МБОУ Шилокшанская школа
Конспект урока по окружающему миру
в 3 классе
Проект
«Разнообразие природы родного края»
Составила: Логинова Н. А.
с. Шилокша, 2016 г.
Ход урока:
Урок: Разнообразие природы родного края
Цели урока: ознакомить с разнообразием природы родного края и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемый результат:
Формировать умение работать с текстом учебника, дополнительной информацией, рисунками, использовать Интернет-ресурсы...
Развитие творческих способностей: Формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.
Тип урока – урок-исследование с применением ИКТ и технологии развития критического мышления.
Задачи урока: предварительно провести исследования природы родного края, изучить растения родного края в ходе экскурсий в лес. Закрепить знания о природе родного края (живой и неживой), формировать коммуникативные умения учащихся, развивать мыслительную деятельность учащихся, определить значение природы для человека, учить правильно ставить цель исследования, развивать умения самостоятельно заниматься проектной деятельностью.
Оборудование урока: учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс» 1 часть, мультимедийная презентация урока; энциклопедии; книги и журналы о природе; Интернет-ресурсы; материалы-заготовки учащихся к проектным работам, проектные работы учеников.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие.
2.Постановка учебной задачи (вызов).
Доскажите словечко и узнайте тему нашего урока.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг…(природа).
3.Осмысление.
Итак, давайте вспомним, что же такое природа? (Это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.)
А сейчас кто желает поработать у доски? (собрать опорную схему "Живая-неживая природа")
4.Проверка домашнего задания.
Пока ... составляет схему, проверим, как вы подготовили домашнее задание. Дома, вы должны были поработать со словарём и найти определение значения слова - науки, изучающей природу.
Кто желает выступить? (Биология - от греческих слов "биос"-живое, "логос" - наука).
Оцените ответ ... с помощью смайликов.
Правильно ли составлена схема? Оцените работу ... используя сигналы светофора.
Вопрос всему классу: Назовите особенности живой природы. (Живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство и умирают).
5.Актуализация знаний.
Послушайте стихотворение, которое прочитает вам Цыганова Яна и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Стихотворение "Малая родина")
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете,
Есть родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя.
Правильно, тема нашего урока: "Разнообразие природы нашего края". Мы - частички этой красивой планеты Земля. Это - наш общий дом. Поэтому, если все люди будут беречь и заботиться о природе родного края, то мы сумеем сохранить для наших потомков всю единую экосистему нашей чудесной планеты.
В каком краю мы живём? (Нижегородская область, Кулебакский район, село Шилокша)
Кто желает показать и рассказать нам по карте Нижегородской области расположение нашего района и с кем мы соседствуем.
А чем же богата наша область? (леса, реки, озёра, горы)
С помощью чего обозначены богатства нашей области на карте? (цвет, знаки полезных ископаемых...)
6. Решение учебной задачи с опорой на проекты учащихся.
Настя Воронина нам расскажет по своему мини-проекту о нашем селе. (презентация)
Ребята, я попыталась на доске воссоздать картину природы нашего края. (на доске фрагмент села без растений). Удалось ли мне это? (Нет, чего-то не достаёт...) Оцените мою работу используя сигналы светофора. (показывают красный цвет) Помогите мне воссоздать полноценную картину природы нашего села! Если вы любите природу и заботитесь о ней, то сегодня вы можете стать настоящими исследователями и принять участие в нашем общем проекте "Разнообразие природы нашего края". (совместный проект учителя и учащихся)
7.Физкультминутка. Игра "Живое - неживое".
Я называю слова. Если это объект живой природы, вы прыгаете и хлопаете в ладоши. а если неживой природы - стоите на месте. (Рыбка, дождь, гора, сова, рябина, ветер, маслёнок, ученик, подсолнух, гром).
8. Практическая работа. Выполнение мини-проектов.
А сейчас вернёмся к нашей сегодняшней задаче - воссоздадим картину природы нашего края.
Давайте вспомним правила работы в группах. (не шуметь, работать дружно, слаженно, называть друг друга по имени...)
Мы сейчас разделимся на группы и выполним мини-проекты:
1 группа "Гидрологи" - займутся исследованием водоёмов нашего края. Плакат "Реки и их обитатели"
2 группа "Зоологи" - изучат и создадут плакат «Животных нашего края".
3 группа "Ботаники"- покажут красоту растительного мира нашего края. Презентация «Растения нашего края.
4 группа "Археологи" - займутся изучением природных богатств нашего села. Создадут карту полезных ископаемых нашего села.
9.Презентация и защита мини-проектов.
Выступления учеников:
1 группа "Реки нашего села."
2 группа представление плаката "Животные нашего края".
3 группа проект-презентация Голубевой Вероники по теме "Растения нашего края".
4 группа "Карта природных богатств нашего села".
Групповое оценивание выступлений детьми по шкале самооценки.
10.Рефлексия
Заполнение "Листа-самооценки"
Лист самооценки _________________________
Работа на уроке Оценка ученика Оценка учителя
1. Помогал выполнять задания в группе
2. Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания
3. Внимательно слушал учителя, одноклассника
4. Активно работал на уроке
11.Домашнее задание
1. Прочитать статью «Природа» (учебник, с. 98-99)
Литература:
1.А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»/ О.Г.Муковникова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002 – 136 с.
2. Голубева Е.Б. Занимательное естествознание/ Е.Б.Голубева – СПб.: Тригон, 1997 – 368 с.
3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс/ О.И.Дмитриева. – М.: ВАКО, 2009. – 400 с.
4.Муковникова О.Г. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»/ О.Г.Муковникова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002 – 136 с.