Уважаемый педагог!
Перед Вами методические материалы, разработанные в рамках Всероссийского «Атомного урока» специально для федерального проекта «Разговоры о важном». Они помогут рассказать школьникам об Арктике, об уникальной транспортной артерии - Северном морском пути, а также о важности развития атомных технологий.
Всероссийский «Атомный урок» - ежегодный проект просветительской программы Homo Science (www.homo-science.ru). организованной при поддержке Госкорпорации «Росатом». Целью просветительской программы Homo Science является популяризация науки, технологий и достижений в сфере атомной промышленности, а также формирование позитивного образа современного ученого.
Проект «Атомный урок» создан для активных педагогов, которые хотят развивать себя и своих учеников с 5 по 11 класс в рамках урочной и внеурочной деятельности. Общедоступные материалы проекта «Атомный урок» разработаны специалистами ведущих учебных заведений страны таким образом, чтобы любой педагог смог рассказать школьникам в простой форме о «сложном» - ядерной энергетике и современных атомных технологиях. Полученные знания школьники закрепляют в игровой форме в процессе обсуждения темы, что позволяет им лучше усвоить и понять новый материал.
Ежегодно в рамках проекта «Атомный урок» среди педагогов проводится просветительский конкурс «Атомный урок X Ледокол знаний», который нацелен на повышение профессиональных навыков. Самый активный педагог и один из его учеников получают возможность принять участие в просветительской экспедиции на Северный полюс на атомном ледоколе летом 2023 года.
Подробности на www.atomlesson.ru
В добрый путь!
Разговоры о важном
Сценарий занятия
РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
1-2 классы.
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ
РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ
24 октября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ
РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ»
Цель занятия: расширение знакомство младших школьников с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути, формирование чувства гордости за свою страну и соотечественников.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, знание.
Планируемые результаты
Личностные: формирование ценностного отношения к многообразию и красоте природы Родины; формирование гражданской идентичности на примере исследователей Арктики; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование бережного отношения к природным богатствам страны.
Предметные: представление о природных особенностях Арктики; представление о Северном морском пути, его расположении и назначении; первичные представления об атомном ледокольном флоте.
Метапредметные: участие в коллективном диалоге; овладение базовыми понятиями по теме.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: Беседа. эвристическая беседа. Занятие предполагает использование презентационных материалов, включает в себя анализ информации, работу с карточками.
Комплект материалов:
-сценарий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-12-script.pdf
-методические рекомендации
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-12-method_recom.pdf
-видео
https://razgovor.edsoo.ru/video/655/
-презентационные материалы
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-12-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-poster.jpg
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная
Занятие начинается с погружения в игровой сюжет. В ходе беседы обучающиеся готовятся к погружению в основную тему занятия.
Часть 2. Основная
Беседа о природных условиях Арктики, ее обитателях. Особенности транспортного сообщения, значение Северного морского пути. Знакомство с российским атомным ледокольным флотом.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов: рефлексия. Обучающиеся узнали о природе и значении российской Арктики, о расположении и использовании Северного морского пути.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (до 5 минут)
Слайд 1
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в далекое путешествие в удивительный край нашей страны. Природа здесь суровая, но очень красивая. Богатства этого края до конца не изведаны, и только самые отважные люди приходят сюда. Давайте вместе отгадаем, куда сегодня мы направимся.
Слайд2
Учитель: Сейчас на экране вы видите четыре картинки. Что их объединяет? Отгадка и станет местом нашего путешествия.
Ответы детей
Учитель: Сегодня мы отправимся на самый север нашей страны - в Арктику. Как вы думаете, как можно туда добраться?
Примерные ответы детей: на самолете, на снегоходе/вездеходе, на собачьих или оленьих упряжках, на корабле.
Учитель: А что мы возьмем с собой?
Примерные ответы детей: теплые вещи, запас еды и воды, спички, очки от солнца и др.
Учитель: Как вы думаете, какие качества помогут нам в таком путешествии?
Примерные ответы детей: доброжелательность, способность прийти на помощь, внимательность друг к другу, осторожность и др.
Учитель: Мы готовы к путешествию! Давайте вместе полетим на самолете. Для этого нужно расставить руки в стороны как крылья самолета и представить, что мы взлетели.
Мы отправляемся дружно в полет,
Путешествие всех необычное ждет!
Руки как крылья,
Звук - рев моторов!
Землю оставляем, мы, ребята, вверх взлетаем!
Скорость самолету прибавляем
И над Арктикой летаем!
(С. Усачев)
Часть 2. Основная (до 20 минут)
Слайд 3
Учитель: Вот мы и прилетели! Мы на Северном полюсе, посреди Северного Ледовитого океана. Он является одним из самых холодных мест на Земле, но, несмотря на это, подводный мир океана разнообразен и богат. Посмотрите на карту. Территории, обозначенные на ней, - самые северные места нашей Родины. Одной из особенностей северных регионов является Полярные день и ночь: смена дня и ночи происходит дважды в год, а не каждый день, как мы привыкли. Во время Полярного дня на протяжении суток солнце не заходит за горизонт, а описывает круг вдоль линии горизонта. В Полярный день на Северном полюсе солнце не садится целых полгода.
Слайд 4
Учитель: Вторая половина года называется Полярной ночью и Солнце не встает все это время, зато арктической зимой в Полярную ночь можно увидеть северное сияние: в темном небе развеваются светящиеся ленты света, они переливаются фантастическими оттенками зеленого, голубого и фиолетового. Местами вспыхивают желтым и красным, озаряя арктическое небо.
Зима в Арктике длится 9 месяцев, а лето - около двух недель. Зима в Арктике самая холодная, суровая и снежная во всей России. Бушует пурга и температура опускается до минус 50 градусов.
Там деревьям не растется,
Там и речкам не течется,
Лишь косматая пурга
Кружит белые снега.
Под промерзшим небосводом Ледники сползают в воду,
И плывут потом вдали Ледяные корабли.
(Т. Поперёкова)
Учитель: Как вы думаете, что это за ледяные корабли?
Ответы детей
Слайд 5
Учитель: Правильно - это айсберги. Но даже им часто негде плавать. Большую часть года Северный Ледовитый океан покрыт льдом. Его толщина может достигать пяти-шести метров, а подводная часть айсбергов может доходить до десятков метров.
Арктику называют «холодильником» Земли, ведь покров льда и снега отражает большую часть солнечных лучей и не дает им перегревать нашу планету. Здесь Земля охлаждается, поэтому можно с уверенностью сказать, что льды Арктики играют важнейшую роль в существовании всего живого на Земле.
Как вы думаете, много ли видов животных способны жить здесь в таких условиях? Давайте проверим вместе!
Задание
Учитель: Перед вами карточки с различными животными, птицами и морскими обитателями. Тех из них, кто по вашему мнению живет в Арктике, нужно разместить на карте севера России.
На карточках изображены: полярный медведь, тюлень, ящерица, кит, альбатрос, пингвин, северный олень, лось, дельфин, песец.
Слайд 6
Учитель: Несмотря на холод и суровые ветра, в Арктике можно встретить много удивительных зверей. На суше практически нет пищи, поэтому большинство животных селятся на побережье, добывая из океана планктон и другую пищу.
Холодные воды Северного моря омывают каменистый берег. А на берегу, как на пляже, лежат странные звери. У них круглая усатая голова, круглые глаза, а вместо лап - ласты. Это тюлени.
Морские птицы обитают в основном на бескрайних морских и океанских просторах и побережьях, где добывают себе пищу. При этом кормятся они как на поверхности моря, так и под водой, показывая превосходные охотничьи навыки.
Как вы думаете, что помогает животным и птицам выживать в холода?
Примерные ответы детей: теплые и толстые шкуры, слой жира и др.
Учитель: Все полярные жители, каждый по-своему, приспособились к суровым условиям жизни: белые медведи обзавелись теплым мехом, а самцы нарвалов - гигантским зубом, с помощью которого они могут пробивать лед, образуя отверстия для дыхания. Это очень важное умение, ведь льдами покрыта практически вся Арктика.
Не только дикие животные и птицы живут в этих краях. Конечно же, здесь живут люди. В Арктике проживают 127 национальностей, среди них эвенки, якуты, долганы, ханты и многие другие, 70% из которых называют себя россиянами. Всего в русской Арктике живет более 2 миллионов человек. И всем им тоже нужны различные товары и лекарства, которые помогут сделать их жизнь в суровом краю проще и комфортнее. Как доставить их? Как помочь крупным городам и маленьким поселениям Арктики не исчезнуть, а наоборот, укрепиться и развиваться? На эти вопросы в нашей стране начали искать ответы уже очень давно. Еще в XVI веке начали создаваться проекты по поиску водного пути вдоль северных берегов к Тихому океану. Со временем такой путь был найден. Слышали ли вы что-нибудь о нем и его появлении?
Ответы детей
Слайд 7
Учитель: Этот путь получил название Северного морского пути. Сейчас это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, главная морская арктическая артерия нашей страны.
Самые крупные порты - Сабетта, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек. Мурманск и Архангельск также являются важными портами. Как вы думаете, на каком судне мы можем проплыть по Северному морскому пути?
Примерные ответы детей: на очень крепком судне, но судне, которое может везти большое количество запасов для команды.
Слайд 8
Учитель: Для прохождения ледяного арктического покрова нужны мощные и прочные суда, которые выдержат давление льдов и способны пробиться через толщу льда. Такие суда называют ледоколами. А самые мощные ледоколы - атомные, их высота достигает размеров 18-этажного дома. Они могут проходить через льды, ломая их своим весом.
Основная часть атомного ледокола - атомный реактор, который дает судну энергию для движения. По какому принципу работает атомный реактор?
Всё, что мы наблюдаем вокруг, состоит из атомов. Их устройство достаточно простое. В центре атома есть ядро, а вокруг него - электроны.
В недрах Земли содержится редкий металл - уран. В 30-е годы XX столетия исследованиями ученых-физиков разных стран было установлено, что под воздействием нейтронов ядра урана способны распадаться с высвобождением огромной энергии.
Этот принцип получения энергии при распаде ядра вещества и положен в основу работы атомного реактора на атомном ледоколе.
В результате атомные ледоколы во много раз мощнее других, они могут работать без дозаправки чуть более пяти лет, а ледоколам, которые работают на обычном топливе, хватает горючего всего на пару месяцев. Кроме того, атомные ледоколы, в отличие от дизельных, не наносят вреда хрупкой арктической природе. След атомного ледокола - это только облако пара.
Сейчас в нашей стране, благодаря выдающимся ученым, инженерам- конструкторам и судостроителям, есть самые мощные атомные ледоколы и единственный в мире атомный ледокольный флот, в состав которого входят суда «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач», «Таймыр», «Арктика» и «Сибирь», а также атомный контейнеровоз «Севморпуть» (единственное в мире грузовое судно с ядерной энергетической установкой).
Слайд 9
Учитель: Ледокол «Ямал», наверное, самый фотогеничный - на носу у него «зубастая» улыбка. Появилась она еще в 1994 году «шутки ради» за несколько дней до круизного рейса. Помощники капитана предложили капитану идею, а тот был настолько погружен в подготовку к рейсу, что, не особо вникая, разрешил. Пассажирам акулья улыбка страшно понравилась, фотографии разошлись по всему миру. И в следующем контракте на круиз было четко прописано, что везти должен «Зубастый Ямал».
Слайд 10
Учитель: Атомный ледокол «50 лет Победы» очень похож на ледокол «Ямал», ведь они построены по одному проекту. У этого ледокола есть важная особенность -10-метровый экологический отсек, где перерабатываются все отходы.
С 2013 года этот ледокол также используется как круизный лайнер для путешествий к Северному полюсу. Для пассажиров на ледоколе есть ресторан, музыкальный салон и кормовой салон, где смотрят кино. В октябре 2013 года этот ледокол участвовал в эстафете олимпийского огня.
Слайд 11
Учитель: Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» могут водить суда по Енисейскому заливу и низовьям реки Енисей круглый год, так как им, по сравнению с другими ледоколами, нужна меньшая глубина для плавания.
Слайд 12
Учитель: Атомный контейнеровоз «Севморпуть» был построен в 1988 году. С момента подъема флага и начала работ контейнеровоз «Севморпуть» прошел 302000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.
Слайд 13
Учитель: Ледоколы проекта 22220 - новый класс универсальных атомных ледоколов. Ледоколы этого класса могут использоваться и в арктических водах в дрейфующем льду, и в руслах полярных рек. Первое судно такого типа - головной универсальный атомный ледокол «Арктика» - отправилось в первое плавание в 2020 году. В 2021 году к нему присоединился универсальный атомный ледокол «Сибирь». В 2022 году к ним присоединится атомный ледокол «Урал». Линейка атомных ледоколов проекта 22220 расширяется, к 2027 году планируется спуск на воду еще нескольких судов. Они больше, шире и мощнее своих предшественников. Ширина для ледокола - важный параметр, так как от него зависит ширина прокладываемого канала, по которому за ним могут идти другие суда.
Как вы думаете, какие задачи выполняют атомные ледоколы в Северном Ледовитом океане?
Ответы детей
Учитель: Основные задачи ледокольного флота — это прокладка канала для других судов; спасение судов, застрявших во льдах Арктики, а еще изучение Арктики и Северного Ледовитого океана.
Как много мы узнали об Арктике!
Слайд 14
Учитель: И на этом наше путешествие подходит к завершению. Пора лететь обратно в школу. Садимся поудобнее, руки в стороны, запускаем моторы и полетели.
Мы отправляемся дружно в полет,
Путешествие всех необычное ждет!
Руки как крылья,
Звук - рев моторов!
Землю оставляем, мы, ребята, все взлетаем!
Скорость самолету прибавляем
И скорее в школу прилетаем!
Учитель: Вот мы и приземлились обратно в нашу родную школу.
Часть 3. Заключительная (5-7 минут)
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Сегодня вы познакомились с самой северной точкой нашей страны - Арктикой, но под ее снежными шапками скрыто еще много интересного.
Вам понравилось путешествовать? О чем бы вы хотели узнать больше? О чем бы вы рассказали своим друзьям и близким?
Слайд 15
Учитель: В завершение нашей встречи предлагаю ответить на вопросы викторины.
Разговоры о важном
Методические рекомендации
РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
1-2 классы.
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ
РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ
24 октября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме:
«АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ
РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ»
Цель занятия: знакомство младших школьников с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути, формирование чувства гордости за свою страну и соотечественников.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, знания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные: формирование ценностного отношения к многообразию и красоте природы Родины; формирование гражданской идентичности на примере исследователей Арктики; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование бережного отношения к природным богатствам страны.
Предметные: представление о природных особенностях Арктики; представление о Северном морском пути, его расположении и назначении; первичные представления об атомном ледокольном флоте.
Метапредметные: участие в коллективном диалоге; овладение базовыми понятиями по теме.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование презентационных материалов, включает в себя анализ информации, работу с карточками.
Комплект материалов:
-сценарий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-12-script.pdf
-методические рекомендации
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-12-method_recom.pdf
-видео
https://razgovor.edsoo.ru/video/655/
-презентационные материалы
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-12-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-poster.jpg
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Занятие начинается с погружения в игровой сюжет. В ходе беседы обучающиеся готовятся к погружению в основную тему занятия.
Часть 2. Основная
Беседа о природных условиях Арктики, ее обитателях. Особенности транспортного сообщения, значение Северного морского пути. Знакомство с российским атомным ледокольным флотом.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов: рефлексия. Обучающиеся узнали о природе и значении российской Арктики, о расположении и использовании Северного морского пути.
ЧАСТЬ 1
Мотивационная (до 5 минут)
Начинается с задания «Найди общее»: школьникам необходимо найти, что объединяет 4 изображения. Таким образом определяется основная тема всего разговора. Далее учитель предлагает детям отправиться в путешествие в Арктику, и в ходе беседы с классом определяется, что дети взяли бы с собой в это путешествие.
Вопросы детям:
Сегодня мы отправимся на самый север нашей страны - в Арктику.
• Как вы думаете, как можно туда добраться?
• А что мы возьмем с собой?
• Как вы думаете, какие качества помогут нам в таком путешествии?
После обсуждения класс в игровой форме отправляется в путешествие.
ЧАСТЬ 2
Основная (до 20 минут)
Посвящена знакомству детей с природой Арктики, Северным морским путем и атомным ледокольным флотом.
Говоря о природе Арктики, важно подчеркнуть, что природа нашей страны богата и разнообразна и, несмотря на суровый климат, Арктика - очень значимый и перспективный регион.
Одним из заданий на этом этапе становится работа с карточками: детям необходимо отобрать те из них, на которых изображены животные, обитающие в Арктике. На карточках изображены: полярный медведь, тюлень, ящерица, кит, альбатрос, пингвин, северный олень, лось, дельфин, песец.
Обитатели Арктики среди них: полярный медведь, тюлень, кит, северный олень, песец.
При знакомстве с Северным морским путем важно формировать у детей представление о том, что это важнейшая транспортная артерия нашей страны, обеспечивающая развитие севера; знакомить с людьми, внесшими свой вклад в исследование и прокладывание этого пути. В настоящий момент эта морская трасса имеет не только всероссийское, но и мировое значение.
Важно показать взаимосвязь развития технологий и развития Северного морского пути. С развитием ледокольного флота увеличивалось количество судов, проходящих этим маршрутом, увеличивался и объем перевозимых грузов. Сейчас, когда Россия обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, развитие Северного морского пути идет наиболее высокими темпами.
Говоря с детьми о судах атомного ледокольного флота, важно в случае затруднений пояснить детям значения их названий:
«50 лет Победы» - назван в честь 50-го юбилея победы в Великой Отечественной войне;
«Ямал» - назван в честь полуострова на севере Западной Сибири;
«Вайгач» - назван в честь острова на границе Баренцева и Карского морей;
«Таймыр» - назван в честь крупнейшего полуострова в России, самой северной материковой части суши в Евразии.
Заключительная (5-7 минут)
Занятие завершается обсуждением полученных знаний. Далее учитель предлагает детям пройти викторину по обсуждаемой теме.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «Дневника внеурочных занятий “Разговоры о важном”».
В таком дневнике могут отмечаться:
• Тема занятия;
• Ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
• Основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
• Ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
• Творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
• Любая другая информация по теме занятия.
Структура такого дневника и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.
ССЫЛКИ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
Фильм Яна Топлеса про Арктику и атомные ледоколы:
https://m.voutube.com/watch?v=7b8QMcGfsvY
Инфографика об истории освоения СМП:
https://www.atomic-enerqv.ru/photo/100964
Видеосюжет телеканала «Россия 24» -
«Северный морской путь: оценка и перспективы»:
https://www.voutube.com/watch?v=E2dqROO 1 Tk
Всероссийский урок Арктики:
https://www.voutube.com/watch?v=D6MFZ-S272q
Видео об атомном ледокольном флоте:
Ледокол «Арктика»:
https://www.atomic-enerav.ru/video/108506
Ледокол «Таймыр»:
https://www.atomic-enerav.ru/video/96556
Ледокол «Ленин»:
https://www.atomic-enerav.ru/video/99930
Ледокол «Лидер»:
https://www.atomic-enerav.ru/video/103398