СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном: ВОЛОНТЁРЫ РОССИИ. СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 8-9 классов по теме «ЖИТЬ – ЗНАЧИТ ДЕЙСТВОВАТЬ», 05.12.22 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 8-9 классов по теме «ЖИТЬ – ЗНАЧИТ ДЕЙСТВОВАТЬ», 05.12.22 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном: ВОЛОНТЁРЫ РОССИИ. СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 8-9 классов по теме «ЖИТЬ – ЗНАЧИТ ДЕЙСТВОВАТЬ», 05.12.22 г.»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8–9 классов по теме

«ЖИТЬ – ЗНАЧИТ ДЕЙСТВОВАТЬ»

Цель занятия: формирование представления о жизни как проявлении себя в различных видах волонтёрской деятельности, самореализации в конкретных действиях и поступках; воспитание нравственных качеств личности (доброта, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь).

Формирующиеся ценности: милосердие, социальное служение, гуманизм.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: командный квиз «Волонтёры России», беседа.

Комплект материалов:

− сценарий,

− методические рекомендации,

− презентация,

− видеоролик,

− интерактивные задания,

− бланки ответов для командного квиза.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Вступительное слово учителя. Интервью К.Ю.Хабенского. Просмотр видеоролика. Беседа о волонтёрском движении в России, о возможном девизе волонтёров «Жить – значит действовать».

Часть 2. Содержательная.

Просмотр видеоролика об истории создания волонтёрского движения, о ресурсах современного движения волонтёров в России, объединяющих всех волонтёров.

Групповая работа в интерактивном задании нацелена на актуализацию знаний обучающихся о волонтёрских движениях и ресурсах нашей страны, на понимание: как и в какой волонтёрской работе они смогут себя проявить.

Часть 3. Заключительная.

Включает рефлексию, творческое задание, заключительное слово педагога.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная: введение в тему (до 5 минут).

Учитель. Ребята, сегодня, 5 декабря, наша страна отмечает День волонтера. Сегодняшний разговор о важном посвящен людям, которые своими ежедневными делами делают наш мир добрее и счастливее. В России быть волонтером очень почетно. Государство придает волонтерству особое значение и оказывает всестороннюю поддержку. Много знаменитых людей занимаются волонтерской деятельностью. Один из них - Константин Юрьевич Хабенский, российский актер театра и кино, телевидения, народный артист Российской Федерации, художественный руководитель Московского Художественного театра имени Чехова, который сам лично делает много добрых дел. Константин Хабенский открыл благотворительный фонд помощи тяжело больным детям, и со своей командой старается делать все, чтобы вернуть их к полноценной жизни.

Специально для «Разговоров о важном» ваши сверстники встретились с Константином Юрьевичем и задали ему все интересующие их вопросы про волонтеров. Предлагаю всем вместе послушать ответы Константина Хабенского.

Демонстрация интервью К.Ю. Хабенского.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему К.Ю. Хабенский, несмотря на его известность, знаменитость, высокую занятость и востребованность в профессии, огромное количество времени посвящает благотворительности и волонтерству?

Ответы обучающихся.

Учитель. Давайте, попробуем описать людей, которых принято называть волонтёрами? Что побуждает людей заниматься волонтёрской деятельностью?

Ответы обучающихся.

Встречались в вашей жизни волонтёры? (приведите примеры)

А кто-то из вас участвовал в волонтёрской деятельности? (приведите примеры)

Учитель. Как вы думаете, с какого возраста можно стать волонтёром?

Справочно для учителя:

Волонтёром может стать любой желающий. Для несовершеннолетних старше 14 лет необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет сопровождение официальных представителей.

Учитель. Ребята, предлагаю посмотреть видеоролик об истории возникновения волонтёрства в России и ответить на вопрос – как фраза «Жить – значить действовать!» соотносится с волонтёрским движением.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

Международный День волонтёра отмечается во всём мире 5 декабря.

Во Всеобщей декларации волонтёрства сказано, что оно воплощает в жизнь устремления человечества к достижению мира, свободы, безопасности, справедливости и реализации возможностей для всех людей.

Волонтёры − это люди, которые тратят своё свободное время на благо общества.

Сферы деятельности, в которых можно увидеть безвозмездную работу волонтёров, разнообразны: уборка общественной территории, проведение экскурсий по родному городу, работа переводчиками на международных соревнованиях, восстановление объектов культуры, забота о природе.

Волонтёры помогают персоналу в детских домах, больницах и домах престарелых, спешат на помощь при ликвидации последствий стихийных бедствий, помогают найти пропавших.

История волонтёрского движения в России берёт своё начало в далёком прошлом.

Всегда оно было связано со взаимопомощью.

Фраза «всем миром» означала готовность оказания посильной помощи и участия как в судьбе отдельных граждан, так и при решении важных общественных задач.

В XIX веке в России появилось такое социальное явление, как благотворительность, возникли волонтёрские организации, члены которых оказывали бескорыстную помощь пострадавшим и нуждающимся – раненым, обездоленным, осиротевшим.

Первым в мире добровольным женским медицинским формированием по оказанию помощи раненым была Крестовоздвиженская община сестёр милосердия.

Она была учреждена великой княгиней Еленой Павловной во время Крымской войны (1853–1856 гг.).

Сёстры милосердия на фронте под руководством знаменитого врача Николая Ивановича Пирогова выносили раненых с поля боя, делали перевязки, ассистировали на операциях.

Советский период открыл новую страницу развития волонтёрского движения в нашей стране.

Многие «стройки века», от которых зависело развитие государства, возводились при добровольном участии многих тысяч молодых людей. Их ориентирами были чувство долга перед Родиной, ответственность за судьбу страны и её будущее.

Сегодня, по данным ООН, до 1 миллиарда людей во всём мире в той или иной форме вовлечены в волонтёрскую деятельность.

Если представить, что волонтёры всего мира организовали бы своё собственное государство, то оно занимало бы 4 место в мире по трудовым ресурсам после Китая, Индии и Индонезии.

Количество волонтёров в России за последние годы выросло в 5 раз. Если раньше волонтёрами были около 3% населения нашей страны, то сегодня уже 15% россиян хотя бы раз в году принимают участие в волонтёрских акциях.

Сейчас на главном волонтёрском сайте страны Добро.ru зарегистрировано более 4 миллионов волонтёров.

Зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году и чемпионат мира по футболу в 2018 были успешно проведены при огромной помощи волонтёров.

35 тысяч волонтёров работали на чемпионате мира и 25 тысяч − на Олимпийских играх.

Они были переводчиками, экскурсоводами, сопровождающими, помощниками в оформлении документов, занимались другими полезными делами в кругу единомышленников.

Пандемия коронавируса показала, что мы идём к обществу взаимопонимания и поддержки.

Борьба с эпидемией сплотила миллионы неравнодушных людей. В различных волонтёрских проектах приняло участие свыше 15 миллионов человек.

Они помогали медикам в больницах, приносили продукты и лекарства пожилым людям, отдавали свои машины для оказания скорой помощи.

Волонтёром может стать любой – и взрослый, и ребёнок, самостоятельно помогая людям или работая в какой-то волонтёрской организации.

Девиз каждого волонтёра сегодня может звучать так: «От доброй воли – к доброму делу!».

Учитель. Ребята, повторю свой вопрос: как фраза «Жить – значить действовать!» соотносится с волонтёрским движением? Как вы считаете, может ли она быть девизом волонтёров России? Почему?

Ответы обучающихся.

Часть 2. Основная. Интерактивное задание «Квиз «Волонтёры России»» (до 20 минут)

Количество разыгрываемых категорий и вопросов может регулироваться учителем в зависимости от тайминга занятия.

Учитель.

Ребята, сегодня я предлагаю вам узнать больше о волонтёрстве в России немного необычным способом – через интеллектуальный квиз.

Учитель делит класс на 3–4 команды.

Правила игры.

Наш квиз состоит из двух категорий вопросов. Время ответа на вопрос составляет (при запуске интерактивного задания учитель устанавливает время 30 с/40 с/60 с – рекомендовано 30–40 секунд….

У каждой команды есть бланк для записи ответов на вопрос. За каждый правильный ответ команда получает один балл, правильные ответы мы узнаем в конце игры. Вы заинтересованы в тихом командном обсуждении ответа на вопрос, чтобы соперники не могли его услышать. При ответе на часть вопросов можно использовать телефоны, на какие именно, я скажу во время игры.

Учитель запускает квиз, выбирает количество команд и устанавливает время на ответ.

Готовы? Желаю всем удачи!

КАТЕГОРИЯ 1 «Волонтёры России»

Вопрос 1.1.

Учитель. Ребята, совершать добрые и нужные поступки можно по-разному, поэтому у волонтёрства много направлений, где каждый сможет найти себе дело по душе. Внимание на экран.

Учитель запускает видео первого вопроса категории «Волонтёры России».

Демонстрация видеоролика. Вопрос 1.1. (дикторский текст)

Социальное волонтёрство. Это помощь одиноким ветеранам, пожилым людям, детям из детских домов и детям, находящимся на длительном лечении в больницах.

Экологическое волонтёрство. Эковолонтёры сажают деревья, охраняют заповедные территории, очищают водоёмы, организуют раздельный сбор мусора.

Патриотическое волонтёрство. Волонтёры патриотического направления восстанавливают и сохраняют памятники героям Отечества, помогают ветеранам боевых действий, рассказывают о героях и достижениях страны через интеллектуальные игры, квесты и другие мероприятия.

Зооволонтёрство. Зооволонтёры помогают бездомным животным, заботятся, кормят, гуляют и играют с животными в приютах, организуют выставки по их пристройству и сборы необходимых товаров.

Спортивное волонтёрство. Это помощь в организации и проведении крупных спортивных мероприятий. Волонтёры помогают судьям, сопровождают участников соревнований и болельщиков.

Учитель. И это далеко не все направления волонтёрской деятельности.

Внимание, ВОПРОС (вопрос дублируется на экране интерактивного задания). Как называется направление волонтёрской деятельности, в рамках которого добровольцы занимаются продвижением контента в социальных сетях, средствах массовой информации, создают тексты, фото и видеорепортажи о деятельности некоммерческих организаций и благотворительных фондов?

Учитель запускает таймер.

Команды обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка ответов.

Вопрос 1.2.

Учитель. Ребята, есть место, где можно встретиться с эковолонтёрами сразу со всех уголков России, я сейчас вас с ним познакомлю! Добро пожаловать на платформу «ЭКОСÓФИЯ».

Учитель запускает видео второго вопроса категории «Волонтёры России».

Демонстрация видеоролика. Вопрос 1.2.

https://ecosophy.rsv.ru/

Учитель. Ребята, зайдите на сайт проекта и ответьте на ВОПРОС (вопрос дублируется на экране интерактивного задания):

Как называется обязательный этап проекта «Экософия», в рамках которого участники прокачивают свои эконавыки?

Учитель запускает таймер.

Команды обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка ответов.

Вопрос 1.3.

Учитель. Ребята, когда ваши бабушки и дедушки были школьниками, то каждый из них мечтал получить значок за успехи в соревновании «Миллион – Родине». Тогда все школы страны участвовали в сборе макулатуры, цель была собрать не менее миллиона тонн макулатуры.

Благодаря эковолонтёрам «Миллион – Родине!» приобрёл вторую жизнь. Внимание на экран.

Учитель запускает видео третьего вопроса категории «Волонтёры России».

Демонстрация видеоролика. Вопрос 1.3. (дикторский текст)

Эколовонтёры России запустили народную акцию по сбору макулатуры «Миллион – Родине!».

Зачем сдавать макулатуру? Несмотря на развитие цифровых технологий, за последние 20 лет мы стали потреблять НА 26% БОЛЬШЕ БУМАГИ.

Каждый год для её производства в мире вырубают более 100 миллионов деревьев. Что происходит с бумагой, выброшенной в мусор? Её увозят на свалку, где она месяцами гниёт вместе с остальными отходами, засоряя окружающую среду.

А ведь сбор и переработка макулатуры – хороший способ не только сократить количество мусора, но и уменьшить вырубку лесов.

Участником акции может стать любой желающий. Нужно лишь зайти на сайт миллион-родине.рф, ознакомиться с правилами подготовки макулатуры к сдаче и принести макулатуру в пункт сбора (найти, где он находится в вашем населённом пункте, также можно на сайте миллион-родине.рф).

Учитель. Ребята, внимание, ВОПРОС (вопрос дублируется на экране интерактивного задания):

Как вы думаете, а сколько деревьев может спасти 1 тонна сданной макулатуры?

Учитель запускает таймер.

Команды обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка ответов.

Вопрос 1.4.

Учитель. Творить добро вместе всегда легче, и тому пример – Международный благотворительный фонд помощи животным «Дарящие надежду». Предлагаю познакомиться с деятельностью фонда, а затем ответить на вопрос.

Учитель запускает видео четвёртого вопроса категории «Волонтёры России».

Демонстрация видеоролика. Вопрос 1.4. (дикторский текст)

Фонд помощи животным «Дарящие надежду» — это объединение людей, не безразличных к судьбе животных, попавших в беду, людей, верящих, что мы все в силах помочь братьям нашим меньшим.

Волонтёры фонда помогают приютам для животных, собирая и доставляя для них корм.

За счёт средств фонда бездомные животные получают квалифицированную медицинскую помощь.

Фонд проводит выставки-пристройства приютских животных «ДОМОЙ!», где сотни собак и кошек находят себе владельцев.

Если ты мечтаешь о собаке, но по каким-то причинам не можешь взять её к себе домой…. То можно выбрать себе подопечного из собак фонда или любого приюта, приезжать к нему в гости, гулять и баловать его. И на планете на одну счастливую собаку станет больше!

Учитель. Ребята, внимание, ВОПРОС (вопрос дублируется на экране интерактивного задания):

Какой собаке фонд установил памятник в одном из парков Москвы?

Учитель запускает таймер.

Команды обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка ответов.

КАТЕГОРИЯ 2 «Добро внутри и вокруг нас!»

Учитель. Переходим ко второй категории вопросов нашей игры «Добро внутри и вокруг нас!».

Вопрос 2.1.

Учитель. Вопросы этого тура будут связаны с крупнейшей в России платформой для добрых дел Добро.ru.

Учитель запускает видео первого вопроса категории «Добро внутри и вокруг нас!».

Демонстрация видеоролика. Вопрос 2.1. (дикторский текст)

Добро.ру объединяет людей, которые могут сделать мир лучше. Людей, которые не ждут громких слов благодарности, людей, для которых улыбка и счастье в глазах тех, кому помог, выше всяких наград.

С помощью платформы DOBRO.RU любой желающий может найти волонтёрский проект по душе. А организаторы добрых дел со всей страны – найти единомышленников.

Буквально в два клика можно поехать на «Игры по программе Специальной Олимпиады» в Казань, подать заявку на получение гранта или записаться на образовательный курс. Для каждого пользователя платформа создаст персонализированную подборку, исходя из его местоположения, интересов и волонтёрского опыта.

ДОБРО.РУ – место, где живут добрые дела.

Учитель. Ребята, внимание, ВОПРОС (вопрос дублируется на экране интерактивного задания):

Сколько лет самому молодому волонтёру на платформе DOBRO.RU?

Подсказка: можно воспользоваться мобильным телефоном и заглянуть в раздел «Волонтёры».

Учитель запускает таймер.

Команды обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка ответов.

Вопрос 2.2.

Учитель. Ребята, и последний вопрос нашего квиза связан с одним очень необычным журналом.

Учитель запускает видео второго вопроса категории «Добро внутри и вокруг нас!».

Демонстрация видеоролика. Вопрос 2.2. (дикторский текст)

Добро.Журнал – это медиапроект, который рассказывает истории о человеческой доброте и теплоте, неравнодушных людях, которые помогают другим, спасают животных и просто делают мир чуточку прекрасней.

«Читай, вдохновляйся, участвуй!».

Учитель.

Внимание, ВОПРОС (вопрос дублируется на экране интерактивного задания):

За что установили памятник псу Трезору в Ленинградской области?

Ребята, вам опять понадобятся мобильные телефоны, зайдите на Dobro.Журнал, воспользуйтесь поиском в разделе «Новости» и найдите ответ на этот вопрос.

Учитель запускает таймер.

Команды обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка ответов.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ

Учитель.

Ребята, сейчас каждая команда передаёт свой бланк ответов соседней команде справа, и мы начнём проверку ответов. За каждый правильный ответ проставляйте один балл.

Учитель нажимает кнопку «Ответы» (ответы открываются по категориям вопросов).

Ответы:

Категория «Волонтёры России»

1.1. Медиаволонтёрство

1.2. «Я так живу»

1.3. 10 деревьев

1.4. Бездомной собаке

Категория «Добро внутри и вокруг нас!»

2.1. 8 лет

2.2. пёс Трезор спас несколько семей от голодной смерти в блокадном Ленинграде


Учитель.

Ребята, подсчитайте сумму очков команды, ответы которой вы проверяли, и передайте мне.

Учитель нажимает кнопку интерактива «Подведение итогов» и вводит баллы, набранные командами, и нажимает «Узнать победителя».

Часть 3. Заключительная (до 5 минут).

Учитель. Ребята, давайте все дружно поаплодируем друг другу, потому что вы все сегодня молодцы, и неважно, кто сколько набрал баллов, главное, о скольких добрых, бескорыстных делах мы с вами узнали! Правда?

Учитель. Какой сюжет квиза вызвал у вас наибольший эмоциональный отклик? Почему? Какой вопрос квиза вам больше всего понравился? Почему? Какое направление волонтёрства вас заинтересовало? Почему?

Ответы детей.

Учитель (демонстрация презентации о Добро.Университете – см. дополнительные материалы).

Ребята, во время квиза мы познакомились с платформой Добро.ру. Через неё в один клик можно попасть в Добро.Университет – это ресурс для тех, кто хочет стать волонтёром или побольше узнать о добровольчестве.

В Добро.Университете вы познакомитесь с нормами и правилами волонтёрства, узнаете, как устроена работа волонтёра изнутри, разберётесь, какое из направлений волонтёрства вам ближе, сможете приобрести навыки, необходимые для зооволонтёрства, получите ответ на вопрос, как присоединиться к волонтёрскому движению в сфере экологии, и многое другое.

Учитель. Если у вас есть желание создать собственный волонтёрский проект, то вы можете принять участие в ежегодном проекте Российского движения школьников «Добро не уходит на каникулы».

Демонстрация видеоролика конкурса «Добро не уходит на каникулы».

Учитель. В завершение нашего разговора, хочу привести вам строки из Гимна волонтёров России:

Ничем невозможно измерить

Сострадание, ответственность, честь.

Мы даём повод верить,

Что добро на земле нашей есть!

Учитель. Из этих строк следует, что ценностями волонтёрства выступают добро, сострадание, честь, ответственность – ребята, продолжите этот список.

Ответы детей.

Дополнительно можно выполнить с обучающимися интерактивное задание «Филворд» на тему «Ценности волонтёрства»

Слова-ответы (для учителя): добро, мир, дружба, честность, развитие, помощь, милосердие, сочувствие, доверие, альтруизм.

Учитель. Рекомендую в свободное время посмотреть вместе с родителями фильм о волонтёрстве «#ЯВолонтёр. Истории неравнодушных» и короткометражный фильм о невероятной силе добра и милосердия «ВСЁ ВОЗВРАЩАЕТСЯ» на канале ВКонтакте «ПРО ЛЮДЕЙ и ПРО ВОЙНУ» – https://vk.com/video/@pro_lyudei_i_pro_voinu.

Учитель (подводя итоги занятия). Мне кажется, что сегодня мы убедились в том, что на добро всегда есть время, что можно начать делать простые добрые дела уже сегодня: заботиться о родных и близких, шефствовать над младшими школьниками, организовывать интересные мероприятия в классе, школе, сажать деревья, помогать пожилым людям, навещать животных в приютах.

Чем больше добрых дел мы совершаем, тем больше добра становится в мире и вокруг нас.

Учитель. Предлагаю не откладывать на потом желание стать частью большой волонтёрской семьи и запустить марафон добрых дел в нашей школе, начиная с завтрашнего дня. Придумайте доброе дело, которое вы регулярно сможете реализовывать непосредственно в нашей школе, например, помочь учителям начальной школы организовать деятельность первоклассников на переменах (поиграть в настольные или подвижные игры). Вы можете придумать и реализовать как индивидуальный, так и групповой проект.

Спасибо вам за интересный разговор! Творим добро и встречаемся поговорить в следующий понедельник!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!