СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ ОТЦА. 10-11 классы. "Отчество – от слова «отец»" 10 октября 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ ОТЦА. 10-11 классы. "Отчество – от слова «отец»" 10 октября 2022 г. 

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ ОТЦА. 10-11 классы. "Отчество – от слова «отец»" 10 октября 2022 г.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

ДЕНЬ ОТЦА

10-11 классы. Отчество – от слова «отец»

10 октября 2022 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10-11 классов по теме

«ОТЧЕСТВО - ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"»



Цель занятия: развитие у учащихся ценностного отношения к роли отца в семье, обществе и государстве на основе анализа и осмысления исторических фактов становления известных профессиональных династий, литературных портретов отцов в произведениях отечественных писателей, портретов отцов-киногероев в отечественном кинематографе.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба.



Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: рассуждение. Занятие ориентировано на учащихся 10-11 классов. Предполагает возможность ознакомления учащихся с видео и текстовой информацией, включает организацию групповой работы с текстом, интерактивных форм работы с информацией.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/fathersday-1011-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/fathersday-1011-method_recom.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/fathersday-1011-method_recom.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/fathersday-1011-2/index.html?back_url=/topic/9/grade/1011/#/

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/413/

  • презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/fathersday-1011-presentation.pdf

  • карточки (по выбору педагога) для работы с текстами.

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная.

Вводное слово педагога, просмотр видеоролика.

Часть 2. Основная.

Предъявление фактов, постановка проблемы, поиск самостоятельного решения. Работа с текстом, ответы на вопросы. Беседа.

Часть 3. Заключение.

Работа с интерактивными заданиями, подведение итогов занятия.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (5 минут).

Вводное слово педагога.

Здравствуйте, ребята! Приближается один из самых молодых для нашей многонациональной России праздников - День отца.

Демонстрация видео (дикторский текст).

4 октября 2021 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ об утверждении в России Дня отца - официального праздника, который будет отмечаться ежегодно в третье воскресенье октября.

День отца как национальный праздник проходит во многих странах мира.

В нашей стране история возникновения праздника уходит в далёкое прошлое, становится культурным достоянием современного института отцовства и его традиций.

Отцовство изначально в нашей стране ассоциировалось с ролью мужа, ролью отца ребёнка.

Наиболее распространённой моделью семьи была модель патриархальная. В этой модели отцу приписывалось центральное место в семье, утверждалась его ответственность за благополучие и здоровье всех ее членов.

Главной функцией отца считалось материальное обеспечение семьи. Он кормилец, пример для подражания.

В памятнике русской литературы XVI века Домострое, представляющем собой сборник правил по всем направлениям жизни семьи, даны советы отцу в воспитании своих детей:

«Следует оберегать душевную чистоту...; при старших - молчание, перед мудрейшими - послушание., к равным себе и к младшим - искреннюю любовь; ..., поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не бесчинствовать смехом...».

В ХХ веке в связи с распространением равноправия, вовлечением женщин в профессиональную работу, институт отцовства заметно трансформируется - на смену доминирующей и главенствующей роли отца в семье приходит принцип партнерства.

В крепкой дружной семье каждый берёт на себя определённые обязанности. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Такая семья всегда живет в мире, любви и взаимопонимании.


Педагог: предлагаю продолжить обсуждение темы отцовства.

Педагог: Спасибо вам за ваши ответы и мнения.


Анализ

Педагог

Обучающиеся

Предъявление первого факта

«Перед вами текст, написанный Антоном Павловичем Чеховым, который проблеме взаимоотношения отцов и детей посвятил более десятка своих произведений (на доске запись): «Жуйте как следует», – говорил отец. И жевали хорошо, и гуляли по два часа в сутки, и умывались холодной водой, всё же вышли несчастные, бездарные люди» (А.П. Чехов. «Записные книжки, дневники»). Как бы вы охарактеризовали описываемые автором отношения отца и детей? Каков результат таких отношений?

Отец, который требует от детей беспрекословного подчинения, выполнения всех его указов, при этом не интересуется их интересами, возможностями. В результате в этой семье выросли несчастные люди.

Предъявление второго факта

Перед вами воспоминание генерального директора Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максима Юрьевича Никулина о своем отце, известном артисте – Юрии Владимировиче Никулине (на доске запись): «Отец, он со мной всегда общался на одном уровне. Он не снисходил до моего возраста, сразу для себя поставил, или это само собой стало, что я такой же человек, как он. Не в том смысле, что прямо как со взрослым, а именно с равным… Не было каких-то жизнеутверждающих разговоров: "Послушай, сын…" Было нормальное, замечательное общение отца и сына». Вы видите другую картину взаимоотношений?

Какую бы вы дали характеристику отношениям отца и сына? Каков результат такого воспитания?





















Да, картина другая (возникновение проблемной ситуации). Сформировался человек, который не только продолжает дело своего отца, но и успешно его развивает.

Побуждение к осознанию

Перед вами персидская пословица:

Не надо тем кичиться,

Что мудр отец,

Пускай отец гордится,

Что сын мудрец.

Какой смысл имеет эта пословица в отношении выше приведенных текстов?

Влияние отца на формирование ребенка как личности.

Побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

Какова роль отца в формировании личности ребёнка?

Вопрос как тема

Фиксирует вопрос (как тему) на доске.

Роль отца в формировании личности ребенка.


Педагог благодарит обучающихся за ответы, подводит итог краткой беседе, переходя к обсуждению роли отца в формировании личности ребенка.

Педагог: Спасибо вам за ваши ответы и мнения.

Как видите, праздник «День отца» не зря появился в нашем календаре. В этот день во всех странах, где его празднуют, чествуют отца, основателя рода, главу семьи. В нашей многонациональной стране существует много семейных традиций, в которых заложено почитание отца, признание его важной роли в жизни семьи.

В чем заключается эта роль? На основе исторических примеров, примеров, представленных в отечественной литературе и кинематографе, постараемся ответить на поставленный вопрос.



Часть 2. Основная. Анализ роли отца на примерах из истории, отечественной литературы и кинематографии. Работа в группах

(20 минут).

Для работы класс делится на группы (по 3-5 человек).

Педагог предлагает тексты об истории становления династий, фрагменты из произведений отечественной литературы, сюжеты фильмов, в которых особое внимание уделяется роли отца в формировании личности ребенка (см. методические рекомендации).

Группе необходимо после рассказа педагога соотнести содержание текста с пословицами, поговорками, высказываниями известных людей, наиболее точно передающими смысл текста.

Предварительно педагог знакомит класс с пословицами, поговорками, высказываниями известных людей, выясняет их понимание учащимися.

«Слава сына - отцу отрада».

«Где хороший отец, там и сын молодец».

«Не тот отец, что родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил».

«Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей» (великий древнегреческий философ Демокрит).

«Отец должен быть столько отцом, сколько и другом своего сына» (видный российский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский).

Обобщающая беседа.

Педагог предлагает продолжить разговор: в чём видят учащиеся роль отца в формировании личности ребенка (см. методические рекомендации).

Возможные вопросы для беседы:

  1. Вы познакомились с текстами разного содержания. Как вы полагаете, все ли тексты смогли показать роль отца в формировании личности ребенка? Почему вы так считаете?

  2. Как вы думаете, в чём заключается роль отца в формировании личности ребенка?

  3. С какими произведениями вам хотелось бы более подробно познакомиться?

  4. Чем в целом заинтересовала вас тема сегодняшней беседы?

Учитель. Мы сегодня говорили о том, что у отца есть важная роль - защитник семьи. Во все времена наши братья и отцы защищали свою Родину, проявляя самоотверженность и истинный героизм.



Ещё в царской России существовала традиция: в многодетных семьях старший сын всегда шёл на защиту страны.

Часто служение Родине становилось долгом и честью многих поколений одной семьи; так вырастали династии военных в российской армии и флоте. В современной России продолжается эта традиция - деды, отцы и сыновья выбирают военные профессии. Это патриоты своей страны.

Проявления подлинного патриотизма защитников Родины мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции, участие в которой принимают и профессиональные военнослужащие, и добровольческие формирования: люди разных национальностей, профессий, возрастов - настоящие патриоты. Они по зову сердца встали на защиту России и Донбасса.

За прошедшие месяцы мы узнали имена многих героев, патриотов России.

Мы всегда будем помнить имена мужественных людей, героически сражавшихся и сражающихся за правду, справедливость, свободу, историческую память!


Далее беседа в свободной форме о единстве страны, о том, что необходимо защищать свой народ и сохранять свою культуру.

Часть 3. Заключение. Итоговая рефлексия (5 минут).

Для закрепления темы педагог предлагает обучающимся работу в форме интерактивных заданий по осмыслению основных категорий.

Работа с интерактивным заданием №1

Слово-загадка

АВТОРИТЕТ; описание - общепризнанное значение, влияние.

БЛАГОРАЗУМИЕ; описание - обдуманность в действиях и поступках; рассудительность, осмотрительность.

МУДРОСТЬ; описание - глубокое знание, понимание чего-либо.

ФАМИЛИЯ; описание - наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка.

Работа с интерактивным заданием № 2

Задание. Выбрать слова, которые описывают положительный образ отца в произведениях отечественной литературы.



Например:

Внимательный, заботливый, ответственный, мудрый, рассудительный, авторитетный ...

Слова, не относящиеся контекстно к описанию образа отца.

Например:

деспотичный, циничный, категоричный, безучастный, беззаботный, безразличный.

Для осмысления темы занятия можно использовать прием незаконченного тезиса: педагог начинает фразу, а кто-то из учащихся ее продолжает. Например:

  • Я думаю, что понятие «отец» и «личность ребенка» - это, в первую очередь, ...

  • Когда произносят слова «отец-наставник», то я представляю себе...

  • Я полагаю, что выражение «отец-друг» подчеркивает.

  • Если бы мы захотели продолжить сегодняшний разговор, то я посвятил бы его.

Преподаватель может порекомендовать учащимся просмотреть совместно с родителями фильм и обсудить его содержание: «Отец и сын» (советский фильм 1936 г.).







Разговоры о важном

Методические рекомендации

ДЕНЬ ОТЦА

10-11 классы. Отчество – от слова «отец»

10 октября 2022 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10-11 классов по теме

«ОТЧЕСТВО - ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"»




Цель занятия: развитие у учащихся ценностного отношения к роли отца в семье, обществе и государстве на основе анализа и осмысления исторических фактов становления известных профессиональных династий, литературных портретов отцов в произведениях отечественных писателей, портретов отцов-киногероев в отечественном кинематографе.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: рассуждение. Занятие ориентировано на учащихся 10-11 классов. Предполагает возможность ознакомления учащихся с видео и текстовой информацией, включает организацию групповой работы с текстом, интерактивных форм работы с информацией.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/fathersday-1011-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/fathersday-1011-method_recom.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/fathersday-1011-method_recom.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/fathersday-1011-2/index.html?back_url=/topic/9/grade/1011/#/

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/413/

  • презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/fathersday-1011-presentation.pdf

  • карточки (по выбору педагога) для работы с текстами.

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная.

Занятие посвящено проблеме современного института отцовства и, прежде всего, осмыслению его главной социальной функции – вовлеченности в процесс воспитания детей, которой сегодня общество и государство уделяют особое внимание.

После вводного слова преподаватель переходит к мотивирующей части занятия, которая реализуется с помощью постановки проблемной ситуации.

Задача преподавателя - показать, что понятия о мудрости, благоразумии отца формировались в отечественной поликультурной среде на протяжении многих столетий. Они не теряют своей актуальности и сегодня.

Часть 2. Основная.

Задача преподавателя. Рассуждая о роли отца в формировании личности ребенка, надо пояснить учащимся, что осознанное и ответственное отцовство становится частью жизненного успеха состоявшегося мужчины и его важнейшим достижением, а также формирует успешного в дальнейшей жизни ребенка, который сможет преодолевать возникающие трудности благодаря моральной поддержке отца и его примеру.

  1. Рекомендации по изучению темы занятия.

Подготовка к основной части занятия по осмыслению темы.

В методических рекомендациях и дополнительных материалах (в формате для распечатывания) представлены 4 текста, в которых описывается роль отца в формировании личности ребенка. Преподаватель, зная темп работы класса, может по своему усмотрению отобрать необходимое количество текстов (или оставить все), но обязательно должен закончить последним примером («Отец солдата»).

Для лучшего осмысления учащимися текстов преподаватель может заранее распечатать тексты на карточках и раздать группам.

Купеческий род Щукиных

Купеческий род Щукиных происходит из г. Боровска Калужской губернии.

Основатель рода, Петр Щукин, переселился в Москву во второй половине XVIII века и стал торговать. Сын Петра, Василий Петрович Щукин, учредил в Москве торговлю мануфактурным товаром и продолжал управлять ею в течение пятидесяти лет.

Сын его, Иван Васильевич (1818-1890 гг.), был подлинным основателем династии. При нем семья и фирма заняли первенствующее место в торгово-промышленной Москве, которое с той поры неукоснительно занимали.

Авторитет Ивана Васильевича в финансовых кругах был непререкаем. По мнению купца и мемуариста Павла Афанасьевича Бурышкина, Иван Васильевич «был, несомненно, один из самых - не побоюсь сказать - гениальных русских торгово-промышленных деятелей. Его престиж и влияние в Москве были чрезвычайно велики. И вовсе не из-за его богатства. В Москве тогда было много богатых людей, может быть, даже богаче Щукиных, но которые не пользовались тем почетом, который приходился на долю Щукиных. Щукинская фирма была одной из самых уважаемых в Москве».

Далее в дело были приняты четыре его сына: Николай, Петр, Сергей и Дмитрий. Сыновья не только переняли предприимчивость своего отца, но и во многом его превзошли.

Семейство Щукиных, занимающееся продажей ситцев Иваново- Вознесенских фабрик, Шуйской и Трехгорной мануфактур в Центральной России, в Сибири, на Кавказе, Урале, Средней Азии, Персии, считалось одним из самых честных и уважаемых. Щукины занимались благотворительностью и получили большую известность как собиратели обширной коллекции художественных произведений.

Вопрос преподавателя группам: Какое выражение подходит к обсуждению роли отца в формировании личности ребенка? Почему вы так думаете?

«Папаша» А.П. Чехов (1880 г.)

Пятнадцатилетнего двоечника не допускают к экзаменам, и его папаша отправляется к учителю арифметики, чтобы уговорами, взяткой или навязчивостью вытребовать у него исправления двойки на тройку. Чехов описывает бесцеремонного и самоуверенного отца, который, делая медвежью услугу своему великовозрастному необразованному сыну, уверен, что блестяще выполняет свои родительские обязанности:

«По обыкновению большинства папашей, он вошел к учителю арифметики без доклада.

  • Здравствуйте! - сказал он, развязно подходя к супругам (учителю и его жене) ... Учитель на минуту растерялся...

  • Извините, - начал папаша с улыбочкой.... Господин учитель чуточку, приличия ради, улыбнулся и вежливо указал на стул. Папаша повернулся на одной ножке и сел.

  • Я, - продолжал он, показывая господину учителю свои золотые часы, - пришел с вами поговорить-с... Вы, Иван Федорыч, моему сынишке двоек там наставили...Мм...да...Но это ничего, знаете...Но, знаете ли, неприятно. Неужели мой сын плохо арифметику понимает?

  • Как вам сказать? Не то, чтобы плохо, но, знаете ли, не занимается. Да, он плохо знает.

  • Почему же он плохо знает?

Учитель сделал большие глаза.

  • Как почему? — сказал он. - Потому, что плохо знает и не занимается.

  • Помилуйте, Иван Федорыч! Сын мой превосходно занимается! Я сам с ним занимаюсь... Он ночи сидит... Он всё отлично знает... Ну, а что



пошаливает... Ну, да ведь это молодость... Кто из нас не был молод? Значит, сын мой не перейдет в IV класс?

  • Да. У него ведь не по одной только арифметике годовая двойка?

  • Можно будет и к другим съездить. Ну, а насчет арифметики ?..Хххе!.. Исправите?

  • Не могу-с! (Учитель улыбнулся.) Не могу-с!..Я желал, чтобы сын ваш перешел, я старался всеми силами, но ваш сын не занимается, говорит дерзости... Мне несколько раз приходилось иметь с ним неприятности.

  • М-молод...Что поделаешь?! Да вы уж переправьте на троечку!

  • Не могу!

  • Да ну, пустяки!.. Что вы мне рассказываете? Как будто бы я не знаю, что можно, чего нельзя. Можно, Иван Федорыч!»

Вопрос преподавателя группам: Какое выражение подходит к обсуждению роли отца в формировании личности ребенка? Почему вы так думаете?

«Дети Дон-Кихота» (советский фильм 1966 года)

История обычной, на первый взгляд, семьи.

У заведующего родильным домом, врача Петра Бондаренко (актер Анатолий Дмитриевич Папанов) трое детей. Его мальчики все очень разные: старший Виктор - молодой художник, средний Дмитрий - студент, младший Юрий - школьник.

Всех троих Петр Бондаренко воспитывает, уча мальчиков всегда принимать ответственность за свои поступки, как это делает он сам. Старшему сыну, со свойственными всем творческим людям терзаниями и сомнениями, поясняет:

  • Я, конечно, не сильно разбираюсь в искусстве. Но я всегда знал, что ты станешь хорошим художником.

Среднего сына, который только что окончил институт и упорно отказывается от работы в Озерках, мечтая об Арктике, наставляет:

  • Ты ведешь себя крайне несерьезно.

  • Тебе хорошо. Ты был в Испании, воевал в Отечественную, у тебя много примеров. А может, у меня тоже будет трое детей, что я им скажу? Что не работал ни в Арктике, ни в тундре, а мотался всю жизнь между Озерками и Москвой?

  • Для того, чтобы воспитывать своих сыновей, нужно самому быть крайне дисциплинированным. Вот когда у тебя будет трое сыновей, вот тогда ты им скажешь: «Я очень хотел работать в тундре, а ещё больше хотел работать в Арктике, но меня послали в Озерки, и я проработал всю жизнь, потому что так было нужно!»

Его жизненный принцип - если можешь чем-то помочь людям, это нужно делать, не ожидая награды, не слушая насмешников. За свою принципиальность и готовность жертвовать собой ради этих принципов, сыновья называют своего родителя Дон-Кихотом и порой посмеиваются над ним. Но в то же время принципы Бондаренко неумолимо проникают в сознание мальчиков, направляя их по пути доброй и честной жизни. Так, младший сын, увидев в зоопарке, что льву недокладывают мяса, с возмущением заявляет: «Дяденька, а это зачем вы львиное мясо на водку меняете?»

В финале фильма доктор усыновляет оставленного в его роддоме мальчика, и тут зритель понимает, что все его три сына тоже усыновлены. Они - дети бывших пациенток Бондаренко, которые отказались от ребёнка, а он не смог их убедить не делать этой роковой ошибки и потому принял моральную ответственность за судьбу детей на себя:

- А знаете ли Вы, что это значит: иметь сыновей! И как это трудно иметь сыновей? ... Значит, в конце концов, Вы хотите, чтобы у Вас по утрам в постелях обнаруживались белые мыши, ежи, ужи и прочие пресмыкающиеся...

А что будет дальше? Вы не можете себе представить...

Это счастье!

Вопрос преподавателя группам: Какое выражение подходит к обсуждению роли отца в формировании личности ребенка? Почему вы так думаете?


«Отец солдата» (1965 г.)

(советский фильм, киностудия «Грузия-фильм»)

Фильм основан на реальных событиях.

Автор сценария Сулико Жгенти сам прошёл войну, дошёл до Германии, был награжден четырьмя медалями. В одной части с ним служил человек по имени Георгий Махарашвили, с которого и был срисован главный герой фильма: старик, несмотря на годы, обладал огромной силой, был заботлив по отношению к солдатам и никогда не унывал.

Война в самом разгаре. В маленькой грузинской деревне пожилой крестьянин-виноградарь Георгий Махарашвили (актер Серго Закариадзе) получает весть о ранении своего сына Годердзи (актер Гия Кобахидзе) и решает навестить его в госпитале. Но он опаздывает: пока преодолевал множество километров, сын вновь ушёл на фронт. Главный герой решает во что бы то ни стало найти сына. Стойкого, сильного духом старика взяли в боевую часть. Несмотря на почтенный возраст, он воюет наравне с молодыми, став «отцом» всей роты, неся радость и забытое солдатами душевное тепло. Его большие глаза были наполнены какой-то мудростью и живительной силой. Для него главный жизненный принцип - забота о земле, об окружающих людях, о сыне.

Вступая на чужую землю, Г еоргий увидел надпись с родной фамилией, и чувство счастья и гордости за сына наполнили душу старика. За несколько минут до капитуляции немецких войск сквозь сон услышал прекрасную грузинскую песню, признав в исполнителе своего сына, которого искал три года. Когда на этаж сына попала мина, страх за его жизнь подняла отца, а за ним всю роту на последний бой.

Образ Георгия Махарашвили стал символом Отца.

В Кахетии, на малой родине Георгия Махарашвили, ему установили 15метровый памятник. Герой держит в руках плащ и шлем своего сына.

Памятник всем отцам солдат...

Вопрос преподавателя группам: Какое выражение подходит к обсуждению роли отца в формировании личности ребенка? Почему вы так думаете?

  1. Рекомендации по организации обсуждения итогов групповой работы.

Класс делится на группы (в группе не более 5 человек).

Задача для групп: внимательно прочитать каждый текст и подобрать к нему конкретную пословицу, поговорку или высказывание известных людей, которые наиболее точно раскрывают роль отца в формировании личности ребенка. На обсуждение в группах к каждому тексту дается 1 минута.

Учащихся заранее необходимо познакомить с пословицами, поговорками, высказываниями, уточнить понимание их смысла.

Ребятам в каждой группе предлагается выбрать спикера, который позже будет представлять ответы группы всему классу. Если у других учащихся появится желание что-то добавить к ответам или высказать альтернативную точку зрения, преподаватель должен предоставить им возможность высказаться.

  1. Рекомендации по организации обобщающей беседы.

После обсуждения текстов преподаватель организует обобщающую беседу в свободной форме о роли отца в формировании личности ребенка. Во время ответов учащихся преподавателю необходимо уделить внимание вопросам уважения другой личности, отцовского сознания мужчины, проявляющихся в стремлении проявить заботу, находясь в постоянном контакте с ребёнком, установить дружеские и доверительные отношения.

Возможно, в процессе беседы они смогут порассуждать о роли отца как мудрого советчика, наставника, друга, о его рассудительности, заботливости.

Учитель также напоминает, что у отца есть роль защитника - защитника семьи, защитника своей Родины.

Часть 3. Заключение.

Решение интерактивных заданий. Итоговая рефлексия.

Для закрепления темы преподаватель предлагает обучающимся работу в форме интерактивных заданий по осмыслению основных категорий.

В итоговой рефлексии преподавателю необходимо подвести учащихся к пониманию, что в представлении государства и общества осознанное и ответственное отцовство поддерживает те ценности, которые определяют благополучие всей семьи:

  1. отец для ребенка является символом мужественности, образцом мужского поведения;

  2. отец является образцом порядка и дисциплины;

  3. отец помогает ребенку усвоить социальные нормы и правила, принятые в обществе, делает процесс социализации более комфортным;

  4. отец формирует у ребенка способность к инициативе;

  5. отец формирует в ребенке необходимое чувство защищенности;

  6. отец является источником уверенности и авторитета.

В ходе обсуждения определить, какие нравственные качества отца оказали положительное влияние на формирование личности ребенка?

В конце занятия преподаватель может порекомендовать учащимся просмотреть совместно с родителями фильм и обсудить его содержание.

Фильм «Отец и сын» (советский фильм 1936 г.) о сложных взаимоотношениях двенадцатилетнего мальчика и его отца - директора завода, полностью ушедшего в дела производства и не уделяющего сыну должного внимания. Мальчик забрасывает учёбу после ссоры с отцом, уходит из дома и сталкивается с уголовным миром. Только после серии происшествий и разговоров с разными людьми отец понимает свою ошибку.

В финале отец и сын обращаются друг к другу со словами: «Я был не прав».



Результаты занятия: учащиеся должны понимать, что отцовство представляет большую ценность, в семье должно поддерживаться равноправие и партнерство обоих родителей. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные семьи. Традиционная семья в России - это союз мужчины и женщины.


При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются

образовательной организацией самостоятельно.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!