СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. 10-11 классы. "МЫ ЕДИНЫ, МЫ – ОДНА СТРАНА!" 7 ноября 2022 г

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. 10-11 классы. "МЫ ЕДИНЫ, МЫ – ОДНА СТРАНА!" 7 ноября 2022 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. 10-11 классы. "МЫ ЕДИНЫ, МЫ – ОДНА СТРАНА!" 7 ноября 2022 г»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

10-11 классы.

Мы едины, мы - одна страна!

7 ноября 2022 г.




ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10-11 классов по теме

«МЫ ЕДИНЫ, МЫ – ОДНА СТРАНА!»


Цель: формирование исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным российским ценностям, воспитание патриотизма, осознание себя частью единой многонациональной страны.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеоролика, групповых и интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, диалог.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-1011-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-1011-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/682/

  • интерактивные задания

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/unityday-1011-3/index.html?back_url=/topic/23/grade/1011/#choose

  • презентационные материалы

  • https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-1011-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-poster.png


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово педагога начинается с показа обучающимся связи темы данного занятия с предыдущими. Предлагаются вопросы для актуализации знаний обучающихся о Дне народного единства. Организация групповой работы.

Часть 2. Основная

Основная часть занятия посвящена истории нашей страны и тем событиям, которые легли в основу государственного праздника - «День народного единства». Предлагается демонстрация видеоролика предваряющим заданием, диалог с обучающимися, беседа на основе выполнения группового задания, интерактивное задание в виде филворда.

Часть 3. Заключительная

Включает итоговую беседу и заключительное слово педагога.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово педагога.

Педагог. Ребята! Совсем недавно мы говорили с вами о важной роли отца в семье и воспитании детей, о традиционных российских ценностях, которые важно беречь и передавать следующим поколениям. Мы пришли к выводу, что семья - самое дорогое, что есть в жизни каждого человека, это опора и поддержка, это любовь и понимание. Граждане одного государства тоже одна большая единая семья! И мы - граждане России - большая семья, в которой все поддерживают и оберегают друг друга. У нас есть праздник, символизирующий единение, сплоченность общества. Это государственный праздник Российской Федерации - «День народного единства».

Мотивирующие вопросы педагога (по выбору)

  • Что вы знаете о празднике «День народного единства»? Какого числа он отмечается и почему?

  • Почему праздник назван «День народного единства»? Что вы понимаете под «единством» народа?

  • Приведите примеры, когда единение людей позволило сделать то, что они не смогли сделать поодиночке.

  • Подумайте, важно ли нашему классу быть единым, одной дружной «семьей», настоящей командой? Аргументируйте свой ответ.

(Ответы обучающихся педагог может сопоставить с информацией в исторической справке в методических рекомендациях)

Групповое задание

Педагог. Разделитесь на три группы и придумайте девиз нашего класса. Отразите в нем идею о том, что все мы - одна дружная команда.

Представление каждой группой своего девиза.


Часть 2. Основная

Обсуждение.

Педагог. Ребята, давайте погрузимся в историю нашей страны и вспомним те события, которые легли в основу государственного праздника - «День народного единства».

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.

- Почему это время названо Смутным?

- Что вы знаете о Смутном времени из курса истории?

Педагог (в дополнение к ответам обучающихся).

Смутное время - период в истории России в начале XVII века. Тяжелые события произошли в то время: восьмилетний сын Ивана Грозного Дмитрий погиб в Угличе (тайна его смерти не раскрыта по сей день), на царство впервые за семьсот лет встал человек, не имеющий отношения к династии Рюриковичей - Борис Годунов, стали появляться самозванцы, продолжалась борьба за трон приближенных к власти людей.

Именно в это время, когда для страны важно было решать внутренние проблемы, обострилась внешняя обстановка. Речь Посполитая (объединенные Польша и Литва) спешила воспользоваться слабостью нашей страны, частично захватить территорию, разграбить русские земли, захватить ее западные области. Очень скоро, когда стал очевиден кризис государственной власти, возникли планы полной оккупации России и постепенной ликвидации православия. В это тяжелое время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать захватчиков из Москвы.

Давайте вспомним, что произошло дальше, посмотрев видеоролик. Во время просмотра подумайте, какие слова могли бы стать ключевыми для нашего занятия, посвященного Дню народного единства.


Демонстрация видеоролика (дикторский текст).


В жизни каждого народа случаются моменты, когда речь идет о самом существовании государства. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века. Этот период вошел в нашу историю под названием Смутного времени.

В период Смутного времени польско-литовские войска на два года оккупировали Москву.

Нижегородский земский староста Кузьма Минин вдохновил и организовал народное ополчение, князь Дмитрий Пожарский возглавил войско и повел его к Москве. Ополченцам в количестве 10 тысяч человек удалось освободить Москву от польско-литовских захватчиков, восстановить российскую государственность.

Позднее Земский Собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова - сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.

В память о событиях 1612 года в 2004 году был учрежден новый государственный праздник. Это День народного единства, который наша страна празднует 4 ноября.

Известно, что поздней зимой 1613 года уже нареченный Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, скрывались от врагов недалеко от Костромы и Ипатьевского монастыря в деревне Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Федоровича.

Существует несколько версий дальнейших событий. По одной из них Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками и литовцами до смерти.

По другой версии, успел послать в Домнино своего зятя с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повел поляков в противоположную сторону - на болота.

Подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского монастыря.

Патриотический подвиг Сусанина остался в народной памяти на долгие века. Сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности своему народу.

Велика роль народных героев, благодаря которым наша страна в разные исторические периоды отстаивала свою независимость и государственность.


Педагог. Давайте обсудим, какие ключевые слова вы выделили и почему. Какие слова, не прозвучавшие в видеоролике, можно добавить в этот список.

(Примерные ответы: героизм, свобода, братство и т.д.)


Интерактивное задание.

Посмотрим, какие ключевые слова «спрятаны» в интерактивном задании «Филворд». Знаете ли вы значения этих слов?

Слова из филворда: Россия, интервент, Пожарский, Минин, единство, отечество, народ, ополчение, взаимовыручка, победа, сплоченность, держава, праздник.


Педагог. Слова филворда - это ключевые слова сегодняшнего занятия.


Рассказ педагога.

В зависимости от ответов обучающихся педагог может рассказать (не более 2-3 мин.) о некоторых исторических фактах, основываясь на материалах исторической справки (см. методические рекомендации, «Историческая справка»).


Педагог. Мы пришли к выводу, что сплоченность народа в период разного рода трудностей является залогом победы. Не стоит забывать, что Россия - многонациональное государство. На протяжении многих веков крепнет дружба между народами, живущими в России: русские, татары, якуты, башкиры, буряты и т.д. - этот список можно продолжать долго. Все они встали плечом к плечу на защиту нашей страны, внесли значительный вклад в ее социально-политическое и культурное развитие, сплотились для противостояния трудностям.

Сохранность независимости и внутреннего единства страны - вот главное, что стало результатом борьбы с врагом в период Смутного времени. Укрепив государство изнутри, Россия сконцентрировалась на защите западных границ. Несколько позже, в середине XVII века, русские земли были возвращены из-под иноземной оккупации.

Дальнейшая история нашей страны знает много великих побед в мирной жизни и в сражениях. Наш народ умел сплачиваться всегда. Период Смутного времени - это только один из примеров. Давайте обратимся и к другим.


Групповое задание «История и современность»

Обучающиеся делятся на группы. Каждая группа получает по одному тексту.

Текст 1. О событиях Смутного времени.

Текст 2. О событиях Отечественной войны 1812 г.

Текст 3. О событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Текст 4. О событиях 1990-х гг.

(Тексты размещены в методических рекомендациях и дополнительных материалах).


Педагог. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

1) К какому времени относятся события в тексте? Как вы определили

это?

2) Какое значение эти события имели для истории Российского государства?

3) Какова роль людей в защите Отечества? Можно ли назвать их подвиг гражданским? Почему?


При обсуждении один докладчик от группы кратко передает содержание текста, а участники остальных групп приводят примеры других событий, иллюстрирующих обсуждаемый период времени.

Педагогу нужно акцентировать внимание ребят на том, что единство нашего народа помогло стране выстоять в каждом из этих трудных исторических моментов. Обсуждая Смутное время, нужно напомнить о подвиге Ивана Сусанина.


После избрания на царство в 1613 году юный царь Михаил Романов (ему было всего 16 лет!) оставался в своем костромском имении. Как только стало известно, что вместо королевича Владислава царем стал представитель русского боярского рода, туда отправились польско-литовские отряды, чтобы убить нового царя. Деревенский староста Иван Сусанин отправил своего зятя к Михаилу Романову с советом укрыться в Ипатьевском монастыре (монастырь был удален от основных дорог, труднодоступен и хорошо укреплен), а сам отказался выдать местоположение молодого государя врагам. Он обрёк себя на смерть, понимая, что судьба целого народа, целой страны дороже его собственной жизни.


Говоря об Отечественной войне 1812 года, важно обратить внимание на большой вклад в борьбу с Наполеоновской армией партизанских отрядов.


Велик подвиг советского народа во время Великой Отечественной войны. Среди множества примеров героизма есть очень важный - подвиг молодогвардейцев, ровесников ребят.

Подпольная организация была ими создана в городе Краснодон в 1942 г. Именно в эти дни празднуется 80-летие создания подпольной организации «Молодая гвардия» как подвиг молодежи в годы Великой Отечественной войны в противостоянии немецко-фашистским захватчикам. В составе организации были русские, украинцы, казаки, армяне, белорусы, евреи, азербайджанец и молдаванин. Все народы советской страны сплотились против врага.

К 80-летию создания подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» в Краснодоне совсем недавно торжественно открыли возрожденный мемориал «Непокоренные».

В сложные 1990-е единый народ Российской Федерации, опираясь на традиционные духовно-нравственные ценности, историческую память и любовь к своей стране, сохранил ее целостность.

Педагог подводит ребят к выводу о том, что примеры сплоченности и героизма можно найти в истории России разных исторических периодов.


Часть 3. Заключительная

Педагог. В начале занятия мы с вами говорили о том, что единство и сплоченность народов страны помогает защищать ее от врага.

Важно понимать, что защита Родины - не просто слова. В тяжелые годы, когда враг пытался причинить боль и страдания нашему народу, люди вставали на защиту своего Отечества.

4 ноября мы отмечаем День народного единства. Он способствует объединению всех национальностей, народностей и этносов в один русский народ ради развития и процветания России.


Задания для творческой работы

Напишите творческую работу или сделайте презентацию на одну из предложенных тем: «Герои моей малой родины», «Мы едины, мы - одна страна!», «Подвиг во имя страны».












Разговоры о важном

Методические рекомендации

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

10-11 классы.

Мы едины, мы - одна страна!

7 ноября 2022 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10-11 классов по теме

«МЫ ЕДИНЫ, МЫ – ОДНА СТРАНА!»


Цель: формирование исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным российским ценностям, воспитание патриотизма, осознание себя частью единой многонациональной страны.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: беседа, занятие предполагает использование видеоролика, групповых и интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, диалог.



Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-1011-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-1011-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/682/

  • интерактивные задания

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/unityday-1011-3/index.html?back_url=/topic/23/grade/1011/#choose

  • презентационные материалы

  • https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-1011-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday-poster.png




Структура занятия


Часть 1. Мотивационная

Задача педагога - подготовить обучающихся к восприятию темы, акцентировать их внимание на единение народа перед разного рода угрозами, на вклад каждого гражданина в дело защиты и развития своей страны. С этой целью рекомендуется задать обучающимся мотивирующие вопросы.


Часть 2. Основная

Задача педагога - обсуждение исторической основы празднования Дня народного единства, формирование чувства сопричастности к традиционным ценностям, воспитание патриотизма, гордости за своих земляков, осознание себя частью единой многонациональной страны.


Историческая справка

В исторической справке для учителя размещена информация, необходимая для проведения внеурочного занятия из цикла «Разговоры о важном» о Дне народного единства. Учитель может воспользоваться этой информацией в качестве вспомогательного материала при комментариях ответов обучающихся, для привлечения их к диалогу или при рассказе об истоках праздника.


*Историческая справка подготовлена на основе материалов сайтов:

ТАСС - https://tass.ru/obschestvo/9899093

РИА НОВОСТИ - https://ria.ru/20121103/908875140.html


День народного единства — общенациональный праздник России, отмечаемый 4 ноября.

4 ноября 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польско-литовских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.

Смутное время - период в истории России в начале XVII века, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного различными причинами, в том числе пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный.

Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

* Семибоярщина - боярское правительство (7 человек) в России в 1610 году.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от интервентов. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве в марте 1611 года антипольское восстание было подавлено.

В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 33-летний князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго народного ополчения встали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

* Даточные люди - пожизненно военнообязанные, выставлявшиеся городским и сельским населением

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года знаменовал окончание Смутного времени, торжество православия и национального единства.


1. Работа с информацией.

Начинается основная часть занятия с экскурса в историю, который подкрепляется просмотром видеоролика.

Демонстрация видеоролика.

В качестве предваряющего задания перед просмотром видеоролика педагог предлагает обучающимся выписать слова, которые могли бы стать ключевыми словами занятия, аргументировать выбор слов.

Далее педагог предлагает разгадать филворд. Слова из филворда дополняют список ключевых слов школьников.


Интерактивное задание.

Слова из филворда: Россия, интервент, Пожарский, Минин, единство, отечество, народ, ополчение, взаимовыручка, победа, сплоченность, держава, праздник.


2. Обсуждение.

Следующим структурным элементом занятия становится диалог педагога с обучающимся по историческим материалам видеоролика и словам филворда. Цель его - показать истоки праздника, его смысл и значение для нашей страны.


3. Рассказ педагога.

В зависимости от полноты полученных от школьников ответов педагог может предложить мини-рассказ о Дне народного единства, корректирующий ответы обучающихся, восполняющий пробелы в их знаниях об этом празднике (материал для педагога представлен в разделе «Историческая справка» данных Методических рекомендаций).

Далее педагог говорит о сплоченности и единстве нашего многонационального государства, подводит к мысли о том, что в истории России есть много примеров проявления мужества, героизма, патриотизма.


4. Групповое задание «История и современность»

Обучающиеся делятся на 4 группы (если групп меньше четырех, то педагог вправе выбрать любые из предложенных текстов по одному на группу).

Текст 1. О событиях Смутного времени.

Текст 2. О событиях Отечественной войны 1812 г.

Текст 3. О событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Текст 4. О событиях 1990-х гг.

Педагог подводит к выводу, что примеры сплоченности и героизма можно найти в истории России разных исторических периодов.

Вопросы к текстам:

1) К какому времени относятся события в тексте? Как вы определили

это?

2) Какое значение эти события имели для истории Российского государства?

3) Какова роль людей в защите Отечества? Можно ли назвать их подвиг гражданским? Почему?


Задача педагога - подвести обучающихся к тому, чтобы обсудить примеры сплоченности народа в указанный период, включая не описанные в текстах задания, а предложенные ими самостоятельно. Педагог также должен помочь ребятам провести параллели между событиями Смутного времени, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и периода 1990-х годов в нашей истории.


Текст 1.

Во второй половине 1611 года, со взятием Смоленска и Новгорода, с усилением самозванщины во Пскове, вся западная часть Московского государства попала в руки врагов. Сама Москва оставалась в их власти, а ополчение, собранное для ее освобождения, распадалось, побежденное не врагами, а внутренней рознью. Русские люди оставались без руководителей против сильных врагов государства и общества. Время настало критическое.

Опаснее других были поляки, но они же своей оплошностью и помогли оправиться русским людям. После взятия Смоленска король Сигизмунд отправился в Польшу на сейм праздновать вместо того, чтобы идти на помощь польскому гарнизону в Москве. Русские же еще не считали себя побежденными, а свое дело потерянным. Из города в город сообщали известия о событиях, пересылали грамоты, полученные из Москвы или из других мест, писали о том, как следует держаться и поступать русским людям в их тяжелом положении. В этих посланиях заключались целые политические программы. Все поволжские города, горные и луговые, согласились в том, чтобы им «быть в совете и единении», охранять общественный порядок, не допускать грабежей, не заводить усобиц.

Во главе был поставлен патриарх Гермоген, человек с чрезвычайной нравственной силой и громадным политическим влиянием. Он раньше всех осознал, что иноземный царь, особенно польский, невозможен в Москве. В городах были свои вожаки - люди, более воодушевленные, яснее и дальше других смотревшие. Много можно насчитать в то время таких деятелей. Одному из них - Кузьме Минину - суждена была главная роль в общеземском движении; другому - князю Дмитрию Пожарскому - пришлось стать всей земли воеводой.


Текст 2.

С первых дней война для народа России стала Отечественной. Крестьяне добровольно везли в отступавшую армию все, что имели. А враг не мог получить у них ничего - ни за деньги, ни силой. Многие сжигали свои дома, запасы хлеба и корма для скота - лишь бы не попали в руки врага. Героизм стал обычным явлением.

Зародилось стихийное партизанское движение. Крестьянские партизанские отряды возникли на Смоленщине и в других оккупированных районах России. Партизаны уничтожали вражеских солдат, продовольствие и фураж.

*Фураж - растительный корм, предназначенный для питания животных.

Численное превосходство неприятеля ставило вопрос о срочном пополнении армии. И в этой обстановке Александр I издал 6 июля манифест с призывом создать народное ополчение. В тот же день он оставил действующую армию и выехал в Смоленск, где встретился с местными дворянами, которые просили разрешения вооружиться самим и вооружить крестьян. Александр обратился к смоленскому епископу Иринею и попросил его убеждать крестьян вооружаться всем, чем только могут, не давать врагам пристанища, наносить им «великий вред и ужас». Но крестьяне ничего не знали об этом. Их борьба против захватчиков разворачивалась независимо от царских указов. Менее чем за два месяца народы России выставили в помощь своей армии 300 тысяч новых ополченцев.

Среди героев партизанской борьбы известно имя крепостного крестьянина деревни Новоселки Духовщинского уезда Семена Силаева. Отряд французских солдат (до 3 тыс.) из Духовщины искал дорогу на город Белый. Ими был захвачен Семен Силаев, от которого они потребовали указать дорогу на Белый. Семен уверял, что дорога непроходима. Ему угрожали расправой, предлагали вознаграждение, но Силаев настаивал на своем: свободного пути на Белый нет, дороги тесны, завалены лесом, мосты разрушены, а партизаны на удобных позициях поджидают их. Французы были вынуждены повернуть назад. Так, благодаря С. Силаеву город Белый и его жители были спасены от разорения и грабежа.


Текст 3.

К концу октября немцы уже были недалеко от Тулы.

Под Москвой сохранялась тяжелая обстановка, кратчайшие пути к городу были открыты. Ставка достаточно быстро смогла перегруппировать силы, подтянуть резервы, чтобы закрыть образовавшиеся в стратегической обороне бреши. Бои на Можайской линии начались с 10 октября. Войска Западного и Резервного фронтов были объединены в Западный фронт - преодолеть оборону советских войск противник не смог. Ему не удалось прорваться к Москве с северо-запада и в центре, он был остановлен на рубежах рек Лама, Руза и Нара. На калининском направлении был создан Калининский фронт, войска которого остановили наступление захватчиков.

В середине ноября начались бои в непосредственной близости от города. Группа армий «Центр» все так же превосходила над советскими войсками западного направления. В личном составе - более чем в 3,5 раза, орудиях и минометах - в 4,5 раза, танках - почти в 2 раза. Исключением была авиация.

15-16 ноября перешли в наступление 3-я и 4-я танковые группы «Центр» против войск правого крыла Западного фронта. 23 ноября советские войска оставили Клин. Были захвачены Солнечногорск, Яхрома, Красная Поляна, несколько деревень на восточном берегу канала Москва - Волга, до столицы оставалось около 30 км. К концу ноября - началу декабря в результате контрударов в районах Дмитрова, Яхромы, Красной Поляны и Крюкова советские войска остановили продвижение противника. В ходе Тульской оборонительной операции советские войска не только отстояли Тулу, но и нанесли захватчику существенный урон - он был вынужден перейти к обороне. Героическая оборона Тулы стала важным этапом в стабилизации линии фронта на южных подступах к Москве.

К 5 декабря противник почти повсеместно был отброшен на начальные позиции, ноябрьская наступательная операция провалилась.

Отстоять Москву помог ряд успешных мер, в частности, значительную роль в отражении наступления противника играл своевременный ввод в сражение стратегических резервов на самых сложных участках. Для надежного управления вводимыми в бой и отходившими войсками создавались боевые участки и боевые группы. Это позволило оперативно сосредоточить усилия различных родов войск в необходимом месте и обеспечить их тесное взаимодействие. Кроме того, срыву наступления противника способствовали активные действия Красной армии на крыльях советско-германского фронта, особенно контрнаступление под Тихвином и Ростовом.


Текст 4.

26 декабря 1991 года Верховный Совет СССР принял декларацию в связи с созданием Содружества независимых государств и проголосовал за прекращение полномочий союзных органов государственной власти.

«В Москве сложилась критическая ситуация с продовольствием... Запасы товаров в розничной и оптовой торговле практически отсутствуют.» (Из письма премьера Правительства Москвы Ю. Лужкова Первому заму Председателя Правительства РСФСР Г. Бурбулису от 31.12.1991).

«Сложилась критическая ситуация в части обеспечения населения города продуктами питания по талонам» (Из письма мэра Петербурга А. Собчака Председателю Межреспубликанского экономического комитета И. Силаеву от 15.11 1991).

Осень-зима 1991 года стали самыми страшными для народа. Из дневниковых записей тех лет: «6 ноября 1991 г. По всей Москве очереди за хлебом, люди стоят по два-три часа» (Т. Коробьина, 80 лет).

Переход к свободной торговле все изменил. На прилавках магазинов появились в изобилии все продукты, но купить могли не многие. Цены в 1992 году выросли в несколько десятков раз.

«Подумать только, в моем ближайшем бамовском (пояснение: строителей Байкало-Амурской магистрали) окружении были грузины, латыши, чеченцы, белорусы, украинцы, буряты; в армии рядом со мной были узбеки, туркмены и армяне. И никто из нас не делил друг друга по национальностям, и все мы были одной семьей.

А сегодня мы - не семья. Не думаю, что на Всесоюзном референдуме, состоявшемся 17 марта 1991 года, мои друзья-приятели-знакомые высказали отличную от моей точки зрения и проголосовали против сохранения СССР.

Но кто нас услышал?» (Частный день календаря. Из дневника журналиста из Благовещенска Павла Савинкова. Родина. №12, 2021 г., стр. 85).

Единство и взаимопонимание всех народов Российской Федерации помогло стране преодолеть тяжелейшую веху истории, и память о 1990-х должна быть в сердце каждого из нас.


Часть 3. Заключение

Задача педагога - в формате беседы подвести итоги обсуждения, сделать вывод о том, что единение народа важно в разные периоды жизни страны: подчеркнуть, что День народного единства - государственный праздник, способствующий объединению многонационального русского народа.



При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «Дневника внеурочных занятий ’’Разговоры о важном”».

В таком «Дневнике» могут отмечаться:

- тема занятия

- ценности, обсуждаемые в ходе занятия

- основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия

- ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия

- творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями

- любая другая информация по теме занятия.

Структура «Дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.



Рекомендованные интернет-ресурсы для продолжения знакомства с историей Дня народного единства:

• Официальный сайт праздника «День народного единства» – https://деньединства.рф

• Музей Кузьмы Минина –

https://www.culture.ru/institutes/21985/muzeikuzmy-minina (Нижегородская обл., г. Балахна, Балахнинский р-н., пл. Кузьмы Минина, д. 1)



• Музей Пожарского в Пурехе –

https://www.culture.ru/institutes/52570/purekhovskii-kraevedcheskii-muzeiimeni-d-m-pozharskogo (Нижегородская обл., Чкаловский р-н., с. Пурех, ул. Ленина, д. 66)

• Сусанинский краеведческий музей –

https://www.culture.ru/institutes/1103/susaninskii-kraevedcheskii-muzei (Костромская обл., Сусанинский р-н., пгт. Сусанино, ул. Советская, д. 33А)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!