СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разнообразие корней. Образование корневых систем

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан по теме "Разнообразие корней. Типы корневых систем" по учебнику Д.И.Трайтака.

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие корней. Образование корневых систем»

Урок Разнообразие корней. Образование корневых систем.

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.

Предметные результаты:

– сформировать знания о видах корней и типах корневых систем;

– продолжить формирование знаний о взаимосвязи строения органа и выполняемой им функции;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: корень, корневая система, мочковатая и стержневая корневая система, геотропизм .

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

  2. Продолжить формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные УУД

1.продолжить формировать умение обучающегося объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения.

Обучающиеся должны уметь:

а) называть функции корня;

б) распознавать виды корней и типы корневых систем;

г) устанавливать взаимосвязь между строением корня и его функциями;



Тип урока: изучение нового материала и первичный контроль знаний.

Форма урока: урок исследование.



Оборудование урока: проростки фасоли, гороха, пшеницы с развитыми корнями, гербарии с различными типами корневых систем, таблица “Строение стержневой и мочковатой систем”, презентация.

Форма обучения: фронтальная форма, групповая (парная) форма, индивидуальная форма.


Методы и приемы:

  • Наглядные (демонстрации)

  • Словесные (беседа, фронтальный опрос, объяснение)

  • Практические (работа с гербарным материалом)

Ход урока.

  1. Организационно-мотивационный

    1. Организационный момент

-Здравствуйте! Я хочу начать наш урок словами

На доске : Девиз урока:

В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желанье – это множество возможностей,

А нежеланье – множество причин.

Э. Асадов

Я думаю, у вас сегодня есть и желание узнать, что-то новое и возможность показать свои знания и умения. И так начинаем наш урок.

1.2. Постановка цели урока

Сегодня мы приступаем к изучению следующего органа растения. Чтобы узнать какого прослушайте загадку.


Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растениям жизнь дают.(корень)

О каком органе растения мы будим сегодня говорить? Учитель слушает ответы учащихся,

- О корне.

-Правильно. Где вы еще слышали такое слово

- В русском языке, математике.

И так записываем тему нашего урока «Разнообразие корней. Образование корневых систем".(слайд)

Давайте вместе обозначим цель нашего урока (учащиеся формулируют цель).

Цель нашего урока сегодня, узнать, какие бывают корни, какие системы они образуют. (слайд).

1.3. Актуализация знаний УУД в начале урока


На прошлых уроках мы с вами познакомились с особенностями строения семян растений. Изучили их строение, значение. Давайте вспомним строение семени. У вас на столах лежат карточки с кросвордом выполните задания, а потом обменяйтесь карточками и проверьте их.

Кроссворд «Семена»

Все слова оканчиваются на букву К.

1 – однодольное растение, в семени которого зародыш окружен эндоспермом; 2 – название зернового растения; 3 – органическое вещество семени; 4 – след семяножки от семени; 5 – составная часть зародыша семени; 6 – составная часть зародыша семени; 7 – растение на начальной стадии развития.

Ответы: 1 – лук; 2 – злак; 3 – белок; 4 – рубчик; 5 – корешок; 6 – стебелек; 7 – проросток.


  1. Операционно-технологический

2.1 Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Корень это вегетативный или генеративный орган растения?

- вегетативный

Правильно. Откройте свои учебники и найдите определение, что же такое корень.

- Корень –это осевой вегетативный орган растения, который развивается из зародышевого корешка семени.

Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите, какие функции выполняет корень растения?

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых,

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

(В. Жак)

Учитель слушает ответы учащихся, затем дополняет и учащиеся записывают в тетрадь основные функции корня: (слайд)

1.Закрепление растения в почве;

2.Всасывание, проведение воды и минеральных веществ;

3.Запас питательных веществ;

4.Взаимодействие с корнями других растений (симбиоз), грибами, микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки бобовых);

5.Вегетативное размножение;

6.Синтез биологически активных веществ;

7.У многих растений корни выполняют особые функции (воздушные корни, корни-присоски).

2. Виды корней (слайд)

Корни у растения отличаются друг от друга. Какие виды корней есть у растения вы изучите самостоятельно. Работаете в парах в течение 3-4 минут, а затем поделитесь знаниями с одноклассниками. Открываем учебники на с.45.

Ответы обучающихся

-Существует три вида корней: главные, придаточные и боковые. При прорастании семени, первым развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

Учителем приводятся сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга. Рассказывает о корнях баньяна, мангрового дерева.

Корень имеет положительный геотропизм, т.е растет вертикально вниз, в направлении действия земного притяжения. (рис.27 с.45)

Геотропизм различных корней не одинаков. Главный корень растет строго в направлении земного притяжения, а боковые и придаточные могут расти вниз под разным углом и даже в горизонтальном направлении. Нередко у деревьев более старого возраста можно обнаружить корни, уходящие в глубь почвы под определенным углом.

При выращивании культурных растений человек использует такие приёмы как «пикировка» и «окучивание».

Пикировка- это отщипывание кончика главного корня с помощью специальной палочки «пики». Как вы думаете к чему это приведет?

-Это ведет к увеличению числа боковых корней в верхнем, самом плодородном слое почвы,

-Окучивание- это присыпание землей нижней части стебля, К чему это приводит?

-Это ведет к образованию придаточных корней (Слайд).

2.2 Динамическая пауза. Гимнастика выполняется стоя у парты. Учитель показывает движения, учащиеся повторяют.

Дом.

  1. Я хочу построить дом,

  2. Чтоб окошко было в нем,

  3. Чтоб у дома дверь была,

  4. Рядом чтоб сосна росла,

  5. Чтоб вокруг забор стоял,

  6. Пес ворота охранял.

  7. Чтоб на травке жил жучок,

  8. Бегал быстрый паучок,

  9. Солнце было,

  10. Дождик шел,

  11. И тюльпан в саду расцвел,

  12. Чтоб флажок на доме был

  13. А за домом ежик жил.

  1. Складываем руки над головой «домиком»

  2. Смыкаем пальцы перед глазами окошком.

  3. Ладони поворачиваем к себе, смыкаем их боковыми частями.

  4. Пальцы растопыриваем, руки тянем вверх.

  5. Выводим руки перед собой кольцом, пальцы соединяем.

  6. Одна рука «пес» (большой палец направлен вверх, мизинец – вниз).

  7. Левая рука травка. Пальцы растопырены. Смотрят вверх. Пальцы правой руки – жучок. Перебираем пальцами правой руки по пальцам левой.

  8. Меняем руки.

  9. Ладони соединяем боковыми поверхностями, пальцы растопырены.

  10. Выполняем стряхивающие движения.

  11. Предплечья прижимаем, пальцы-лепестки смотрят вверх.

  12. Качаем кистями рук параллельно полу.

  13. Пальцы рук переплетаем, направляем вверх.

2.3 Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

3. Типы корневых систем (слайд)

Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую. (Работа с таблицей на доске «Типы корневых систем»)

Неделю назад вы получили задание заложить опыт «Прорастание семян пшеницы и фасоли», и понаблюдать за семенами.

Самостоятельно рассмотрите корни проросших семян растений, у вас на столах лежат таблицы, заполните их (слайд) и таб. уч. с 46., а потом мы с вами проверим вашу работу.

Название растения

Тип корневой системы

Различим ли главный корень? Каково его происхождение?

Различимы ли боковые корни? От каких корней берут начало?

Различимы ли придаточные корни? Каково их происхождение?

Рисунок корневой системы

Пшеница






Фасоль






Отвечают на вопросы:

- Какой орган растения первым трогается в рост при прорастании семян?

-Как шло развитие корней у проростков фасоли и пшеницы?

-В чем различие в развитии и внешнем строении корней проростков пшеницы и фасоли?

-Сколько семядолей в семени фасоли?

- Сколько семядолей в семени пшеницы ?

Вывод: корневые системы фасоли и пшеницы различаются друг от друга. У фасоли – стержневая корневая система, главный корень образуется из зародышевого корешка, а у пшеницы – мочковатая. Следовательно, у двудольных растений корневая система стержневая, а у однодольных мочковатая.

2.4 Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

У вас на партах лежат гербарные растения. Выполним лабораторную работу. Работаем в парах.

Лабораторная работа « Стержневая и мочковатая корневые системы». (слайд)

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Какие корневые системы называются стержневыми, какие мочковатыми?

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. По строению корневой системы определите, какие растения - однодольные, какие –двудольные?

6. Заполните таблицу.

Название растения.

Тип корневой системы.

Особенности строения корневой системы.













2.5 Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Учитель читает стихотворение, один ученик сопровождает чтение показом по таблице (коллективная работа).

Для чего же служит корень?
Корень нужен для того,
Что бы удержать растения,
В почве укреплять его.
А ещё он как насос
Надо нам решить вопрос:
Как он воду доставляет,
Как он соли добывает?
Не добывает у растений
Знаем, корня одного.
Есть придаточный и главный
Боковые сверх того.
И система корневая
Тоже разная бывает.
Если в сумме всех корней
Мы увидим главный корень,
То его сравним со стержнем,
Он как стержень, что тут спорить.
Если главного мы корня среди прочих не найдём,
То такую вот систему
Мочковатой назовём.
Стержневая та система
Для двудольных характерна.
Называем мы системой
Сумму всех корней растения
Для гороха и моркови,
Для бобов и для фасоли.
У пшеницы, ржи и риса,
У тюльпана и нарцисса
Главный корень не найдёшь.
К однодольным отнесёшь.
А теперь скажи, дружок,
Коль меня понять ты смог:
Так какая же система
Для пшеницы характерна?
Почему нельзя бобы
К однодольным отнести?

Собери таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).

Основные понятия

Определение понятий

Корни

-подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

Корневая система

- система всех корней растений

Главный корень

-корень, уходящий в почву глубже всех

Боковые корни

-корни, отходящие по бокам от главного и и придаточных корней

Придаточные корни

-корни, отходящие по бокам от стебля

Стержневая корневая система

-система, состоящая из главного и боковых корней

Мочковата корневая система

-система, состоящая из придаточных и боковых корней

3. Рефлексивно – оценочный.

Ребята, как вы думаете, знания о корне пригодятся вам в жизни?

  • На все вопросы мы ответили, составленные в начале урока?

  • Что вам больше всего понравилось?

  • Что нового узнали?

  • Оцените работу на уроке групп?

  • Может быть кого-то можно выделить?


4.Домашнее задание: параграф №112-13, вопросы к параграфу. (слайд)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!