Учебный предмет – русский язык (7 класс)
Тема урока - «Различение частиц НЕ и НИ на письме»
Тип урока - комбинированный
Цели урока:
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов (знакомство с разными по значению отрицательными частицами НЕ и НИ, с понятиями «Риторический вопрос» и «Риторическое восклицание».
Планируемые результаты урока:
Предметные: умение различать частицы НЕ и НИ на письме, использовать в своей речи различные синтаксические конструкции с отрицательными частицами, понимание их стилистических особенностей, запоминание устойчивых оборотов речи, в состав которых входят отрицательные частицы.
Метапредметные: коррекция и развитие познавательных способностей, логического мышления, умения связно и грамотно излагать свои мысли, тренировка и развитие внимания и памяти, совершенствование коммуникативных качеств речи.
Личностные: формирование учебной мотивации и интереса к изучению русского языка, воспитание интереса к родному краю, к его истории и героям, в частности к личности Д.В.Давыдова.
Методическое оснащение:
Материально-техническая база – мультимедийный проектор
Дидактическое обеспечение:
Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
презентация к уроку;
учебные карточки с заданиями:
1) для работы в группах;
2) для контроля (тест).
План урока:
Организационный момент.
Постановка учебной задачи и мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний (повторение изученного).
3.1. Проверка домашнего задания.
3.2. Повторение устойчивых оборотов слов – сочетаний противопоставляемых понятий.
3.3. Запоминание устойчивых выражений с НЕ и НИ.
3.4. Различение выражений с НЕ и НИ в зависимости от смысла.
Постановка проблемы и её решение (работа в группах).
4.1. Создание проблемной ситуации. Работа в группах по карточкам.
4.2. Включение понятий «Риторический вопрос» и «Риторическое восклицание».
4.3. Включение новой информации в таблицу.
Систематизация знаний.
5.1. Словарно-орфографическая работа.
5.2. Первичное закрепление полученных новых знаний.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (работа в парах).
Контрольный тест.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока с выделением структурных частей
1. Организационный момент
Учитель: что мы изучали на прошлом уроке?
(отрицательные частицы Не и НИ)
Что мы узнали об этих частицах?
(служебные части речи, служат для выражения отрицания)
Учитель: А зачем нам 2 отрицательные частицы? Может быть, хватило бы и одной?
2. Постановка учебной задачи и мотивация учебной деятельности.
(Слайд № 2)
Когда Вера заболела, Наташа часто навещала её. Однажды она не смогла прийти к больной подруге и написала Оле записку: «Сегодня у Веры не буду. Когда к ней ни придёшь, она недовольна. Сходи ты».Оля подумала, что подруги поссорились. Но когда побывала у Веры, поняла, что Наташа просто допустила ошибку в записке. Какую?
Учитель: Какое значение имеет 1 предложение? (отрицательное))
Когда недовольна Вера? (всегда)
А второе? (Недовольна,когда не придёшь).
В чём убеждает нас приведённый пример? (Ошибка в употреблении этой маленькой частицы привела к недопониманию между подругами, это могло закончиться ссорой).
Так как же нам избежать подобных ситуаций?
Делаем вывод: частицы НЕ и НИ разные по смыслу.
Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо научиться различать частицы НЕ и НИ. И научиться использовать предложения с отрицательными частицами правильно и там, где это нужно. Это и будет задачей нашего урока.
Формулируем и записываем в тетрадь тему урока:
Различение частиц НЕ и НИ на письме. (Слайд № 3)
3. Актуализация знаний (Повторение изученного).
3.1 Проверка домашнего задания (Упр. 432) с помощью таблицы, составленной на прошлом уроке. (Слайд № 3)
Частица НЕ | Частица НИ |
Придаёт отрицание | Служит для усиления отрицания |
НО! НЕ+НИ = положительный смысл Не мог не встретить = встретил (!) | Иногда отрицание только подразумевается Кругом (нет) ни деревца + устойчивые сочетания со значением категорического приказа (НИ с места) |
| Перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления (Кто НИ == ), [ ] Сколько НИ…, что НИ…, Куда НИ… |
3.2. На прошлом уроке мы вспомнили устойчивые обороты слов, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий. Проверим, насколько хорошо мы их знаем и помним.
К значениям (слайд № 4) подберите подходящие обороты
Пожелание удачи (?) | ни пуха ни пера |
| ни холодно ни жарко |
Очень рано (?) | ни свет ни заря |
| ни дать ни взять |
Никогда (?) | ни днём ни ночью |
Неожиданно (?) | ни с того ни с сего |
| ни рыба ни мясо |
Тесно (?) | ни сесть ни встать |
Оцепенел от страха | ни жив ни мёртв |
| ни два ни полтора |
Запомнить: НИ! запятая при этом не ставится!
Проверим. Задание: выбрать и записать в тетрадь синонимические выражения со значением «неопределённо» (Ни холодно ни жарко, ни датьни взять, ни рыба ни мясо, ни два ни полтора, ни то ни сё…). Записать в тетрадь по памяти. Проверить по образцу на слайде. (Слайд №5)
3.3. (Слайд № 6)Запомнить: Во что бы то НИ стало
Где бы то НИ было
Как НИ в чём НЕ бывало
Чётко проговариваем хором выражения по слогам, затем записываем в тетрадь.
3.4. Различать в зависимости от смысла (слайд № 7):
НЕ раз (часто) – НИ разу (никогда)
НЕ один (много) – НИ один (никто)
Задание: переделать предложения, заменив выделенные слова выражениями с НЕ и НИ, записать в тетрадь, обозначив орфограмму. (Слайды № 8, № 9)
Никто не решится на это – НИ один не решится
Много листьев упало с деревьев – НЕ один лист упал
Ему много раз говорили об этом –Ему НЕ раз говорили об этом
Никогда не случалось ничего подобного – НИ разу не случалось…
4. Постановка проблемы и её решение.
(Работа в группах (по 4 человека) по карточкам). (Слайд № 10)
4.1 Задание: выбрать правильную частицу и объяснить свой выбор.
Где он только Н… побывал! (Везде побывал)
Чего он только Н… видел! (Всё видел)
Кто Н… слышал об этом? (Все слышали)
(Работая в группах, пытаясь решить проблему, учащиеся предлагают разные варианты, но объяснить свой выбор, опираясь на полученные знания не могут, т.е., приходят к выводу, что информации, предоставленной в учебнике и отражённой в таблице, недостаточно). Находим общее, что объединяет эти предложения (?) – они простые по составу, восклицательные или вопросительные, начинаются с вопросительного слова, имеют положительное значение и обобщающий смысл.
Делаем вывод: НЕ пишется перед сказуемым в простых вопросительных и восклицательных предложениях, которые имеют обобщающее значение.
Такие предложения называются риторическими вопросами и восклицаниями.
4.2. Работа со словарём (записываем в тетрадь), (Слайд № 11).
Ритори́ческийвопро́с — (от греч. rhetor - оратор) фигураречи, представляющая собой вопрос-утверждение, на который не нужен ответ. Риторический вопрос - это литературный прием, использующий вопросительную форму для более яркого выражения мысли. Вопрос, не требующий ответа, то есть утверждение, для поэтики сформулированное в виде вопроса. По сути, ответ на риторический вопрос настолько очевиден, что его можно прочесть «между буквами» вопроса.
Риторические фигуры являются своеобразными синтаксическими конструкциями, придающими известную приподнятость и патетичность повествованию.
4.3. Дополняем таблицу
(Пункт 3 первого столбика) [Кто НЕ==]? [Где НЕ ==]!
Частица НЕ | Частица НИ |
Придаёт отрицание | Служит для усиления отрицания |
НО! НЕ+НИ = положительный смысл Не мог не встретить = встретил (!) | Иногда отрицание подразумевается Кругом (нет) ни деревца + устойчивые сочетания со значением категорического приказа (НИ с места) |
[Кто НЕ==]? [Где НЕ ==]! (Слайд № 12) | Перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления (Кто НИ == ), [ ] Сколько НИ…, что НИ…, Куда НИ… |
5. Систематизация знаний
5.1. Словарно-орфографическая работа (Слайд № 13)
Учитель:
Вспомним, как пишутся и что обозначают слова Поэт, Патриот, Партизан
(Работа в тетрадях, запись словарных слов, обозначение орфограмм)
Скажите, с личностью какого нашего с вами земляка, поэта и героя войны 1812 года ассоциируются эти слова? (Слайд № 14 – подсказка: портрет Д.И.Давыдова)
5.2. Запишем предложение. Объясним изученные орфограммы, пользуясь составленной таблицей.
(НЕ, риторический вопрос)
Учитель:А чем знаменит Денис Давыдов? (Среди героев Войны 1812 года он занимает особое место. Он партизан, патриот и поэт)
Задание: перестройте предложения, используя разные конструкции с отрицательными частицами. Запишите в тетрадь полученные предложения. (На этом этапе перестраиваем предложения вместе, выслушивая варианты, которые дают, в основном, сильные ученики. Записываем, обязательно проговаривая вслух условия выбора орфограммы. Затем сравниваем предложения между собой, делая вывод об особой выразительности предложений с отрицательными частицами). (Слайды № 15, № 16 )
(В каких только сражениях он не участвовал! – НЕ, риторический вопрос)
(Не раз жизни его угрожала смертельная опасность. - НЕ, много раз)
Его замечательную храбрость и блестящий военный ум по достоинству оценили крупнейшие полководцы того времени – Багратион и Кутузов. (Его замечательную храбрость и блестящий ум не могли не оценитьпо достоинству крупнейшие полководцы того времени – Багратион и Кутузов. - НЕ, два отрицания дают положительный смысл)
6 .Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Диктант со взаимопроверкой (работа в парах), (слайд № 17).
Ни днём ни ночьюне знали французы покоя от партизанского отряда Дениса Давыдова.
Наполеон ненавидел нашего героя как своего личного врага и хотел уничтожить его во что бы то ни стало. (Ради его поимки он выделил один из лучших отрядов и приказал при аресте расстрелять Дениса Давыдова на месте.)
Но как ни старался Наполеон расправиться с Денисом Давыдовым, ничего у него не вышло.
Критерии проверки:
3 ошибки – зачёт, 1-2 ошибки – «хорошо», нет ошибок – «отлично»
Анализируем допущенные ошибки и исправляем их, пользуясь таблицей.
7. Контрольный тест(распечатан на листочках).
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. (Тест проверяет учитель)
Каких только легенд и историй н… сочиняли о его храбрости и удачливости в сражениях совреме(н,нн)ики! Давыдов н… мог н… знать о своей популярности и был весьма доволен ею.
Где только н… звучали его стихи и басни! Н… мог н… заметить его поэтический талант и А.С.Пушкин с которым Д.Давыдов был хорошо знаком. Но гордясь своей гусарской удалью мужеством и п…тр…отизмом Давыдов всё(же) н… считал себя п…этом.
Н… одна книга написа(н,нн)а о славном нашем земляке. Фильм «Эскадрон гусар летучих» то(же) о нём. Если вы ещё н… вид..ли этот фильм об..зательно найдите время и посмотрите.
8. Рефлексия (Слайд № 19)
Учитель: Помните, какую задачу мы поставили перед собой в начале урока? Как вы думаете, нам удалось её реализовать? Продолжите предложение «На уроке мы узнали…» (Выслушиваем 3-4 высказывания учащихся).
Нарисуйте на полях тетради:
Если тема урока оказалась для вас очень трудной (много ошибок);
Если тема оказалась трудной, но понятной (ошибки были, но при проверке всё стало понятно);
Если всё было очень просто (ошибок почти не было).
9. Домашнее задание (Слайд № 20):
Для тех, у кого | Содержание домашнего задания |
| Выучить теорию по таблице, знать содержание § 71 | Упражнения 434 и 435 |
| Найти легенды и истории из жизни Дениса Давыдова. Составить небольшой рассказ (8-10 предложений), обязательно используя как можно больше предложений с изученной орфограммой. |