СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. 3-4 классы. "КОГДА МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ!" 7 ноября 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. 3-4 классы. "КОГДА МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ!" 7 ноября 2022 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. 3-4 классы. "КОГДА МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ!" 7 ноября 2022 г.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

3-4 классы.

Когда мы едины, мы непобедимы!

7 ноября 2022 г.




ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3-4 классов по теме

«КОГДА МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ!»


Цель занятия:

  • сформировать у обучающихся первоначальные сведения о государственном празднике «День народного единства» (4 ноября);

  • вызвать у детей интерес к изучению истории России.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.



Планируемые результаты:

Личностные:

  • первоначальная сформированность у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовности к саморазвитию; мотивации к познанию и обучению.

Метапредметные:

  • проявление первоначальных умений анализировать текстовую и видеоинформацию, делать выводы о событиях, относящихся к празднику «День народного единства».



Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа, построенная в форме виртуальной экскурсии по историческим местам, связанным с праздником «День народного единства».



Комплект материалов:

-сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-34-script.pdf

-методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-34-method_recom.pdf

-видеоролик:

https://razgovor.edsoo.ru/video/673/

-комплект интерактивных заданий:

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/unityday-34-3/index.html?back_url=/topic/23/grade/34/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/unityday-34-4/index.html?back_url=/topic/23/grade/34/

-презентационные материалы:

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-34-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-poster.png


Структура занятия


Часть 1. Мотивационная.

Просмотр видеоролика, знакомство с историей праздника «День народного единства».

Часть 2. Основная.

Виртуальная экскурсия по Красной площади с элементами познавательной беседы: знакомство с памятником Минину и Пожарскому на Красной площади, с памятником патриарху Гермогену в Александровском саду, Собором Казанской иконы Божией Матери.

Часть 3. Заключительная.

Беседа по стихотворению «Я и мы», совместный вывод о важности сплоченности народа, семьи.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная (до 5 мин)


Учитель. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с еще одной важной для жителей нашей страны датой.

- Вы знаете, какой праздник отмечается 4 ноября? Как он называется?

- Как вы думаете, почему он называется «День народного единства»?

Ответы детей.


Учитель. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент и узнаем, почему в нашей стране появился такой праздник.


Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

Ноябрь. Поздняя осень. Облетели листья с деревьев. Дни становятся серыми и дождливыми. Но 4 ноября во все города и поселки России приходят яркие краски и радость праздника. На домах развеваются флаги.

Посмотрите: нарядные люди, семьи с детьми выходят на прогулку. Центральные улицы и площади празднично украшены. Работают ярмарки, проходят концерты и мастер-классы.

Как называется праздник, который вся наша страна отмечает 4 ноября? «День народного единства». Это красный день календаря. Выходной праздничный день для всех жителей нашей большой страны.

День народного единства - это не только радость, но и время для размышлений. Мы вспоминаем и о горестных событиях, и о победах, которые помогли сохранить и укрепить Русь.

Почему в этот день говорят о единстве народа, вспоминают давние исторические события? Что это за события? Что празднуют?

Этот праздник связан с историей нашего государства. Память о героях давних лет жива в народе.

Более 400 лет назад простой человек Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали огромное войско, которое победило врагов, напавших на Русь и разорявших Москву. На Красной площади в Москве героям Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому поставлен памятник.


Часть 2. Основная (до 20 мин)


Учитель. Ребята, мы с вами узнали из видеоролика, какому историческому событию посвящен праздник «День народного единства».

Расскажу вам об этом поподробнее.

Больше четырех столетий назад в нашу страну пришла беда. Часть русских земель, в том числе Москву, захватили и разоряли враги, и так продолжалось два года. Русский народ голодал.

И тогда простой житель Нижнего Новгорода Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский обратились к горожанам с призывом объединиться и прогнать врагов с русской земли.

Минину и Пожарскому удалось собрать народное ополчение - войско, которое собирается в дни войны. В него могут вступить все желающие, а не только военные, то есть все, кто хочет помочь стране победить. Именно поэтому ополчение называлось народным.

Как вы думаете, удалось бы Минину и Пожарскому освободить Москву без помощи народного ополчения? Почему?

Ответы детей.


Учитель. Жители Нижнего Новгорода помогли собрать деньги на все необходимое, чтобы сражаться с врагами. Они приносили вещи, утварь, драгоценности, чтобы войско смогло двинуться на освобождение Москвы.

Воины народного ополчения под предводительством Дмитрия Пожарского прошли пешком от Нижнего Новгорода до Москвы.

Как вы думаете, сколько времени они добирались до Москвы?

Ответы детей.

Справочно для учителя: Дорога составила почти восемь месяцев. На несколько месяцев войско останавливалось в Ярославле, чтобы собрать силы.


Учитель. 4 ноября 1612 года войско штурмом взяло Китай-город (это центральный район Москвы) и освободило Москву. Врагов прогнали, стала налаживаться мирная жизнь.

Победа стала возможной только благодаря тому, что люди объединились и все вместе встали на защиту своей Родины.

Именно поэтому праздник называется «День народного единства» и отмечается 4 ноября.


Учитель. Ребята, вы запомнили из видеоролика, где находится памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому?

Ответы детей.

Учитель. А как вы считаете, Красная площадь - это почетное место для памятника? Почему?

Ответы детей.


Интерактивное задание №1.

Учитель предлагает совершить небольшую экскурсию по Красной площади в Москве.

Учитель. Итак, перед нами схема центральной части города Москвы. В самом центре (сердце) Москвы находится Красная площадь. Тысячи людей ежедневно проходят по ней и видят памятник Минину и Пожарскому. Давайте и мы с вами на него посмотрим.

Учитель открывает изображение памятника.



Мы видим стоящего Кузьму Минина, его рука поднята и указывает на Москву!

– Как вы думаете, что означает это жест?

Ответы детей.

– Верно, он призывает защищать столицу нашей Родины!

Дмитрий Пожарский изображен сидящим, он был ранен в сражении. В одной руке у него щит, а другая рука лежит на мече. Меч у Минина с Пожарским один на двоих, он объединяет двух героев: они готовы одержать победу в борьбе с врагами.


Учитель. Давайте рассмотрим надпись на памятнике. Что тут написано?

(Дети рассматривают, читают (или учитель читает), отвечают.)



Учитель. Ребята, за что Россия благодарна Минину и Пожарскому?

Ответы детей.


Учитель. Если мы с вами отойдем от памятника Минину и Пожарскому и немного пройдемся по Красной площади, то увидим небольшой, но очень красивый храм.

Учитель открывает изображение Собора Казанской иконы Божией Матери.



Учитель. Перед нами Собор Казанской иконы Божией Матери. Он похож на красно-белый русский терем с золотыми куполами. Собор тоже связан с Днем народного единства.

Когда Москва была освобождена, князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил деревянный собор, в котором разместил икону Казанской Божией матери. Так он хотел увековечить память о победе над врагом.

Но вскоре храм сгорел. Позднее на этом же месте на деньги первого царя династии Романовых Михаила Федоровича был возведен каменный собор. Он стал одним из главных храмов Москвы.

Учитель. Ребята, как вам кажется, что в настоящее время символизирует Собор? О чем он нам напоминает?

Ответы детей.


Учитель. Продолжим нашу экскурсию. Рядом с Красной площадью находится Александровский сад. Здесь на мраморном постаменте мы видим величественную четырехметровую фигуру патриарха Гермогена.

Учитель открывает изображение памятника патриарху Гермогену.



Учитель. Патриарх - это человек, который возглавляет Русскую православную церковь по всей стране. Патриарх Гермоген - это Патриарх Московский и всея Руси.

Учитель. Патриарха Гермогена называют заступником Земли русской.

Давайте рассмотрим одну из сторон памятника. На ней изображена сцена изгнания Гермогеном поляков и бояр, просящих его благословения перейти в подданство польскому королевичу Владиславу.

Гермоген изображен с правой стороны. В то время, когда собиралось народное ополчение, Гермоген был заточен в темницу, голодал. Но и оттуда он рассылал по русским городам грамоты с призывом не подчиняться захватчикам и освободить Москву.



Фрагмент памятника патриарху Гермогену.

Патриарх Гермоген благословил народное ополчение.

Также по благословению Патриарха из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы. Икона стала главной святыней ополчения.

Патриарх погиб в заточении, не дожив до светлого дня 4 ноября.

Имя героя, заступника Земли русской - патриарха Гермогена - навсегда останется в памяти народной.

Вопросы для обсуждения:

- Ребята, вы запомнили, кто такой патриарх? Что за чин был у Гермогена? (Ответы детей.)

- Почему мы называем патриарха Гермогена заступником Земли русской? (Ответы детей.)

Учитель. Итак, закончилась наша экскурсия. Мы теперь много узнали о Дне народного единства.


Часть 3. Заключительная (до 5 мин.)



Интерактивное задание №2.

Учитель. Перед вами список качеств, прочитайте их.

Ребята, как вы считаете, какие качества помогли русскому народу одержать победу над врагом в далеком 1612 году?

Качества защитника Отечества



Бесстрашие

Отвага

Сплоченность

Сила

Любовь к родной стране

Честность

Справедливость

Смелость

Трусость

Разобщенность

Единоличие

Слабодушие

Лживость

Предательство


Игра на сплочение «Капля-речка-океан».

Учитель включает танцевальную музыку. Дети встают со своих мест и распределяются по классу. Каждый ученик - это капелька.

Учитель просит: «Объединитесь по двое». Все ученики должны найти себе пару и взяться за руки. «Теперь вы уже не капельки, а ручейки, попробуйте, не размыкая рук, сделать маленькую волну»

Включается музыка, дети двигаются по классу, учитель просит: «Объединитесь по трое». «Теперь вы уже большая река, сделайте волну, не размыкая рук»

Затем учитель просит объединиться по четыре человека - дети ощущаются силу волны моря, а затем просит всех встать в общий круг и сделать одну сильную, мощную волну океана!


1) Опишите свои ощущения, когда вы были капельками, ручейком, речкой и т.д.

2) Где сила волны ощущалась больше? Почему?

Учитель подводит детей к выводу, что сила в единении, что вместе - мы сила.


Творческое задание

Русский народ сложил немало поговорок о дружбе и сплоченности. Например, один в поле не воин. Вспомните вместе с родителями несколько поговорок на эту тему. При затруднении обратитесь к книгам или к материалам сети Интернет. Запишите ваши поговорки на отдельном листе и красиво оформите. В классе соберите коллаж из этих листочков.

При желании, посчитайте количество поговорок, записанных учениками класса.




















Разговоры о важном

Методические рекомендации

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

3-4 классы.

Когда мы едины, мы непобедимы!

7 ноября 2022 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3-4 классов по теме

«КОГДА МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ!»


Цель занятия:

- сформировать у обучающихся первоначальные сведения о государственном празднике «День народного единства» (4 ноября);

- вызвать у детей интерес к изучению истории России.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rageSize=1).

Планируемые результаты:

- первоначальная сформированность у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовности к саморазвитию; мотивации к познанию и обучению.

Метапредметные:

- проявление первоначальных умений анализировать текстовую и видео информацию, делать выводы о событиях, относящихся к празднику «День народного единства».

Продолжительность занятия: 30 мин.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа, построенная в форме виртуальной экскурсии по историческим местам, связанным с праздником «День народного единства»:

1) памятник Минину и Пожарскому;

2) Собор Казанской иконы Божией Матери;

3) памятник патриарху Гермогену в Александровском саду.

В ходе занятия учитель «открывает» на интерактивной карте-схеме памятник, сообщает соответствующие сведения, проводит беседу.

Комплект материалов:

-сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-34-script.pdf

-методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-34-method_recom.pdf

-видеоролик:

https://razgovor.edsoo.ru/video/673/

-комплект интерактивных заданий:

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/unityday-34-3/index.html?back_url=/topic/23/grade/34/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/unityday-34-4/index.html?back_url=/topic/23/grade/34/

-презентационные материалы:

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-34-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-poster.png



Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Мотивационная беседа. Учитель напоминает обучающимся, что День народного единства - это важный государственный праздник. У большинства жителей нашей страны - это нерабочий праздничный день.

Демонстрация видеоролика. В нем наглядно показано, как «оживают» города и населенные пункты всей России в праздничный день.

Для создания атмосферы причастности к празднику учитель проводит небольшую беседу. Далее учитель предлагает обучающимся совершить виртуальную экскурсию (с помощью интерактивного задания №1).

Часть 2. Основная

Интерактивное задание №1.

Первый объект «Памятник Минину и Пожарскому» (Открыто изображение памятника Минина и Пожарскому, дети рассматривают.)

Обучающиеся рассматривают фотографию памятника на Красной площади. Учитель обращает внимание на то, что тысячи людей ежедневно читают на нем надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

Здесь важно эмоционально вести беседу, вызвать у детей чувства восхищения и уважения подвигом Кузьмы Минина, князя Дмитрия Пожарского, а также жителей Нижнего Новгорода.

С помощью вопросов и комментариев учитель объясняет, что означает слово «ополчение».

Учитель вместе с детьми приходит к ответу на вопрос: «За что Россия благодарна Минину и Пожарскому?» - за сплочение русского народа, за создание сильной и независимой страны.

Интерактивное задание №1.

Второй объект «Собор Казанской иконы Божией Матери»

(Открыто изображение Собора Казанской иконы Божией Матери, дети рассматривают.)

Учитель эмоционально рассказывает (см. Сценарий), обучающиеся рассматривают фотографии.

Учитель подводит итог второй части экскурсии вопросом о символическом значении Собора.

Интерактивное задание №1.

Третий объект «Памятник патриарху Гермогену»

(Открыто изображение памятника патриарху Гермогену, дети рассматривают.)

Эта часть занятия названа «Патриарх Гермоген - заступник Земли русской».

Учитель эмоционально рассказывает (см. Сценарий), обучающиеся рассматривают фотографии. В этой части занятия детям нужно обязательно пояснить, кто такой патриарх в иерархии Русской православной церкви.

Часть 3. Заключительная

Эта часть занятия имеет три составляющие:

1) интерактивное задание №2 «Самые важные качества для победы над врагом»,

2) игра «Капля-речка-океан»,

3) творческое задание «Поговорки о дружбе и сплоченности».



При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «Дневника внеурочных занятий ’’Разговоры о важном”».

В таком «Дневнике» могут отмечаться:

- тема занятия

- ценности, обсуждаемые в ходе занятия

- основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия

- ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия

- творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями

- любая другая информация по теме занятия.

Структура «Дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!