СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Размножение и развитие насекомых

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок к презентации размножение и развитие насекомых. Есть видеофайлы но они не входят в презентации. Занимают много места.

Просмотр содержимого документа
«Размножение и развитие насекомых»

Конспект урока по биологии, 8 класс


Класс: 8 класс

Тема урока: Размножение и развитие насекомых

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о размножении и типах развития насекомых.

Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с типами развития насекомых, научиться бережно относиться к природе.

Задачи урока:

Воспитывающая: развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе. Продолжить формирование интереса к предмету. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся

Развивающая: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие критического мышления учащихся, самостоятельности, способности к рефлексии. Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом.
Обучающая: научить выявлять особенности организации насекомых, связанных с функцией размножения

Сформировать понятие о половом диморфизме, внутреннем оплодотворении

Познакомить с типами постэмбрионального развития насекомых


Оборудование:

  • Учебное пособие Л.В.Камлюк , А.С.Шалапенок «Биология». 8 класс

  • Презентация к уроку

  • Интернет -ресурс YouTube. Слайд-шоу «Насекомые». Рождение божьей коровки и бабочки»

  • Ромашка лепестки (6+2)

  • Раздаточный материал:

  • Тест (приложение 1) для каждого учащегося.

  • Карточки синего и белого цвета в равных количествах, по числу учащихся ( для каждого).


Ход урока


1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности: (Слайд № 1)


Учитель: Верна ли схема? (Слайд №2)



Примерный ответ: Нет, кроме указанных на схеме классов к типу членистоногих относится класс насекомые.


Учитель: Верно. Молодцы. Третий класс – класс насекомые, с которым мы

продолжим знакомиться на сегодняшнем уроке.

Слайд-шоу «Насекомые». На фоне музыки учитель читает стихотворение:

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда- то меж корней

Большой сосны.

На толстый сук

Уселся золотистый жук,

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Во веки не замрет, не прекратится

Поэзия Земли. Когда в листве,

От зноя ослабев, умолкнут птицы,

Мы слышим голос в скошенной траве

Кузнечика. Спешит он насладиться

Своим участьем в летнем торжестве.

То зазвенит, то снова притаится,

То помолчит минутку или две.

Поэзия земли не знает смерти.

Прошла зима. В полях мела метель,

Но вы покою мертвому не верьте.

Трещит сверчок, забившись где-то в щель,

И в ласковом тепле нагретых печек

Нам кажется: в траве звенит кузнечик.


Учитель: Итак, мы продолжаем разговор о самом многочисленном классе

животных на планете – классе насекомых. (Слайд № 4)


  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:


Стадия вызова

На предыдущих уроках мы начали изучение последнего класса типа Членистоногие - класса Насекомые. Изучили особенности внешнего и внутреннего строения. Давайте вспомним некоторые моменты изученного материала.

  1. Интерактивное задание «Узнай силуэт системы органов насекомого» (Слайд № 4)

  2. Выбери из предложенного изображения беспозвоночных животных насекомых. (Слайд № 5)

  3. Соотнесите тип ротового аппарата и насекомое. (Слайд №6)

  4. Тест (Слайд № 7)


  1. На экране по очереди появляются силуэты систем органов насекомого. Ученики их называют




  1. Выбери из предложенного изображения беспозвоночных животных насекомых. На экране появляются картинки разных беспозвоночных животных. Ученики их называют, по возможности определяя тип и класс. (Слайд № 5)

  2. Соотнесите тип ротового аппарата и насекомое. Ответ представьте в виде последовательности букв и цифр. Например:А14Б25 и т д.


Тип ротового аппарата

Насекомое

А. Грызущий

Б.Колюще-сосущий

В. Сосущий

Г.Лижущий

1. Медведка

2.Сверчок полевой

3.Траурница

4.Клоп-черепашка

5.Комар-звонец (самка)

6.Махаон

7.Серая мясная муха

8.Жужалка -пчеловидная

Ответ: А12Б45В36Г78

  1. Тест. (Слайд № 6)

У ченики получают карточки с тестами. Решают их, затем меняются листочками с соседом по парте и проверяют работу по ключу на слайде.

Вопрос

Ответ

Балл

3

1

2

1

3

1

1

1

3

1

4

1

5

1

А135 Б68 В247

3








Формулировка учащимися темы урока.

На доске – ромашка. На каждом лепестке – одно направление в изучении класса насекомые, с которыми уже знакомы ученики. Не хватает двух лепестков.



Учитель: Обратите внимание на большой цветок на доске. Это ромашка

знаний. Что мы уже знаем о насекомых? (Ученики перечисляют).

А вам не кажется, что в ромашке не хватает двух лепестков? Каких? Как вы думаете, о чем мы еще должны узнать из жизни насекомых? (О размножении и развитии).


Тема урока: Размножение и развитие насекомых. (Слайд № 8)


- Хорошо молодцы! А какие же вопросы возникли у вас по этой теме. Формулируют вопросы.

-Как происходит развитие организма из яйца во взрослую особь?

- Какие типы развития могут встретиться в мире насекомых? Какой тип более прогрессивен? ( Вопросы записываю на доске)


Итак какова цель нашего урока? ( Познакомиться с типами развития насекомых)


3.Выявление места и причины затруднения.


На эти вопросы мы попытаемся ответить на уроке. Запишите число, тему урока.

Учитель: Существует такой вид насекомых – тля травяная. Всем известные травяные тли могут размножаться с невероятной быстротой. Пятнадцать поколений их меняется за лето ( подсчитано, что в тех субтропиках, где около 300 теплых дней в году, потомство одной тли вырастает в 10 триллионов раз). Мало того! Тлям свойственно размножаться без участия самца. Иногда несколько поколений сменяется, и только последующее дает самцов. Вот и получается, что самке тле может быть от роду полтора месяца, а потомство у нее не сосчитать. И еще, что удивительно! Тли живородящие. А точнее яйцеживородящие, потому что развитие каждой тли идет за счет желтка яйца, но в организме самки. Странные существа!


Вопрос: О каком процессе в жизни тли вы сейчас прослушали? ( Размножение)

Вопрос: Что называют размножением? ( Размножение – воспроизведение себе подобных)

Вопрос: У тли есть самцы и самки, значит, тли – это….( раздельнополые животные)

Вопрос: Что это значит? (У этих насекомых есть половой процесс)

Учитель: В отрывке текста было сказано, что тли могут размножаться только при участии самки.

Вопрос: Как называется такой тип размножения? (Партеногез – развитие из неоплодотворенных яиц)


Вопрос: Как же размножаются насекомые? И каким образом идет их развитие?

Учитель:У большинства насекомых оплодотворение внутреннее. И большинство насекомых откладывают яйца. У разных видов форма, окраска, и размер яиц очень разнообразен. У насекомых яйца покрыты скорлупой, защищающей от неблагоприятных воздействий.

Р азвитие насекомых:

Эмбриональное Постэмбриональное

4.Создание проблемной ситуации

Учитель:После оплодотворения насекомые откладывают яйца. Они могут быть одиночными, а могут образовать группы. По форме яиц и расположению ученые способны определить вид насекомого, отложившего яйца. А вы сможете? (Слайд №9)

-Через несколько дней из яиц появляются личинки. Одни из них очень похожи на своих родителей, а другие не очень. Проверьте свою наблюдательность, помогите малышам личинкам найти своих мам(Слайд №10)

Вопрос. Как вы думаете, кому из личинок легче превратиться во взрослое насекомое? (Тому ,кто больше похож на взрослого насекомого.)

Прямое развитие

Учитель: А тем, кто не похож на родителей придется потрудиться. Превращение из личинки во взрослое насекомое будет длинней. На основании этого процесса всех насекомых можно разделить на 2 группы: Насекомые с полным превращением и насекомые с неполным превращением

Вопрос: Почему так называется? На этот вопрос мы с вами сейчас и ответим. Учитель:Но с начала давайте вспомним:

  • Половой диморфизм. Почти все насекомые раздельнополые. У многих хорошо выражен половой диморфизм, т.е. мужской пол и женский пол сильно отличаются друг от друга. Например, у самца жука оленя жвалы развиты очень сильно, превратились в «турнирное» орудие, как у настоящего оленя.

Вопрос: Как вы думаете, с чем это связано?

Ответ: Иногда эти различия связаны у самок с приспособлением к откладке яиц: очень длинные яйцеклады ( у самок наездников, кузнечиков, рогохвостов).

Учитель:Обычным способом размножения у насекомых является половое размножение, но иногда наблюдается и партеногенез.

Половое размножение – размножение, в основе которого лежит оплодотворение, т.е. слияние двух половых гамет – женской и мужской.

  • Половые органы самца. (Слайд № 11)


- парные семенники, в которых образуется сперма

- парные семяпротоки, которые объединяются в общий семяпроток.

  • Половые органы самки. (Слайд № 12)

Вопрос: Как называются женские гаметы? ( Яйцеклетки)

Вопрос: Где развиваются яйцеклетки? (Яичники самки)


В состав женской половой системы входят:

- яичник – место, где формируются яйца

- семяприемник – место, где достаточно долго хранится сперма. Семенная жидкость ни мгновения не остается во внешней среде, а значит и не подвергается воздействием окружающей среды. Например, матка пчелы после оплодотворения в течение жизни 4-5 лет откладывает тысячи яиц без повторного оплодотворения.

Парные яйцеводы, соединяются в общий яйцевод,- которые открываются в яйцевую камеру – наружный яйцевод, где есть приспособление для откладки яйц.

Постэмбриональное развитие. (Слайд № 13)


  • Непрямое развитие с неполным превращением (медведка). (Слайд № 14)

Учитель. Пример развития с неполным превращением – развитие кузнечика или саранчи. Обратимся к учебнику, стр. 81. Рассмотрите внимательно рисунок развития кузнечика.

  • Задание: Сравните его личинку с взрослым насекомым.

  • В чем сходство? (среда обитания, образ жизни, внешнее строение).

  • В чем различие? (размеры, недоразвитость крыльев, недоразвита половая система).




- выработка схемы поиска ответа

Предложите пути решения этой проблемы.

На доске схема

Постановка проблемы- выдвижение гипотезы -поиск ответа - научное объяснение


- Работа в парах .

1-я группа изучает саранчу

2- я группа изучает колорадского жука.

- отчеты групп ( записи на доске )

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Почему вы сразу не смогли отличить личинку кузнечика от взрослого насекомого?

5.Реализация построения проекта

Итак с чего же начнём?

-Предлагайте пункты плана. ( Строение. Размножение. Способ питания. Среда обитания. Значение насекомых в природе и жизни человека.)

-Давайте выстроим логическую последовательность из предложенных пунктов плана.

1.Среда обитания.

2.Строение.

3.Способ питания.

4. Способ размножения.

5.Значение.


- Отчет 1-й группы . Яйцо- Личинка - Взрослое насекомое

-Сравните личинку со взрослым насекомым (среда обитания, образ жизни, внешние строение) сходство в чем различие? На рисунке мы видим, разные стадии личинок и если меня не подводит зрение, то размеры личинок разные?

-Почему?

Ответы : Рост, линька, развитие. В зависимости от вида личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем 5-6 раз.

- Когда мы сравниваем взрослое насекомое и личинку саранчи, мы говорим о сходстве в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая. Как вы как скажется такое сходство на их взаимоотношениях?

Ответ: Конкуренция

-Конкуренция это плохо. А как можно избежать? Давайте помечтаем. Вы выросли и стали учеными. Ваша задача создать насекомого, у которого между личинкой и взрослым насекомым конкуренции не было. Ваши действия?

Ответы:


- Отчет 2-й группы.

- Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых. Давайте посмотрим на примере всем знакомых колорадских жуков.

-Яйцо- личинка-куколка- взрослое насекомое

Личинка питается другой пищей и ведет другой образ жизни

-Как это сказалось на строении личинки?

- Она не похожа на взрослого насекомого

- Как же такая личинка может превратиться во взрослую особь?

-Должна быть переходная стадия

-Давайте сравнивать жука и личинку

Ответы: Ротовой аппарат, крылья, форма тел

-Когда же происходит процесс превращения личинки (метаморфозы) во взрослую особь? (имаго)

Ответ. В стадии куколки.

На рисунке мы видим разные стадии личинок, размеры личинок разные. Почему?

Какое свойство живого организма здесь показано? (рост).

А как же прочный хитин? Как же происходит рост личинки? (линька).

В зависимости от вида личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем – 5-6 раз.


Просмотр видеофрагмента. Развитие божьей коровки и бабочки.(4мин)


Сделаем вывод.

Выводы: Куколка стадия: на которой: 1.Насекомое не двигается не питается, происходит превращение личиночных органов в органы взрослого насекомого (разрушение личиночных органов и образование органов взрослого насекомого. Когда заканчивается внутренняя перестройка, насекомое сбрасывает в последний раз шкурку и становятся имаго)

У взрослого насекомого главная функция- воспроизводство нового поколения


Физминутка


6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


  • Непрямое развитие с полным превращением. (Слайд № 14,15)



9

Учитель: Как обстоит дело с конкуренцией в этом случае? (отсутствует).

На ваш взгляд, какой из путей развития более прогрессивный: с полным превращением или с неполным превращением? Почему? (С полным, ослабляется внутривидовая борьба).


  • Классы насекомых, которые проходят развитие с полным и неполным превращением. Таблица. (Слайд № 16)



Давайте послушаем выступление ваших товарищей.

-Чтение отрывка о саранче

1 вариант пишет краткое резюме в ходе выступления

Сообщение о личинках стрекоз

2 вариант прокомментирует способ питания личинок, приспособления для такого питания

Ответ на проблемный вопрос ( вопрос на доске)

На ваш взгляд, какой тип развития более прогрессивен? Почему? (С полным, ослабляется внутривидовая борьба).


8.Включение в систему заданий повторения

1. Насекомое-тип развития(Слайд № 17)

  • Игра «Угадай насекомое» с сигнальными карточками. (Полное превращение – синяя карточка, неполное превращение – белая). На слайде по очереди появляются фото насекомых.


2. Стадии развития насекомых

  • З адание: Карточка «Стадии развития животных» (Раздаточный материал). Назовите номера стадий развития для бабочки по порядку. (Слайд № 18) (26, 29, 15, 17)












  1. Найдите ошибку.

  • Задание: Найди ошибку. (Слайд № 19)




4.Запишите схемы развития бабочки и клопа. (Слайд №20,21)




5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Слайд№ 22, 23)

Самостоятельная работа (5 минут) выберите правильные утверждения:

1. Одной из стадий развития жука является куколка

2.Личинки кузнечиков похожи на своих родителей.

3. Превращение личинки во взрослое насекомое называется метаморфозом

4. Личинки не линяют

5. Яйцо- личинка куколка. Это стадии развития с полным превращением.

6. Куколка эта стадия роста и активного питания.

7. К группе насекомых с полным превращением относят бабочек и пчел

8. Прямокрылые, Равнокрылые, Чешуекрылые отряды насекомых с неполным превращением.

(1,2,3,7)


  • Задание: Цикл развития бабочки (Диск, Класс насекомые, фрагмент № 16)


Учитель: Ну, что же, ребята! Теперь мы с полным правом можем добавить

последний лепесток в нашу ромашку знаний. (Прикрепляет к ромашке на доске лепестки с надписями «Размножение» и «Развитие»).


Учитель: на основополагающий вопрос: Насекомые – властелины планеты?

(Их сложно в полной мере назвать властелинами. Они недостаточно совершенные животные).


Учитель: И все же, насекомые – самый многочисленный класс животных на

планете. Назовите признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе.

Примерные ответы учащихся:

  • Наличие крыльев и способность к полету

  • Разное строение ног (бегательных, плавательных, прыгательных, копательных);

  • Деление тела на 3 отдела: голову, грудь и брюшко

  • Разнообразное строение ротовых органов (грызущий ротовой аппа­рат, сосущий, лижущий)

  • Наличие развитых органов чувств: органов зрения, слуха, обоняния, осязания и др.

  • Небольшие размеры

  • Трахейное дыхание

  • Внутреннее оплодотворение, большая плодовитость


9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: Ребята. Мне очень интересно узнать, что больше всего вам запомнилось при изучении Класса насекомые. Прошу ответить каждого, по цепочке, используя, по возможности, для ответа всего одно слово или словосочетание и не повторяться. (Экологическая цепочка).


Домашнее задание(Слайд №24)

а)Параграф 21.

б) Нарисуйте зоошутку – необычное насекомое, части тела которого возьмите у разных представителей Типа Членистоногие .

в) заполните таблицу. Сравнение гусеницы и бабочки.

Признаки сравнения

гусеница

бабочка

Ротовой аппарат



Пища



Форма крыльев



Наличие крыльев




Приложение1. Тест.

1. Представители Класс Насекомые преимущественно обитают:

1) в водной среде; 2) в почве; 3) в наземно-воздушной

2. Предполагают, что число насекомых на Планете:

1) около 100.000 видов; 2) не менее 1.5 млн видов;

3)не более 1.5 млн видов

3.Тело насекомых состоит из следующих отделов:

1) голова и туловище;

2) головогрудь и брюшко;

3) голова, грудь, брюшко.

4.Сколько пар усиков имеют насекомые:

1) одну; 2) две; 3) три; 4) не имеют усиков.

5.Сколько пар ног имеют насекомые:

1) одну; 2) две; 3) три; 4) четыре.

6.Органы вкуса находятся на конечностях у:

1)мух 2)бабочек 3)кузнечиков 4)1 и 2

7.Функция гемолимфы насекомых

1)доставка питательных веществ к органам и тканям

2)удаление продуктов обмена

3)газообмен

4)терморегуляция

5)1 и 2

6)3 и 4

8.Установите соответствие:

А) Голова

Б) Грудь

В) Брюшко

  1. Усики

  2. Яйцеклад

  3. Глаза

  4. Жало

  5. Ротовой аппарат

  6. Крылья

  7. Дыхальца

  8. Конечности






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!