СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации МЫ РАЗНЫЕ, МЫ ВМЕСТЕ. 5-7 классы. "ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ: ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ" 14 ноября 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации МЫ РАЗНЫЕ, МЫ ВМЕСТЕ. 5-7 классы. "ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ: ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ" 14 ноября 2022 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации МЫ РАЗНЫЕ, МЫ ВМЕСТЕ. 5-7 классы. "ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ: ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ" 14 ноября 2022 г.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

МЫ РАЗНЫЕ, МЫ ВМЕСТЕ

5-7 классы.

Языки и культура народов России: единство в разнообразии

14 ноября 2022 г.




ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов

по теме «ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ:

ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ»


Цель занятия: формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации, чувства гордости за культуру нашей страны.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, интерактивных заданий, включает анализ визуальной и текстовой информации и групповую работу.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/differenttogether-57-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/differenttogether-57-method_recom.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/differenttogether-57-1/index.html?back_url=/topic/24/grade/57/#/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/differenttogether-57-2/index.html?back_url=/topic/24/grade/57/#/

  • презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/differenttogether-57-presentation.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/691



Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово учителя, беседа с обучающимися о том, какое значение имеет государственный язык Российской Федерации, какие особенности имеют языки народов Российской Федерации, какую роль играет родной язык в жизни каждого человека; о некоторых особенностях культур народов Российской Федерации.



Часть 2. Основная. Показ видеофильма, обсуждение. Выполнение интерактивных заданий и/или организация работы в группах (предложены варианты организации работы).

Часть 3. Заключение. Варианты творческого задания.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная часть, вводное слово учителя (до 5 минут)

Учитель.

Ребята! Название сегодняшнего занятия «Мы разные, мы вместе» сразу настраивает нас на то, что наверняка речь пойдет о понимании.

В разных концах страны, разных республиках, краях мы говорим на разных языках, гордимся своей родной культурой. Как мы находим взаимопонимание?

(Ответы ребят)

Учитель. В нашей стране государственным языком Российской Федерации является русский язык. Русский язык объединяет всех жителей страны, позволяет понять особенности родной культуры, родного языка для каждого человека.

И сегодня мы поговорим о роли языка и культуры в жизни народов нашей многонациональной страны.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

Народы нашей страны объединяют духовно-нравственные ценности: человеколюбие и справедливость, честь и совесть, воля и вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством. Бережное отношение к русскому языку, к языкам народов Российской Федерации закреплено в главном законе нашей страны - Конституции.

Во 2 пункте 68-ой статьи Конституции написано:

«Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации».

Так, наравне с русским языком в Республике Башкортостан используется башкирский язык, в Чеченской Республике - чеченский.

Республика Татарстан наравне с русским языком, как государственным, использует татарский язык, а Республика Саха (Якутия) - якутский. И это важно - знать государственный язык своей республики, своего края.

Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Россия сохраняет языки народов Российской Федерации, родные языки изучаются в школах и вузах, на родных языках выпускаются газеты и журналы, проходят конкурсы и фестивали, в театрах идут постановки.

Культура Российской Федерации является уникальным наследием её многонационального народа, поэтому она поддерживается и охраняется государством.

Больше узнать об особенностях каждого региона нашей страны можно, если посещать музеи и выставки, театры и концерты, ходить на экскурсии по родному краю. Картина нашей уникальной России - это картина нашей с вами жизни!


Обсуждение просмотренного видеофильма

Учитель.

Из видеоролика мы многое узнали о языках и культуре многочисленных народов нашей страны. Россия бережно сохраняет их разнообразие.

Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями и мыслями, отвечая на вопросы:

Какие факты о языках вы знали? Какой язык является вашим родным языком? Какие интересные особенности, существующие в вашем родном языке, вы могли бы назвать? Как народы нашей многоязычной страны понимают друг друга? Какова роль русского языка?

Часть 2. Содержательная (до 20 мин)

Учитель.

Наша страна является не только крупнейшей державой мира. Российская Федерация — одно из самых многонациональных государств. За почти тысячелетнюю историю, народы, проживающие на её территории, нашли формы мирного национального сосуществования в единой державе без потери своей самобытности. Давайте убедимся в том, что, будучи разными, мы хорошо понимаем друг друга.

Комментарий: далее приводятся варианты организации деятельности обучающихся. По выбору учителя можно использовать интерактивные задания (два) или задания для работы в группах (три) с учётом особенностей класса и технических (организационных) возможностей.


Интерактивное задание №1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» «Народов много — страна одна!» (задание с выбором ответа)

Учитель.

Ежегодно в нашей стране в ноябре проходит уже традиционная Международная акция «Большой этнографический диктант». Большой этнографический диктант - это просветительский проект, который знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет каждому из нас оценить общий уровень этнокультурной грамотности. Девиз этого диктанта: «Народов много — страна одна!»

Попробуйте сегодня ответить на вопросы диктанта 2021 года.

Вопрос 1

На Русском Севере, на берегах Белого и Баренцева морей сложилась особая культура, связанная с мореходством. Её частью был особый словарь названий ветров, погоды, сторон света. Был и особый этикет. При встрече кораблей на море здесь обязательно говорили: «Здравствуйте, на все четыре ветра». Как называют носителей подобной культуры?

а. Семейские

б. Липоване

в. Казаки

г. Поморы

Правильный ответ: г

Вопрос 2

«С пустыми руками в гости не ходят» — говорит русская пословица, ей вторит крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар


принято брать с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева?

а. Сварить для гостя кофе

б. Убрать этот кофе подальше

в. Погадать на кофейных зёрнах

г. Угостить гостя чаем

Правильный ответ: а

Вопрос 3

Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха?

а. Гусь

б. Кухлянка

в. Кисы

г. Бурка

Правильный ответ: г

Вопрос 4

В 2006 г. в Москве открыли необычный памятник фольклорному персонажу, которого считают своим и на Кавказе, и на Востоке. Он лукав и мудр, справедлив и насмешлив. Скульптор изобразил героя вместе с его верным спутником - осликом. Как зовут героя?

а. Синдбад-Мореход

б. Ходжа Насреддин

в. Алладин

г. Али-баба

Правильный ответ: б

Вопрос 5

«Ысыах» - главный национальный праздник этого народа, который его представители, проживающие в столице, ежегодно в течение уже многих лет, отмечают в начале июня в музее-усадьбе «Коломенское». Праздник связан с поклонением солнечным божествам и плодородием. О каком народе идёт речь?

а. Буряты

б. Уйгуры

в. Калмыки

г. Якуты

Правильный ответ: г

Интерактивное задание №2 «Моя страна - Россия!»

Установление соответствия достопримечательностей и региона, в котором они находятся.

Учитель.

Насколько мы эрудированны в вопросах культуры? В России десятки тысяч культурных объектов: музеев, храмов, памятников, парков.

Исследование, которое провела компания Яндекс, помогло понять, сколько среди них достопримечательностей, известность которых выходит за пределы городов, где они расположены.

Посмотрите на список этих достопримечательностей и их изображений и соотнесите их с городом (регионом), где достопримечательности находятся.

(Правильные ответы)


Зимний дворец и Эрмитаж



Санкт- Петербург

Московский Кремль


Москва

Мамаев курган


Волгоградская область


Церковь Покрова на Нерли



Владимирская область

Кижи



Карелия


Аркаим


Челябинская область

Казанский кремль



Казань

Памятник «Тысячелетие России»


Новгород Великий


Групповая работа

Задание 1. «Мы разные, мы вместе!»

Форма работы: групповая.

Класс делится на 4-5 групп. Каждая группа получает листы и ручки (карандаши) для работы, определяется тот, кто будет представлять работу группы.

Цель задания: показать, что уважение, любовь к родному языку и культуре - важнейшие ценности для любого человека; показать существование ценностей, которые важны для всех людей вне зависимости от их национальности; совершенствовать умения взаимодействовать в малой группе.

Задание: напишите на карточке ответы на вопросы (выполняется индивидуально каждым обучающимся):

• Какой язык вы считаете родным языком?

• Что вы больше всего цените в культуре своего народа?

Затем каждая группа собирает ответы всех участников, обсуждаются ответы. Представители от каждой группы озвучивают самые интересные ответы.

Итоговая рефлексия:

• Близки ли ответы, когда речь идёт о разных родных языках и

разных культурах?

• Почему ответы так близки и в случае, когда речь идёт об одном

родном языке и об одной культуре?


Задание 2. «Подарочная карта»

Цель: показать ценность умения поделиться друг с другом - знаниями, делами, добрыми словами.

Форма работы: групповая.

Класс делится на 4-5 групп.

Задание: представим себя добрыми волшебниками, у которых есть возможность «подарить» человеку другой национальности что-то очень ценное из достижений вашей родной культуры - поделиться с ним радостью. Это могут быть песни, стихи, картины, книги, сказки, народные легенды и т.д.

Каждый обучающийся получает карточку - «подарочную карту», на которой он напишет, в чём состоит этот подарок. Задача состоит в том, чтобы подарок показал щедрость и желание установить прочные контакты с представителем другой национальности.

Затем каждая группа собирает ответы всех участников, «подарки» обсуждаются. Группа делает выбор, о каком самом интересном варианте будет рассказано всему классу. Авторы самых интересных «подарков» от всех групп озвучивают свои предложения, объясняя свой выбор.

Итоговая рефлексия:

• Почему вы выбрали именно этот подарок? Что он выражает?

• Легко ли было сделать выбор?


Задание 3. «Моя малая родина: знаю, люблю, горжусь!»

Цель: показать ценность родного края, региона; расширить

представления о культурном и языковом своеобразии малой родины.

Форма работы: групповая.

Класс делится на 4-5 групп.

Учителю важно заранее подготовить (совместно с учителями истории или географии) карты региона /города.

Задание: знаете ли вы о Всероссийском проекте «Большая перемена»? Победители одного из конкурсов «Познавай Россию» смогли отправиться в «Путешествие мечты» через всю страну, смогли увидеть её знаковые места: Токаревский маяк во Владивостоке, планетарий в Новосибирске, космодром Восточный в Амурской области, Кремль Нижнего Новгорода, Омскую крепость, мечети Татарстана, буддистские храмы Забайкалья. А также Уральские горы, Красноярскую ГЭС, Кругобайкальскую железную дорогу и многое другое.

Представим, что мы экскурсоводы, разрабатывающие маршрут по родному краю, родному городу. Отметьте на карте района, города те места, которые непременно надо включить в маршрут по вашей малой родине.

По результатам работы создаётся карта с общим названием «Моя малая родина: знаю, люблю, горжусь!»


Часть 3. Заключительная (до 5 минут).

Учитель.

При всём культурном и языковом многообразии народы нашей страны объединяют духовно-нравственные ценности.

Среди этих ценностей - то, что дорого каждому народу, каждой семье, каждому человек: человеколюбие и справедливость, честь и совесть, воля и вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством.

Нас объединяет русский литературный язык и уважение к родным языкам народов России. И нам важно сохранить эти ценности, объединяющие нас.

Варианты творческих заданий:

  1. О каком памятнике архитектуры вашего региона, достопримечательности вы хотели бы рассказать жителям других регионов нашей страны? Подберите фотографию (иллюстрацию) и 1-2 интересных факта.



  1. Мы можем говорить на разных языках, но испытываем одинаковые чувства - радости от встречи, сожаления от обиды... Как поздороваться на вашем родном языке? Как попросить прощения? Как выразить благодарность?

Составьте небольшой словарик этикетных слов для тех, кто хотел бы ближе познакомиться с культурой вашего народа.

  1. Постарайтесь найти время и загляните на сайт проекта «Большая перемена» (https://community.bolshayaperemena.online). Какие направления вам показались интересными? В чём бы вы хотели принять участие? Обсудите это с родителями, друзьями, одноклассниками.























Разговоры о важном

Методические рекомендации

МЫ РАЗНЫЕ, МЫ ВМЕСТЕ

5-7 классы.

Языки и культура народов России: единство в разнообразии

14 ноября 2022 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов

по теме «ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ:

ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ»


Цель занятия: формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации, чувства гордости за культуру нашей страны.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, единство народов России (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 ?index=9&ran geSize=1).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, интерактивных заданий, включает анализ визуальной и текстовой информации и групповую работу.


Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/differenttogether-57-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/differenttogether-57-method_recom.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/differenttogether-57-1/index.html?back_url=/topic/24/grade/57/#/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/differenttogether-57-2/index.html?back_url=/topic/24/grade/57/#/

  • презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/differenttogether-57-presentation.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/691

Для подготовки урока учитель может использовать другие материалы и ресурсы.

В первую очередь - материалы портала Культура РФ — гуманитарного просветительского проекта, посвящённого культуре России https://www.culture.ru/.

Материалы проекта «Виртуальный тур по многонациональной России» http://ресvрсныйцентр-анр■рф/russian-federation/proiect/virtualnyy-tur■

Проект «Языки России» — большая мультимедийная «энциклопедия» о языках, на которых говорят сегодня или говорили последние столетия жители России https://postnauka.ru/yazrus.

Материалы Российского этнографического музея

https://ethnomuseum.ru/7vsclid49k5ercntu765085209

Материалы Лаборатории «#ЗнайЧитай». Лаборатория детского и подросткового чтения «#ЗнайЧитай» Российской государственной детской библиотеки — это площадка по приобщению детей к чтению на материале истории русской письменности, истории русской народной и авторской сказки с использованием интерактивных элементов. https://rgdb.ru/proiects/znaichitai

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

При отборе материала учтена возможность использования (включения) регионального компонента: рассказ о языках и культуре конкретных регионов нашей страны.

Вступительное слово учителя, беседа с обучающимися о том, какие особенности есть у ряда языков народов Российской Федерации.

Основная задача - расширение представлений обучающихся о том, что бережное отношение к русскому языку, к языкам народов Российской Федерации закреплено в главном законе нашей страны - Конституции.

Целесообразно учителю прокомментировать информацию видеофильма, исходя из особенностей языкового разнообразия региона, задав вопросы: какие СМИ есть на родных языках народов Российской Федерации, в каких театрах идут постановки на родных языках.

Переход к разговору о культурном разнообразии страны тоже может быть поддержан информацией о промыслах родного края.

Вопросы о том, как народы нашей многоязычной страны понимают друг друга и какова роль русского языка завершают первую часть разговора.

Часть 2. Основная

Выполнение заданий «Большого этнографического диктанта» для кого-то из обучающихся станет, возможно, мотивом больше узнать о культуре народов, проживающих в России.

Важной частью разговора является обсуждение достопримечательностей России. Выполнение интерактивного задания «Моя страна - Россия!». Не обязательно, что на все вопросы будут даны верные ответы (не всё ещё известно обучающимся из курсов истории и географии), важно пробудить интерес, вызвать живой отклик: что видели лично они, возможно, в списке окажутся достопримечательности, мимо которых они часто проходят в своём регионе или посещали с родителями во время экскурсий. Переход к разговору о том, чем славен родной край, также важен для понимания роли малой родины в жизни каждого из нас.

Групповая работа в ходе выполнения упражнений «Похожи мы друг на друга?», «Подарочная карта» и «Моя малая родина: знаю, люблю, горжусь!» поможет школьникам осознать, что уважение, любовь к родному языку и культуре есть важнейшие ценности для любого человека, а также обучить коммуникации в малой группе и налаживанию межнациональных контактов.

Часть 3. Заключение.

Возможно, идеи творческих заданий станут основой для проектной работы учащихся.

  1. О каком памятнике архитектуры вашего региона, достопримечательности вы хотели бы рассказать жителям других регионов нашей страны? Подберите фотографию (иллюстрацию) и один-два интересных факта.

  2. Мы можем говорить на разных языках, но испытываем одинаковые чувства - радости от встречи, сожаления от обиды... Как поздороваться на вашем родном языке? Как попросить прощения? Как выразить благодарность?

Составьте небольшой словарик этикетных слов для тех, кто хотел бы ближе познакомиться с культурой вашего народа.

  1. Постарайтесь найти время и загляните на сайт проекта «Большая перемена» (https://community.bolshayaperemena.online). Какие направления вам показались интересными? В чём бы вы хотели принять участие? Обсудите это с родителями, друзьями, одноклассниками.

Главный вывод: Россия - многонациональная и многоязычная страна с богатыми и разнообразными культурными традициями народов, живущих в мире и гармонии, в многонациональном единстве на территории Российской Федерации.


При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «Дневника внеурочных занятий ’’Разговоры о важном”».

В таком «Дневнике» могут отмечаться:

- тема занятия

- ценности, обсуждаемые в ходе занятия

- основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия

- ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия

- творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями

- любая другая информация по теме занятия.

Структура «Дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!