СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ ОТЦА. 5-7 классы. "Отчество – от слова «отец»" 10 октября 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ ОТЦА. 5-7 классы. "Отчество – от слова «отец»" 10 октября 2022 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ ОТЦА. 5-7 классы. "Отчество – от слова «отец»" 10 октября 2022 г.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

ДЕНЬ ОТЦА

5-7 классы. Отчество – от слова «отец»

10 октября 2022 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«ОТЧЕСТВО - ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"»


Цель занятия: воспитывать уважение и благодарность к отцу, прививать уважение к семейным традициям и ценностям.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: занятие-беседа. Занятие ориентировано на учащихся 5-7 классов. Предполагает возможность ознакомления школьников с видео и текстовой информацией; включает организацию групповой работы с текстом, интерактивных форм работы с информацией.

Комплект материалов:

– сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/fathersday-57-script.pdf

– методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/fathersday-57-method_recom.pdf

– видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/409/

– презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/fathersday-57-presentation.pdf

– комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/fathersday-57-1/index.html?back_url=/topic/9/grade/57/#/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/fathersday-57-2/index.html?back_url=/topic/9/grade/57/#choose



– 3 карточки для групповой работы - 6 групп детей (или 4 группы детей по 2 выбранным учителем карточкам), в 3 (2) группах карточки одинаковые. Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная.

Вступительное слово учителя, показ видеофрагмента.

Часть 2. Основное содержание занятия.

Предъявление фактов, постановка проблемы, поиск самостоятельного решения. Работа с текстом, ответы на вопросы. Беседа.

Часть 3. Заключение.

Решение интерактивных заданий, подведение итогов занятия.



СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (10 минут).

Вводное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Приближается один из самых молодых для нашей многонациональной России праздников – День отца.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина День отца признается официальным праздником в России с 2021 года и отмечается в третье воскресенье октября.

День отца – ежегодный праздник, который отмечается во многих странах мира.

Празднику всего один год. Но история его возникновения уходит в далекое прошлое нашего государства, становится культурным достоянием современной семьи и ее традиций.

В сознании наших предков понятие отца связывалось с понятием рода. Что превращало род в семью? Внутренняя согласованность, единение – то, что называется «семейный лад». Порядок семейной жизни – домостроительство – определяла сильная «единодержавная» власть главы дома.

В памятнике русской литературы и культуры XVI века «Домострой» такой статус отца объясняется его обязанностью – «обеспечить дом экономически и устроить его обитателей нравственно».

Отец был призван нести за всех членов семьи великую нравственную ответственность.

Беседа.

Учитель: Тема отца – основоположника рода занимает большое место в отечественной истории. Остается она актуальной и в настоящее время.

Как вы думаете, в чём заключалась роль отца семейства в старину? В чем она заключается в настоящее время?

В свободной беседе учитель обсуждает с учащимися вопросы, подводит итог беседе, переходя к теме отца как основоположника и руководителя рода на примерах в отечественной истории.

Часть 2. Основная. Историческая справка (15 минут).

Учитель рассказывает об истории формирования понятий «род», «отец» в разные исторические эпохи нашей страны.

В славянском пантеоне богов есть бог Род. Он даёт первое представление о нравственных ценностях людей в пределах семейного круга. Родич – человек, который отвечает признакам родства, физическим и духовным.

С понятием рода было связано и понятие об отце. Отец составлял силу и крепость своего рода. Выступая посредником в отношениях рода и общества, он нес ответственность за существование рода.

Внутренняя согласованность, единение – порядок (лад) превращали род в семью. Главой семьи был отец. Его права и обязанности как главы семьи были закреплены законодательно в первых юридических документах нашего государства (см. «Русская правда» - первый писаный свод законов Древней Руси, нормативно-правовой документ Древней Руси в 10-11 веках).

С первой половины XVI века роль отца в семье значительно укрепляется. В это время происходит создание сильного национального государства.

В семьях провозглашается сильная власть ее главы, то есть отца, старейшины своего рода.

Информацию об этом можно узнать из памятника отечественной литературы «Домострой». Он посвящен различным вопросам семейной жизни – домостроительству.

Такой особый статус отца в Домострое определялся его обязанностью обеспечить благополучие семьи – материальное и нравственное. Отец нёс за всех великую нравственную ответственность перед Богом и государем.

Дальнейшее существенное законодательное укрепление статуса отца происходит во время правления императора Николая I.

Свод законов Российской Империи в томе X «Свод законов гражданских и межевых» (1857 года) дает нам следующую информацию. В главе «О власти родительской» отцу отводится право решающего голоса в различных ситуациях (в уплате налогов, нравственном образовании детей, определение сыновей на службу, дочерей – замуж, применение домашних исправительных мер в случае непослушания домочадцев, и др.).

Конечно, в настоящее время ситуация сильно изменилась. Главенство одного отца в семье сменяется ориентацией на партнерство. Равноправие мужчины и женщины в браке и в семейной жизни существует фактически и закреплено юридически (Семейный Кодекс Российской Федерации).

Работа в группах

Учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с ролью отца в семье на примере фактов жизни известных российских семей. Для этого им организуется работа в группах с карточками (см. методические рекомендации).

Обсуждение итогов работы в группах

Учитель организует общее обсуждение итогов групповой работы. Представители от каждой группы отвечают на один из вопросов, который они обсуждали во время групповой работы – тот, который показался им наиболее важным и интересным.

Беседа

Учитель предлагает продолжить разговор – уже в свободной форме – о роли отца в семье по пословицам и поговоркам (см. методические рекомендации).

Отец – дому строитель, нищете – отгонитель.

Отец – рыбак, и дети в воду смотрят.

Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и сын.

За добрым отцом как за каменной стеной, за худым отцом и забора нет.

Возможные вопросы для беседы:

1. Как вы думаете, какие пословицы и поговорки соответствуют теме нашей беседы?

2. Какие пословицы и поговорки точно передают понятие «отец-глава рода, глава семьи»?

3. Какие нравственные качества характеризуют отца как главу семьи, главу рода?

Часть 3. Заключение (5 минут).

Решение интерактивных заданий. Итоговая рефлексия.

Для закрепления темы учитель предлагает школьникам работу в форме интерактивных заданий по осмыслению основных категорий.

Работа с интерактивным заданием № 1

Игра «Поле чудес»

Слово-загадка РОДИТЕЛЬ; описание – ответственный за становление и развитие потомства.

ДИНАСТИЯ; описание – ряд поколений, передающих из рода в род мастерство, трудовые традиции.

ОТЧЕСТВО; описание – часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.

РОДОНАЧАЛЬНИК; описание – человек, являющийся старшим родственником, предком, от которого ведет начало род.

Игра командная, по правилам игры «Поле чудес».

Работа с интерактивным заданием № 2 (Филворд)

Сильный, смелый, защитник, мудрый, советчик, наставник, друг, добытчик

Эти слова – качества отца нужно найти в сетке филворда.

В завершении занятия учитель предлагает детям подвести небольшой итог разговора.

Ребята, давайте вспомним, какой теме сегодня было посвящено наше занятие?

Далее для осмысления темы занятия можно использовать прием незаконченного тезиса: учитель начинает фразу, а кто-то из детей ее продолжает. Например: –

Я думаю, что быть отцом – это, в первую очередь, ...

– Когда произносят слова «отец-глава семьи», то я представляю себе...

– Из рассказанных сегодня историй мне больше всего понравилось..., потому что...

– Если бы мы захотели продолжить сегодняшний разговор, то я посвятил бы его…



















































Разговоры о важном

Сценарий занятия

ДЕНЬ ОТЦА

5-7 классы. Отчество – от слова «отец»

10 октября 2022 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«ОТЧЕСТВО - ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"»




Цель занятия: развитие у школьников ценностного отношения к роли отца в семье на основе анализа и осмысления фактов государственно общественного регулирования вопросов семейного уклада и положительных примеров образов отца в отечественной истории.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: занятие-беседа. Занятие ориентировано на учащихся 5-7 классов. Предполагает возможность ознакомления школьников с видео и текстовой информацией; включает организацию групповой работы с текстом, интерактивных форм работы с информацией.

Комплект материалов:

– сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/fathersday-57-script.pdf

– методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/fathersday-57-method_recom.pdf

– видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/409/

– презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/fathersday-57-presentation.pdf

– комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/fathersday-57-1/index.html?back_url=/topic/9/grade/57/#/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/fathersday-57-2/index.html?back_url=/topic/9/grade/57/#choose

– 3 карточки для групповой работы - 6 групп детей (или 4 группы детей по 2 выбранным учителем карточкам), в 3 (2) группах карточки одинаковые.



Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная.

Общие рекомендации. Эта часть занятия посвящена роли отца, его статусу и позиции в семье, которые формировались в отечественной культуре на протяжении нескольких веков.

Задача учителя. Учителю необходимо показать, что роль отца в семье изначально определялась пониманием его как человека, умеющего взять на себя ответственность за благополучие семьи в экономическом и нравственном отношениях. Учитель может поговорить с детьми о положении отца в семье, его вкладе в устойчивое ведение домашнего хозяйства.

В современном мире при существующем равноправии мужчины и женщины роль отца в семье меняется и на него возлагается равная с матерью ответственность за детей.

Часть 2. Основная.

После мотивирующей части и исторической справки учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с положительными образами отцов.

Задача учителя: показать школьникам, что «отец – глава семьи» как духовная ценность основывается на таких нравственных качествах, как ответственность, терпение, разумность, трудолюбие, предприимчивость, смелость, правдивость, отзывчивость, любовь.

2.1. Рекомендации по организации работы в группах.

Для реализации второй части занятия организуется работа в 6 (4) группах, каждая из которых получает карточку с краткой историей одной из известных в России семей (предложены ниже). Учителю необходимо заранее распечатать карточки. Ребятам в каждой группе предлагается прочесть эту историю и постараться ответить на вопросы к ней, а также выбрать спикера, который позже будет представлять ответы группы всему классу.

К карточкам должен прилагаться словарик с разъяснением новых слов для учащихся.

Карточка 1

Отец–родоначальник семьи Демидовых

Род прославленных меценатов и основоположников металлургической промышленности в России берет начало от кузнецов, живших в селе Новое Павшино недалеко от Тулы.

Кузнецу Никите Демидовичу (1656-1725 гг.) в 1696 году Петр I велел починить сломавшийся немецкий пистолет. Никита сделал работу отлично, да еще и отечественную копию немецкого оружия показал, которая была не хуже. Человек яркой и необыкновенной судьбы, известный самому Петру I, в 1720 году получил за заслуги перед Отечеством титул дворянства и смог построить на окраине Тулы первый железный завод.

В 1702 году у него было всего 2 завода, к 1736 году у семьи Демидовых было уже 35 заводов, многие из которых были лучшими не только в России, но и в Европе.

Никита Демидов стал родоначальником знаменитой династии уральских горнозаводчиков и дал жизнь мощному родословному древу.

Его сын Акинфий (1678-1745 гг.) не только в 10 раз приумножил состояние отца, но и помог России обойти шведов и британцев, производивших лучшее в мире оружие. Внук Никиты – Прокофий Акинфеевич (1710-1786 гг.) – был щедрым благотворителем. При его поддержке на Урале активно развивались художественные промыслы, особенно художественное чугунное литье и лаковая роспись по металлу. Немало крепостных художников он направил на учебу в Москву и Петербург, за границу. Промышленником, коллекционером и меценатом был и правнук Никиты Демидова – Павел Григорьевич Демидов (1738-1821 гг.). На его пожертвования был создан ныне действующий Ярославский государственный университет. Еще одним известным правнуком родоначальника семьи Демидовых был Павел Николаевич Демидов (1798-1840 гг.). После смерти отца вместе с братом Анатолием включился в семейное дело, руководил горнозаводским хозяйством. Одновременно, следуя традициям рода, занялся благотворительностью: обустраивал больницы, был учредителем ежегодных денежных премий, назначаемых с 1830 г. Императорской академией наук по развитию «науки, словесности и промышленности в своем отечестве».

Демидовы много жертвовали для блага Московского университета, поддерживали одаренных студентов и молодых профессоров, дарили редкие коллекции. Одним из сохранившихся даров для библиотеки МГУ является французская Библия XIII века.

Слова в словарик:

Благотворительность – оказание безвозмездной добровольной помощи тем, кто в ней нуждается, милосердие, милость.

Династия – ряд поколений, передающих из рода в род мастерство, трудовые традиции.

Меценат – человек, который безвозмездно осуществляет финансовую помощь из личных средств для развития науки, искусства, образования.

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Что в этой истории заинтересовало вас больше всего?

2. Как вы думаете, благодаря чему стало возможным процветание семьи Демидовых?

Карточка 2

Отец–родоначальник семьи Морозовых

Морозовы — одна из самых знаменитых династий предпринимателей, меценатов и благотворителей Москвы. Род Морозовых восходит к крестьянам деревни Зуево Богородского уезда Московской губернии.

Ее основатель - Савва Васильевич (1770-1860 гг.) - совершил почти невозможное. Савва Морозов никогда не сидел без дела: трудился и извозчиком, и пастухом, и рабочим. Будучи крепостным крестьянином, он открыл свое дело, преуспел и вскоре смог выкупить себя и семью. Пришлось много работать, отказывая себе во всем. Так, в 1797 г. открыл небольшую фабрику: начальный капитал для неё составлял всего пять рублей, которые он получил в качестве подарка на свадьбу. На единственном станке работал сам. Занимался производством шёлковых кружев и лент, ходил за сто вёрст в Москву продавать товар.

Начав с маленькой шёлкоткацкой мастерской, к концу жизни Савва Морозов стал купцом и владельцем множества фабрик.

В 1838 году свои дела он постепенно начал передавать сыновьям.

Дети Саввы Васильевича прославили свой род на всю страну; стали богатейшими людьми, проявившими себя не только в области промышленности.

Четверо из пяти его сыновей продолжили дело отца, встав во главе крупнейших в России текстильных мануфактур. Семейное текстильное предприятие Тимофея Саввича получило название «Саввы Морозова сын и К.», став лучшим в стране. Тимофей Саввич первым из сыновей начал заниматься благотворительностью. Он строил для рабочих и их семей школы, больницы, общежития, бани. Жена Тимофея Саввича поддерживала его во всех начинаниях. Более 20 лет она помогала получить образование бедным талантливым девушкам, выделяла деньги на стипендии в московской гимназии.

Ярким представителем фамилии стал внук Саввы – Савва Тимофеевич. Его ежегодные доходы в 250 тысяч рублей (для сравнения – годовое жалование министра не превышало 30 тысяч) и щедрая душа позволяли не скупиться на пожертвования. Самый известный его дар – первый в России общедоступный Московский Художественный театр.

Продолжили семейные традиции благотворительности и меценатства другие потомки Саввы Васильевича Морозова, жертвуя на строительство больниц, музеев и театров, библиотек, кустарных промыслов, детских приютов.

Слова в словарик:

Благотворительность – оказание безвозмездной добровольной помощи тем, кто в ней нуждается, милосердие, милость.

Династия – ряд поколений, передающих из рода в род мастерство, трудовые традиции.

Меценат – человек, который безвозмездно осуществляет финансовую помощь из личных средств для развития науки, искусства, образования.

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Как вы думаете, какой эпизод жизни Саввы Морозова был самым сложным для формирования своей семьи? Почему вы так считаете?

2. Как вы полагаете, осознавал ли он все опасности, которые сопровождали его выбор?

Карточка 3

Отец–родоначальник семьи Рябушинских

Род Рябушинских ведёт своё начало от крестьян Калужской губернии, слободы Ребушинской, откуда в 1802 году «прибыл» Михайла Яковлев (1787—1858). Торговал он в Холщовом ряду Гостиного двора. Но во время Отечественной войны 1812 года разорился. Приняв официальную фамилию по названию родной слободы (первоначально фамилия писалась именно «Ребушинский»), Михаил Яковлевич вновь торгует «бумажным товаром», заводит несколько ткацких мануфактур в Москве и Калужской губернии и оставляет детям капитал более 2 миллионов рублей. Как писали про него соплеменники, «у Михаила Яковлева была железная воля хозяйственного мужика».

Крестьянин носил простонародный кафтан и сам в качестве «мастера» работал на своих мануфактурах. Заложил основу будущего процветания семейства, передав своё дело одному из трёх своих сыновей – Павлу Михайловичу (1820–1899). Павел Михайлович во многом походил на отца. Воспитывался дома, с пятнадцати лет работал в лавке отца, постигая тайны домашней экономики. Самостоятельно изучил мануфактурное дело и мог замещать отца при устройстве фабрик в других губерниях. На Всероссийской торгово-промышленной выставке (Москва, 1882 год) его хлопчатобумажная фабрика получила право изображать на своих товарах государственный герб – знак высокого качества изделий. Во время голода 1891 года построил на свои деньги ночлежный дом и бесплатную народную столовую, где могли пообедать тысяча человек в день.

Своё дело Павел Михайлович передал сыновьям. Их было восемь - талантливых, оставивших неизгладимый след в истории русского меценатства, воистину государственных людей. После его смерти главой семьи стал старший сын, Павел Павлович, перед авторитетом которого всегда беспрекословно склонялись все младшие братья и сестры. Потрясающая внутрисемейная дисциплина!

Следующим за Павлом по старшинству шел Сергей. Помимо активного участия в промышленной жизни семьи, Сергей Павлович имел и свое личное дело. Он открыл в Москве Институт педагогики, который был оснащен новейшими по тем временам техническими средствами. На окраине тогдашней Москвы Сергей вместе с братом Степаном за шесть месяцев (!) создают небольшой автомобильный завод – первый в России. Причем производство устроено таким образом, что при минимальной реорганизации автомобильный завод может производить авиатехнику.

В таком духе воспитывались и другие дети, оставив после себя фабрики, заводы, храмы, банки, архитектурные творения, созданные по их идеям и на их средства, осталась коллекция икон, составляющая основу фонда Третьяковской галереи, живописные полотна, отданные музеям России.

Слова в словарик:

Благотворительность – оказание безвозмездной добровольной помощи тем, кто в ней нуждается, милосердие, милость.

Династия – ряд поколений, передающих из рода в род мастерство, трудовые традиции.

Меценат – человек, который безвозмездно осуществляет финансовую помощь из личных средств для развития науки, искусства, образования.

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Какой эпизод жизни рода Рябушинских показался вам наиболее важным?

2. Как вы думаете, благодаря чему стало возможным процветание семьи Михаила Яковлевича?

2.2. Рекомендации по организации обсуждения итогов групповой работы.

Учитель предлагает всему классу познакомиться с наиболее яркими представителями отцов-родоначальников, а представителям от каждой группы - ответить на один из вопросов, который они обсуждали во время групповой работы. Если у других ребят появится желание что-то добавить к ответам или высказать альтернативную точку зрения, учитель должен предоставить им возможность высказаться.

2.3. Рекомендации по организации общей беседы по пословицам.

После обсуждения всех 3-х (2) сюжетов учитель организует беседу в свободной форме о роли отца в создании династии через осмысление соответствующих пословиц и поговорок.

Часть 3. Заключение. Решение интерактивных заданий. Итоговая рефлексия.

Для закрепления темы учитель предлагает обучающимся работу в форме интерактивных заданий по осмыслению основных категорий.

Задача учителя. Среди предлагаемых в сценарии занятия вопросов (итоговая рефлексия) учителю необходимо уделить внимание вопросам о нравственных качествах, которыми обладает отец как глава семьи, глава рода, организовать обмен мнениями между учениками. Возможно, в процессе беседы они смогут затронуть тему ответственности, терпения, разумности, трудолюбия, предприимчивости, смелости, правдивости, отзывчивости, любви. Важно прийти к выводу, что эти качества важны как для создания собственной семьи в будущем, так и для понимания роли своего отца, его статуса как родоначальника семьи, где живет и воспитывается ребенок.

В зависимости от состава конкретного класса возможно (по решению учителя) предоставить слово по желанию обучающимся разных национальностей, если они пожелают поделиться знаниями о традициях отцовства своего народа.

Результаты занятия: учащиеся должны сделать вывод о том, что отцовство представляет большую ценность, в семье должно поддерживаться равноправие и партнерство обоих родителей. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные семьи. Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

− тема занятия;

− ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

− основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

− ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

− творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

− любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!