СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Размножение покрытосеменных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока " Размножение покрытосеменных", буду рада,если помогла.

Просмотр содержимого документа
«Размножение покрытосеменных»

Технологическая карта

урока биологии


Класс: 6

Дата: 14.03.2017.

Тема: Половое размножение покрытосеменных растений.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

  1. изучение полового размножения покрытосеменных растений, сравнение с половым размножением голосеменных растений

  2. развитие логических приёмов мышления через сравнение, обобщение, классификацию биологических объектов и процессов, установление причинно-следственных связей между происходящими процессами живой природы

  3. осознание обучающимися возможности использования полученных знаний в практической деятельности; формирование естественнонаучных представлений об эволюции растительного мира.

Планируемые результаты, УУД:

  1. предметные:

  • научиться объяснять значения понятий опыление (самоопыление, перекрёстное и искусственное), пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, пыльцевход, зародышевый мешок, центральная клетка, двойное оплодотворение

  • различать главные части цветка и части околоцветника на рисунках и среди натуральных объектов

  • сравнивать процессы и результаты самоопыления и перекрёстного опыления

  • осуществлять искусственное опыление растений;

  • различать ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения

  1. личностные:

  • формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии

  • эстетическое восприятие объектов природы

  • умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе

  • осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определённых правил

  1. познавательные:

  • умение работать с текстом, структурировать учебный материал

  • сравнивать изучаемые объекты, процессы и делать выводы на основе сравнений

  1. регулятивные:

  • определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения

  • анализировать и оценивать результаты своей деятельности

  1. коммуникативные:

  • умение воспринимать информацию на слух

  • отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Внутрипредметные связи: «Семя», «Цветок», «Плоды», «Размножение голосеменных растений» (6 класс); «Основные понятия генетики», «Основные этапы эволюции органического мира», «Основные направления эволюции» (9 класс).

Оборудование и наглядные пособия:

  • самодельная модель «Двойное оплодотворение»

  • натуральные объекты: шишки хвойных растений, плоды покрытосеменных растений

  • раздаточный дидактический материал: сравнительная таблица «Половое размножение семенных растений», тестовые задания «Цветок», «Двойное оплодотворение» и критерии их оценивания.

УМК:

  1. Рабочие программа по биологии. 6 класс, к УМК В.В. Пасечника (М.: Дрофа) /Сост. С.Н. Шестакова. – М.: ВАКО, 2016. – 48 с. - (Рабочие программы).

  2. Пасечник В.В. Биология многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 – 207, [1]с.

  3. Пасечник В.В. Биология многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Пасечника В.В. «Биология многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»/В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 – 78, [2]с.: ил.

Дополнительная литература:

  1. Кириленко А.А. Биология. Подготовка к ОГЭ-2016. 9-й класс. 15 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко, С.И. Колесников, Е.В. Даденко. – Ростов н/Д: Легион, 2016. – 464 с.

  2. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. – 5-е изд., перераб и доп./ Глав. ред. М. Аксёнова; вед. науч. ред. Г. Вильчек. – М.: Аванта, 2004 – 704 с.: ил.

Ход урока


Технология проведения

(этапы, цели, время)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

(регулятивные УУД)

  1. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин

Цели:

  • актуализация требований к ученику с позиций учебной деятельности

  • создание условий для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

  • создание условий для развития умения устанавливать тематические рамки

  • уточнение типа урока

Организует актуализацию требований к обучающимся по проверке готовности к уроку.

самостоятельная работа

проверяют свою готовность к уроку.


уметь контролировать свою готовность к учебной деятельности

Создаёт проблемную ситуацию:

− Ребята, перед вами лежат шишка сосны и яблоко яблони. Чем сходны и чем отличаются эти органы?


− Как называются растения, у которых семена голые и расположены между чешуйками шишек?

− Как называются растения, у которых семена защищены покровами плода?

беседа

Отвечают на вопросы:

− Эти органы содержат семена. В шишках семена – между чешуйками, а в яблоке – внутри плода.

− … голосеменные.


− … покрытосеменные.


уметь обсуждать проблемную ситуацию

Организует беседу для формулировки темы урока.

− В результате каких процессов образуются семена?

− Как называется способ размножения растений, при котором происходит опыление и оплодотворение.

− Почему размножение называется половым?

− Рассмотрите иллюстрации на доске, вспомните ваши предыдущие ответы и попробуйте сформулировать тему урока.

участие в беседе, изучение рисунков

и фотографий

на доске

Участвуют в беседе и формулируют тему урока:

− … опыления и оплодотворения.

− … половое размножение.



− … потому что в нём участвуют половые клетки.

− … половое размножение покрытосеменных растений.

уметь формулировать тему урока на основе вступительной беседы, обсуждения проблемной ситуации

Организует уточнение типа урока.

− Итак, сегодня мы изучим новую тему «Половое размножение покрытосеменных растений», выполним задания на закрепление знаний и выступим в роли экспертов. А каких экспертов, пока секрет.




уметь принимать тему урока, учебные задачи

  1. Актуализация и фиксирование затруднения в проблемной ситуации.

5 мин

Цель:

  • обеспечение условий для выполнения пробного учебного действия

  • фиксирование учащимися затруднения

  • выявление места затруднения

  • фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Организует актуализацию и фиксирование затруднения. Задаёт вопросы:

− Назовите, по каким признакам отличается размножение голосеменных и покрытосеменных растений?




Признаки записывают на доску

Соотносят известные знания с неизвестным. Отвечают на вопросы:

− ...

уметь высказывать и доказывать свои предположения

Организует выявление места затруднения:

− …

Организует выявление причины затруднения во внешней речи:

− …


Обсуждают и называют место затруднения:

− ….

Проговаривают причину затруднения:

− …

уметь фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии



Организует обобщение актуализированных знаний:

Обучающиеся называют знания, которыми владеют и которые необходимо открыть.


  1. Построение проекта выхода из затруднения.

5 мин.

Цель:

  • постановка цели урока

  • составление плана действий по реализации поставленной цели

Организует постановку цели урока:


- Для чего мы должны изучать половое размножение покрытосеменных растений?


- Для чего можно использовать знания о половом размножении покрытосеменных растений в повседневной жизни?











С помощью учителя ставят цель урока:

- … чтобы сравнить с размножением голосеменных растений, узнать как образуются семена и плоды.

- … для получения большего урожая, выведения новых сортов растений.

уметь формулировать учебную задачу, цель





уметь планировать результаты учебной деятельности

Организует составление коллективного плана действий:

  • Давайте составим план действий, работая по которому, мы сможем ответь на вопросы.

  • Сравните ваш план с моим. В конце работы назовём, какие пункты плана были наиболее важными.

Работа по

по тексту и рисункам учебника

на с. 129-134.

Обучающиеся составляют и

проговаривают план действий:



уметь определять последовательность промежуточных задач с учётом конечного результата

  1. Реализация проекта.

15 мин

Цели:

  • реализация проекта в соответствии с планом

  • закрепление новых знаний в речи и знаках

  • фиксация преодоления возникшего затруднения.

Организует заполнение таблицы.

  • Сравните процессы полового размножения голосеменных и покрытосеменных растений.

  • Назовите главные особенности полового размножения покрытосеменных растений.


  • Проанализируйте правильность ваших выводов.

  • Какие пункты таблицы оказались наиболее сложными? Почему?

Таблица «Сравнение полового размножения семенных растений», §24,

модель «Двойное оплодотворение»

  1. Под руководством учителя выполняют составленный план действий, заполняют таблицу.

  2. Называют особенности полового размножения покрытосеменных растений.

  3. Формулируют выводы по опорным предложениям с пропущенными терминами, доказывают свою точку зрения.

уметь работать по коллективному плану, вносить коррективы при необходимости

уметь фиксировать новое знание в устной речи и письменных знаках


уметь формулировать выводы

Динамическая пауза. 2 мин

Организует проведение физкультминутки.


Проводят физкультминутку.

уметь следить за своим физиологическим и психологическим состоянием

  1. Первичное закрепление темы. Ролевая игра «Эксперты». 5 мин

Цель: организация усвоения учениками нового знания с проговариванием.

Организует беседу:

  • Кто такие эксперты?

  • Как грамотно провести экспертизу ваших ответов?

Учитель выдаёт готовые критерии ответов.

Работа по тексту «Цветок» и критериям оценки ответов


− …

− нужно знать правильные ответы и количество баллов.

Выполняют задание по тексту «Цветок». Записывают три ответа (3 балла).

уметь коллективно планировать действия и следовать плану

Обеспечивает самооценку по критериям.

Осуществляют самооценку по заданным критериям.

уметь проводить коллективную самооценку

Организует выявление места, причины затруднений, работу над ошибками.

С помощью учителя называют места своего затруднения, причины, исправляют ошибки.

уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе самооценки

  1. Самостоятельная работа с самооценкой по эталону. 5 мин.

Цели:

  • выполнение заданий с использованием нового знания

  • самооценка по эталону

  • выявление места и причины затруднений, работа над ошибками.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы с использованием нового знания.

Индивидуальная работа по заданию «Двойное оплодотворение».

Ученик записывает критерии на доске

Выполняют задание без дополнительной литературы, самостоятельно.

уметь самостоятельно планировать действия и следовать плану

Обеспечивает разработку критериев и самооценку (беседа).

Осуществляют самооценку (2 балла).

уметь проводить самооценку

Организовывает выявление места, причины затруднений, работу над ошибками.

Сами называют места затруднения, причины, исправляют ошибки.

уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе самооценки

  1. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.

Цель:

  • фиксация нового содержания урока

  • рефлексия обучающимися результатов и эмоциональной атмосферы урока

  • самооценка результатов собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания урока и подведение итогов:

  • Назовите тему урока.

  • Сформулируйте вывод по нашему уроку, достигли ли мы цели?


Отвечают на вопросы:


уметь проговаривать содержание нового материала


Организует рефлексию учебной деятельности, её результатов и эмоциональной атмосферы урока:

  • Какими результатами урока вы довольны?

  • Какими не удовлетворены?

  • Оцените своё настроение.

Рефлексия

  • рефлексия результатов

  • рефлексия физиологического и психологического состояния с помощью смайликов

уметь рефлексировать результаты деятельности и физиологическое и психологическое состояние

Обобщает оценки за урок, выставляет в классный журнал и дневники обучающихся:

− За какие результаты вы можете себе поставить оценку?

Комментарии устных и письменных ответов на уроке, сообщения.

Выставление оценок

в дневники

Выставляют оценки за урок в дневники:


… за тестовые задания, устные ответы по старой и новой теме.

уметь оценивать результаты учебной деятельности

  1. Домашнее задание. 2 мин.

Цель: организация домашней работы.

Организует подготовку обучающихся к выполнению д/з.




Выбирают и проговаривают д/з, называют план его выполнения.

уметь выбирать задания в соответствии со своими интересами, планировать

Записывает д/з на доске.

Запись д/з

в дневники

Записывают д/з в дневники: §24 прочитать, письменное задание по тексту «Цветок» (по выбору учащихся).

уметь организовывать работу в дневнике



Дидактический материал к уроку

Приложение 1

Сравнение полового размножения семенных растений

Признаки

для сравнения

Семенные растения



голосеменные

растения

покрытосеменные

растения

Какие клетки участвуют

в опылении?



С помощью чего (кого) происходит опыление?



Где располагаются семяпочки?



Чем защищены семяпочки?




Как происходит оплодотворение?



Какое строение имеют семена?



Какое количество ЗПВ содержится в семени?



Какие органы являются результатом размножения?



С помощью чего (кого) распространяются семена?








Выводы:

  1. Семя – это _________________________ орган, так как участвует в ____________ размножении ________________________ и _______________________ растений.


  1. Плод – это _________________________ орган, так как участвует в ______________ размножении _________________________ растений. Плод образуется после ___________________ и _________________________________ из _________________ цветка.


  1. Для цветковых растений характерно _______________________оплодотворение.

  2. Знания об опылении и оплодотворении цветковых растений позволяют человеку

а)________________________________________________________________б)____________________________________________________________

в)________________________________________________________________

  1. __________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Задание. Вставьте в текст «Двойное оплодотворение» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) перенесите в приведённую ниже таблицу.

ДВОЙНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

Процесс двойного оплодотворения был открыт С.Г. Навашиным в 1898 году. ___________________ (А) содержит вегетативную клетку и два спермия. После попадания на рыльце пестика оно прорастает. Из вегетативной клетки образуется ___________________ (Б) и прорастает до зародышевого мешка. По ней в зародышевый мешок проникают два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, образуя _______________ (В) с двойным набором хромосом, другой соединяется с диплоидной* клеткой, образуя триплоидную* клетку, из которой развивается ___________________ (Г).


Перечень терминов:

  1. эндосперм

  2. пыльцевое зерно

  3. цветок

  4. зародыш

  5. семя

  6. тычинка

  7. пыльцевая трубка

  8. плод


А

Б

В

Г





Ответ:

Критерии оценки выполнения заданий

на включение пропущенных в тексте «Двойное оплодотворение»

терминов и понятий

Правильный ответ: 2741.

За верный ответ на задание 27 выставляется 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, если допущено две и более ошибок – 0 баллов.

Приложение 3

Задание. Используя содержание текста «Цветок» и свои знания, ответьте на следующие вопросы:

  1. Какова функция цветка?

  2. Что такое опыление? Какие виды опыления вы знаете?

  3. Почему оплодотворение у цветковых растений называют двойным?

Цветок

Цветок – видоизменённый побег, который обеспечивает опыление, оплодотворение и формирование плода с семенами.

Со стеблем цветок соединён цветоножкой. Цветоножка переходит в цветоложе, на котором располагаются все части цветка. В центре цветка находится пестик, состоящий из завязи, столбика и рыльца. В завязи пестика находится семяпочка. В ней формируется зародышевый мешок (женский гаметофит), в котором находятся диплоидная центральная клетка и яйцеклетка. Пестик окружён тычинками. В тычинке различают тычиночную нить и пыльник. В пыльниках созревает пыльца. Пыльцевое зерно (мужской гаметофит) состоит из вегетативной и генеративной клеток.

Тычинки и пестик окружены околоцветником. Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называют двойным.

Строение цветка выражают формулой, в которой указывают число чашелистиков (Ч), лепестков (Л), тычинок (Т) и пестиков (П), например, формула цветка вишни – Ч5 Л5 Т П1; формула цветка гороха – Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1.

У цветковых растений оплодотворение двойное. Пыльца, попав на рыльце пестика, прорастает. За счёт вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка, по которой передвигаются два спермия (образуются из генеративной клетки). Спермии проникают в зародышевый мешок. Один из них сливается с яйцеклеткой и образуется зигота, из которой развивается зародыш семени. Другой сливается с центральной клеткой, в результате образуется эндосперм – особая ткань с запасом питательных веществ. Из зародыша и эндосперма формируется семя, а из покрова семязачатка – семенная кожура.

Критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом

по тексту «Цветок»

Задания оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Ответ на первый вопрос:

  1. Цветок обеспечивает половое (семенное) размножение покрытосеменных растений.

Ответ на второй вопрос:

  1. Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Виды опыления: с помощью насекомых, с помощью ветра, самоопыление.

Ответ на третий вопрос:

  1. У цветковых растений оплодотворение называют двойным, так как в этом процессе участвуют два спермия: один сливается с яйцеклеткой, другой – с центральной клеткой.


Ответ включает в себя все элементы, не содержит биологических ошибок.

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ ответ включает в себя все названные выше элементы, но содержит негрубые биологические ошибки.

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ ответ включает в себя два их названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

1

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3


Приложение 4

Дружно весело идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг –

Тысяча цветов вокруг.

Вот – ромашка, василёк,

Медуница, кашка-клевер,

Расстилается ковёр

И направо, и налево.

Раз – цветок, два – цветок,

А потом сплетём венок.

Дружно весело идём,

Не спешим, не отстаём.

А вокруг так интересно!

Продолжаем наш урок

И присядем на пенёк.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!