СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Разнообразие природы Южной Америки»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучение особенностей природных зон Южной Америки.

Просмотр содержимого документа
««Разнообразие природы Южной Америки»»

Конспект урока географии на тему

«Разнообразие природы Южной Америки»

Автор: Власова Валентина Александровна, учитель географии МБОУ «СОШ № 11».

Раздел: «Южная Америка – материк чудес».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Класс: 7.

Цель: изучение особенностей природных зон Южной Америки.

  1. Образовательные:

    1. закрепить и углубить знания об основном законе географии  «Закон широтной зональности» (на примере природных зон Южной Америки;

    2. показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;

    3. рассмотреть особенности флоры и фауны Южной Америки.

  1. Развивающие

  1. развивать умение характеризовать природные зоны, выявлять взаимосвязи между природными компонентами;

  2. развивать навык работы с тематическими картами, наглядностью;

  3. совершенствовать умения отличать главное от второстепенного, устанавливать причинно-следственные зависимости и последовательность событий; делать выводы;

  4. развивать пространственную ориентировку, коммуникативные навыки, память, мышление, любознательность, познавательный интерес и активность.

  1. Воспитывающие:

  1. воспитывать бережное отношение к природе;

  2. воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

  3. формировать чувство само- и взаимоуважения при работе в коллективе и ценности интеллектуального труда;

  4. формировать ценностное отношение к миру и к знаниям о нем.

Направления функциональной грамотности: естественнонаучная и читательская грамотность, глобальная компетентность.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Методы контроля: устный опрос, самоконтроль.

Материально-техническое обеспечение: физическая карта полушарий, физическая карта Южной Америки, атласы (7 класс, издательство «Дрофа»), учебник (Домогацких, Е. М. География. Материки и океаны: в 2 ч. Ч.2. Материки планеты Земля: Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: 7 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015), компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, конспект урока, раздаточный материал для обучающихся.

Межпредметные связи: изо, биология, литература.

Планируемые результаты обучения:

Ученики должны знать: закономерности расположения  природных зон Южной Америки, особенности их растительного и животного мира.

Ученики должны уметь: определять и характеризовать природные зоны Южной Америки, объяснять особенности взаимосвязи природных компонентов в каждой из них.

Структура и содержание урока


  1. Организационный момент (1 мин.).

Слайд 1: Доброе утро. Я вижу, что вы готовы заниматься, все учебные принадлежности у вас имеются. С правилами поведения на уроке вы знакомы. Если у вас появятся вопросы ко мне или будут ответы на мои вопросы – прошу поднимать руку и только после этого говорить. Мой рассказ будет сопровождаться презентацией на экране.

Давайте начинать наш урок.


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 мин.).

Слайд 2: Сегодня мы с вами продолжим путешествие по Южной Америке. Давайте вспомним, что мы изучали раннее. Кто готов поработать с физической картой континента? Остальные активно помогают ему.

  1. В каких полушариях располагается Южная Америка?

  2. Какие океаны омывают данный материк?

  3. Какие условные линии пересекают данный материк?

  4. Как называется крупнейшая на континенте горная цепь?

  5. Как называется крупнейшая низменность, расположенная на данном континенте? Почему она так называется?

  6. Какой вывод можно сделать о климате Южной Америки?

Дети отвечают и работают с картой.

Слайд 3: Молодец! Садись, отлично! Итак, мы повторили физико-географическое положение, климат, рельеф и внутренние воды этого необычного континента. Все это позволило создать некий образ Южной Америки, но он еще не является полным. Как вы считаете, почему? Что мы еще не знаем о данном континенте?

Дети отвечают.

Слайд 4: Верно! И поэтому тема урока  «Разнообразие природы Южной Америки». Что в данном случае будет являться целью урока?

Дети отвечают.

Слайд 5: Молодцы! Цель урока  это изучение природы Южной Америки.


  1. Актуализация знаний (3 мин.).

Везде ли природа материка одинакова или есть какие-то отличия? Будет ли одинакова природа гор и природа, например, Амазонской низменности? В чем это проявляется? (в компонентах природы – это рельеф, полезные ископаемые, климат, водные объекты, почвы, растения и животные)?

Дети отвечают.

Слайд 6: Все отличия, которые вы сейчас назвали, обозначают определенную природную зону. Давайте прочитаем на слайде определение, что такое «природная зона». Выделите ключевые понятия.

Дети читают информацию на слайде.

Слайд 7: Природная зона – это природный комплекс, обладающий определенным набором таких компонентов природы как климат, рельеф, полезные ископаемые, водные объекты, растения и животные.

На нашей планете существует множество разнообразных природных зон, Чтобы ответить на вопрос, почему и как они сменяют друг друга, нам нужно вспомнить Закон географической зональности Василия Васильевича Докучаева. Давайте прочитаем его.

Дети отвечают.

Слайд 8: «Все компоненты природы и природные комплексы закономерно изменяются по направлению от экватора к полюсам». Что это значит?

Обратите внимание на карту Южной Америки. К какому полюсу Земли будут стремиться природные зоны этого континента?

Дети отвечают.

Слайд 9: Ребята, откройте, пожалуйста, учебники на странице 88 и прочитайте вопрос из раздела «Как вы думаете» (Какая природная зона Южной Америки и почему обладает наибольшим видовым разнообразием животного и растительного мира?). Готовы ли вы ответить на этот вопрос и почему?

Дети отвечают.

Слайд 10: Чтобы ответить на данный вопрос, нам нужно изучить особенности различных природных зон Южной Америки, чем мы сегодня и займемся на уроке.

Мы с вами говорили о том, что географическое положение Южной Америки частично повторяет географическое положение Африки, а потому природа некоторых районов Южной Америки очень похожа на африканскую. Но различия, конечно же, есть.

Природа Южной Америки удивительна, а потому она всегда привлекала внимание не только ученых, но и различных писателей, которые воспевали ее в своих произведениях. К таковым можно отнести Даниэля Дефо с его «Робинзоном Крузо», Артура Конан Дойля с его «Затерянным миром» и Жюля Верна с «Таинственным островом». Обязательно прочтите эти книги.

Слайд 11: На ваших партах лежат рабочие листы – на них изображена контурная карта континента и таблица. В процессе урока вы будете работать с ними.

Слайд 12: Обратите внимание на экран. На нем разными цветами показаны 5 основных природных зон Южной Америки. Давайте назовем их и отметим их в контурной карте на ваших рабочих листах.

Дети выполняют задание.

Именно в таком порядке мы будем изучать их


  1. Первичное усвоение новых знаний (22 мин.).

Слайд 13: Первая и самая обширная природная зона Южной Америки  это зона влажных экваториальных и вечнозеленых лесов, которые занимают большую часть Амазонской низменности. Южноамериканцы назвали эти леса сельвой или Амазонией. Их принято считать легкими нашей планеты, поскольку обеспечивают ее огромным количеством кислорода.

Внешне сельва не слишком отличается от африканских джунглей. Это  многоярусные леса, состоящие из высочайших деревьев, которые раскидывают свои обширные кроны.

Слайд 14: Более 3 тысяч видов деревьев растет в сельве! Перечислить даже малую их часть невозможно. Назовем только некоторые.

Сейба — одно из самых высоких деревьев на планете. Ее высота превышает 80 м!

Бальса — дерево с очень легкой древесиной, которая и совершенно не гниет в воде.


Слайд 15: Бразил — дерево с очень красивой древесиной, давшее название самой большой стране Южной Америки. Вы уже догадались, какой именно?

Хинное дерево, листья которого содержат хинин — вещество, позволившее приготовить лекарства, с помощью которых стали излечимы многие тяжелые болезни.

Гевея  дерево, кора которого содержит сок белого цвета, который при загустении превращается в каучук  сырье для производства резины.

Слайд 16: Также здесь растут дынное дерево или папайя  растение с необыкновенно вкусными плодами, какао — шоколадное дерево, которое местные жители называют «пищей богов», различные виды пальм, много орхидей и лиан.

Слайд 17: В водах многочисленных рек растет невероятное растение Виктория Регия, которое отличается большими размерами листьев и цветов. Диаметр ее листа достигает до 2 метров. Это тропическое растение считается самой большой кувшинкой в мире и за это занесено в Книгу рекордов Гиннеса.

В сельве обитают исключительно некрупные животные.

Слайд 18: Так, по тропинкам гуляют дикие свиньи  пекари.

Здесь же обитает капибара  крупнейший грызун на планете Земля. Капибара – это некое подобие морской свинки ростом полметра и весом около 60 кг.

Слайд 19: Тапир  это травоядное животное, являющееся дальним родственником слона, правда, совсем на него непохожий.

И тапир, и капибара значительную часть времени проводят в воде, прекрасно плавают, но пастись выходят на берег.

И все-таки главная жизнь в сельве сосредоточена не на поверхности земли, а на деревьях, правда, разглядеть ее очень непросто. Ученые не знают и половины животных, обитающих там. Здесь обитает множество видов обезьян, среди которых особенно выделяются обезьяны-ревуны со своими удивительно резкими и громкими голосами. С помощью специальной аппаратуры ученые определили, что стая ревунов издает звук, похожий на звук взлетающего самолета! А ведь ревун — не такая уж и крупная обезьяна. Длина его тела составляет всего 70 см.

Невероятно милое существо амазонской сельвы  это игрунковая обезьяна. Увидеть ее в природе не так-то просто, ведь она совсем крошечная и легко умещается на ладони. Трудно разглядеть в листве такую крошку, несмотря на то, что ее украшает черно-белый полосатый хвостик, который в два раза длиннее ее тела.

Слайд 20: Самыми яркими обитателями леса являются птицы и бабочки. Причем птицы могут быть крошечными  например, всем известные колибри, а бабочки могут достигать огромных размеров, как, например, голубая бабочка морфо. Также здесь обитают попугаи и другие птицы.

Слайд 21: В сельве обитает немало хищников. Самым крупным из них является ягуар  красивая пятнистая кошка с самой крупной и мощной челюстью среди всех представителей семейства кошачьих. Это животное умеет имитировать голоса обезьян, что помогает ему охотиться на них. Интересен факт, что в некоторых случаях хищники могут нападать даже на крокодилов. По своим размерам ягуар уступает и льву, и тигру, но местные жители часто его называют именно тигром. Уважают! Увидеть ягуара в сельве практически невозможно. Он очень осторожен и умеет быть незаметным. Он может целый день следовать за вами буквально по пятам, но вы об этом не узнаете. К счастью, ягуар практически никогда не нападает на человека.

Слайд 22: В речных водах водится анаконда, которая считается одной из крупнейших змей в мире. Длина ее тела составляет около 6 м. Считается, что в природе у анаконды практически нет врагов, однако, они могут становиться жертвами  ягуаров, крокодилов и кайманов. 

Кайман  близкий родственник крокодила, обитает в пресной воде, предпочитая болота и тихие реки. Чтобы легко плавать по воде и выискивать жертву, тело каймана приплюснуто по высоте, голова плоская с вытянутой мордой, короткие ноги и сильный длинный хвост.

Слайд 23: В бассейне реки Амазонки обитает арапаима — одна из крупнейших пресноводных рыб в мире, длина которой достигает почти 5 метров. 

Кроме того, в водоемах сельвы водятся пираньи — одни из самых кровожадных и опасных рыб на планете.

Дети заполняют таблицу.

Слайд 24: Проверьте правильность заполнения своей таблицы.

Дети проверяют таблицу.

Физкультминутка (2 мин.).

Слайд 25: Чтобы ваши глазки не устали давайте выполним зрительную гимнастику - посмотрите на экран, и поводите глазками по стрелочкам. Молодцы!

Дети выполняют зрительную гимнастику.


Слайд 26: А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно с текстом учебника (параграф 39) и вашими таблицами. 1 ряд составляет описание зоны саванн, 2 ряд – зоны степей, 3 ряд - зоны полупустынь и пустынь. Затем вы поделитесь друг с другом своими знаниями. Последнюю строку таблицы - зону высотной поясности, мы с вами разберем вместе. На выполнение задания вам дается 3 минуты. Приступаем.

Дети заполняют таблицу. Обсуждение.


Слайд 27: К сельве примыкает широкая полоса саванн. В Южной Америке их называют льянос.

Слайд 28: Деревьев в льяносе практически нет. Только вдоль рек располагаются так называемые галерейные леса  узкие полосы очень густой древесной растительности.

Здесь растут пальмы и акации, мимозы и кактусы. Самое примечательное дерево, растущее в этих лесах,  кебраччо, которое отличается очень прочной древесиной. В переводе «кебраччо» означает «сломанный топор».

Слайд 29: В южноамериканской саванне нет такого огромного количества травоядных животных, как в африканской саванне. Здесь обитает броненосец — удивительное животное, покрытое панцирем, который позволяют ему сворачиваться в клубок и превращаться в шар. Броненосец прекрасно себя чувствует и не только в дикой природе, но и в больших городах.

Пожалуй, самый необычный обитатель льяносов  гигантский муравьед. Несмотря на свое название, он не так уж и велик: длина тела немного больше 2 м. Своми лапами с могучими когтями муравьед разрывает муравейники и термитники, запускает внутрь муравьиного жилища свой липкий язык полуметровой длины. Когда язык оказывается достаточно облеплен муравьями, он просто втягивается в рот.

Из обитающих в саванне птиц самым заметным является страус нанду  это птица ростом более полутора метра. Нанду любит любые открытые пространства, а значит, его можно встретить и в зоне степей.

Слайд 30: Проверьте правильность заполнения своей таблицы.

Дети проверяют таблицу.


Слайд 31: Зона степей примыкает к зоне саванн с юга.

Пампа  так южноамериканские индейцы называют степь, что в переводе означает «место, где нет деревьев».

Слайд 32: В пампе растут только разнообразные травы.

Зона степей очень активно используется человеком в хозяйственных целях, поскольку здесь формируются самые плодородные почвы. Здесь много полей, на которых выращиваются разнообразные зерновые культуры, прежде всего, пшеница.

Слайд 33: Животных здесь не слишком много. Но одного обитателя степей все-таки хочется назвать. Это опоссум или сумчатая крыса  единственное сумчатое животное, живущее за пределами Австралии. Это – очень умное животное, у которого на лапах имеются большие пальцы.

Слайд 34: Проверьте правильность заполнения своей таблицы.

Дети проверяют таблицу.


Слайд 35: Зона полупустынь и пустынь.

На самом юге материка находится область с недостаточным увлажнением. Этот негостеприимный край называется Патагонией.

Слайд 36: Осадков здесь выпадает всего лишь около 200 мм в год. Почвы малоплодородные, а растительность скудная. Здесь растут сухие злаки, колючие кустарники и кактусы.

Слайд 37: Животных мало. В полупустыне много грызунов. Например, здесь обитают нутрия и вискача. Оба грызуна обладают достаточно ценным мехом, ради которого на них ведется активная охота.

Слайд 38: Самым распространенным хищным животным в Патагонии является дикая кошка пума, которая широко распространена в Южной и Северной Америке. Она предпочитает открытые пространства и гористые местности. За это ее еще называют горным львом.

Слайд 39: Говоря о природных зонах Южной америке, нельзя не вспомнить об ее уникальном районе  единственной пустыне Атакама, которая узкой полосой протянулась вдоль Тихого океана. Странно: пустыня на берегу океана. А как же увлажняющее влияние морского воздуха на климат? А его может и не быть, если система постоянных ветров не гонит морской воздух на сушу, а вдоль берега движутся воды холодного течения. Вот и возникла эта береговая пустыня. За все то время, которое люди знают Атакаму, не было ни одного дождя! Летом каменистая поверхность пустыни выжжена солнцем и лишена растительности, а в зимние месяцы поверхность Атакамы окутывается туманом, который является единственным источником влаги. И пустыня преображается. Неожиданно появляются растения, они быстро растут, зацветают и дают семена, которые прорастут ровно через год, в пору зимних туманов. В эти несколько месяцев в цветущей пустыне появляются насекомые, которые провели сухое лето в земле в виде личинок. Вслед за насекомыми появляются и птицы. Но это «обилие жизни» быстро заканчивается. Остаются только чайки, которые кормятся в море рыбой.

Слайд 40: Проверьте правильность заполнения своей таблицы.

Дети проверяют таблицу.


Слайд 41: Зона высотной поясности.

Как вы помните, что в горах природная зональность уступает место высотной поясности. Высотные пояса закономерно сменяют друг друга от подножий гор к их вершинам. Разберем зону высотной поясности Южной Америки на примере Анд.

Слайд 42: Например, в экваториальной части Анд до высоты около 3 км простираются горные леса, выше начинаются прекрасные альпийские луга. Трава в них высотой более 1 м! Но чем выше мы поднимаемся, тем более скудной делается травянистая растительность. На высоте 4,5 км растительность исчезает вовсе, мы вступаем в пояс голых скал, а с высоты 5 км начинаются вечные снега и ледники. То есть подъем в горы для нас превратился в путешествие из амазонской сельвы в снега Антарктиды.

Слайд 43: В нижней части гор животный мир приблизительно такой же, как и на равнине, но по мере подъема в горы появляются специфические виды. Про горного льва — пуму — мы уже говорили. А еще здесь обитает очень редкий и интересный зверь — очковый медведь. Свое название он получил за два светлых пятна вокруг глаз. У него довольно короткая шерсть, поэтому он по сравнению со всеми другими видами медведей очень стройный. Это подвижное и гибкое животное мало похоже на нашего косолапого мишку.

Удивительные волки живут в Андах! Гривистый волк, когда лежит, очень похож на лису. Такой же рыжий, с симпатичной хитрой мордочкой. Но если он встанет, мы будем просто потрясены. Длина ног гривистого волка равна длине его тела! Это одно из самых стройных длинноногих животных планеты

Слайд 44: Самое знаменитое животное Анд — безгорбый родственник верблюда — лама. Лама — сильное выносливое животное с великолепной шерстью. Несколько тысяч лет назад она была одомашнена племенами горных индейцев. Шерсть ламы используется для изготовления теплой одежды, так необходимой в условиях сурового горного климата. По горным тропам и дорогам караваны ламы перевозят людей и грузы.

Кстати, кроме домашней ламы в горах обитает и ее дикий предок — гуанако, отличающийся весьма независимым и строптивым характером.

Слайд 45: Замечательного грызуна открыли в Андах в XIX веке! Шиншилла невелика по размерам, не больше зайца, но обладает красивым, прочным и легким мехом. Сейчас шиншиллу разводят во многих странах мира, но родина ее — суровые скалы Анд.

Из птиц самым заметным и знаменитым является, несомненно, кондор. Это огромная хищная птица с красивым черно-белым оперением и размахом крыльев более 3 м! Кондор — самая крупная летающая птица планеты.

Слайд 46: Проверьте правильность заполнения таблицы в строке «Зона высотной поясности».

Дети выполняют задание.

Слайд 47: Мы перечислили основные природные зоны Южной Америки. Давайте проверим правильность заполнения таблиц. Обратите внимание на экран – здесь изображено то, что должно у вас было получиться в итоге. Проверьте себя и исправьте ошибки, если таковые имеются.

Дети проверяют правильность заполнения таблицы.

Слайд 48-49: Давайте вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока. Сейчас мы можем ответить на него? Объясните свою точку зрения.

Дети отвечают.

Слайд 50: Ребята, скажите, как вы думаете, изменилась ли природа материка под влиянием деятельности человека? В чем это проявляется?

Дети отвечают.

Слайд 51: Воздействие человека на природу в Южной Америке началось еще тогда, когда коренное население, занимаясь земледелием, выжигало для этого участки лесов, осушало болота. Однако эти изменения не были так велики в сравнении с теми, которые возникли с приходом на материк европейцев. С XVI в. началось хищническое использование природных богатств. Распашка земель, вырубка лесов, пастбищное скотоводство привели к большим изменениям природы.

На месте тропических лесов и саванн давно уже существуют плантации кофейного дерева и какао.

Очень быстро уничтожается сельва. Через нее ведется строительство автомобильной дороги. При современных темпах использования, по прогнозам ученых, эти леса могут очень скоро исчезнуть. А ведь эти леса дают атмосфере много кислорода, обладают огромным количеством видов растений и животных.

На сегодняшний день в Красную книгу внесено около сотни видов растений и животных Южной Америки. Многие страны Южной Америки создают природные заповедники, однако площадь на всем материке составляет только около 1 %. Поэтому проблема сохранения природы материка сегодня очень актуальна.


  1. Первичное закрепление (4 мин.).

Слайд 52: Ребята, сейчас я предлагаю закрепить полученные на уроке знания, решив небольшой тест. Каждый работает самостоятельно. Взаимоконтроль.

«Проверь себя»:

1. Какое из перечисленных животных является представителем животного мира южноамериканской сельвы?
а) утконос;
б) капибара;
в) коала;
г) койот.

2. Какое из перечисленных растений является представителем растительного мира южноамериканского льяноса?
а) кебраччо;
б) баобаб;
в) секвойя;
г) эвкалипт.

3. Как в Южной Америке называют зону степей?
а) бальса;
б) льянос;
в) пампа;
г) сельва.



4. К отряду каких млекопитающих относятся нутрия и вискача  представители животного мира южноамериканской Патагонии?

а) кошачьи;
б) парнокопытные;
в) грызуны;
г) земноводные.

5. Какая крупнейшая на планете Земля птица обитает в горах Южной Америки?

а) орел;
б) ястреб;
в) коршун;
г) кондор.



6. Рефлексия (подведение итогов занятия; 8 мин.).

Слайд 53: Давайте проверим ваши ответы:

1 вопрос – вариант Б;

2 вопрос – вариант А;

3 вопрос – вариант В;

4 вопрос – вариант В;

5 вопрос – вариант Г.

Дети самостоятельно проводят проверку.

Я предлагаю каждому из вас оценить свою работу самостоятельно по следующим критериям:

5 правильных ответов – оценка «5»;

4 правильных ответа – оценка «4»;

3 правильных ответа – оценка «3»;

от 0 до 2 правильных ответов – оценка «2»;

А сейчас, пожалуйста, поднимите руки те, кто заработал оценку «5» (4,3,2) за урок.

Дети поднимают руки.

Поздравляю тех, кто справился на «отлично», а остальных попрошу не расстраиваться и внимательно прочитать текст параграфа, который будет задан на дом.

Слайд 54: Прочитайте еще раз цель нашего урока. Как вы считаете, мы достигли ее?

Дети отвечают.

Можно с уверенностью сказать, что наше знакомство с природой Южной Америки состоялось. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что было вам особенно интересно?

Дети отвечают.

Слайд 55: Выводы.


8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин).

Слайд 56: Молодцы! Домашнее задание к следующему уроку представлено на слайде, а именно: прочитать § 39, устно ответить на вопросы в конце него, подготовить презентацию по природным зонам Южной Америки (1 на выбор), а также вклеить заполненную на уроке таблицу в тетрадь.

Запишите его, пожалуйста!

Дети записывают домашнее задание.

Слайд 57: На прощание и при успешном завершении дел люди обычно очень крепко и тепло жмут друг другу руки. Я попрошу вас пожать руку своему соседу по парте, поздравив его таким образом с успешным окончанием нашего урока.

Дети жмут друг другу руки.

Вы  большие молодцы! Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок и до новых встреч!










10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!