Тема : «Разноуровневая дифференциация
на уроках русского языка для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями»
Выполнила: Бражкина Лариса Ильинична,
учитель русского языка и литературы МАОУ
«Белоевская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
- Основная задача : увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
- ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД (от лат. — defferentia —разность, различие) — целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся. Коррекционная педагогика и специальная психология.
- Словарь. — СПб.: КАРО. Н.В. Новоторцева. 2006.
Все задания выполняют самостоятельно, ученик не испытывает больших затруднений при выполнении задания. При выполнении сравнительно сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
II группа : ученик в основном понимает фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминает изучаемый материл, но без помощи учителя сделать элементарные выводы, обобщения не в состоянии. Немного снижен темп работы, допускает ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
- III группа : с трудом усваивают учебный материал, низкая самостоятельность, темп усвоения – низкий
Тема урока: «Изменение существительных по падежам»
Цель: упражнять в распознавании падежей по вопросу. Фрагмент урока.
1 группа . Впишите существительное по смыслу, ставя в нужном падеже: Ухаживали (за кем?) .... Кормили (кого?) ... . Полюбили (кого?)... . Понравилось (кому?)....
2 группа . Впишите существительные в нужном падеже: Ухаживали (за кем?) ...(лосенок). Кормили (чем?)... (молоко). Полюбили (кого?)... (лосенок). Понравилось (кому?) ...(лосенок).
3 группа . Допишите окончания существительных: Ухаживали (за кем?) за лосенк... Кормили (чем?) молок... . Полюбили (кого?) лосенк... . Понравилось (кому?) лосенк... .
Фрагмент урока.
Цель: Развитие умения распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы и правильно их употреблять. - Запишите слова из упражнения в тетрадь, распределив их на три группы. Дети выполняют письменное задание в тетради по уровням: 1 уровень – выписывает прилагательные,существительные, глаголы;
2 уровень - выписывает прилагательные, существительные ;
3 уровень – глаголы
Проверка задания Дети зачитывают записанные слова в тетради и называют, какой частью речи они выражены.
Смелый, дом, бежать, светлый, здоровый, солнце, красить, рисовать, девочка, парта, купаться, окно, врач, пушистый.
- Дифференцированный подход необходим при проведении контрольной работы . Учащимся I группы диктую полностью весь диктант, учащимся II группы - диктант дается на карточке для списывания с пропущенными буквами, III группе дается полный текст на карточке для списывания. Грамматические задания также дифференцируются по степени сложности. Если учащиеся I, II группы могут выполнить самостоятельно 2 задания, то ученикам III группы дается самое простое задание по теме, оказывается индивидуальная помощь.
- Дифференцированное домашнее задание в теме «Предлоги и приставки».
- Цель д/з: закрепить навыки правописания предлогов и приставок со словами.
1уровень .Запишите слова, раскрывая скобки. Составьте с ними предложения:
(у)нас, (у)нёс, (за)вод, (за)водой, (над)лесом.
2 уровень . Запишите словосочетания, раскрывая скобки:
вы)бежал (во)двор, (за)шёл (за)книгой, (вы)шел (по)играть, (у)ехал (за)границу, (по)купка (по)дарка
3 уровень . Спишите, раскрывая скобки.
Вилка однажды споткнулась (о)крошку,
Падая, стукнулась вилка (об)ложку.
Ложка, взлетев, угодила в (о)крошку,
Брызги на книжную сели (об)ложку.
В заключении хочется отметить, что дифференцированный подход на уроках дает возможность включить в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дифференцированный подход в обучении школьников отвечает современным требованиям и является приоритетным при обучении детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.