–4 классы

21 апреля 2025 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к сценарию занятия «Медицина России»

Цель занятия: формирование у обучающихся понимания значимости медицины для общества и государства, осмысление нравственной стороны работы врачей и других медицинских работников, формирование представлений о различных видах медицинской помощи и современных достижениях российской медицины.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, милосердие.

Основные смыслы:
  • Медицина – залог сохранения здоровья и обеспечения будущего нации.

  • Развитие медицины – один из приоритетов государственной политики Российской Федерации. Система здравоохранения нашей страны – доступная, человекоориентированная, интенсивно развивающаяся.

  • Российская медицина сегодня – это квалифицированные специалисты, доступные медицинские услуги, современное оборудование и высокий уровень заботы о населении.

  • Профессия врача – это служение людям, гуманизм, милосердие, огромный труд и ответственность.

Планируемые результаты занятия Личностные результаты:

В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; первоначальные представления о нравственно-этических нормах поведения.

В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа

жизни в окружающей среде; бережное отношение к физическому здоровью.

В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к профессиям в сфере медицины.

В сфере понимания ценности научного познания: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты

В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

анализировать видеоинформацию в соответствии с учебной задачей.

В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать

причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты

Русский язык: осознавать язык как основное средство человеческого общения, правильную устную речь как показатель общей культуры человека, использовать средства языка в соответствии с целью и ситуацией общения.

Литературное чтение: овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

Окружающий мир: формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия; формирование представлений о важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России.

Основы религиозных культур и светской этики: развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам других людей; формирование умений объяснять значение слов

«милосердие», «сострадание», приводить примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в истории медицины России.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием презентации, видеоматериалов, интерактивных заданий.

Комплект материалов:
  • Сценарий https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/3-4/1s/3_4.pdf 

  • методические рекомендации https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/3-4/2m/3_4.pdf 

  • Доп материал "Чек-лист аптечка путешественника" https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/list.pdf 

  • видеоматериалы

  • Видеоанонс темы от Алексея Онежена     https://rutube.ru/video/e09e094df01272eab8073856ba3f6a0f/?r=wd (3:18)

  • Говорим о важном c Леонидом  Рошалем  https://rutube.ru/video/0731418469246936de9874f9befe95b0/?r=wd (5:23)

  • Путешествие в историю российской медицины: от травников до великих врачей   https://rutube.ru/video/873c3e5e920d6f8b27a3c99f08614fdb/?r=wd (3:03)

  • презентация https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/3-4/3p/3_4.pdf 

  • Интерактивное задание

  • Медицинские профессии https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/medicinskie-professii/ 

  • Правда или вымысел https://разговорыоважном.рф/21-04-2025/pravda-ili-vymysel-1-4/ 


Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса, беседа, интерактивное задание.

Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеороликов, интерактивное задание.

Заключительный этап: беседа, творческое задание.


Мотивационно-целевой этап


Основные смыслы: медицина – залог сохранения здоровья и обеспечения будущего нации. Медицина важна для каждого человека и для всего общества. Здоровье всех людей в стране делает её сильнее и успешнее.

Задачи:

  • создать условия для осмысления обучающимися понятия медицина, значимости отрасли для каждого человека;


  • содействовать

проявлению у

обучающихся

познавательной

занятии.

активности, готовности

к работе на

Формы работы:

  • просмотр видеоролика-анонса;

  • интерактивное задание;

  • беседа.

Основной этап


  1. История медицины в России.

Основные смыслы: история медицины в России – это история рекордов и открытий. Развитие медицины – один из приоритетов государственной политики Российской Федерации. Система здравоохранения нашей страны – доступная, человекоориентированная, интенсивно развивающаяся.

Задачи:

    • познакомить обучающихся с ключевыми этапами развития медицины России;

    • расширить представления о служении Отечеству;

    • вызвать восхищение и гордость за то, какими талантливыми людьми богата родная страна.

Формы работы:

    • беседа;

    • просмотр и обсуждение видеоролика.


  1. Профессии в сфере медицины.

Основные смыслы: профессия врача – это служение людям, гуманизм, милосердие, огромный труд и ответственность. Все медицинские профессии необходимы для эффективного лечения и ухода за больными.

Задачи:

    • содействовать формированию ценностного отношения к труду всех медицинских работников;

    • содействовать формированию представлений об этических и моральных аспектах работы врача;

    • обогатить лексический запас обучающихся словами, связанными с темой занятия.

Формы работы:

    • беседа;

    • работа с цитатой;

    • интерактивное задание.


  1. Специалисты в области здравоохранения.

Основные смыслы: российская медицина сегодня – это квалифицированные специалисты, доступные медицинские услуги, современное оборудование и высокий уровень заботы о населении.

Задачи:

    • расширить представления о современном развитии медицины;

    • развивать умение корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Формы работы:

    • беседа.


Заключительный этап


Основные смыслы: медицина – залог сохранения здоровья и обеспечения будущего нации. Необходимость ведения здорового образа жизни.

Задачи:

    • обобщить обсужденный материал;

    • способствовать осознанию обучающимися значимости здорового образа жизни.

Формы работы:

    • беседа;

    • творческое задание.

Постразговор


Что посмотреть:

    • Фильм «Про бегемота, который боялся прививок», студия

«Союзмультфильм», режиссер Л. Амальрик, 1966 г.

    • Сериал «Смешарики. Пин-код», сборник по медицине, студия «Рики», режиссеры Р. Соколов, А. Горбунов, Д. Сулейманов и др., 2012–2018.

    • Сериал «Фиксики», «Анализ крови», компания

«Аэроплан», режиссер В. Бедошвили, 2010.

    • Документальный фильм «Иван Петрович Павлов» (1949) (режиссер Владимир Николаи на студии «Мостехфильм» к 100-летнему юбилею ученого Ивана Павлова. Фильм рассказывает о его биографии, научных открытиях и экспериментах. В фильм вошли редкие документальные кадры, которые были сделаны при жизни ученого).


Что почитать:
    • Юрий Ермолаев «Дом отважных трусишек».

    • Баль Л.В. Букварь здоровья / Л.В. Баль. - Москва : Сфера,

2000. – 112 с. : цв. ил.

    • Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым / Г. К. Зайцев. – Санкт-Петербург : Детствопресс, 2006.


Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия:
    • Виртуальное знакомство с Российским музеем медицины https://medmuseum.ru/ (виртуальная экскурсия https://medmuseum.ru/360_RM/Russian_Museum_of_medi

cine.html)

    • Виртуальное знакомство с Музеем гигиены

https://gcmp.ru/museum/excursions-2/

    • Посещение региональных музеев и выставок с экспозицией, посвященной медицине https://www.culture.ru/museums/institutes/location- russia/natural-science/medical





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!